Бродель, Фернан. Что такое Франция? Пространство и история. Москва: Издательство имени Сабашниковых. 1994.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ Харьковская национальная академия городского хозяйства
Кафедра философии и политологии
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ по модулю «ГОРОД КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА»
(для студентов 1 курса дневной и заочной форм обучения направления подготовки 6.030504 «Экономика предпримимательства», 6.030509 «Учет и аудит»
ХАРЬКОВ 2010 УДК 101.122/129.332.132:116 Город как социальная система: словарь терминов для студентов 1 курса дневной и заочной форм обучения направления подготовки 6.030504 «Экономика предприятий», 6.030509 «Учет и аудит» /Радионова Л.А. Харьков: ХНАГХ, 2010. - 107 с.
Авт. Радионова Л.А. - Харьков: ХНАГХ, 2010. - 107с.
Рецензент: д-р социол.наук, проф.ХНУ им. В.Н.Каразина Л.М.Хижняк
Утверждено на заседании кафедры философии и политологии (протокол № 4 от 24.12.09)
© Радионова Л.А., ХНАГХ, 2010 Введение Ежегодно наша академия выпускает специалистов, которые обеспечивают оптимальность жизнедеятельности городов нашей страны, и не только, в двух градообразующих системах: технической (все искусственные материальные образования, создающие инфраструктуру города) и экологической подсистемах (естественная среда, включенная в систему города). Изучение третей градообразующей подсистемы - демографической, т.е. людей с их потребностями, отношениями, способностями, деятельностью, т.е. всего того, что мы называем городским социумом, в лучшем случае лишь декларируется. Поэтому наш курс «город как социальная система» является органичным для академии и в некоторой степени восполняет этот пробел. Предлагаемый словарь посвящен аналитическому рассмотрению ключевых понятий, персоналий и текстов курса «город как социальная система», что в определенной степени расширяет научно-исследовательскую деятельность студентов, обеспечивает подготовку специалистов на уровне мировых квалификационных требований, позволяет эффективно использовать образовательный, инновационный потенциал студентов академии для решения проблем города.
В словаре применяется единая система отсылок и ряд обычных для справочных изданий сокращений. Слово или слова, обозначающие название статьи, в тексте заменяются первой буквой. Например, в статье «Вебер Макс» вместо полной фамилии социолога приводится буква «В». Если название статьи состоит из нескольких слов, то все они в тексте обозначаются также первыми буквами. Например, в тексте статьи «Города социальная инфраструктура» вместо полного названия стоит «Г.С.И.». Материал статей приведен в соответствии с современными данными научной и философской мысли. Агломерация — компактная пространственная группировка поселений, главным образом городских, объединенных в сложную систему многообразными интенсивными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными). Моноцентрическая А. возникает вокруг одного крупного города-ядра. Городская агломерация - сложная, многокомпонентная система, объединяющая группу поселений вокруг крупного города. Ареал - (от лат. area - площадь, пространство) - 1. В биологии - часть земной поверхности, где встречается тот или иной вид животного или растения. 2. В социологии - часть территории, выделяемая по одному или нескольким признакам. Ареал столичный - территориальные единицы, тяготеющие к крупному городу, социально - экономически связанные с ним.
Берджесс Эрнст (1886-1966) - американский социолог, представитель чикагской школы, ученик и ближайший соратник ее основателя Р.Парка, разделивший и развивший предложенную последним экологическую трактовку социальных феноменов. Эмпирические исследования и статьи Б. были посвящены проблематике роста городов, социальных патологий в городской среде, социализации личности, семьи и общины. Б. принадлежит концепция «концентрических зон», котораярая была построена на основе обобщения данных картографического обследования Чикаго и характеризует социальную неоднородность пространства большого города (1925). Зонирование городов было изучено на многих примерах. Один из наиболее известных примеров — работа Х. Зорбауха «Золотое побережье и трущобы»(1929). Работа строится на изучении северной части Чикаго, побережья озера Мичиган, населенного богатейшими семьями города, и беднейшей части городских трущоб «Хобохемии». Изучаемые районы расположены в нескольких кварталах друг от друга. Кроме того, в этой же части города есть кварталы богемы типа Гринвич — Вилидж, кварталы, населенные итальянцами. Всего там проживало около 90 тысяч человек. Это место Чикаго служило подлинной лабораторией для социологов. Была создана яркая картина жилья социальных миров этой части города благодаря использованию «включенного наблюдения» — качественного метода, ставшего весьма популярным благодаря исследованиям авторов Чикагской школы. В этой части города жили от 2 до 6 тыс. семей, включенных в «социальный регистр» — свод наиболее богатых и влиятельных семей Чикаго. На основе изучения вхождения семей в «социальный регистр», выявили «социальную игру» — процесс вступления новых членов в этот неофициально существующий клуб. Обнаружили искусную технику проникновения новичков, во-первых, за счет использования детей, как средства (через обучение в одних учебных заведениях) знакомства и установления контактов. Во-вторых, за счет участия в разного рода благотворительных акциях, устраиваемых женщинами из высшего общества. В исследовании было также установлено и то, что семьи, включенные в «социальный регистр», имели свой узкий круг общения из 10-12 семей, некоторые даже не знали соседей, живущих через дом от них.
