Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II . Общественно-политические движения в странах Европы

Как последствия Первой мировой войны.

II.1. Складывание революционной ситуации в Германии.

Веймарская республика.

 

Балканский кризис 1914 г. подтолкнул мир к глобальной войне. В условиях нарастающей шовинистической истерии германское общество восприняло ее начало как событие общенационального значения. Однако патриотическая эйфория к завершающей стадии войны сменилась усталостью, раздражением и озлоблением. Колос­сальное напряжение всех ресурсов нации, необходимое для веде­ния войны на два фронта против ведущих держав мира, вызвало глубочайший экономический, социальный, психологический кри­зис. В годы войны страна потеряла 2 млн. человек убитыми и 4 млн. ранеными. Более 1 млн. немцев оказалось в плену. Массовая моби­лизация сократила количество квалифицированных рабочих на немецких предприятиях до 25 %. В течение всего периода войны суммарный объем промышленного производства неуклонно сни­жался. Если в 1914 г. его уровень составил 83 % от довоенного, то в 1918 г. — лишь 57 %. Гигантские военные расходы истощили фи­нансовую систему. В стране начинался голод — в последний пери­од войны по продовольственным карточкам, введенным для город­ского населения, в день полагалось на человека 116 г муки, 18 г мяса и 7 г жира. В деревнях проводились жесткие реквизиции[14, C. 259].

Существенно изменилась и внутриполитическая ситуация. Партии, составлявшие основу проправительственных коалиций в предвоенный период, стремительно теряли влияние. В стране фактически устанавливается военная диктатура. Уже с 1914 г. пра­вительство обладало чрезвычайными полномочиями относитель­но контроля над сырьем и топливом, а также в распределении во­енных заказов. В 1916 г. вся полнота власти была окончательно передана военному руководству. «Военное управление» во главе с главнокомандующим фельдмаршалом Паулем Гинденбургом и ге­нерал-квартирмейстером Эрихом Людендорфом получило неогра­ниченные права в области экономического регулирования. Закон 1916 г. «О вспомогательной службе Отечеству» вводил обязатель­ную трудовую повинность для мужчин от 16 до 60 лет, что предпола­гало право властей на принудительную мобилизацию населения для осуществления любых видов работы. Тотальная милитаризация тру­довых ресурсов и государственного управления принесла свои пло­ды — Германия невероятно долго выдерживала противоборство фактически со всем миром. Однако моральная усталость нации от войны становилась все более очевидной. Для предотвращения внут­риполитического кризиса в 1917 г. правительственные круги пред­приняли попытку консолидации всех лояльных политических сил под эгидой «партии Отечества». Однако сформировать сколько-ни­будь влиятельную организацию таким образом не удалось[5, C. 101].

В 1917—1918 гг. лишь оппозиционные рабочие партии сохраня­ли значительную активность. Не выступая с антивоенной пропа­гандой, социал-демократы тем не менее отказались от политичес­кого сотрудничества с военно-монархическим режимом. СДПГ, воз­главляемая Ф. Эбергом и Ф. Шейдеманом, ратовала за созыв Учредительного собрания и демократическое реформирование го­сударственно-правового механизма. На революционных позициях стояла Независимая Социал-Демократическая партия Германии, образованная вышедшей в 1917 г. из состава СДПГ группой Г. Гаазе и В. Дитмана. НСДПГ призывала германский пролетариат к соци­алистической революции, которая должна будет покончить с мо­нархией и стать прологом к широким социальным преобразовани­ям. Однако лидеры НСДПГ, за исключением автономной группы «Спартак» большевистского типа под руководством К. Либкнехта и Р. Люксембург, под революцией понимали скорее последователь­ную демократизацию государственного строя Германии, нежели насильственное навязывание какого-либо общественного строя.

