Образование СССР: предпосылки, идеи, реализация советской модели национально – государственного устройства.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 К началу 20-х годов на территории бывшей Российской Империи, подконтрольной большевикам, существовало несколько формально независимых государственных образований. Это – созданные на основе национально-территориального признака РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалистические республики, а также Бухарская и Хорезмская народные советские республики, Дальневосточная республика. В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды советов, участники которых одобрили предложение Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов о создании Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Первый всесоюзный съезд советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами СССР стали РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. В июле 1923 г. II сессия ЦИК приняла конституцию, которая была утверждена в январе 1924 г. II съездом советов СССР. Конституция законодательно закрепила образование СССР. Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободною выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Столицей СССР объявлялась Москва. В области избирательного права неизменными остались принципы конституции РСФСР 1918 г., отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. На основе конституции СССР 1924 г. были внесены изменения в конституции союзных республик.
После принятия конституции СССР в республиканский аппарат управления вовлекались национальные кадры. Широкие полномочия общесоюзных управленческих структур усиливали процесс бюрократической централизации в стране. В 1924–1925 гг. было проведено национально-государственное размежевание в Средней Азии. На территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республик образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. в союзную республику была преобразована Таджикская АССР. Все вновь образованные республики вошли в состав СССР. В 20-е годы изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, районы, сельсоветы. Создавались национальные области, округа и районы.
Вплоть до середины 30-х годов – времени принятия второй конституции СССР – все процессы национально-государственного строительства велись в соответствии с основным законом СССР 1924 г.
Социалистические преобразования в СССР: индустриализация, коллективизация, культурная революция (идеи, разработка планов и их реализации, результаты) Во второй половине 20-х годов важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепление обороноспособности. Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием которой являлось техническое совершенствование (перевооружение) всего народного хозяйства. Главной целью советской индустриализации было создание «материальной базы» для выживания в условиях «капиталистического окружения» и построения социализма. Индустриализация осуществлялась главным образом за счет внутренних резервов, которыми стали: • Средства от аграрного сектора
• Доходы от других отраслей промышленности • Монополии внешней торговли (продажа зерна, нефти, леса, золота) • Внутренние денежные займы у населения В 1927г. советские экономисты приступили к разработке первого пятилетнего плана на 1928/29-1932/33 гг., который решал задачу комплексного развития всех районов. Переход к централизованному планированию. • Первый пятилетний план (1928 – 1932) В стране развернулось массированное строительство, были заложены сотни заводов, фабрик, электростанций. Правительство перешло от планирования к административному распределению имевшихся ресурсов. К 1933 г. они были выполнены лишь по двум отраслям – добыче угля и производству тракторов. • Второй пятилетний план (1933 – 1937) По всем показателям вторая пятилетка была выполнена так же на 70 – 77% Итоги и результаты: Высоким оставался уровень технологической зависимости СССР от государств Запада. Низкой была техническая оснащенность войск. Экономическое отставание СССР от передовых стран Запада и США продолжало нарастать. Итоги индустриализации: Темпы роста тяжелой промышленности к 1940г. увеличились вдвое по сравнению с периодом 1900 – 1913гг. С 1927 по 1940г. объем промышленного производства СССР взрос в 8 раз. В стране было построено около 9 000 фабрик и заводов. Возник значительный слой инженерно – технических работников. Численность рабочего класса увеличилась на 18 млн. человек. Была ликвидирована безработица, рабочие получили некоторые социальные льготы. В конце 1929г. была провозглашена задача проведения в зерновых районах «сплошной коллективизации» за год. Составной частью процесса коллективизации, его основой и фактором ускорения стало «раскулачивание». В конце декабря 1929г. Сталин объявил о переходе к политике «ликвидации кулачества как класса». Кулаками считались крестьяне, имевшие 2 лошади и 2 коровы. Репрессиям подверглись и подкулачники, не одобрявшие коллективизацию. С конца 1929г. до середины 1930г. было раскулачено свыше 320 тыс. крестьянских хозяйств. Результаты коллективизации: Колхозы, формально негосударственные хозяйства, сдавали хлеб по ценам в 10 раз ниже реальных. Государство и партийные органы определяли сроки и размеры посева и сбора зерна. Во время голода был принят закон «о трех колосках» (7 августа 1932г.), предписывающие уголовное наказание за «кражу» незначительного количества колхозной продукции. В 1935г. была отменена карточная система. Была низка производительность колхозного труда. Ухудшилось социальное и юридическое положение крестьян, оставшихся в деревне. С введением паспортной системы в 1932г. крестьянству паспорта не выдавались, и эта часть советских граждан становилась фактически лишенной свободы передвижения.
Главным итогом коллективизации можно считать индустриальный «скачок» СССР. За годы первой и второй пятилеток в СССР была осуществлена культурная революция. Важнейшая задача культурного строительства в период первой пятилетки состояла в ликвидации неграмотности. В годы двух первых пятилеток по всей стране развернулось грандиозное школьное строительство. В Советской стране возникла новая интеллигенция, вышедшая из среды рабочих и крестьян, тесно связанная с народом, беспредельно преданная и верно служащая ему.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|