Большой город -в Украине - город с численностью населения от 100 до 250 тысяч человек. Бродель Фернан (1902-1985) - французский историк, представитель школы «Анналов», окончил лицей Вольтера и Сорбонну. С начала 1920-х до середины 1930-х Б. - преподаватель одного из лицеев в Алжире (первая научная статья – «Испанцы в Северной Африке» была опубликована в 1928). С 1949 - зав. кафедрой современной цивилизации в Коллеж де Франс, председатель жюри по защите диссертаций по истории. Главный администратор созданного по его инициативе «Дома наук о человеке» (с 1962). Основные сочинения: «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.» (в 3 томах, 1979; т. 1 был издан в 1967); «Средиземноморье и мир Средиземноморья в эпоху Филиппа II» (1949); «История и социальные науки. Длительная временная протяженность» (1958); «Записки об истории» (сборник статей, 1969) и др. Главными характеристиками понимания истории по Б. выступают определенная «конфронтация» географии и собственно истории (главный «персонаж» исторического исследования у Б., как правило, - географический ареал), а также весьма своеобычная диалектика пространства - времени, находящая свое выражение в идеях эшелонированности исторической действительности и циклического характера эволюции общества. Б. полагал правомерным рассмотрение исторической реальности в разных преломлениях, помещая быстротечные событийно-политические феномены на ее верхний уровень, долговременные социально-экономические тенденции - на средний, и, наконец, вневременные природно-географические константы - на нижний. Теория о множественности времен в истории постулировала таким образом наличие трех основополагающих типов длительности, присущих разным уровням исторической реальности: а) «время чрезвычайно большой протяженности», протекающее на природном (время природных ритмов) и макроэкономическом (время экономических структур) уровнях и «как бы неподвижное»; б) время больших «циклов» и хозяйственных «конъюнктур» (длящееся в социальной сфере); в) краткое и «нервное» время «короткого дыхания» - время событий. Человеческая свобода оказывается, по мнению Б., не более чем «пеной» на поверхности «океана» неподвижных «структур». Анализируя в традициях Анналов течение «глобальной истории», Б. вычленяет в ее границах экономическую, социальную, политическую и культурную «системы», включающие в себя далее ряд «подсистем». По Б., «согласно этой схеме, глобальная история (или, лучше сказать, история, имеющая тенденцию к глобальности, стремящаяся к тотальности, но никогда не могущая стать таковой) - это исследование по меньшей мере этих четырех систем самих по себе, потом в их взаимоотношениях, в их взаимозависимости, их чешуйчатости». Реконструкция глобальной истории являет собой у Б. уяснение динамики взаимосвязанных уровней исторической действительности, которая осуществляется не в форме их единонаправленной, синхронизированной и равноускоренной эволюции, а представляет неравномерные и смещенные во времени движения, поскольку каждой исторической реальности свойственен собственный специфический временной ритм. (Применительно к исследованию «Средиземноморье и мир Средиземноморья в эпоху Филиппа II» Б. отмечал: «единственная проблема, которую мне нужно было решить, заключалась в том, чтобы показать, как разные времена движутся с разной скоростью».) Легитимизировав в научном обороте исторической науки понятие «длительная временная протяженность», Б. подчеркивал, что главной сферой его исследовательских интересов является «почти неподвижная история людей в их тесной взаимосвязи с землей, по которой они ходят и которая их кормит; история беспрерывно повторяющегося диалога человека с природой... столь упорного, как если бы он был вне досягаемости для ущерба и ударов, наносимых временем». Осуществляя в своем, ставшем классическим, исследовании «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV-XVIII вв.» детальный анализ трех пластов экономической жизни человечества (материальной повседневности, рыночной экономики и капитализма) в их эволюции, Б. пытался ответить на вопрос, сформулированный в первом издании первого тома книги в 1967: «... каким образом тот строй, та сложная система существования, которая ассоциируется с понятием Старого порядка... могла прийти в негодность, разорваться; как стало возможным выйти за ее пределы... Как был пробит, как мог быть пробит потолок? И почему лишь в пользу некоторых, оказавшихся среди привилегированных на всей планете?» Архитектоника монументального труда Б. оказывается созвучной его трактовке природы и сущности общественных процессов, имевших место в данный исторический период. Первый том был посвящен рассмотрению структур повседневной жизни людей, которые, согласно Б., выступали в качестве «правил, которые слишком долго удерживали мир в довольно трудно объяснимой стабильности». Содержание второго тома демонстрировало процессы сосуществования и постепенного взаимопроникновения структур рыночной экономики, с одной стороны, противостоявшей, по Б., «массиву инфраэкономики», т.