Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фотоальбом – воспоминание об Ушакове Юрии Сергеевиче, исследователе деревянного зодчества русского Севера в 60-80 годы 20 века (из архива Волковой М.П.)

 

Я поведу вас по России!

Ушаков Ю.С.

 

Мои воспоминания о Юрии Сергеевиче Ушакове посвящаются светлой памяти об этом замечательном человеке, знатоке и пропагандисте культуры Русского Севера через архитектуру, которую он считал русской национальной летописью, безоговорочно соглашаясь с афоризмом Н.В.Гоголя – «Архитектура та же летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат песни и предания».

Встреча наша произошла в 1973 роду на причале в Котласе, в очереди у кассы, где я со своей подругой-спутницей Зинаидой Семеновной Долговой стояли, чтобы попасть на пароход «Пушкин», колесивший тогда по Северной Двине. С Долговой З.С. мы познакомились в 1968 году на теплоходе «Татария», впервые совершавшим туристический вояж по красотам Севера. В 1973 году было наше третье путешествие по районам Севера.

В человеке из очереди с рюкзаком и фотоаппаратом на шее мы сразу признали собрата в интересах к Северу. Провидение нас познакомило, чтобы последующие пятнадцать лет совместно пройти по землям приречий Северной Двины, Пинеги, Мезени, Онеги, Печоры, по Прионежью и Беломорью по маршрутам Юрия Сергеевича.

У него был профессиональный интерес в сборе материала для изучения народных традиций в организации жилой среды, для понимания принципов и приемов архитектурно-пространственной и ансамблевой организации селений в определенных природно-географических условиях.

Он считал, что нельзя оставлять в прошлом все то полезное и ценное, что может пригодиться в настоящем и будущем. При этом он подчеркивал необходимость соблюдать национальные черты современной русской архитектуры с учетом ее региональных особенностей, понимая под этим не внешнее заимствование узнаваемых стилевых деталей, а глубокое воплощение всех принципиальных и непреходящих факторов, повлиявших на становление характерных черт архитектуры русского народа, как важнейшей части его культуры.

При осмыслении архитектурного наследия Юрий Сергеевич опирался на материалы тех немногочисленных исследователей, которые были продолжателями скромного начинания Льва Владимировича Даля заниматься изучением памятников деревянного зодчества в своем Отечестве. Среди них он выделял В.В.Суслова, Ф.Ф.Горностаева, Д.Д.Милкова, И.Э.Грабаря, М.В.Красовского и некоторых своих современников, которые создали классификацию сооружений деревянного зодчества по типовым признакам. Он в широком масштабе продолжил работу своих предшественников по изучению русского деревянного зодчества Севера, создав свою методику по реконструкции утерянных архитектурных и природных элементов. Это позволило ему восстанавливать графически не только отдельные строения, но целые селения, объединенные общественным духовным центром – погостом.

Большая трудность в его работе была связана с тем, что территория Севера до недавнего времени не находилась в центре внимания исследователей-архитекторов, и памятники архитектуры исчезали без обмеров и каких-либо фиксаций, исчезали и целые деревни и села. Большой редкостью была панорамная фотосъемка селений, а архитектурно-пространственные группировки строений вообще не изучались и никак не фиксировались. Требовались методы реконструкции утерянных элементов и не только архитектурных, но и природных. Выручало то, что Юрий Сергеевич большой знаток архитектуры и при этом тонкий художник. Это позволило ему графически реконструировать отдельные строения, целые селения и их гнезда в совокупности с природным окружением.

Он прибегал к собственным способам исследования: к натурной шагомерной и инструментальной съемке – горизонтальной и вертикальной; фиксацией взаимного размещения объектов в природе; к обмеру фундаментов и следов сооружений с привязкой к существующему окружению; к зарисовкам и фотографированию панорамы селений с фиксацией основных направлений восприятия при движении по воде и по суше; использовал сведения местных жителей для уточнения местоположения несохранившихся сооружений и целых селений, а также транспортных связей, центров гнезд, торговых путей и т.д.

Конечно, использовались архивные и литературные источники, но главным оставалось натурное исследование.

Показательным примером работы Юрия Сергеевича по реконструкции большого объекта может служить гнездо селений бывшего Суландовского Троицкого погоста в Шенкурском районе Архангельской области.

