своего физического и нравственного здоровье.
Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:
· системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
· специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;
· иллюстрированным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи).
· участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет;
· социальные игры на уроках.
· задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные и контрольные задания для членов клуба;
· завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник, 2013
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник, 2014
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 4 класс. – М: Академкнига/ Учебник, 2012
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник, 2012
Авторская программа по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник, 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
№
п/п
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип
урока
| Планируемые результаты
| ФОПД
| Формы
контроля
| Дата
|
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
|
История Отечества (7 часов)
|
| Древние славяне.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Знать: названия городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века.
Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные УУД: формулировать свои затруднения.
| Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
| Индивидуальная. Фронтальная
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
| Древняя Русь.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств.
Уметь: работать с картой – «Путь “из варяг в греки”»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать на основе текста былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях – Илье Муромце и Добрыне Никитиче.
| Познавательные УУД: обучение работе с разными видами информации; умение применять правила, пользоваться инструкциями.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, и отвечать на них.
| Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
| Крещение Руси.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей.
Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым.
| Познавательные УУД: оценка достоверности получаемой информации.
Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий.
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, и отвечать на них.
| Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
| Борьба Руси с западными завоевателями.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Знать военные победы Александра Невского.
Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать ледовое побоище.
| Познавательные УУД: обучение работе с разными видами информации.
Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника.
| Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
| Возникновение Москвы. Первые московские князья.
|
| Урок применения предметных ЗУН и УУД.
| Знать, когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком.
Уметь: называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты
| Познавательные УУД: сбор, обработка и передача информации.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью.
| Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
| Групповая.
| Взаимоконтроль.
|
|
| Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. (Первое заседание клуба.)
|
| Урок обобщения и систематизации предметных ЗУН, универсальных действий.
| Иметь представленияо мировых религиях.
Уметьотвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой.
| Познавательные УУД: извлечение информации из разных источников.
Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.
| Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Взаимоконтроль.
|
|
| Обобщение по теме «Древние славяне».
РКМ«В глубь веков. История Северного края»
РС «История Архангельска»
|
| Контрольный урок.
| Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.
| Познавательные УУД: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Регулятивные УУД: выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль.
| Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Взаимоконтроль.
|
|
Земля – планета Солнечной системы (4 часа)
|
| Солнечная система.
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
| Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год.
Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года.
| Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план.
Регулятивные УУД: ставить новую учебную задачу.
| Мотивация учебной деятельности.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
| Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца.
|
| Урок применения предметных ЗУН и УУД.
| Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле.
Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле.
| Познавательные УУД: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.
Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог.
| Мотивация учебной деятельности.
| Групповая.
| Взаимоконтроль.
|
|
| Природные зоны нашей страны.
РС «Природные зоны Архангельской области. Почвы.»
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
| Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон.
Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны.
| Познавательные УУД: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту, план) для наблюдений.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.
| Мотивация учебной деятельности.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
| Обобщение
по теме «Земля – планета Солнечной системы».
|
| Урок применения предметных ЗУН.
| Уметь: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем.
| Познавательные УУД: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов, с целью решения конкретных задач.
Регулятивные УУД: активно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника.
| Мотивация учебной деятельности.
| Групповая.
| Взаимоконтроль.
|
|
Путешествие по природным зонам России (13 часов)
|
| Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. (Второе заседание клуба.)
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.
Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
| Животные ледяной зоны. Арктика и человек.
РКМ
«Архангельская область – ворота в Арктику».
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.
Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края.
| Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг дуга событий как этапы постановки опытов.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД: договориться о распределении функций и ролей совместной деятельности.
| Экологическая культура: ценное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
| Тундра.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре.
Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры.
| Познавательные УУД: сбор, поиск информации и обработка.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль
|
|
| Тундра и человек.
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре.
Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в тундре; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры.
| Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
| Зона лесов. Растения зоны лесов.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Знать о роли леса в природе и жизни людей.
Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг.
Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России.
| Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
| Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей.
РКМ «Кладовая Севера. Природные богатства Архангельской области».
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
| Знать о роли леса в природе и жизни людей.
Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг.
Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России.
| Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
| Зона степей.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.
Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей.
| Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
| Степь и человек.
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.
Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей.
| Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
| Зона пустынь.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне.
Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь.
| Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
| Жизнь человека в пустыне.
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне.
Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь.
| Познавательные УУД: переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ.
Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий.
Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
| Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения Черноморского побережья Кавказа. (Третье заседание клуба.)
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
| Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье.
Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.
Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье.
| Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг дуга событий.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
| Животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье.
|
| Урок применения
предметных ЗУН.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.
Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны.
| Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Групповая.
|
|
|
| Обобщение
по теме «Путешествие по природным зонам России».
|
| Урок обобщения и систематизации предметных ЗУН.
| Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь.
| Познавательные УУД: передача информации устным, письменным способами, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные УУД: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Взаимоконтроль.
|
|
Родной край – часть великой России (11 часов)
|
| Твой родной край.
РКМ«Архангельская область – часть мира. Содружество стран Баренцева Евро-Арктического региона»
|
| Урок применения
предметных ЗУН.
| Знать название родного края.
Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико-административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края.
| Познавательные УУД: ставить, формулировать и решать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности по решению проблем различного характера.
Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
| Групповая. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
| Московское время.
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
| Иметь представление о часовых поясах.
Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России».
| Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
| Карта твоего края.
РС «Физическая карта Архангельской области».
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
| Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, карта).
Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
| Поверхность и водоемы твоего края.
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
| Знать: понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток).
Уметь: работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки.
| Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения, поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, карта).
Регулятивные УУД: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
| А что можешь сделать ты?
|
| Урок обобщения и систематизации предметных ЗУН.
| Знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему.
Уметь: соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края.
| Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог.
Познавательные УУД: построение рассуждения, обобщения.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Взаимоконтроль.
|
|
| Полезные ископаемые твоего края.
РС «Полезные ископаемые Архангельской области»
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
| Знать понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые».
Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае.
| Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
|