е. материальной повседневной жизни людей (питание, одежда, жилище, техника, деньги) - с другой. Приметы же капитализма в этот период Б. усматривал в спекулятивных операциях, торговле на дальние расстояния и процедурах банковских кредитов. Третий том излагал возможные подходы к проблеме организации истории мира во времени и пространстве: эксплицировались механизмы чередования (на протяжении пяти или шести веков) господства определенных экономически автономных регионов планеты (Венеция, Генуя, Англия и т.д.). Исторические изыскания Б. не только (в известной степени вопреки «историко-психологическому духу» «Анналов») продемонстрировали возможность создания экономически-центрированной, однако при этом полифакторной истории общества, но и явились образцом сочетания классических традиций системной философии истории и новаторских интеллектуальных методик и приемов второй половины 20 в.
Бурговая теория - исходит из понимания города первоначально как оборонительного, а затем – как политико-юридического явления: та же защитная функция, но уже не силовыми, а правовыми средствами. Вебер Макс (1864-1920) - немецкий социолог, социальный философ и историк, основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Социологию В. разрабатывал главным образом как социологию экономического поведения людей, при этом поведение неизменно выступало у него как модель рационального поведения, по степени отклонения от которого он отличал другие типы поведения - ценностно-рациональное действие, аффективное и традиционное действие. Занятия экономической историей поставили В. перед вопросом о том, каким образом идентифицировать экономические явления исторического прошлого, теоретическое осмысление которых дано лишь на основе анализа современного капиталистического общества. Давний спор между историч. и теоретич. политэкономией В. решил в духе своих философских учителей - В. Виндельбанда и Г. Риккерта, выработав понятие идеального типа. Категории политэкономии должны были играть в историко-экономическом исследовании роль идеальных типов, сопоставление с которыми позволяло выявить соответствующие явления в неразвитых экономических формах далекого исторического прошлого. Главная идея социальной философии В. - идея экономической рациональности, нашедшей свое последовательное выражение в современном капиталистическом обществе с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия), рациональным денежным обращением и т. д., обеспечивающими возможность максимально рационализировать поведение в хозяйственной сфере, позволяя добиться предельной экономической эффективности. Эта тенденция, по В., проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры (например, в область музыки, социологическому изучению которой была посвящена одна из посмертно опубликованных работ В.). Дальнейшую (уже конкретно-социологическую) разработку идея рациональности получает у В. в связи с его концепцией рациональной бюрократии, представляющей собой высшее воплощение капиталистической рациональности и «судьбу Запада». (Die Stadt. 1921). В этой работе он рассматривает город как место, в котором можно увидеть много ключевых черт современной урбанизированной территории: рост бюрократии, сменяемые правительства и демократию, купеческий класс и ранние капиталистические предприятия. Такие города способствовали превращению феодализма в капитализм, они привносили новый дух рациональности — порядок и эффективность, причинность, но не традиции, как основу эффективного функционирования. Они стимулировали новые идеи, культуру, структуры управления. Города содействовали росту индивидуальных предприятий, их самостоятельности. Социолог подверг глубокому анализу три основных типа европейского города: города производителей, потребителей и торговые города, проследил эволюцию конкретных городских поселений. В. также указывал на важность функции наличия гарнизона — отличительной черты (не всегда городские стены служили такой чертой) городской принадлежности. Отнюдь не только экономические причины являлись основой роста городов. Мощным ускорителем их развития служило придание им особого административного статуса. В своей работе В. обосновал идеальный тип «полного городского сообщества». Его чертами являются: защитные сооружения, рынок, суд, относительная форма ассоциации, хотя бы частичная политическая автономия. Однако становление европейских монархий, национальных государств и империй, рост капитализма в таких городах приводил к утрате их независимости. В. сожалел о том, что «век» города подошел к концу. Социология В., оказавшая решающее воздействие на зап. социологию середины и второй половины XX в. (начиная структурным функционализмом