Провал последнего наступления германской армии 1918—1919 гг. на западном фронте летом 1918 г. стал толчком к формированию революционной ситуации в стране. Понимая бесперспективность дальнейшего сопротивления, коман­дование армии обратилось 4 октября 1918 г. к американскому пре­зиденту В. Вильсону с предложением о перемирии. 5 октября кай­зер Вильгельм II принял отставку Людендорфа и по рекомендации того же Людендорфа предложил сформировать коалиционное правительство с участием социал-демократов своему племяннику принцу Максу Баденскому. Эти меры должны были отсрочить ре­волюционный взрыв и обеспечить более выгодный имидж Герма­нии на предстоявших мирных переговорах. В тот же день было объявлено о реформе политической системы в духе парламентаризации, в том числе признании ответственности правительства пе­ред Рейхстагом, ограничении прав исполнительной власти в назна­чении высших государственных и военных должностных лиц, при­нятии ряда социальных мер. Вскоре выяснилось, что новый канцлер рассматривает в качестве меры, необходимой для обеспечения по­зитивного отношения стран-победителей к Германии, и отречение от престола самого кайзера. 29 октября группа высших генералов почти насильно вывезла императора в Спа, где располагалась став­ка главнокомандования.

На фоне углубляющегося правительственного кризиса в начале ноября 1918 г. в Германии начинаются революционные события. Историки считают, что революция в Герма­нии началась 3 ноября 1918 г. восстанием матросов в Киле и к 9 ноября докатилась до Берлина. Повсеместно создавались советы. Кайзер бежал из страны. Революционное правитель­ство — Совет народных уполномоченных (СНУ) во главе с со­циал-демократом Ф. Эбертом — объявило Германию республикой. 11 ноября было подписано перемирие. 12 ноября правительство опубликовало программу действий: отменялось осадное положение военного времени, провозглашались свобода слова, собраний, ассо­циаций, объявлялась амнистия политическим заключенным, вводи­лось всеобщее, равное избирательное право при прямом и тайном голосовании[30, C. 217].

Правительство приступило к решению проблем трудоустройст­ва и социального обеспечения демобилизованных солдат, безработ­ных, к регулированию экономических и социальных проблем.

К середине декабря 1918 г. из социал-демократической партии Германии вышли левые радикальные группы (в том числе группа «Спартак»), выступавшие за социалистическую революцию. Их вдохновлял пример Советской России.

Напротив, возглавлявшая правительство социал-демократиче­ская партия занимала умеренно-реформистскую позицию и счита­ла первостепенным созыв Учредительного собрания для выработки и принятия конституции.

Левые не согласились с таким курсом. Под руководством лиде­ров «Спартака» К. Либкнехта и Р. Люксембург при участии групп радикалов Гамбурга и других городов 30 декабря 1918 г. была создана коммунистическая партия Германии. В ее программных до­кументах содержались призывы к социалистической революции. Мятежные настроения 5 января 1919 г. вылились в Берлине в стихийные митинги.[6, C. 204]

В то же время правительство пыталось ограничить прямые революционные действия народа, влияние леворадикальных политических сил. Переломным для развития революции стал I Всегерманский съезд Советов, проходивший в Берлине с 16 по 21 декабря. После острой дискуссии съезд принял решение о поддержке выборов Учредительного собрания и передаче ему всех полномо­чий по конституциированию нового государственного строя. Для левых группировок оставался единственный способ предотвратить создание в Германии буржуазно-демократической республики - дальнейшая эскалация политического насилия.

