Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы неэластичности спроса




Чувствительность различных групп потребителей к цене на один и тот же товар может существенно отличаться.

Потребитель будет нечувствителен к цене при следующих условиях:

§ Потребитель придает большое значение характеристикам товара (спрос неэластичен по цене, если "выход из строя" или "обманутые ожидания" ведут к значительным потерям или неудобствам. Чтобы не попасть в такую ситуацию человек вынужден переплачивать за качество товара и приобретать те моделил, которые хорошо себя зарекомендовали);

§ Потребитель желает иметь товар, сделанный на заказ, и готов платить за это (если покупатель желает приобрести товар, сделанный в соответствии с его индивидуальными потребностями, то он часто становится привязанным к производителю и готов оплачивать более высокую цену, как плату за хлопоты. Позже производитель может повысить цену на свои услуги без особого риска потерять покупателя)

§ Потребитель имеет значительную экономию от использования конетного товара или услуги (если товар или услуга позволяют сэкономить время или деньги, то спрос на такой товар неэластичен)

§ Цена товара мала по сравнению с бюджетом потребителя (при низкой цене товара покупатель не утруждает себя походами по магазинам и тщательным сравнением товаров)

§ Потребитель плохо информирован и делает не лучшие покупки.

 

 

10. Закон предложения утверждает, что более высокая цена товара ведет к увеличению объема его предложения.

Эластичность предложения () – показатель степени чувствительности предложения к изменению цены, который отражает меру изменения величины предложения блага в зависимости от изменения его цены.

 

Предложение называется неэластичным, если при изменении цены объем предложения изменяется незначительно. Предложение на товар называют эластичным, если изменение цены приводит к меньшему изменению объема предложения.

 

Коэффициент эластичности предложения по цене показываем относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1%.

 

Коэффициент эластичности предложения всегда положительная величина, так как согласно закону предложения между ценой и объемом предложения всегда прямо пропорциональная зависимость.

 

Эластичность линейной функции предложения изменяется от 0 до ∞.

Различают пять типов эластичности предложения:

1) Абсолютно неэластичное предложение – изменение цены не влияет на объем предложения (). Это типично для мгновенного периода, когда все факторы производства являются постоянными и нет возможности изменить объем предложения. В этот период кривая предложения представлена в виде – QS=a.

 

2) Неэластичное предложение – изменение цены приводит к незначительному изменению объема продаж (). Неэластичное предложение наблюдается в краткосрочном периоде, когда часть факторов производства может быть изменена. В этих условиях производитель может адаптироваться в определенных пределах к изменению цены и незначительно увеличить объем. В этот период кривая предложения представлена уравнением: QS=a + Р (b=1).

 

3) Единичная эластичное предложение – изменение цены приводит к такому же увеличению объема предложения ().

 

4) Эластичное предложение – изменение цены на 1% приводит существенному увеличению объема предложения (). Проявляется QS=a + Р∙b.

 

5) Бесконечно эластичное предложение – предложение может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены ().

 

11. Равновесие цен может нарушиться вследствие вмешательства в закон спроса и предложения со стороны государства путем:
1. налогообложения продаж.
2. контроля над ценами.
Налог включается в цену товара и повышает ее уровень, в результате чего производитель сокращает свое производство и равновесная цена устанавливается на более высоком уровне.
Последствия: общее снижение производства товаров и потребления их покупателями. Товарный дефицит, перераспределение дохода потребителя в пользу государства.
Контроль над ценами осуществляется государством путем принудительного установления цены ниже уровня рыночного равновесия. Это нарушает механизм рыночного ценообразования по законам спроса и предложения и обуславливает следующие последствия:
1. сокращение производства
2. товарный дефицит
3. возникновение теневой экономики
4. социальное напряжение в обществе.

 

 

12. Потребительское поведение — это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета. Известно, что денежные доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены на — количество покупаемых товаров.

Поведение покупателей, их выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и иными субъективными предпочтениями. Здесь возможна лишь группировка покупателей по социально-демографическим факторам: общей численности населения данного региона; распределение по возрастному составу; количеству мужчин и женщин; особенностям их занятости и образу жизни и т.д.

В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей конкретных благ. Благо в теории потребления — это любой объект потребления, приносящий определенное удовлетворение потребителю, то есть повышающий уровень его благосостояния

Целью потребителя, ради которой он покупает товар, является удовлетворение своих запросов и потребностей и получение удовольствия от потребления товаров и услуг. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.

Полезность (utility) — это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.

Понятие «полезность» было введено в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748–1832). Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на двух теориях: полезности и стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса, т.е. почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот.

Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого.

