Европейское искусство XVII-XIX вв. и художественные принципы классической эстетики. Иммануил Кант «Критика способности суждения».
Эпоха Возрождения ДУХОВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (антропоцентризм и индивидуализм) Появление новой художественной системы: Жизнеподобие (реализм) Прямая перспектива (обратная в иконописи, плавающая в вост. свитках) Иллюзия объемности (сфумато) Появление портретного жанр+автопортрет Личность художника богоподобна, он творит мир художественный. -17 в.: классицизм (1 этап-абсол.) и барокко (католическое и светское) -18 в.: классицизм (2 этап-просветит.) и рококо -19 в.: многообразие художественных направлений: классицизм (3 этап-ампир), сентиментализм, романтизм, натурализм, реализм,символизм, импрессионизм (музей д орсэ),постимпрессионизм), ар-деко (модерн). Ницше: зашло солнце религии и засветились звёзды. Классическая эстетика: Прекрасное Воспитательная функция искусства (русские передвижники: Третьяковка=150 лет) Роль художника (художник подобен Богу в В., просветитель в 18 в., гениальная личность –в 19 в) вместо анонимности в трад. Культуре. Двойственное содержание эстетической идеи объясняло диалектику самого эстетического суждения, которую Кант формулирует в виде антиномии вкуса, переводившей в научный план вопрос о том, спорят ли о вкусах. 1. Тезис антиномии у Канта гласит: «Суждение вкуса не основывается на понятиях, иначе можно было бы о нем диспутировать… 2. Антитезис. Суждение вкуса основывается на понятиях, иначе, несмотря на их различие, нельзя было бы о них даже спорить…»[ Кант, С.359]. Кант разрешает антиномию вкуса разъяснением различного смысла понятия в тезисе и антитезисе. «Понятие первого вида – это рассудочное понятие, оно определяется предикатами чувственного созерцания, которое может ему соответствовать; второй же вид – это трансцендентальное понятие разума о сверхчувственном, которое лежит в основе всякого чувственного созерцания и которое, следовательно, далее не может быть определено теоретически»[ Кант, С.359]. Разрешением антиномии вкуса Кант снимал противоречие между рационализмом и эмпиризмом: вкус основан на сверхчувственном понятии разума и имеет своим предметом эстетическую идею, которая в силу своего чувственного характера вызывает иллюзию возможности ее определения в понятиях, но оставаясь идеей, этому определению не доступна.
26. Русское искусство XVIII – XIX вв. и формирование национально-культурной идентичности. Понятие литературоцентризма. Влияние западноевропейского искусства на искусство России. Рубеж XVII-XVIII вв. – переходная эпоха от Средневековья к Новому времени. Новый взгляд на мир и искусство. Реформы Петра I в области художественной культуры. Расцвет стиля барокко в архитектуре. Стиль ампир и создание городских ансамблей. Развитие портретного жанра. Художественная культура первой половины XIX века. Исторические события эпохи (войны с Наполеоном, восстание декабристов), их влияние на общественную мысль. Рост национального самосознания. Романтизм. Особенности стиля в России. Художественная культура в торой половины XIX века. Причины возникновения нового художественного метода – критического реализма. Черты реализма (предмет реалистического отражения – жизнь в ее закономерном и непрерывном развитии; скрытость авторской позиции; достоверное отображение действительности и т.д.). Критический реализм в русской литературе. Передвижники. Сложные социально-психологические конфликты в их творчестве и жизни. Сущность движения. Объединение «Мир искусства» и его художественные принципы. Русский модерн. Понятие «национально-культурной идентичности». Роль и место художественной культуры и искусства в формировании национально-культурной идентичности в России XVIII – XIX вв.Критика как арьергард или авангард искусствоведения. Функции художественной критики как регулятора художественной жизни и ценностных отношений общества.
27. Развитие русского национального самосознания и его отражение в русской философии, литературе, живописи, музыке. Соотношение понятий «русский национальный характер», «национальный менталитет», «национальное самосознание», «национальная идентичность». Социальное служение искусства (русская реалистическая школа в литературе и живописи, музыке). Развитие художественной критики и утверждение позиций реализма в русской культуре. Личное, народное, национальное и общечеловеческое в искусстве. Идея самоценности искусства (художественное объединение и журнал «Мир искусства»). Религиозность и искусство (на примере творчества Льва Толстого и Николая Ге).
28. Русская религиозная философия и русская классическая литература: линии взаимодействия. Пушкин в русской религиозно-философской критике. Русские религиозные философы о творчестве Ф.Достоевского и Л.Толстого (Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов). Н.А.Бердяев о миросозерцании Достоевского. Великие русские писатели (Л.Толстой и Ф.Достоевский) как русские философы. Литературоцентризм как культурный феномен эпохи. Русские религиозные философы о судьбе России и русском искусстве.
29. Историко-философский анализ культуры и искусства Серебряного века
«Серебряный век» как культурная эпоха истории России. Русская философия Серебряного века: социально-политические и духовно-религиозные проблемы. Сборник «Вехи» и его мировоззренческий характер. Многообразие художественных направлений на рубеже XIX-XX вв. Понятие «декаданса». Стиль модерн в литературе (символизм, акмеизм, футуризм). Разновидности стиля модерн в архитектуре (неорусский стиль, предконструктивизм, неоклассицизм). Роль Мамонтовского кружка в художественной жизни конца XIX – начала ХХ в. Художественные объединения начала ХХ века: «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет». 30. Эстетический анализ искусства русского авангарда. Искусство русского авангарда: влияние западного авангарда и оригинальность собственных художественных новаций. Разнообразие художественных течений: примитивизм, абстракционизм, фовизм. Эстетика русского авангарда (В.В. Кандинский, К.С. Малевич, И.Ф. Стравинский). Философский анализ русского авангарда и его социо-культурной обусловленности в работах современных исследователей. Русская философия Серебряного века: основная проблематика.
31. Неклассическая эстетика как новый этап философского анализа искусства. Социо-культурная ситуация рубежа XIX-XX веков и появление неклассической эстетики. Кризис классического рационализма и эволюция эстетики. Отказ от логически выверенных конструкций и переход к открытым концепциям. Вытеснение на периферию анализа базовой эстетической категории прекрасного и сближение представления о художественности с понятиями «выразительное», «занимательное», «убедительное», «интересное». .Интенсивное взаимообогащение двух линий: философско-аналитической традиции и эмпирической эстетики. Искусство как высшая форма познания в философии А.Шопенгауэра. 2Теория Фридриха Ницше об аполлоническом и дионисийском в искусстве. Теория массовой и элитарной культуры Хосе Ортега-и-Гассета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|