и кончая социологическим неомарксизмом и даже феноменологической социологией), до сих пор служит источником полемики по основным теоретико-методологическим проблемам социологического знания. Вирт Луи (1897-1952) - немецко-американский социолог и член Чикагской школы. Свой главный вклад он внес в городскую социологию. (Его классическим трудом является «Гетто» (1928);. В 1938 г. им была опубликована одна из наиболее известных в социологии статей «Урбанизм, как путь (образ) жизни». В ней американский социолог рассматривает психологические и поведенческие следствия жизни людей в городах. Вирт выделяет три основные характеристики города: размер населения, плотность и разнородность населения и следствия, к которым они приводят. Следствием огромного размера города становится превращение его в мозаику «социальных миров», в котором ослабляются узы дружбы, родства. Институты СМИ, полиция, бюрократия и т. д. призваны осуществлять механизмы социального контроля в индустриальном обществе. Несмотря на больший объем контактов, люди в городе знают не большее количество людей, чем деревенские жители, нарастает формализация контактов. Следствием повышения плотности проживания населения является повышение числа воздействий на человека, увеличение контактов с незнакомцами, возрастание типов движения и появление сложных технологий в городе. Следствием гетерогенности населения города является повышенная социальная вертикальная мобильность. Для горожан большое значение имеют их группы интересов в процессах социальной мобильности в отличие от традиционного общества, в котором место размещения в иерархии определялось семьей. Лишь новые городские институты позволяют сохранить социальный порядок в городе с меняющейся социальной иерархией. Таким образом, в работе В. обосновывается важность вторичных культурных факторов и социальных институтов. Различного рода социальные потрясения происходят из-за сдвигов в размерах, плотности и гетерогенности населения городов. Вольный город - самостоятельное территориально-политическое нейтрализованное и демилитаризованное образование, правовой режим которого устанавливается международными договорами и гарантируется государствами или международными организациями. Вольный город обладает некоторыми признаками государства. Всемирная федерация породнённых городов - (ВФПГ), неправительственная международная организация, содействующая развитию сотрудничества и дружбы между городами различных стран и их населением, независимо от расы, языка, религии и политических убеждений. Вторичное обращение капитала — понятие, введенное в научный оборот А. Лефевром, характеризует процесс капитализации инвестиций, вложенных в недвижимость и городские пространства. Вутренний город - территория, включающая центральные районы города, которые обычно имеют ярко выраженные черты, отличающие их от пригородов. В развитых странах во многих современных городских поселениях территория внутреннего города подвержена упадку и разрушению, поэтому богатые жители покидают эти районы и переезжают в загородную зону; кварталы городского поселения с высоким уровнем социальных проблем и бедности. Термин иногда используется в качестве ключевого для «иммигрантского квартала» исследователями «проблем внутреннего города» с точки зрения культурных меньшинств, а не средоточия социальных проблем капиталистического общества. Всемирная деревня, или всемирная глобальная деревня - термин М. Мак-Люэна, введенный им для обозначения сущности новой коммуникационной и культурной ситуации, которая оформилась в результате распространения в мире электронных средств связи, благодаря чему люди получили возможность мобильной коммуникации между самыми отдаленными точками на нашей планете. По мнению Мак-Люэна, электронные средства коммуникации воссоздают общину - В.Д.: «земной шар, обвязанный электричеством, не больше деревни». Благодаря электронным средствам коммуникации, передающим информацию со скоростью света, возникает эффект «имплозии» - взрывного сжатия пространства и времени, а также информации. Пространство и время «исчезают», сливаются различные отрасли знания, мысль с чувством, сознание с реальностью. Мак-Люэн полагал, что люди стоят на пороге «раскрепощенного и беззаботного» мира, в котором человечество действительно может стать единой семьей. Характерными особенностями В.Д., по его мнению, являются: 1) интенсификация и массовость коммуникационных процессов; 2) синтез разных видов коммуникации и коммуникационных средств; 3) глобализация коммуникационных и информационных процессов. Термин «В.Д.» - это у Мак-Люэна не только констатация того, что уже произошло, но и того, что во всевозрастающей степени происходит и будет происходить. По мере информатизации общества понятие В.