Различают две формы полезности: общую и предельную.

Общая полезность (total utility) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.

Общая полезность

Предельная полезность (marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага.

Предельная полезность

Из определения предельной полезности вытекает формулировка закона убывающей предельной полезности, который гласит:

По мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.

13. Вспомним, что спрос зависит от цен на товары и услуги, от дохода, от вкусов и предпочтений потребителя. Рассмотрим теперь, как предпочтения потребителя, выраженные через кривые безразличия, взаимодействуют с бюджетными ограничениями и каким образом осуществляется выбор оптимального сочетания товара Х и товара Y. На рис. 1 изображены линия бюджетного ограничения и карта предпочтений потребителя.

Рис. 1. Максимизация полезности потребителя при заданном бюджете

Потребитель желает выбрать такую комбинацию товаров X и У, которая обеспечит максимальную совокупную полезность и при этом позволит не выйти за пределы своего бюджета. Решая эту задачу графически, потребитель будет продвигаться по линии бюджетного ограничения от точки ее пересечения с горизонтальной осью вверх. При этом линия бюджетного ограничения будет поочередно пересекать кривые безразличия, обеспечивающие все более высокие уровни общей полезности. Такое движение будет осуществляться до тех пор, пока бюджетная линия не коснется наивысшей кривой безразличия, доступной для касания. В этой точке касания двух кривых (Е) достигается оптимальный выбор потребителя, при котором совокупная полезность в пределах данного бюджета максимизируется.

Если продвигаться далее вверх по бюджетной линии за пределами точки Е, бюджетная линия начнет пересекать поочередно кривые безразличия, обеспечивающие все более низкий уровень совокупной полезности, удаляя тем самым потребителя от искомой цели.

Таким образом, равновесие потребителя, или рациональный выбор потребителя, достигается в точке касания бюджетной линии с наивысшей доступной для касания кривой безразличия.

Рассмотрим иную ситуацию, когда стоит задача получить некоторую полезность при минимальных затратах (рис. 2).

Рис. 2.Выбор потребителя при минимизации затрат

В точке касания (Е) кривой безразличия с наиболее низко расположенной бюджетной линией будет достигнута поставленная цель: данная комбинация двух благ обеспечивает искомую полезность и стоит менее всего.

Обратим внимание, что в точке касания наклоны двух кривых одинаковы. Наклон кривой безразличия равен предельной норме замещения. Наклон бюджетной линии равен отношению цены товара Х к цене товара У (с учетом минуса), или — Рху.

Приравняв известные нам формулы наклона этих кривых, получим:

- MVx / MVy = - Px / Py.

Разделив обе стороны неравенства на — Рх, можно вывести равнозначную, уже знакомую нам, формулу:

MVx / Px = MV / Py.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход (NT) – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода, также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения.

Располагаемый доход (DI) – доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т. е. это средства, используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.

Реальный доход (RI) представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т. е. с поправкой на изменение уровня цен.

Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности.

14. Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества про­изводит и реализует продукцию, выполняет работы, оказы­вает услуги.

Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удов­летворения интересов собственника имущества предприятия и ею работников.

В процессе своей деятельности предприятие выполняет следующие функции:

1. Управление финансами. Его цель — обеспечение финан­совой устойчивости и ликвидности. В условиях рыночной эко­номики эта функция выдвигается на первый план. Резко повы­шается значимость финансовых ресурсов, с помощью которых осуществляется формирование оптимальной структуры капи­тала и наращивание производственного потенциала предпри­ятия, а также финансирование текущей хозяйственной дея­тельности.

2. Управление персоналом. Выражается в отборе и приеме на работу, подготовке и переподготовке персонала в соот­ветствии с потребностями бизнеса, решением всех вопро­сов, касающихся его эффективного использования.

3. Исследования и разработки. Деятельность по созданию новых видов продукции и технологических процессов, улуч­шению существующих с целью повышения эффективности производства и расширения рынка сбыта.

4. Маркетинг, обеспечивающий исследование рынка, оп­ределение нужд и запросов потребителей, реальные заказы на продукцию и успешную ее реализацию.

5. Производственная, которая вытекает из главной задачи предприятий получения прибыли. Возможна только за счет производства продукции, работ и услуг, необходимых об­ществу.

6. Логистика. Данная функция реализуется в результате приобретения сырья, комплектующих, машин, оборудова­ния и других материальных ценностей, необходимых для хозяйственной деятельности. Организует кооперированные поставки узлов и деталей.

7. Экологическая, предусматривающая выпуск экологиче­ски чистой продукции и снижение ее природоемкости. Эко­логическая деятельность предприятия направлена на сниже­ние и компенсацию отрицательного воздействия его произ­водства на окружающую среду.