30 декабря 1918г. состоялась конференция группы «Спартак» и движения левых радикалов, на которой было провозглашено создание Коммунистической партии Германии. Целями новой партии были консолидация революционных сил, борьба за установление диктатуры пролетариата, полная ликвидация бур­жуазной государственности. Коммунисты не приняли решение о немедленной подготовке вооруженного восстания. Но, когда в начале января 1919 г. в Берлине начались стихийные выступления рабочих, КПГ поддержала это движение. Поводом к январским событиям стало увольнение ряда государственных чиновников - членов НСДПГ после выхода этой партии из правительственной коалиции. На улицах Берлина начались митинги и вооруженные столкновения с полицией. С помощью армии правительство уже к 12 января подавило эти выступления. Поражение восстания стало сигналом к началу белого террора в стране. 15 января были убиты лидеры коммунистов Либкнехт и Люксембург. На протяжении последующих месяцев шли «арьергардные бои» левых сил. Они были значительны по своим масштабам, но разрозненны. В январе была провозглашена Бременская советская республика, в середине февраля вспыхнуло забастовочное движение в Рейнско-Вестфальской области, в апреле провозглашена Баварская советская республика. Все эти выступления подавлялись местными отряда­ми полиции, военными частями, добровольческими формировани­ями ветеранов войны[6, C. 251].

Эскалация насилия придала завершающей стадии германской революции трагический характер. И тем не менее главным ее итогом стала ликвидация германской монархии, начало демократических преобразований в политической и социальной сферах, ускорение выхода Германии из войны. Особенностью германской революции был фактически мирный характер трансформации государствен­ного строя, начатый еще при последнем имперском правительстве. В качестве ее лидера выступила СДПГ, не являвшаяся собственно революционной партией и сумевшая перевести революционный процесс в русло правовых преобразований. Главный парадокс германской революции состоял в том, что ее основным лейтмотивом была борьба между левыми и крайне левыми партиями при пассивности остальных политических сил.

19 января 1919 г., когда в Берлине только заверши­лось подавление вооруженного восстания, состоя­лись выборы в Учредительное собрание. Их резуль­таты выявили существенную перестройку партийно-политическо­го спектра Германии. Левые партии СДПГ и НСДПГ получили соответственно 163 и 22 мандата. Жесткие политические противо­речия, возникшие между ними на фоне событий декабря—января в Берлине, не позволили им образовать единый блок. Более того, СДПГ выступила за образование устойчивого парламентского боль­шинства, ориентированного на последовательную демократизацию государственного устройства Германии и преодоление любого рево­люционного экстремизма. Потенциальными союзниками СДПГ рас­сматривались Немецкая демократическая партия и партия Центра. НДП (75 мест в Учредительном собрании), руководимая Фридри­хом Науманом и Вальтером Ратенау, образовалась на основе левого крыла довоенного национал-либерального движения и Прогрессив­ной народной партии. Она выдвигала программу последовательных социально-экономических преобразований, коренной перестройки конституционного механизма на основе либеральных принципов. Партия Центра (73 места) практически не изменила довоенной иде­ологической ориентации, но находилась в состоянии острой внутрифракционной борьбы. Состав партии в 1918 г. покинула влиятель­ная группа во главе с М. Шпанном и Э. Штадлером, образовавшая «Объединение за национальную и социальную солидарность». Спу­стя год на его основе было создано «Объединение за свободную от партий политику». Солидаристы не принимали участия в парламент­ской борьбе, но сумели увлечь за собой немалую часть активного ка­толического электората. В 1919 г. от Центра откололась и еще одна значительная группировка, выступавшая против сохранения в партийной программе федералистского принципа. На ее основе была сформирована Баварская народная партия, ратовавшая за ав­тономию Баварии. На выборах в Учредительное собрание ей уда­лось получить 18 депутатских мандатов[6, C. 263].

Правое крыло Учредительного собрания образовывали Немец­кая народная партия и Немецкая национальная народная партия, обладавшие каждая 44 депутатскими мандатами. ННП под руковод­ством Густава Штреземана являлась право-республиканской парти­ей, в которую влилось большинство национал-либералов. Ее програм­ма опиралась на идею «сильного национального государства» и от­каз от форсированных политических и экономических реформ либерального толка. ННП активно поддерживалась протестантскими кругами. НННП Альфреда Хугенберга включила в себя самые разнообразные группировки консервативного толка, объединенные националистическими идеями и почти нескрываемой неприязнью к республиканскому строю[6, C. 267]. Скромные позиции националистических сил в Учредительном собрании не отражали их истинного влияния в стране. По мере эскалации насилия в последние месяцы револю­ции, возвращения к мирной жизни тысяч демобилизованных сол­дат, ухудшения международного положения Германии демократи­ческие силы утрачивали позиции. Впрочем, пока участие в прямых, всеобщих, тайных выборах 83 % избирателей не позволяло ставить под сомнение легитимность Учредительного собрания [6, C. 268].