Д. все более соответствует его природе. Изо дня в день, вступая в коммуникацию друг с другом посредством электронных средств связи, люди рассуждают и поступают таким образом, как если бы они находились совсем рядом, жили бы «в одной деревне». Они вольно или невольно все основательнее вмешиваются в жизнь друг друга, рассуждая обо всем, что им приходится видеть и слышать. Во В.Д. повседневно переплетаются и выставляются на всеобщее рассмотрение «все времена и пространства сразу» - все «мировоззрения, культуры, способы общения, ценности, традиции». Соответственно такой мир является внутренне нестабильным и взрывоопасным, поэтому требует к себе инженерного, управленческого отношения. А позитивная возможность такого отношения (разрешение конфликтов, обеспечение прав человека, противостояние разным формам насилия над личностью и т.п.) определяется, по Мак-Люэну, тем, что «всемирная деревня абсолютно обеспечивает максимальные разногласия по всем вопросам». Герб города - геральдический знак достоинства города. Самые ранние гербы обычно возникли из городских печатей. Часто города перенимали полностью или частично герб правителя страны. Гетто - изолированный район города, характеризуемый общими этническими и культурными характеристиками. Термин был внедрен в эпоху Средневековья в Европе, означая название районов городов, в которых были вынуждены проживать евреи. В более широком смысле употребляется чикагской школой, в особенности Виртом. В настоящее время его значение подразумевает не только однородность этнического и культурного населения, но также концентрацию социально вредных групп меньшинств в наиболее обедневших внутренних городских кварталах. Термин часто используется эмоциональным, расистским и неопределенным образом. Глобальные города -крупнейшие мировые центры, места концентрации важнейших экономических, финансовых, политических функций, занимающие стратегические места в мировой экономике. Они концентрируют командные функции и сервисные фирмы высокого уровня, ориентированные на всемирные рынки. Город, как механизм (машина) роста — объединение усилий предпринимателей, торговцев недвижимостью, строителей, субподрядчиков, банков и ссудных учреждений, в достижении изменений стоимости конкретного места городского пространства. Термин, активно использующийся Д. Логаном и Х. Молочем. Города экология - (от греч. oikos - дом, жилище, местопребывание и logos - слово, учение) - комплексная характеристика, отражающая состояние и специфику функционирования механизма городского устройства. Понятие Г.Э. описывает систему связей и отношений, возникающую в процессе взаимодействия городского населения со средой его жизнедеятельности - социально-пространственной общностью города. Рассмотрение Г.Э. предполагает понимание города как экосистемы, которую образуют организмы (растения - продуценты, человек и животные - консументы, грибы и микробы - деструенты) вместе со средой их существования. Системообразующими элементами в такой системе являются потоки энергии и круговорот веществ. С точки зрения экологии город является, во-первых, зависимой экосистемой (экспорт основных потребляемых городом продуктов превышает импорт в среднем в 10 раз); во-вторых, аккумулирующей системой (положительный баланс обмена веществ обусловливает их накопление внутри городского пространства); и в-третьих, неуравновешенной экосистемой (в отличие от природных экосистем развитие города определяется не естественными процессами, а деятельностью человека). Названные характеристики определяют специфику подходов к решению проблем Г.Э., острота которых стремительно возрастает вместе с глобальным развертыванием процесса урбанизации. Стратегия преодоления большой зависимости экосистемы города от внешней среды связана с усилением автотрофного блока, производящего продукты питания, сырье и кислород, а также с использованием свободных площадей (в том числе стен и крыш зданий) для выращивания растений. Проблему аккумуляции веществ позволяет уменьшить переход на замкнутые циклы производства, сокращающие накопление веществ вообще и вредных выбросов в частности. Что же касается неуравновешенности экосистемы, то эту проблему можно снять только посредством увеличения роли научно обоснованного экологического регулирования развитием города, включающего гармоничное городское планирование социального развития. Реализация перечисленных принципов требует не только крупных технических изменений инфраструктуры города и больших экономических затрат, но и, что важнее всего, коренных изменений в сознании городских жителей. Стратегия достижения этой цели связана с экологическим воспитанием горожан с самого раннего возраста (в семье, детском саду, школе) ради постепенного качественного обновления городского культурного пространства через привнесение в него комплиментарных природному бытию норм, ценностей и образцов поведения. Разумной альтернативы экологически сбалансированному городу в третьем тысячелетии у общества