8. Социальная. Обеспечивает условия для воспроизводства рабочей силы, материальную заинтересованность в результа­тах груда. Предприятие несет ответственность за производст­венный травматизм, обязано обеспечить безопасные условия труда своим работникам. Важной составляющей социальной деятельности является обеспечение подготовки, переподго­товки и повышения квалификации персонала.

Основными принципами предприятия явля­ются:

  • организационно-административная обособленность
  • финансово-экономическая самостоятельность
  • производственно-техническое единство

Организационно-административная обособленность означа­ет, что предприятие имеет обособленное имущество, еди­ный коллектив, единую администрацию и обладает правом юридического лица.

Финансово-экономическая самостоятельность заключается в том, что предприятие организует свою деятельность на ос­нове самоокупаемости и имеет единую законченную форму учета и отчетности.

Производственно-техническое единство обеспечивается со­вокупностью основных средств (зданиями, сооружениями, машинами, оборудованием и др.), объединенных в особые производственные подразделения и части, технологически связан­ные в процессе производства продукции (работ и услуг).

Основные средства – это денежная оценка основных фондов как материальных ценностей, имеющих длительный период функционирования. В соответствии с действующей классификацией, в состав основных фондов входят объекты производственного и непроизводственного назначения. К производственным основным фондам относятся основные фонды промышленного, строительного, сельскохозяйственного назначения, автомобильного транспорта, связи, торговли и прочих видов деятельности материального производства. Непроизводственные основные фонды предназначены для обслуживания нужд жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, просвещения, культуры.

Оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффективное их использование – одно из главных условий успешной деятельности предприятия.

Оборотные средства выступают, прежде всего, как стоимостная категория. Они в буквальном смысле не являются материальными ценностями, так как из них нельзя производить готовую продукцию. Являясь же стоимостью в денежной форме, оборотные средства уже в процессе кругооборота принимают форму производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции. В отличие от товарно-материальных ценностей оборотные средства не расходуются, не затрачиваются, не потребляются, а авансируются, возвращаясь после одного кругооборота и вступая в следующий.

15. Рынок является формой реализации товарного производства. В современной экономической литературе встречается множество определений рынка, однако все они сводятся к тому, что рынок – это способ взаимодействия продавцов и покупателей:

· рынок – это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;

· рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

· рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, отношения спроса и предложения;

· рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом.

Основными принципами функционирования рыночной системы являются:

· свобода экономической, хозяйственной деятельности;

· многообразие форм собственности;

· примат потребителя (потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю);

· рыночное ценообразование; цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, соотношения спроса и предложения;

· договорные отношения;

· конкуренция;

· открытость экономики (хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность).

Развитая рыночная система состоит из трех элементов: рынка товаров и услуг, рынка факторов производства и финансового рынка.

Рынок товаров и услуг. Исторически первоначально возник именно он. В результате развития рыночных отношений от рынков товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются потребительские товары и услуги.

Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются земля, рабочая сила и средства производства. Соответственно можно различать и сегменты этого рынка: рынок земли, рынок труда и рынок капиталов. На рынке земли под землей понимается не только земля как таковая, но и те дополнительные товары и услуги, которые она дает: урожай, сырье, материалы, полезные ископаемые и т.д. Рынок труда организуется в форме биржи труда, сводящей вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу. На рынке капиталов занимаются организацией купли-продажи средств производства, зданий, сооружений, станков, оборудования.

Финансовый рынок – это рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги. На этом рынке формируется ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. В современной рыночной инфраструктуре финансовый рынок является самым совершенным рынком, наиболее чутким барометром рыночного благополучия. Главным орудием финансового рынка является ссудный процент, превратившийся в универсальный критерий эффективности вложений капитала в любую отрасль производства.

Все три элемента рыночной системы (вида рынка) тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

16. Производство – процесс преобразования ресурсов (факторов производства) в потребительские блага. Факторами производства называются ресурсы, вовлеченные в производственный процесс. Ресурсы – производительные блага, используемые для производства потребительских благ, потенциальные факторы производства. Виды ресурсов (факторов производства):

· труд;

· земля (природные ресурсы);

· капитал (реальный и финансовый);

· предпринимательство;

· информация.

Устойчивая комбинация факторов производства называется технологией.

Производственная функция описывает (математически выражает) зависимость между используемыми факторами производства и возможным объемом выпуска (объемом продукции).