Места эти заселялись в 16 столетии. В начале 17 века на высоком 21-метровом выступе береговой гряды, близко подходящей к руслу Суланды, был выстроен ансамбль из Троицкого собора (1626г.), Успенской церкви (1667г.) и колокольни. Обе церкви и колокольня между ними поставлены друг за другом вдоль холма, в композиции между диагональной и треугольной, что позволяло видеть их от всех деревень, расположенных по обоим берегам реки.

Троицкая церковь и колокольня были разобраны в 1947-1949 годах, но оставалась Успенская церковь.

В 1978 году мы прибыли в Суландовкий куст деревень с целью фиксации этого ценного памятника, нашли место, где стоял погост, но место было пусто. Как сообщили нам местные жители, Успенская церковь сгорела два года назад, т.е. в 1976 году. Юрий Сергеевич при нашем участии сделал обмеры, рисунки, фотографии, собрал материал по своему методу и сделал графическую реконструкцию всего куста селений, объединенных Суландовским Троицким погостом.

Ниже показаны ход его работы и результаты.

 

Фото №1 Ю.С.Ушаков на месте бывшего Суландовского Троицкого погоста в 1978 году.

 

Фото №2 Место нахождения Успенской церкви, построенной в 1667 г. и сгоревшей в 1976 г. Ю.С. Ушаков делает обмеры фундамента.

 

Фото №3 Местные жители повествуют о своей потере, единственной в округе церкви, и что теперь им «негде голову преклонить».

 

Фото №4 Фотографии Успенской церкви от жителей деревни.

 

Фото №5 Житель Суланды Н.Н. Бурнашов (1911 г. рождения), оказавший Ю.С.Ушакову большую помощь в сборе сведений о храмовом ансамбле.

 

Фото №6 Жительница Суланды рассказывает Ю.С.Ушакову о житье-бытье у бани.

 

В Государственном научно-исследовательском музее русской архитектуры им. А.В.Щусева (ГНИМА) найдены две фотографии храмового ансамбля, сделанные в 1939 году участниками экспедиции Музея русской архитектуры АН СССР (МРА АН СССР). Они ранее не публиковались.

 

Фото №7 Храмовый ансамбль в селе Суланда. Вид с юго-востока.

 

 

Фото №8 Храмовый ансамбль в селе Суланда. Вид с северо-запада.

 

Ю.С. Ушаков осуществил реконструкцию Суландовского Троицкого погоста 17 века и показал, как воспринимался этот общественный духовный и административный центр из окрестных деревень, входивших в «куст» погоста с разных расстояний – дальнее, среднее и ближнее. Это показано на рисунках ниже.

 

 
Рис. 1 Реконструкция гнезда селений бывшего Суландовского Троицкого погоста. Шенкурский район Архангельской области. План с показом восприятия общественного центра с близкого, среднего и дальнего расстояний, очерченных окружностью и дугами.  

 

Рис. 2 План и восточный фасад-сечение. А – Успенская церковь (1667г.); Б – Троицкая церковь (1784г.), сменившая такую же 1626г. освящения; В – колокольня 18 века и ближнее восприятие ансамбля с точек К, Л, М.

 


 

Среднее восприятие общественного центра при реконструкции (см рис. 1):

 

от деревни Подгорной (Михайловской) с северо-востока (точка В на рис 1);

 

от деревни Никитинской с севера (точка Г на рис 1);

 

от деревни Чекмаревской (Голышкино) с северо-запада (точка Д на рис 1);

Дальнее восприятие общественного центра при реконструкции (см рис. 1):

 

от деревни Сараевской, от Малого и Большого Плесо с северо-запада (точка А на рис 1);

 

от деревень Юрьевской и Фоминской с северо-востока (точка Б на рис 1);

 

Этот материал представлен в книге Ю.С.Ушакова «Ансамбль в народном зодчестве русского Севера» (Ленинград, Стройиздат, Ленинградское отделение, 1982 г.), которую можно считать энциклопедией по вопросам пространственной организации и композиционным приемам в сохранении селений на северо-западе России.


 

 

Рис.3 Копия обложки этой книги.

