Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет
В этом возрасте малыш учится культурным формам общения – тому, что потом будет называться этикетом. До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как, по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок. Ведущая деятельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Под ведущей деятельностью понимается "такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии", деятельность, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. "Ведущей мы называем такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками. Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Так, например, обучение в более тесном значении этого слова, впервые появляющееся уже в дошкольном детстве, прежде возникает в игре, т. е. именно в ведущей на данной стадии развития деятельности. Ребенок начинает учиться играя. Во-вторых, ведущая деятельность — это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. Так, например, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка, в учении — процессы отвлеченного мышления. Из этого не следует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходит только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в самой ведущей деятельности, но и в других видах деятельности, генетически с ней связанных.
В-третьих, ведущая деятельность — это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка". А поскольку в своем психическом, личностном развитии индивид проходит через закономерную последовательность определенных типов ведущей деятельности, их изучение и позволило советским психологам (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) построить периодизацию психического развития современного ребенка как психологическую основу целостного процесса воспитания детей. Контуры ведущих типов деятельности и психологические новообразования, соответствующие основным периодам современного детства, в настоящее время уже достаточно четко очерчены. Так, в младенчестве, в период от рождения до одного года, возникает непосредственно-эмоциональное общение, которое и есть в этом возрасте ведущая деятельность ребенка. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. В раннем детстве, с года до 3 лет, когда возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой, человеческого общения между людьми, но прежде всего общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей. Усвоив в постоянных контактах со взрослыми оперативно-техническую сторону деятельности, ребенок в следующем, дошкольном возрасте (от 3 до б лет) выходит за пределы непосредственно-житейских отношений. Ведущей в этот период становится развитая игровая деятельность. Именно в развитой сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.
Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.
В младшем школьном возрасте (от б до 10 лет) ведущей становится учебная деятельность, т. е. специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности. При полноценном становлении этой деятельности у детей возникает необходимая произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные действия, на собственное поведение как важнейшие особенности теоретического сознания. Дети подросткового возраста (от 10 до 15 лет) включаются в качественно новую систему отношений, общений с товарищами и со взрослыми в школе, в пионерской организации. Изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. У ребенка в подростковом возрасте значительно расширяется сфера деятельности, а главное, качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в общественно-политической, культурно-массовой работе, в физкультурно-спортивной деятельности, в организаторском труде, в хозяйственно-бытовом труде школы, во внутришкольной и внешкольной общественно полезной работе, в производительном общественно значимом труде, в творческом труде (техническое и художественное творчество, опытничество). В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников.
Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, ибо подросток в современных условиях всегда школьник. Однако по сравнению с младшим школьным возрастом учебная деятельность подростка существенно меняется. Это связано не только с увеличением объема и значимости информации и не только с тем, что на смену одному учителю приходят сразу несколько педагогов, предъявляющих далеко не всегда одинаковые требования. В эту пору появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала, так как начинается непосредственное изучение основ наук, требующее развитого теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям. Качественно изменяется мотивация учения. Подросток в учебной деятельности в значительной мере руководствуется мотивами общественного порядка: желанием выполнить свой общественный долг учащегося, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство. В хорошей успеваемости он видит проявление не только личного достоинства, но и общественной значимости своей личности, т. е. стремится и к общественной оценке, и к личному самоутверждению. Смысл учебной деятельности для подростка — в самообразовании и самосовершенствовании. Главное состоит в том, что, в отличие от детей младшего школьного возраста, подросткам свойственна более высокая организация учебного труда, связанная с новым отношением к знаниям, к учению, приобретающему в этот период личностный смысл. Успехи и неудачи в учении продолжают, как и в младшем школьном возрасте, оставаться общепринятыми критериями оценки подростков со стороны взрослых. Однако при том, что учебная деятельность в значительной степени протекает как индивидуальная умственная деятельность и имеет такой своеобразный продукт, как индивидуальное присвоение умений и навыков, создающиеся в ней формы кооперации и взаимоотношений между учащимися, между учащимися и учителями не получают должной развернутости и внешнего выражения.
Учебная работа сама по себе не может удовлетворить потребности подростков в раскрытии комплекса физических и душевных сил, жажды активной общественно значимой деятельности. Но поскольку именно эта деятельность занимает основное место в жизни детей подросткового возраста, задача состоит в том, чтобы всемерно подчеркивать общественную ценность содержания и смысла учебной деятельности. Практически это можно достичь, применяя разнообразные методы и формы общественной оценки учебной деятельности. К ним относятся различные олимпиады юных математиков, химиков, физиков, конкурсы на лучшее сочинение, выставки ученических работ и т. д. Систематическая, говоря словами А. С. Макаренко, "инструментовка" учебной деятельности подростков необходима в целях предотвращения индивидуалистской направленности учебной работы, потери ее общественного смысла. Но учебная деятельность, сохраняя свою актуальность и значение, уже не является ведущей в подростковом возрасте, выступая по своей психологической роли лишь как одна из форм совокупной общественно полезной деятельности. Изменение социальной позиции ребенка в подростковом возрасте, его стремление занять определенное место в жизни, обществе, в отношениях со взрослыми находят отражение в резко повышенной потребности подростка оценить самого себя в системе "я и моя полезность для общества", "я и мое участие в жизни общества". Это место подростка в обществе определяется степенью его участия или возможностями его участия в деятельности, имеющей полезный для общества характер. Именно данная деятельность становится ведущей в этот возрастной период. В развернутой общественно полезной деятельности наиболее оптимально удовлетворяются потребности подростка в построении новых взаимоотношений со взрослыми, реализация самостоятельности. Общественно полезные виды деятельности присутствуют и в младшем школьном возрасте, но там они не имеют достаточной развернутости и системности. В подростковом возрасте ребенок должен в обязательном порядке заниматься общественным трудом в различных формах, имея возможность для свободного перехода от одного вида к другим (естественно, при соответствующей системе организации школьной жизни).