Q=f(L; K….) (4.6)

Q – выпуск продукции (зависимая переменная);

F – фактор производства (независимая переменная);

L – фактор труд;

K – фактор капитал (в дальнейшем, несмотря на то, что капитал –capital, мы будем обозначать этот фактор литерой К, чтобы не путать его с издержками – cost).

Производственная функция – математическое выражение функциональной зависимости между той или иной комбинацией факторов производства и объемом выпускаемой продукции.

Q=f(F1; F2; ….Fn) (4.5)

17. Производительность труда это

Производительность труда - важнейший экономический показатель, характеризующий эффективность затрат труда в материальном производстве как отдельного работника, так и коллектива предприятия в целом.

В производстве любого продукта участвует живой труд, т.е. труд, затрачиваемый работниками непосредственно в процессе производства продукта, и труд прошлый, затраченный другими работниками и овеществленный в орудиях труда, зданиях, сооружениях, сырье, материалах, топливе, энергии. Соответственно, различают производительность индивидуального (живого) и общественного труда.

Основными показателями производительности труда на предприятиях являются показатели выработки и трудоемкости.

Выработка (В) определяется отношением количества произведенной продукции (Q) к затратамрабочего времени на производство этой продукции (Т), т.е. по следующей формуле:

B = Q/T

Трудоемкость - это величина, обратная выработке. Различают трудоемкость нормированную, фактическую и плановую.

Выработка продукции является наиболее распространенным и универсальным показателем производительности труда.

В зависимости от единицы измерения объема продукции различают три метода измерения производительности труда: натуральный, трудовой и стоимостной.

Натуральный метод измерения производительности труда характеризует выработку продукции в натуральной форме в единицу рабочего времени. Натуральные показатели производительности труда выражаются в килограммах, метрах, штуках и т.д.

Если предприятие выпускает несколько видов однородной продукции, то выработка исчисляется в условно-натуральных единицах.

Натуральные показатели применяются на предприятиях нефтяной, газовой, угольной, лесной и других отраслей промышленности, а условно-натуральные на предприятиях текстильной, цементной, металлургической промышленности.

Трудовой метод измерения производительности труда характеризует отношение нормативных затрат к фактическим затратам рабочего времени.

Трудовой метод применяется для определения эффективности использования труда рабочих по сравнению с нормами, уровня выполнения норм выработки или степени сокращения нормативного времени рабочим в процентах.

Экономическая деятельность фирмы может быть описана функцией (6.2) [1, 2]:

 

где

Q — максимальный объем производства при заданных расходах,

F1,F2,......... Fn — количества использованных факторов 1, 2 ,........., n.

 

Предположим, что F1 — переменный фактор, тогда как другие (n-1) факторов постоянные. Для того, чтобы отобразить влияние переменного фактора на производство, введем понятие совокупного (общего), среднего и предельного продукта.

Совокупный продукт (TP = Q) — это общее количество экономического блага, сделанного с использованием некоторого количества переменного фактора (то есть сколько всего сделано продукта на базе имеющихся ресурсов).

Средний продукт (average product) — АР отображает количество совокупного продукта, который приходится в среднем на 1 единицу одного израсходованного переменного фактора (фондоотдача, производительность труда), рассчитывается по формуле (6.3):

АР= (6.3)

 

Предельный продукт (marginal product) — определяется как прирост совокупного продукта, полученный в результате увеличения однойединицыодного переменного фактора (6.4):

MP = (6.4)

 

Закон убывающей предельной производительности утверждает, что с ростом использования любого производственного фактора (при неизменности других) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению относительного и дальше абсолютного объемов выпуска продукции. Увеличение использования одного из факторов (при фиксированности других) приводит к последовательному снижению отдачи от его применения (рис. 6.1).

18. ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ
Краткосрочный период - это период времени слишком короткий для изменения производственных мощностей, но достаточный для изменения интенсивности использования этих мощностей. Производственные мощности остаются неизменными в краткосрочном периоде, а объем выпуска может изменяться путем изменения количества рабочей силы, сырья, и других ресурсов применяемых на этих мощностях. Издержки производства, какого либо продукта зависит не только от цен на ресурсы, но и от технологий - от количества ресурсов, которое необходимо для производства. Издержки производства какого-либо продукта данной фирмой зависят не только от цен необходимых ресурсов, но и от технологии — от количества ресурсов, которое необходимо для производства. Именно это, то есть технологический аспект формирования издержек, и интересует нас в данный момент. В течение краткосрочного периода фирма может изменить объем производства путем соединения изменяющегося количества ресурсов с фиксированными мощностями. Вопрос: каким образом будет изменяться объем производства, по мере того как все большее и большее количество переменных ресурсов будет присоединяться к фиксированным ресурсам фирмы? В самой общей форме ответ на этот вопрос дает закон убывающей отдачи, который также называется "законом убывающего предельного продукта", или "законом изменяющихся пропорций". Этот закон утверждает, что, начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающийся добавочный, или предельный, продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.
Иначе говоря, если количество рабочих, обслуживающих машинное оборудование, будет увеличиваться, то рост объема производства будет происходить все медленнее, по мере того, как больше рабочих будет привлекаться к производству.
Большую часть своих экономических решений фирмы принимают в рамках краткосрочного периода, когда при неизменных объемах производственных мощностей им необходимо реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. При этом в краткосрочном периоде издержки делятся на переменные, меняющиеся по мере изменения объема выпуска и реализации продукции, и постоянные, не зависящие от объема выпуска и реализации продукции. В долгосрочном же периоде все издержки являются переменными.
Совокупные издержки – это издержки, рассчитанные на суммарный объем выпуска продукции (ТС).
Рассмотрим более подробно классификацию и проведем графический анализ издержек в рамках краткосрочного периода
Постоянные издержки – это такие издержки, величина которых не зависит от фактических объемов выпуска и реализации продукции и которые фирма несет даже в случае временного прекращения выпуска продукции. Например: арендная плата за производственные и офисные помещения, гарантированный минимум заработной платы сотрудников, амортизация основных средств, зарплата части руководителей и служащих.
Можно рассчитать совокупные постоянные издержки (TFC) и дать их графическую иллюстрацию. При этом в их составе можно выделить стартовые и остаточные. К остаточным относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести фирма, несмотря на временную полную приостановку производства и реализации. К стартовым относится та часть постоянных издержек, которые одноразово возникают при возобновлении процесса производства и реализации.
Переменные издержки – это такие издержки, величина которых определенным образом зависит от фактических объемов производства и реализации продукции. В зависимости от характера взаимосвязи с объемом выпуска и реализации продукции переменные издержки могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.
Пропорциональные переменные издержки изменяются точно в такой же пропорции, в которой изменяется объем выпуска продукции. Например, тарифный заработок рабочих-сдельщиков; оплата силовой электроэнергии, приводящей в движение машины и механизмы; оплата сырья при прочих неизменных условиях.
Прогрессивные переменные издержки изменяются в большей пропорции, чем изменяется объем выпуска продукции. Например, выплаты стимулирующего и компенсирующего характера в составе фонда оплаты труда, связанные с оплатой сверхурочных, работы в ночное время и др.; оплата потребляемых ресурсов в случае превышения лимита их использования; оплата сырья в том случае, когда его предложение ограничено и не может быть быстро увеличено.
Регрессивные переменные издержки изменяются в меньшей пропорции, чем изменяется объем выпуска продукции. Например, заработная плата части рабочих-повременщиков, непосредственно связанных с производственным процессом, оплата сырья в случае возможности получения оптовых скидок за больший объем поставки; оплата ресурсов, потребление которых в ночное время осуществляется по сниженным тарифам (Интернет, телефонные разговоры и др.).
Поведение фирмы принципиально отличается в зависимости от временного интервала, в рамках которого она функционирует. Выделение этих интервалов имеет количественный и качественный смысл в зависимости от возможностей фирмы отреагировать на изменения рыночной конъюнктуры

Предельные издержки

Мы уже не раз упоминали понятия с определением «предельный»: предельная полезность, предельная производительность, предельный продукт. Это величины, которые рассчитываются при изменении каких-либо параметров на единицу. В таком случае предельные издержки мы можем определить по отношению к увеличению (приращению) объема производства:
Предельные издержки (marginal cost, MC)- увеличение общих затрат, которое вызвано приращением объема производства на одну единицу.
Как посчитать предельные издержки?
Как отношение изменения общих издержек к изменению объема выпуска:

Общие издержки мы можем представить в виде суммы переменных и постоянных затрат:
АС=AFC +AVC
Итак, предельные издержки - это сумма изменения величины постоянных издержек на единицу изменения объема выпуска и изменения величины переменных издержек на единицу изменения объема выпуска производства. Но ведь постоянные издержки в краткосрочном периоде не меняются, то есть: AFC = 0. А это значит, что предельные издержки - это, прежде всего, изменение переменных издержек по отношению к изменению объема выпуска на единицу, то есть:
Изобразим изменение предельных издержек на графике:

