Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема . Методика работы социального педагога.

План

1. Метод, его место и роль в методике и технологии.

2.Классификации методов.

3.Методика, средство, приём.

4.Взаимосвязь технологии и методов практической работы социального педагога.

 

М.А.Галагузова: «Под методикой обычно понимают учение о методах решения определённой задачи, а также совокупность методов, обеспечивающих решение определённой задачи. И в педагогической литературе и практике понятие метод и методика так переплетены, что разделить их очень сложно.

В качестве наиболее характерных особенностей, отличающих содержание методики, следует выделить:

а) технические приёмы реализации определённого метода, конкретное воплощение метода. В данном понимании иногда методика рассматривается как синоним техники реализации метода. Такой подход к выделению методики находит отражение и в дидактике, и в теории и в практике воспитания;

б) выработанный способ деятельности, на основе которого реализуется достижение конкретной педагогической цели – методика реализации определённой педагогической технологии. В этом случае под методикой понимается методическая разработка, раскрывающая последовательность и особенности реализации совокупности методов, средств, направленных на достижение определённой цели. Например, методика формирования привычки, методика обучения письму, методика развития речи, методика организации практики студентов и т.д.;

в) особенности педагогической деятельности в процессе преподавания учебной дисциплины, включающие рекомендации по изучению отдельных разделов, тем, проведения различных видов учебных занятий – частная методика преподавания».

Метод - важнейшая составляющая методики.

Метод (от греческого methodos – путь исследования, теория, учение) - это способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи; совокупность приёмов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Уже само значение этого слова свидетельствует о том, что оно может использоваться в социальной педагогике достаточно широко.

 

В зависимости от сферы применения выделяются отдельные группы методов:

методы воспитания;

методы обучения;

методы педагогической реабилитации;

методы педагогической коррекции и др.

Внутри каждой группы разработаны свои методы, в зависи­мости от того, на что они нацелены и каким способом решают проблему.

По отношению к социально-педагогической технологии мето­ды могут выступать ее составной частью, обеспечивая в совокуп­ности решение проблемы. Чтобы определить, какой метод необ­ходим в определенной социально-педагогической ситуации для решения функциональной задачи, необходимо пользоваться клас­сификацией методов.

Существует множество подходов к классификации методов. Каждая классификация строится на определенном основании. Представим один из подходов, который может использоваться при рассмотрении социально-педагогических технологий, при их раз­работке и корректировке.

Однако, прежде чем представить классификацию методов, сле­дует разобраться в том, какое они занимают место и какую вы­полняют роль в решении функциональных задач вообще, а также в той или иной технологии в частности.

Итак, метод в социальной педагогике — это путь (способ) ре­шения определенной проблемы человека, группы. Причем извест­но, что решение проблемы (проблем) человека достижимо толь­ко посредством реализации потенциала возможностей самого че­ловека. Другими словами, источником решения проблем человека является он сам. Методы и направлены на то, чтобы включить человека в определенные действия для решения своих проблем: направленного развития; овладения (усвоения); коррекции (ис-

правления) усвоенного; совершенствования каких-либо возмож­ностей; восстановления знания, умения, навыка и их совершен­ствования и пр.

Для того чтобы применить метод, нужный именно в данном конкретном случае, необходимо прежде всего определить, на кого следует направить социально-педагогическое воздействие, чего следует добиваться и каким образом этого достичь. Можно выделить три уровня классификации, обусловливающие место и роль методов.

Субъектный уровень обусловливает субъектность примене­ния метода. В качестве субъекта действия выступают:

•специалист (специалисты). Методы, которые они применя­ют, относятся к внешним методам действия, воздействия, взаи­модействия;

•сам человек (группа посредством самоуправления). Это — внут­ренние методы (самостоятельные действия, самостоятельная ра­бота человека над собой). Названия таких методов начинаются с «само-»;

•специалист (специалисты) и лицо (группа), на которое (на которую) осуществляется педагогическое воздействие. Речь в дан­ном случае идет о методах, обусловливающих совместные действия специалиста и самого человека (самой группы). Это методы со­вместной деятельности, совместного участия в процессе решения каких-либо задач, методы действия одной стороны и адекватные действия — другой и пр.

Варианты соотношения внешнего, внутреннего и совместного действия могут быть самые различные в зависимости от ситуа­ции, возраста клиента и других факторов.