Осуществление общественно полезной деятельности соответствует основным психологическим требованиям подросткового возраста, когда дети, прежде всего, стремятся к разнообразным формам общения. Построение у подростков развитой системы общения служит основой формирования у них сознательного отношения к другим людям, к окружающему. При этом развитая система общения — это то непременное условие, при котором их сознательность обнаруживается в виде определенного качества личности. Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15 — 17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с общественно полезным, в том числе и производительным, трудом, что имеет большое значение как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентации. Имея учебно-профессиональный характер, эта деятельность, с одной стороны, приобретает элементы исследования, с другой — получает определенную направленность на приобретение профессии, на поиск места в жизни. Основное психологическое новообразование данного возраста — это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать политические, эстетические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания. Активно сочетаемая с общественно полезным трудом, общественно ориентированная учебно-профессиональная деятельность не только развивает познавательно-профессиональную направленность старших школьников, но и обеспечивает новый уровень их самоопределения, связанный с превращением "внутренней позиции" старшеклассника (осознание своего "я" в системе реально существующих отношений) в устойчивую жизненную позицию, в соответствии с которой жизненные планы ориентируются на потребности общества. В этой общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности. Во-первых, названные ведущие типы деятельности находятся в генетически преемственной связи и их формирование может происходить только в определенном порядке. Формирование учебной деятельности, если мы хотим в учении заложить систему понятийных абстракций, следует организовывать после игровой, так как владение научной абстракцией предполагает развитую символическую функцию, которая как раз и развивается в игре. Во-вторых, психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. А для этого важно ликвидировать разрыв в рассмотрении развития познавательных сил и аффективно-потребностной сферы ребенка. В этом плане необходимо изменить взгляд на взаимоотношения ребенка и общества, не изолируя его отношение "к миру вещей" от отношения к "миру людей". При рассмотрении системы "ребенок — вещь" следует иметь в виду, — что вещи, обладающие определенными физическими и пространственными свойствами, открываются ребенку как общественные предметы, где на первый план выступают общественно выработанные способы действия с ними, а взрослые открываются детям как носители общественных действий с предметами и как люди, осуществляющие определенные общественные задачи и вступающие при этом в определенные отношения с другими людьми, подчиняясь определенным нормам. Усваивая задачи и мотивы человеческой деятельности, и те нормы отношений, в которые вступают люди в процессе ее осуществления, дети овладевают новыми предметными действиями, необходимыми для выполнения деятельности взрослых. Деятельность ребенка внутри систем "ребенок — общественный предмет" и "ребенок — общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором формируется его личность. Единство этого процесса психического развития растущего человека обеспечивается закономерной сменой ведущих типов деятельности, их преемственностью при переходе от одних возрастных периодов к другим. При этом все типы ведущей деятельности разбиваются на две группы. В первую группу входят те, в которых дети усваивают по преимуществу задачи, мотивы и нормы отношений между людьми. Они различаются по своему конкретному содержанию, но в принципе представляют формы последовательного углубления в общие смыслы человеческой деятельности детей, например, дошкольного и подросткового возрастов, благодаря чему у них развивается главным образом потребностно-мотивационная сфера. Во вторую группу входят типы деятельности по усвоению общественно выработанных способов действий с объектами материальной и духовной культуры. В них происходит по преимуществу формирование интеллектуальных, познавательных способностей у детей, например, младшего и старшего школьного возрастов, их операционно-технических возможностей. Таким образом, периоды с преимущественным развитием потребностей и мотивов деятельности закономерно чередуются с периодами, где преимущественно развиваются познавательные способности ребят. Выделение главной, ведущей деятельности, имеющей определяющее значение для каждого возрастного периода, не исключает значения и роли всех других видов многоплановой деятельности ребенка. Каждый новый тип деятельности, становясь на определенной возрастной стадии психического, личностного, развития ведущим, не исключает другие. Напротив, он именно потому и является ведущим, что вместе с ним существуют многие другие виды деятельности, и жизнь ребенка тем богаче, чем шире он вовлечен на каждом этапе онтогенеза в разные формы деятельности. Наличие одинаковых, социально заданных для каждого периода онтогенеза ведущих деятельностей вовсе не означает тождества в психических особенностях конкретных детей, в них вовлеченных. Во-первых, прежде чем включиться в эту ведущую деятельность, каждый, из них прошел свой индивидуально-своеобразный психологический путь. Во-вторых, и сама эта ведущая деятельность для каждого из ее участников поворачивается какой-то особой гранью, для каждого она уникальна.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|