Кривая предельных издержек пересекает кривые средних переменных и средних общих издержек в точках их минимума. После этих точек кривые средних общих и средних переменных издержек начинают возрастать, а издержки на факторы производства - увеличиваться.
Что происходит с величиной предельных издержек:
Изменение предельных издержек Как это отражается на графике
Предельные издержки меньше средних общих: МС < АТС Кривая предельных издержек ниже кривой средних общих затрат. Имеет смысл наращивать производство

Предельные издержки равны средним общим МС = АТС Кривая предельных издержек пересекает кривую средних общих в точке ее минимума. Точка эффективного производственного выпуска
Предельные издержки больше средних общих:
МС >АТС
Участок кривой МС - над кривой средних общих. После точки пересечения средние издержки начинают увеличиваться с каждой единицей объема производства. Дальнейшее производство не выгодно для производителя

 

19. Результатом деятельности фирмы как коммерческой единицы является доход.
Совокупный(валовой) доход(ТR) - общая величина дохода, полученная фирмой от реализации всей своей продукции,
TR=PQ,
представлен на графике линейной функцией, имеющей положительный наклон и берущей начало в точке начала координат, поскольку любая проданная единица выпуска увеличивает объем TR на величину, равную рыночной цене Ре. (Рис.4)
Средний доход(АR) – доход, получаемый от реализации единицы продукции, AR=TR/Q,
по определению, AR=TR/Q=(PQ)/Q=P.
Предельный доход(MR) - добавочный доход(прирост совокупного дохода), получаемый от реализации одной дополнительной единицы выпуска,
MR=d(TR)/dQ.

Максимизация прибыли - это усилия, направленные на получение максимальной прибыли от предпринимательской деятельности.

 

Найти наилучший объем производства компания может двумя путями:

 

· сопоставив общие доходы с общими издержками при различном объеме производства;

· выполнив сравнение предельных доходов и предельных издержек.

Модель "общие доходы - общие издержки"

 

Начертив на одном из графиков кривые общего дохода (TR) и общих издержек (ТС) фирмы-конкурента, можно сопоставить издержки и доходы, которые соответствуют разному объему производства (рисунок 1).

 

Исследование графика показывает, что при различном объеме производства соотношения общих доходов и общих издержек разнятся.

 

1) Компания получает прибыль, осуществляя производство в объемах, при которых общие доходы больше общих издержек (TC<TR). Это объемы производства на графике, расположены они между точками объема критического (Q3 - Q5) - это такие объемы, за пределами которых компания несет убытки.

 

2) Объемы производства, при которых разность между общими доходами и общими издержками достигает наивысшего значения (TR-TC) max, позволяют обеспечивать компании наивысшую прибыль (Q4).

Рисунок 1. Нахождение наилучшего объема производства в обстановке совершенной конкуренции

 

3) Производство в таких объемах (0 - Q3), при которых общие издержки больше общего дохода (TC>TR), доставляет фирме убытки. Компания будет продолжать производство, получая убытки, если данные убытки не больше издержек, которые компания бы получила при нулевом выпуске (издержки постоянные). Объемы производства, при которых превышение общих издержек над общим доходом минимально, означают получение компанией минимальных потерь (TC-TR) min.

 

4) Объемы производства, при которых общие издержки равняются общему доходу (TR=TC), не доставляет фирме ни убытков, ни прибыли, то есть имеет место быть прибыль нулевая (Q3 и Q5). Обратите внимание на тот факт, что нулевая прибыль нисколько не означает, что компания не получает совсем никакой прибыли. Компания обретает нормальную прибыль, эта нормальная прибыль является частью производственных издержек.

 

5) Если при определенном объеме производства (Q2) убытки компании равняются издержкам постоянным (-Pr = FC), то компании безразлично, производить либо нет; она пребывает в точке безразличия, потому как, приостанавливая производство, компании все равно понесет потери, которые равны постоянным издержкам.

 

6) Объемы производства, при которых убытки больше издержек постоянных (-Pr > FC), свидетельствуют о том, что фирме необходимо временно приостановить производство (Qi).

 

Очевиден тот факт, что фирма, которая стремится к максимизации прибыли, станет выбирать объемы производства, равные Q4. Однако в зависимости от конъюнктуры рынка и, в первую очередь, уровня цен, компания может производить и в иных объемах, себе в убыток, или вообще в течение небольшого периода прекратить производство. Если же производство станет приносить убытки на протяжении долгого периода, то компания закроется, прекратит собственное существование и вообще покинет отрасль.

 

20. Главной особенностью издержек в долгосрочном периоде яв­ляется тот факт, что все они носят переменный характер — фир­ма может увеличить или сократить мощности, а также у нее достаточно времени, чтобы принять решение покинуть данный ры­нок или вступить на него, прейдя из другой отрасли. Поэтому в долгосрочном периоде не выделяют средних постоянных и сред­них переменных издержек, а анализируют средние издержки на единицу продукции (LATC), которые по сути своей являются од­новременно и средними переменными издержками.

