Эдвард Саид «Ориентализм» 1978.
ВОПРОСЫ к ЭКЗАМЕНУ По истории и философии искусства 1. Искусство в системе культуры, его сущность и функции. Культура, худож. культура, проф. худ. деятельность, Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное: § эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус; § социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность; § компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни; § гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку; § познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов; § прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее; § воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека. http://www.grandars.ru/college/filosofiya/iskusstvo.html
Искусство как предмет научного и философского исследования.
Науки об искусстве: искусствоведение, культурология, социология, психология, эстетика. На конкретном примере. Эстетическая типология искусства. Основные типы эстетических картин мира в истории культуры: Искусство и эстетика Востока.Традиционность, религиозность и символичность. Искусство и эстетика Запада. Новаторство и смена эпох в искусстве.
Европоцентризм и ориентализм как философско-культурные традиции.
Глобализация. ЕВРОПОЦЕТРИЗМ, ОРИЕНТАЛИ́ЗМ, ориентализма, мн. нет, жен. (книжн.). 1. Изучение Востока, увлечение Востоком, его культурой. 2. Восточный, ориентальный оттенок, налет в чем-нибудь. Ориентализм стиля. Востоковедение. «Постколиальные исследования» Эдвард Саид «Ориентализм» 1978. Наиболее ярко основные догмы ориентализма проявились, согласно Саиду, в изучении арабов и ислама. Опираясь на изучение мусульманского Востока, Саид выявил следующие негативные стереотипы, которые легли в основу ориентализма. Во-первых, это «абсолютное различие между рациональным, развитым, гуманным, высшим Западом и заблуждающимся, неразвитым, низшим Востоком». Во-вторых, это создание модели Востока на основе «классических» текстов, а не на прямых свидетельствах современных восточных реалий. В-третьих, догмат о неизменности, однородности Востока, его неспособности к самоидентификации. Отсюда следует, что «обобщенный и систематизированный словарь для описания Востока с западной точки зрения неизбежен и даже научно "объективен"». И, наконец, в-четвертых, демонизация Востока, которого «надо бояться» и который «следует контролировать» http://www.hist.bsu.by/images/stories/files/nauka/konf/70_let/Kosheleva.pdf
6. Искусство Востока: основные художественные принципы (Китай). 7. Искусство Востока: основные художественные принципы (Индия). 8. Искусство Востока: основные художественные принципы (Япония). 9. Искусство Востока: основные художественные принципы (исламская цивилизация). КРАТКО: Ориентализм и востоковедение в связи с глобализацией, эстетическая типология искусства: традиционность, религиозность, символизация. История, религии, особенности искусства. 10. Античное искусство как художественный идеал. Эстетический идеал-понятие. Примеры из истории искусства. Почему античность становится худож идеалом:
Культуры (формы власти и рационализм) 11. Этапы развития античного искусства: крито-микенский, архаический, классический (высокая классика), эллинистический. РАЗВИТИЕ: примеры, имена. 12. Периодизация античной эстетики. А.Ф.Лосев как исследователь античности.
13. Основные понятия древнегреческой эстетики: техне, мимесис, катарсис, прекрасное, гармония, трагическое.
Категории и понятия. 14. Аполлоновское и дионисийское начала в древнегреческой культуре (Ф.Ницше). Ницше как представитель неклассической эстетики. 15. Ментальность и искусство западной средневековой цивилизации. Западная средневековая цивилизация и ее исследователи. Школа «Анналов». Образ жизни и ментальность. Эрвин Панофский «Готическая архитектура и схоластика» 16. Теологичность западноевропейской средневековой эстетики. Аврелий Августин, Фома Аквинский. http://esthetiks.ru/srednevekovaya-estetika.html
17. У.Эко как исследователь средневековой эстетики. 18. Художественная культура и искусство Византии. 19. Богословие как доминирующий фактор воздействия на формирование эстетики в византийскую эпоху. Иоанн Дамаскин «Три слова в защиту иконопочитания». Этот труд оказал огромное влияние на будущие поколения не только православных, но и католических богословов (Фомы Аквинского). Для православной Церкви сочинение Иоанна Дамаскина до сих пор является основным источником основ христианского вероучения. Однако с точки зрения художественной культуры Иоанн Дамаскин интересен нам прежде всего как яростный противник и создатель теории Священного образа, положившей начало канонизации иконописи. Согласно его теории: 1. Изображать святых можно, но в символическом и аллегорическом виде. 2. Можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из Священного писания, Жития Святых). 3. Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца. 4. Изображения святых необходимы - они украшают храмы, заменяют книги неграмотным, постоянно напоминают о подвигах во имя веры. Однако икона - не картина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на ней изображено ("первообразу"), а не мастерству художника - иконы должны быть анонимны.
5. Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен.
20. Основные понятия византийской эстетики и их взаимосвязь: прекрасное, свет, цвет, символ, образ.
ПРИМЕРЫ, 21. Художественное своеобразие искусства Древней Руси.
22. Эстетика Древней Руси. Е.Н.Трубецкой «Три очерка о русской иконе». 23. Своеобразие древнерусского искусства в его сравнении с византийским и западноевропейским (по работам С.С.Аверинцева «Византия и Русь: два типа духовности», «Красота как святость»). 24. Гуманизм эпохи Возрождения и представление об искусстве как наиболее совершенном способе постижения мира. 25. Эстетические принципы искусства Возрождения. 26. Европейское искусство XVII-XIX вв. и художественные принципы классической эстетики. Иммануил Кант «Критика способности суждения». 27. Русское искусство XVIII – XIX вв. и формирование национально-культурной идентичности. Понятие литературоцентризма. 28. Развитие русского национального самосознания и его отражение в русской философии, литературе, живописи, музыке. 29. Русская религиозная философия и русская классическая литература: линии взаимодействия. 30. Историко-философский анализ культуры и искусства Серебряного века 31. Эстетический анализ искусства русского авангарда. 32. Неклассическая эстетика как новый этап философского анализа искусства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|