Дифференциальные признаки некоторых видов стрептококков
Занятие 19
Тема: Патогенные стафилококки и стрептококки. Лабораторная диагностика стафилококковой и стрептококковой инфекций. Вопросы для обсуждения: 1. Морфологические особенности стафилококков и стрептококков в чистой культуре и в мазках из гноя. 2. Факторы патогенности стафилококков и стрептококков. 3. Классификации стрептококков по Ag-структуре, по типу гемолиза. 4. Роль стрептококков в этиологии нагноительных и ненагноительных заболеваний. 5. Этиология, патогенез и клиника скарлатины. 6. Пневмонии у детей, вызываемые S. рneumoniae, патогенез и клиника заболеваний. 7. Иммунитет при стрептококковых заболеваниях. 8. Лабораторная диагностика стафилококковой и стрептококковой инфекций. 9. Дифференциальные признаки, позволяющие определить видовую принадлежность стафилококка и стрептококка. Практические задания: I. Бактериоскопическое и бактериологическое исследование гноя. 1. Промикроскопировать окрашенные по Граму мазки, приготовленные из гноя, и сравнить с препаратом из чистой культуры Staphylococcus aureus.
2. Изучить колонии стафилококка на кровяном агаре.
3. Произвести идентификацию выделенной на скошенном мясо-пептонном агаре чистой культуры стафилококка: а) изучить ферментативные свойства, сравнить полученные результаты с данными таблицы 1.
Таблица 1 Дифференциально-диагностические признаки некоторых видов стафилококков
б) определить свертывание цитратной плазмы крови;
в) определить продукцию лецитиназы на желточно-солевом агаре.
Вывод: _________ _________________________________________________
4. Учесть результаты фаготипирования:
Вывод: __________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________
5. Определить чувствительность стафилококков к антибактериальным препаратам методом стандартных дисков.
Вывод: ______________________________________ ________________________ 6. Перечислить факторы патогенности S. aureus: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Дорисовать схему лабораторной диагностики стафилококковой инфекции.
II. Бактериологическое исследование крови больного с подозрением на септицемию, вызванную стрептококками.
1. Изучить результаты посева крови больного в колбу с сахарным бульоном, отметить характер роста бактерий.
2. Зарисовать мазок из гемокультуры, окрашенный по Граму.
3. Изучить ключевые признаки некоторых клинически значимых видов стрептококков по таблице 2. Таблица 2
Дифференциальные признаки некоторых видов стрептококков
4. 5. Перечислить факторы патогенности S. pyogenes: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
6. Перечислить факторы патогенности S. pneumoniаe: __________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
7. Дорисовать схему лабораторной диагностики гнойно-воспалительных стрептококковых инфекций.
Этап | Проба на каталазу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 этап | Определение серогруппы (РП) и серовара (РА) Проба с оптохином (S. рneumoniаe) |
III. Изучить препараты для диагностики, профилактики и лечения стафилококковой и стрептококковой инфекций (специфические препараты и антибиотики).
Дать характеристику следующим биологическим препаратам.
Антистафилококковый иммуноглобулин ________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антистафилококковая плазма ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Стафилококковый анатоксин _____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Стафилококковая аутовакцина инактивированная _________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стафилококковый типовой фаг ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Подпись преподавателя ________________
Дата__________________
Занятие 19
Тема: Патогенные стафилококки и стрептококки. Лабораторная диагностика стафилококковой и стрептококковой инфекций.
Вопросы для обсуждения:
1. Морфологические особенности стафилококков и стрептококков.
2. Факторы патогенности стафилококков.
3. Стафилококковые инфекции у детей. Факторы риска и особенности стафилококковых заболеваний у новорожденных.
4. Классификации стрептококков по антигенной структуре, по типу гемолиза.
5. Факторы патогенности стрептококков.
6. Роль стрептококков в этиологии нагноительных и ненагноительных заболеваний.
7. Этиология, патогенез и клиника скарлатины.
8. Патогенез и клиника заболеваний у детей, вызываемые S. рneumoniae (пневмония, отит, менингит).
9. Иммунитет при стафилокковых и стрептококковых заболеваниях.
10. Лечение и профилактика стафилококковых и стрептококковых инфекций.
11.Лабораторная диагностика стафилококковой и стрептококковой инфекций.
Практические задания:
I. Бактериоскопическое и бактериологическое исследование гноя.
1. Промикроскопировать окрашенные по Граму мазки, приготовленные из гноя, и сравнить с препаратом из чистой культуры Staphylococcus aureus.
2. Изучить колонии стафилококка на кровяном агаре.
3. Произвести идентификацию выделенной на скошенном мясо-пептонном агаре чистой культуры стафилококка:
а) изучить ферментативные свойства, сравнить полученные результаты с данными таблицы1
б) определить свертывание цитратной плазмы крови;
в) определить продукцию лецитиназы на желточно-солевом агаре.
|
|
4. Учесть результаты фаготипирования стафилококка.
5. Определить чувствительность стафилококков к антибактериальным препаратам методом стандартных дисков.
6. Нарисовать схему лабораторной диагностики стафилококковой инфекции.
II. Бактериологическое исследование крови больного с подозрением на септицемию, вызванную стрептококками.
1. Изучить результаты посева крови больного в колбу с сахарным бульоном, отметить характер роста бактерий.
2. Зарисовать мазок из гемокультуры, окрашенный по Граму.
3. Изучить ключевые признаки некоторых клинически значимых видов стрептококков по таблице 2.
4. Нарисовать схему лабораторной диагностики гнойно-воспалительных стрептококковых инфекций.
III. Изучить препараты для специфической профилактики и лечения стафилококковой и стрептококковой инфекций (анатоксин, иммуноглобулины, антибиотики, бактериофаги).
Задание на дом: Патогенные грамотрицательные кокки: менингококки и гонококки. Патогенные грамотрицательные бактерии- возбудители коклюша, паракоклюша, гемофильной инфекции.
1. Морфологические и тинкториальные гонококков и менингококков.
2. Антигенная структура менингококков.
3. Факторы патогенности гонококков и менингококков.
4. Патогенез гонореи и бленнореи.
5. Лабораторная диагностика острой и хронической гонореи.
6. Патогенез менингококковой инфекции, клинические формы.
7. Лабораторная диагностика менингококковой инфекции.
8. Специфическая профилактика менингококковой инфекции.
9. Морфологические и тинкториальные свойства бордетелл коклюша и паракоклюша.
10. Специальные среды для культивирования бордетелл, культуральные свойства.
11. Антигенная структура бордетелл.
12. Факторы патогенности B. pertussis и B. рarapertussis.
13. Патогенез коклюша и паракоклюша. Периоды заболевания.
14. Лабораторная диагностика коклюша и паракоклюша. Способы забора материала от больного для лабораторной диагностики.
15. Дифференциация между B. pertussis и B. рarapertussis.
16. Специфическая профилактика коклюша и паракоклюша.
17. Морфологические и культуральные свойства гемофильной палочки.
18. Факторы патогенности Н. influenzae. Патогенез заболеваний.
19. Лабораторная диагностика гемофильной инфекции.
20. Специфическая профилактика гемофильной инфекции
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1
|
|