Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эдвард Саид «Ориентализм» 1978.

ВОПРОСЫ к ЭКЗАМЕНУ

По истории и философии искусства

1. Искусство в системе культуры, его сущность и функции.

Культура, худож. культура, проф. худ. деятельность,

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

§ эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;

§ социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;

§ компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;

§ гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;

§ познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;

§ прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;

§ воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

http://www.grandars.ru/college/filosofiya/iskusstvo.html

 

Искусство как предмет научного и философского исследования.

 

Науки об искусстве: искусствоведение, культурология, социология, психология, эстетика. На конкретном примере.

Эстетическая типология искусства.

Основные типы эстетических картин мира в истории культуры:

Искусство и эстетика Востока.Традиционность, религиозность и символичность.

Искусство и эстетика Запада. Новаторство и смена эпох в искусстве.

 

Европоцентризм и ориентализм как философско-культурные традиции.

Глобализация.

ЕВРОПОЦЕТРИЗМ,

ОРИЕНТАЛИ́ЗМ, ориентализма, мн. нет, жен. (книжн.). 1. Изучение Востока, увлечение Востоком, его культурой. 2. Восточный, ориентальный оттенок, налет в чем-нибудь. Ориентализм стиля. Востоковедение. «Постколиальные исследования»

Эдвард Саид «Ориентализм» 1978.

Наиболее ярко основные догмы ориентализма проявились, согласно Саиду, в изучении арабов и ислама. Опираясь на изучение мусульманского Востока, Саид выявил следующие негативные стереотипы, которые легли в основу ориентализма. Во-первых, это «абсолютное различие между рациональным, развитым, гуманным, высшим Западом и заблуждающимся, неразвитым, низшим Востоком». Во-вторых, это создание модели Востока на основе «классических» текстов, а не на прямых свидетельствах современных восточных реалий. В-третьих, догмат о неизменности, однородности Востока, его неспособности к самоидентификации. Отсюда следует, что «обобщенный и систематизированный словарь для описания Востока с западной точки зрения неизбежен и даже научно "объективен"». И, наконец, в-четвертых, демонизация Востока, которого «надо бояться» и который «следует контролировать»

http://www.hist.bsu.by/images/stories/files/nauka/konf/70_let/Kosheleva.pdf

 

6. Искусство Востока: основные художественные принципы (Китай).

7. Искусство Востока: основные художественные принципы (Индия).

8. Искусство Востока: основные художественные принципы (Япония).

9. Искусство Востока: основные художественные принципы (исламская цивилизация).

КРАТКО: Ориентализм и востоковедение в связи с глобализацией, эстетическая типология искусства: традиционность, религиозность, символизация. История, религии, особенности искусства.

10. Античное искусство как художественный идеал.

Эстетический идеал-понятие. Примеры из истории искусства.

Почему античность становится худож идеалом:

Культуры (формы власти и рационализм)

11. Этапы развития античного искусства: крито-микенский, архаический, классический (высокая классика), эллинистический.

РАЗВИТИЕ: примеры, имена.

12. Периодизация античной эстетики. А.Ф.Лосев как исследователь античности.

 

13. Основные понятия древнегреческой эстетики: техне, мимесис, катарсис, прекрасное, гармония, трагическое.

 

Категории и понятия.

14. Аполлоновское и дионисийское начала в древнегреческой культуре (Ф.Ницше).

Ницше как представитель неклассической эстетики.

15. Ментальность и искусство западной средневековой цивилизации.

Западная средневековая цивилизация и ее исследователи.

Школа «Анналов». Образ жизни и ментальность. Эрвин Панофский «Готическая архитектура и схоластика»

16. Теологичность западноевропейской средневековой эстетики.

Аврелий Августин, Фома Аквинский.

http://esthetiks.ru/srednevekovaya-estetika.html

 

17. У.Эко как исследователь средневековой эстетики.

18. Художественная культура и искусство Византии.

19. Богословие как доминирующий фактор воздействия на формирование эстетики в византийскую эпоху. Иоанн Дамаскин «Три слова в защиту иконопочитания».

Этот труд оказал огромное влияние на будущие поколения не только православных, но и католических богословов (Фомы Аквинского). Для православной Церкви сочинение Иоанна Дамаскина до сих пор является основным источником основ христианского вероучения.

Однако с точки зрения художественной культуры Иоанн Дамаскин интересен нам прежде всего как яростный противник и создатель теории Священного образа, положившей начало канонизации иконописи.

Согласно его теории:

1. Изображать святых можно, но в символическом и аллегорическом виде.

2. Можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из Священного писания, Жития Святых).

3. Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца.

4. Изображения святых необходимы - они украшают храмы, заменяют книги неграмотным, постоянно напоминают о подвигах во имя веры. Однако икона - не картина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на ней изображено ("первообразу"), а не мастерству художника - иконы должны быть анонимны.

5. Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен.

 

20. Основные понятия византийской эстетики и их взаимосвязь: прекрасное, свет, цвет, символ, образ.

 

ПРИМЕРЫ,

21. Художественное своеобразие искусства Древней Руси.

 

22. Эстетика Древней Руси. Е.Н.Трубецкой «Три очерка о русской иконе».

23. Своеобразие древнерусского искусства в его сравнении с византийским и западноевропейским (по работам С.С.Аверинцева «Византия и Русь: два типа духовности», «Красота как святость»).

24. Гуманизм эпохи Возрождения и представление об искусстве как наиболее совершенном способе постижения мира.

25. Эстетические принципы искусства Возрождения.

26. Европейское искусство XVII-XIX вв. и художественные принципы классической эстетики. Иммануил Кант «Критика способности суждения».

27. Русское искусство XVIII – XIX вв. и формирование национально-культурной идентичности. Понятие литературоцентризма.

28. Развитие русского национального самосознания и его отражение в русской философии, литературе, живописи, музыке.

29. Русская религиозная философия и русская классическая литература: линии взаимодействия.

30. Историко-философский анализ культуры и искусства Серебряного века

31. Эстетический анализ искусства русского авангарда.

32. Неклассическая эстетика как новый этап философского анализа искусства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...