Для иллюстрации ситуации с издержками в долгосрочном периоде рассмотрим условный пример. Некоторое предприятие на протяжении достаточно длительного периода времени рас­ширялось, увеличивая объемы своего производства. Процесс расширения масштабов деятельности условно разделим на этапы в рамках анализируемого долгосрочного периода три краткосрочных, каждому из которых соответствуют различные размеры предприятия и объемы выпускаемой продукции. Для каждого из трех краткосрочных периодов можно построить кри­вые краткосрочных средних издержек применительно к различ­ным размерам предприятия — ATC1, АТС2 и АТС3. Общая же кривая средних издержек дли любого объема производства будет представлять собой линию, состоящую из внешних частей всех трех парабол — графиков краткосрочных средних издержек.

В рассмотренном примере мы использовали ситуацию с 3-хэтапным расширением предприятия. Подобную ситуацию можно предположить не для 3, а для 10, 50, 100 и т. д. кратко­срочных периодов в рамках заданного долгосрочного. Причем для каждого из них можно начертить соответствующие графики АТС. То есть мы получим фактически множество парабол, боль­шая совокупность которых приведет к выравниванию внешней линии графика средних издержек, и она превратится в плавную кривую — LATC. Таким образом, кривая долгосрочных средних издержек (LATC) представляет собой кривую, огибаю­щую бесконечное число кривых краткосрочных средних издер­жек производства, которые соприкасаются с ней в точках их ми­нимума. Кривая долгосрочных средних издержек показывает наименьшие издержки производства единицы продукции, с ко­торыми может быть обеспечен любой объем выпуска при усло­вии, что фирма имеет время для изменения всех факторов про­изводства.

В долгосрочном периоде также существуют и предельные из­держки. Долгосрочные предельные издержки (LMC) показывают изменение общей суммы издержек предприятия в связи с изме­нением объема выпуска готовой продукции на одну единицу в том случае, когда фирма свободна изменять все виды затрат.

Кривые долгосрочных средних и предельных издержек соот­носятся друг с другом так же, как и кривые краткосрочных издер­жек: если LMC лежит ниже LATC, то LATC падают, а если LMC лежит выше laТС, то laТС возрастают. Возрастающая часть кри­вой LMC пересекает кривую LATC в точке минимума.

На кривой LATC можно выделить три отрезка. На первом из них долгосрочные средние издержки сокращаются, на третьем, наоборот, возрастают. Возможна также ситуация, когда на графике LATC будет существовать промежуточный отрезок с примерно одинаковым уровнем издержек на единицу продукции при различных значениях объема выпуска — Qx. Дугообразный характер кривой долгосрочных средних издержек (наличие убы­вающего и возрастающего участков) можно объяснить при по­мощи закономерностей, называемых положительным и отрица­тельным эффектами роста масштаба производства или просто эффектами масштаба.

Положительный эффект масштаба производства (эффект мас­сового производства, экономия, обусловленная ростом масштаба производства, возрастающая отдача от масштаба производства) связан со снижением издержек на единицу продукции по мере наращивания объемов выпускаемой продукции. Возрастающая отдача от масштаба производства (положительный эффект мас­штаба производства) имеет место в ситуации, когда объем произ­водства (Qx) растет быстрее, чем растут издержки, и, следователь­но, LATC предприятия падают. Существование положительного эффекта масштаба производства и объясняет нисходящий харак­тер графика LAТС на первом отрезке. Объясняется это расшире­нием масштабов деятельности, которое влечет за собой:

Предельная норма технологического замещения одного ресурса на другой (например, труда на капитал) показывает степень замещения труда капиталом, при котором объем выпуска остается неизменным.

Алгебраическое выражение, показывающее степень, в которой производитель готов сократить количество капитала в обмен на увеличение труда, достаточную для сохранения прежнего объема выпуска имеет вид: .

Как видно на рисунке выше, при переходе из точки в точку объем производства остается неизменным. Это означает что сокращение выпуска в результате уменьшения затрат капитала компенсируется увеличением выпуска за счет использования дополнительного количества труда .

Сокращение выпуска в результате уменьшения затрат капитала равно произведению на предельный продукт капитала, или . Увеличение выпуска за счет использования дополнительного количества труда в свою очередь равно произведению на предельный продукт труда, или .

Таким образом, можно записать, что . Запишем данное выражение по-иному: или .

Производственная функция, связывающая между собой количество капитала, труда и объем выпуска, позволяет также рассчитать предельную норму технологического замещения через производную данной функции: .