 

Подобную работу Юрий Сергеевич выполнял на протяжении десятилетий, отправляясь ежегодно в отпускное время на северо-запад России. Он стремился успеть застать памятники Деревянного зодчества, оставленные нам безвестными народными мастерами, считая, что они наиболее ярко воплощают характер русского человека, его могучий дух, его многогранный талант. По его мнению, народ испокон веков выражал неодолимую тягу к свободе, к мирному укладу благоустроенной жизни, в которой люди могут жить и трудиться по законам Добра и Красоты. И это устремление в сочетании с трудолюбием и мастерством воодушевляло строителей создавать такие храмы, часовни, жилые дома и хозяйственные постройки, которые мы именуем «памятниками русского деревянного зодчества». Эти строители в северных лесах сумели сохранить и представить нам элементы стилей деревянного зодчества более древних дохристианских времен.

Юрий Сергеевич не переставал восхвалять народных умельцев, воссоздававших превосходные образцы деревянного зодчества, сохранившиеся частично до наших дней, и очень сокрушался, что мы не занимаемся сбережением его в должной мере. При подчеркивании общей типичности архитектуры Севера он отмечал региональные особенности строений, связанных с климатическими и социальными условиями, и предлагал территориальную классификацию северной архитектуры.

Путешествуя в обществе с Юрием Сергеевичем по обширной территории Северо-Запада России, я фотографировала его исподтишка, т.к. он очень редко соглашался позировать. И все-таки у меня оказалось много его снимков-слайдов, часть из которых я прилагаю к этой статье, чтобы читатели могли с ним познакомиться в условиях экспедиций.

 

Фото №1 На длинных дорогах Северодвинья.
Фото №2 Короткий привал.

 

 

Фото №3 Неплохо переночевать на дебаркадере, коли не нашли иного приюта.

 

Фото №4 И ягодный чай хорош…

 

Фото №5 Но куда лучше быть гостем у чудесного Григория Васильевича Щепоткина в его уютном доме в Пиринеми. Но надо успеть увидеть то, что еще стоит на земле.

 

Фото №6 Часовня в лесу у Нижнего Березника на Мезени с фигурой Христа в пеленах.

 

Фото №7 Часовня во имя Духова Дня в Глазово, уходящая в небытие вслед за окрестными деревнями.

 

Фото №8 Ю.С. Ушаков спешит к реставрированной часовне Иоанна Богослова в деревне Зихново на берегу Кенозеро.

 

Фото №9 Куда веселее грести по Белому морю в живое древнее село Ковда.

 

Фото №10 На береговом холме с крестом-маяком обозреваем дальнюю округу и общаемся с приветливыми жителями Ковды.

 

Фото №11 С северными людьми трудно расставаться – они сразу же становятся родными, но дороги зовут.

 

Фото №12 13 августа 1975 года идем от Онеги на военном катере на Кий-остров в Белом море, чтобы разгадать тайну создания Никоном Крестовоздвиженского монастыря в таком отдалении.

 

Фото №13 Очарованный странник счастлив постоять среди пенящихся волн Белого моря.

 

Фото №14 Очарованный странник счастлив бродить по приречным дорогам, обрамленным цветами.

 

Фото №15 Очарованный странник счастлив найти чудесный дар леса.

 

 

Фото №16 Но главным всегда оставалось архитектурное дело, где нельзя допустить ошибку в обмерах или что-либо недоглядеть. Обязательна точная фиксация – фотография или зарисовка.

 

Фото №17 В селе Ошевенском Юрий Сергеевич сидит на каменной плите фундамента Богоявленской церкви (конец 18 века). Он находит, что облик церкви повторил формы более древней, стоявшей на этом месте, что нередко встречается на Севере при сломе обветшавшего строения.

 

 

Фото №18 13 июля 1979 года произошла неожиданная встреча двух профессоров северной архитектуры в Шунгской губе Онеги – Вячеслава Петровича Орфинского и Юрия Сергеевича Ушакова.

 

Фото № 19 Ходим по Северу только втроем – так удобнее и надежнее.

 

Фото №20 Наш капитан! Медвежегорск 1986 год.

 

 

Собранные Юрием Сергеевичем материалы – рисунки, фотографии, записи, а также изданные книги являются Завещанием для последователей поспешить с изучением архитектурного наследия безвестных мастеров – наших предков.

Волкова М.П.
Санкт-Петербург
2017 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...