нет. Городская экология - изучение города с точки зрения социальных характеристик районов или окрестностей, которые были начаты в Чикагском университете в 1920-х гг. Высокие темпы иммиграции в Чикаго из Европы в первые два десятилетия 20-го столетия привели к быстрому увеличению и изменению города, стимулировали исследование характера его жизни, происхождения социальных проблем и процессов роста, конкуренции за пространство землепользования. Ранний индустриальный город, согласно гипотезе концентрических зон, состоял из трех областей. Их составляли фабричный и деловой центр, близлежащая зона местожительства рабочего класса, а затем районы, населенные средними и профессиональными классами. Эта ситуация противоположна доиндустриальному городу, где более богатые классы жили близко к центральному деловому району, защищенному городскими стенами, а менее состоятельные - за городскими воротами. Однако, поскольку индустриальный город вырастает в метрополию, происходят три новшества: (а) некоторые производственные предприятия передвигаются из центра в новые индустриальные или торговые зоны, где ниже рента и лучше сеть коммуникаций; (б) торговая и деловая зона разрастается и распространяется на соседнюю жилую зону; (в) город в целом увеличивается в размерах и создает предместья, а также сеть магазинов и мест развлечений вне территории. Город - исторически сложившаяся, территориально локализованная форма организации жизнедеятельности общества, в основе функционирования которой лежит механизм городского устройства, выражающий способ взаимосвязи подсистем, составляющих социально-пространственную структуру города. Специфика взаимодействия этих подсистем выступает фактором, определяющим состояние городской экологии. Для Г. характерны: концентрация большого числа людей, значительная плотность населения на относительно ограниченной территории, высокая степень разнообразия и интеграции человеческой деятельности. В условиях глобальной ограниченности материальных и энергетических ресурсов Г. выступает доминирующей социально-пространственной формой существования общества. История развития Г. как особой формы расселения людей насчитывает около 5000 лет. Объективной предпосылкой возникновения и развития Г. послужило общественное разделение труда на сельскохозяйственнй и ремесленный, а также сосредоточение торговли в руках особой социальной группы - купцов. Люди, занятые преимущественно несельскохозяйственным трудом, образовывали территориально-концентрированные поселения, формируя основу будущих Г. В различные периоды истории у разных Г. актуализировались одни функции и уходили на задний план другие: защитная, торговая, добывающая, производственная, административная, культурная, религиозная и др. С развитием Г. перечень выполняемых ими функций продолжает расти - появляются Г.-курорты, Г.-музеи, Г.-научные центры. В контексте индустриального развития общества продолжает оставаться весомой доля материально-производственных функций в общей функциональной сфере Г. Вместе с тем, при переходе к постиндустриальному обществу значительно возрастает роль Г. как административного, культурного и научного центра, выполняющего функцию приема, обработки, хранения и передачи информации. Причем выполнение этой комплексной функции все меньше связывается с одновременной концентрацией значительных трудовых ресурсов - администраторов, программистов, операторов, клерков - на ограниченной территории Г. Привычное физическое рабочее пространство офиса или лаборатории постепенно заменяется электронным пространством компьютерных сетей. На протяжении всей истории развития человеческого общества Г. оказывали заметное влияние на процесс становления государств, нередко подменяя их собой (древнегреческие города-полисы, католическое Г.-государство Ватикан, Г.-княжество Монако, торгово-промышленный мегаполис Гонконг). По всей видимости, в обозримом будущем Г. сохранят за собой роль доминант в процессах общественного развития. В первую очередь это относится к крупным Г.-«миллионерам», где особенно плодотворно взаимодействие социально-экономических, политических, научно-технических и культурных факторов. По данным ЮНЕСКО в 2005 на Земле - более 60 Г. с населением свыше пяти миллионов человек и более 150 Г. - с населением свыше миллиона человек. На современном этапе урбанизации наблюдается тенденция, особенно ярко выраженная в промышленно развитых странах, к возрастанию концентрации населения в больших Г. По расчетам специалистов из Программы развития ООН в странах с высоким уровнем развития человеческого потенциала (ИРЧП) доля населения в Г. численностью свыше 750 тыс. человек составляла в 1990 40% от численности всего городского населения и 30% от общей численности населения этих стран. При этом, годовые темпы роста численности всего городского населения до 2005 сохранялись на уровне 0,1%. Таким образом, в 2005, в среднем, каждый второй житель Земли проживает в Г., причем каждый третий - в крупном Г. с населением около 1 млн. человек. Это обусловливает необходимость дальнейшего всестороннего развития социологии Г. - специальной социологической теории, занимающейся изучением закономерностей развития Г. как социально-пространственной экосистемы, эффективность функционирования которой выступает необходимым условием развития общества. Город – социальная территориальная общность, характеризуемая высокой концентрацией населения на сравнительно небольшом пространстве,занятого преимущественно вне сферы сельского хозяйства. С возникновение городов (4-3 тыс. лет до н.