Это значит, что графически в любой точке изокванты предельная степень технологического замещения равна тангенсу угла наклона касательной к изокванте в этой точке.

Пример 14.2 Нахождение MRTS для заданной функции

Условие: Пусть производственная функция имеет вид .

Определить: при для .

Решение:

,

Очевидно, что степень замещения труда капиталом не остается постоянной при движении вдоль изокванты. При перемещении вниз по кривой абсолютное значение MRTS труда капиталом убывает, так как все большее количество труда приходится использовать, чтобы компенсировать снижение затрат капитала (Так, в приведенном выше примере при L=1 MRTS=-10, а при L=10 MRTS=-0.1.)

В дальнейшем MRTS достигает своего предела (MRTS=0), а изокванта приобретает горизонтальный вид. Очевидно, что дальнейшее снижение затрат капитала приведет лишь к сокращению объемов выпуска. Количество капитала в точке Е — минимально допустимое для данного объема производства (аналогичным образом минимально допустимое для производства данного объема количество труда имеет место в точке А).

21. Фондоотдача: определение и значение Как уже было сказано, данный коэффициент характеризует уровень использования имеющегося капитала на предприятии, в отрасли и экономике в целом. Определяется он на основе двух величин - выпущенной товарной или валовой продукции и стоимости основных фондов производства. Фондоотдача показывает, какой объем продукции приходится на единицу основных средств, и в зависимости от этого определяется степень их использования или эффективность. Причем величина произведенного товара может иметь как натуральное, так и денежное выражение (объем или стоимость). А сам показатель фондоотдачи может быть рассчитан и для всех фондов, и только для их части. –

Расчет фондоотдачи: формула На разных уровнях экономики может быть рассчитан показатель фондоотдачи. Показывает он при этом одно и то же, а именно - эффективность производства в отношении применения капитала, но в различных масштабах. На уровне предприятия для расчета данного коэффициента берется годовой объем продукции, им произведенной. На отраслевом уровне используется валовая добавленная стоимость или валовый выпуск, а в масштабах экономики страны - величина валового внутреннего продукта. Фондоотдача основных средств показывает объем или стоимость этого продукта, приходящегося на их единицу (рубль). Рассчитывается коэффициент по следующей формуле: выпуск продукта / стоимость основных фондов. Как правило, берется среднегодовая стоимость капитала, однако ряд авторов склоняется к другому мнению относительно данного показателя. Так, нередко в формуле используется стоимость приобретения этих средств (первичная) или величина, определенная таким образом: (фонды на начало периода + фонды на конец периода) / 2. В любом случае, смысл расчета от этого не меняется. Фондоотдача показывает отношение выпущенной продукции к средствам, в нее вложенным.

Производительность труда - важнейший экономический показатель, характеризующий эффективность затрат труда в материальном производстве как отдельного работника, так и коллектива предприятия в целом.

В производстве любого продукта участвует живой труд, т.е. труд, затрачиваемый работниками непосредственно в процессе производства продукта, и труд прошлый, затраченный другими работниками и овеществленный в орудиях труда, зданиях, сооружениях, сырье, материалах, топливе, энергии. Соответственно, различают производительность индивидуального (живого) и общественного труда.

Основными показателями производительности труда на предприятиях являются показатели выработки и трудоемкости.

Выработка (В) определяется отношением количества произведенной продукции (Q) к затратамрабочего времени на производство этой продукции (Т), т.е. по следующей формуле:

B = Q/T

Трудоемкость - это величина, обратная выработке. Различают трудоемкость нормированную, фактическую и плановую.

Выработка продукции является наиболее распространенным и универсальным показателем производительности труда.

В зависимости от единицы измерения объема продукции различают три метода измерения производительности труда: натуральный, трудовой и стоимостной.

Натуральный метод измерения производительности труда характеризует выработку продукции в натуральной форме в единицу рабочего времени. Натуральные показатели производительности труда выражаются в килограммах, метрах, штуках и т.д.

Если предприятие выпускает несколько видов однородной продукции, то выработка исчисляется в условно-натуральных единицах.

Натуральные показатели применяются на предприятиях нефтяной, газовой, угольной, лесной и других отраслей промышленности, а условно-натуральные на предприятиях текстильной, цементной, металлургической промышленности.

Трудовой метод измерения производительности труда характеризует отношение нормативных затрат к фактическим затратам рабочего времени.

Трудовой метод применяется для определения эффективности использования труда рабочих по сравнению с нормами, уровня выполнения норм выработки или степени сокращения нормативного времени рабочим в процентах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...