31 июля 1919 г. была принята новая конституция Германии (получившая название Веймарской — по месту работы Учредительного собрания). Ее ос­новополагающими принципами провозглашались народный суверенитет, на­родное единство, свобода, социальная справедливость. Конституция не лик­видировала Германскую империю, но закрепляла президентско-парламентский республиканский строй и федеративное устройство. Бывшие «союзные государства» преобразовывались в земли со своими представительными орга­нами — ландтагами — и равным правовым статусом. Веймарская конститу­ция провозглашала приоритет имперского права над земельным, значитель­но ограничивая прерогативы земель в области законодательства и финансо­вой сферы. Верхняя палата парламента — Рейхсрат (Имперский совет) — обладала лишь правом отлагательного вето, а также участия в организации референдумов и конституционных изменений. В ее состав входили предста­вители земельных ландтагов в зависимости от численности населения земель. Нижняя палата парламента — Рейхстаг — обладала наибольшими полномочи­ями в системе власти, в том числе контролируя законодательный процесс. Рейх­стаг избирался на 4 года в ходе прямых, всеобщих, тайных выборов с 20-летним возрастным цензом. Противовес значительным полномочиям, Рейхстага соста­вили прерогативы президента, также избираемого всенародно и на достаточ­но длительный срок — 7 лет. Президент рассматривался как внепартийный арбитр, гарант стабильности республиканского строя и единства империи. Президент обладал правом назначения и увольнения главы правительства — рейхсканцлера (который не обязательно представлял наибольшую фракцию парламента, но нуждался в одобрительном вето Рейхстага), по предложению канцлера — имперских министров, а также всех высших должностных лиц империи. Президент являлся главнокомандующим, представителем империи в международных делах, имел право на введение чрезвычайного положения. Предоставляя главе государства столь широкие полномочия, авторы Консти­туции полагали, что всенародный характер выборов президента является до­статочной гарантией против угрозы личной диктатуры[6, C. 275].

Помимо государственного устройства, Веймарская конституция подроб­но регламентировала многие вопросы, связанные с правами и свободами лич­ности, общественной жизнью, социально-экономической сферой. Провозгла­шалось равенство всех перед законом, равенство мужчин и женщин, равен­ство «инакоязычных частей населения империи», неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, свобода слова и передвижения, свобода образования союзов и обществ, свобода совести. Церковь как общественная корпорация отделялась от государства. Конституция вводила всеобщее обя­зательное школьное обучение, возлагала на государство обязанность поддер­живать предпринимателей, средние слои и рабочих, а также ответственность за осуществление социализации средств производства на компенсационной основе в интересах нации. Многие статьи по частным вопросам также опирались на идеи социальной зависимости и социальной ответственности граж­дан в отношениях между собой и с государством. Таким образом, Веймарская конституция стала первой конституцией нового типа, преодолевающей тра­диции классической либеральной конституционной модели. Учитывая тра­диции либерального конституционализма (прежде всего, американского) в организации властной структуры общества, авторы Веймарской конституции попытались создать демократический вариант государства с ярко выражен­ной социальной ориентацией. Этот опыт оказал огромное влияние на разви­тие мирового конституционного процесса в XX в., однако имел существен­ные недостатки с точки зрения специфики послевоенного немецкого обще­ства. Веймарская конституция предполагала наличие развитого гражданского общества, устойчивой консенсусной политической культуры, всеобщего при­знания демократических ценностей. В условиях же колоссального комплекса противоречий, отражающего особенности развития Германии на рубеже XIX — XX вв., самая демократическая и совершенная конституция своего времени оказалась мертворожденной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...