э.) для них были характерны: административная, торговая, производственная, транспортная, образовательно-культурная, военная и др. функции. С середины 20 века в городах возросла роль непроизводственной сферы. В национальных законодательствах устанавливается критерий численности, по которому населенный пункт может считаться городом: от 250 человек в Дании до 30 тысяч человек в Японии. В РФ, Украине населенный пункт может быть отнесен к городу, если численность его населения не менее 12 тысяч человек. Город – особая территориально-административная, социально-хозяйственная, социокультурная форма существования общества, некая универсалия всемирной истории, всегда имевшая устойчивые признаки, отличавшие ее от догородских поселений. Город - исторически сложившаяся, территориально локализованная форма организации жизнедеятельности общества, в основе функционирования которой лежит механизм городского устройства, выражающий способ взаимосвязи подсистем. Города социальная инфраструктура - (от лат. infra - под; букв. – «подструктура») - созданная человеком подсистема городского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города. Г.С.И. представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Это - пассажирский транспорт, коммунально-бытовые объекты, учреждения образования, здравоохранения, досуга и т.д. Деятельность этих объектов в их совокупности направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей городского населения, что создает необходимые условия для его развития. Г.С.И. возникла в конечном счете благодаря действию социально-экономического закона разделения труда. С конца 19 в. вследствие урбанизации все шире разворачивается процесс обобществления условий жизнедеятельности человека. Из семейной жизнедеятельности начинают в большей или меньшей степени выделяться такие бытовые функции, как приготовление пищи, изготовление предметов обихода, частично отделяется воспитание детей и т.д. Индустриализация порождает массовое производство предметов потребления и услуг, а урбанизация создает массового потребителя. Закономерным является возникновение системы, обеспечивающей совместную жизнедеятельность и воспроизводство большого, и все возрастающего, числа людей, проживающих на ограниченной территории, а применительно к современной ситуации - в ограниченном пространстве. Таким образом, возникновение и развитие Г.С.И. - объективный социально-экономический процесс, протекающий в русле развития общего механизма городского устройства. В контексте индустриального развития общества Г.С.И. является, с одной стороны, системой, развитие которой доминируется производственной инфраструктурой города (призванной обеспечить производство необходимыми ресурсами в больших объемах, чем их воспроизводится на данной территории естественным образом), а с другой стороны, на нее возлагаются функции, способствующие развитию последней (например, функция привлечения рабочей силы в тот или иной район). При переходе от индустриального к постиндустриальному обществу самостоятельное значение Г.С.И. возрастает, а организация ее оптимального функционирования становится одной из главных задач городского планирования социального развития. Города социальная морфология - 1) социально-пространственная подсистема механизма городского устройства, определяющая дифференциацию мест проживания горожан в зависимости от их положения в социальной стратификации городского населения; 2) аналог понятия «социально-пространственная структура города». На формирование Г.С.М. в той или иной мере оказывает влияние огромное количество факторов - экономических, политических, этнических, экологических, религиозных и т.д. Так или иначе, Г.С.М. является исторически сложившейся системой расселения различных социально-экономических групп и слоев городского населения в границах социально-пространственной сферы города. Понятие «Г.С.М.» связано с понятием города социальной инфраструктуры. С одной стороны, складывающаяся Г.С.М. определяет соответствующую ей специфику социальной инфраструктуры каждого района. С другой стороны, изменение характеристик социальной инфраструктуры, произошедшее,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|