Не из лекции ( курс экономики)
Понятие рынка и рыночных отношений. Структура и назначение элементов. Из лекции:
Рынок – сфера обращения товаров, которая складывается на основе договора, т.е. на базе экономического саморегулирования.
Гипотеза взаимной конкуренции управляющих и псевдоуправляющих воздействий Если государственного вмешательства мало, то на рынке появляется другая власть - преступность (монополии складываются, появляется организованная преступность) Эти системы (монополия, организованная преступность, государственное регулирование) могут сосуществовать на рынке, имея различное влияние. Таким образом, Рынок – сфера обращения товаров, которая складывается на основе отношений экономического саморегулирования под влиянием воздействия на них управляющих (псевдоуправляющих) факторов: государственного воздействия (управляющего и коррупционного), частной монополии и организованной преступности, проявляющихся в различной степени в зависимости от существующей в государстве системы экономико-правового регулирования. Государство может вытеснить монополию, орг. преступность, но тогда растет коррупционный фактор. Если же государство совсем не влияет на рынок, то он становится криминально-монопольным. Можно выделить 2 вида рынков: позитивный и негативный. Негативный бывает: монопольный криминальный и коррупционный (и смешанные) Позитивный: Классический - саморегулирование, конкуренция и т.д. (капитализм по Фридману) и Директивный рынок (социализм по Фридману).
Поскольку наличие государства и саморегулирования объективно, то объективно и наличие двух видов рынка: классического и директивного! Насколько возможно их сосуществование? Сопоставление психолого-экономических мотиваций государства и частного инвестора: Мотив у частного собственника - чувство собственности, чувство выгоды (Здесь регулирование происходит по принципу: все, что не запрещено, то разрешено) Мотив у государства: социальные интересы, интересы государства. (Здесь другое регулирование- все, что не разрешено законом прямо - запрещено).
Соответственно, из-за различных принципа регулирования, эти рынки (директивный и классический) сталкиваются лбами, возникает много противоречий, не всегда ясно - что можно, что нет, оттого много случаев мошенничества и неурегулированности). Кстати, еще он раскрыл секрет - откуда берется коррупция???
Чиновникам предоставлено право выбора (Какую применить ответственность к нарушителю, применить ли ее вообще). У них есть ВОЗМОЖНОСТЬ договориться. Законом чиновнику предоставлено право решить как поступить, он не всегда достаточно ограничен в своих действиях, они не регламентированы должным образом. ПОЭТОМУ для государства необходима отдельная система законодательства!! необходим ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ и соответствующее законодательство
А классический рынок должен регулироваться гражданским кодексом и др. законами. А у нас директивный рынок регулируется гражданским законодательством, что в корне неправильно. И именно такое свободное регулирование директивного рынка (гражданским, а не специальным законодательством - причина коррупции).
Приватизация - путь борьбы с коррупцией (из гос. в частную собственность переходит имущество и его оборот регулируется ГК).
НО! еще может быть так: директивный рынок --приватизация--частная собственность переходит в монополии, а монополии - та же преступность и коррупционность. Замкнутый круг.
Не из лекции (курс экономики) Рынок- место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам. Рыночные отношения – это общественные отношения, обусловленные функционированием рынка.Возникли несколько тысячелетий назад в результате обществ. разделения труда и экономическогообособления производителей. Классификация рынков: 1) По объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы. 2) В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки. 3) По механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государствено-регулируемый и планово-регулируемый рынки. 4) По уровню насыщенности различают: равновесный (по объему и структуре), дефицитный и избыточный Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Рынок можно рассматривать как систему, а любая система представляет собой взаимосвязь элементов. Основными элементами рынка являются: 1) производители и потребители, которые формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие – потребляют его; 2) экономическая обособленность (хозяйственная автономия) товаропроизводителей, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности; 3) рыночные цены, которые, во-первых, складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры, а, во-вторых, определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками, т.е. издержками обращения, связанными с обменом; 4) спрос и предложение. Спрос – фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание покупателя приобрести товар; предложение – это полное количество товаров, выносимых на рынок.
5) конкуренция. А. Смит назвал ее «невидимой рукой» рынка, благодаря которой «эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики». Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т.д.; 6) рыночная инфраструктура. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. 1. Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене. Эта функция проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы производства и повышают цены и наоборот. 2. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, поставляемых на рынок. 3. Стимулирующая. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивая возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда. 4. Санирующая. С помощью рыночных механизмов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, рынок поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных предприятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|