Функциональный уровень обусловливает назначение метода. Функциональные методы подразделяются на основные (главные, ведущие) и обеспечивающие. Основной функциональный метод — это метод, который включает объект (человека, группу) в опре­деленные действия, деятельность, обеспечивающие реализацию прогнозируемой цели — методы реализационных действий, дея­тельности (практические методы). Обеспечивающие функциональ­ные методы — это те, которые способствуют повышению эффек­тивности и качества реализации метода действий. К ним относят­ся: методы воздействия на сознание, чувства человека; методы организации деятельности; методы стимулирования (сдерживания) действий, а также методы самоубеждения, самоорганизации, са­мопоощрения, самопринуждения и пр.

Предметный уровень обусловливает способ реализации метода. Каждый метод предусматривает определенный способ его реализации — свою предметность, которая показывает собствен­но способ реализации функциональных возможностей метода. К ним относятся: группы методов действий (практические мето-

ды) — методы упражнений, методы тренировок, методы игр (иг­ровые методы), методы научения и др.; группы методов воздей­ствия — методы убеждения, информационные методы; группы методов организации деятельности — методы управления, мето­ды контроля деятельности, методы создания ситуационных сред, определяющих определенный характер деятельности, и др.; груп­пы методов стимулирования (сдерживания) — методы поощре­ния, методы соревнования, методы принуждения, методы конт­роля, методы создания ситуаций, стимулирующих (сдерживаю­щих) активность в действиях, поступках, и др. Некоторые методы могут иметь место в различных функциональных группах, напри­мер игровые методы, методы создания ситуационных сред и др.

Методы выступают составной частью любой социально-педа­гогической технологии. Название некоторых технологий иногда определяется по ведущему методу (группе методов), применяе­мых в ней. В частных технологиях может находить отражение один из ведущих методов, который при этом нередко определяет на­звание данной технологии.

Методика. С понятием метода тесно связано понятие «методи­ка». Под методикой обычно понимают учение о методах решения определенной задачи, а также совокупность методов, обеспечи­вающих решение определенной задачи. И в педагогической лите­ратуре и практике понятия метод и методика так переплетены, что разделить их очень сложно.

В качестве наиболее характерных особенностей, отличающих содержание методики, следует выделить:

а) технические приемы реализации определенного метода, конкретное воплощение метода. В данном понимании иногда методика рассматривается как синоним техники реализации метода. Такой подход к выделению методики находит отражение и в дидактике, в теории и практике воспитания;

б) выработанный способ деятельности, на основе которого реализуется достижение конкретной педагогической цели — методика реализации определенной педагогической технологии. В этом случае под методикой понимается методическая разработка, раскрывающая последовательность и особенности реализации совокупности методов, средств, направленных на достижение определенной цели. Например, методика формирования привычки, методика обучения письму, методика развития речи, методика организации практики студентов и т.д.;

в) особенности педагогической деятельности в процессе преподавания учебной дисциплины, включающие рекомендации по изучению отдельных разделов, тем, проведения различных видов учебных занятий — частная методика преподавания.

Средство. Это то, использование чего (что) ведет к достиже­нию выбранной цели. Средства — это инструментарий метода.

Нередко в педагогической литературе встречается смешение этих понятий, когда трудно отделить метод от средств и наоборот. Средство может быть определяющим фактором метода. Предлагаемый вариант понятий метода и средства позволяет и более четко раз граничить их и показать их взаимосвязь.

Средство может выступать также фактором технологии — когда определяет основной источник ее функционирования, например игра, учеба, туризм и пр.

Предлагаемый подход позволяет выделять: средства педагогического (социально-педагогического) процесса и средства педагогической (социально-педагогической) деятельности.

Средства педагогического процесса — это те средства, которые выступают составной частью деятельности специалиста в процессе внедрения педагогической технологии. К ним относятся: учеба, труд, правила поведения, установленные в образовательном учреждении, культурно-досуговая деятельность, физкультурно-оздоровительная, физкультурно-спортивная деятельность, туризм, общественная работа, режим (для исправительных колоний) и др.

Средства педагогической деятельности — это то, что использует специалист, в частности социальный педагог, в своей профессиональной деятельности для влияния на человека, группу в процессе социально-педагогической работы с ними. Чаще всего это инструментарий метода. Посредством инструментальных средств обеспечивается достижение педагогической (социально-педагогической) цели. К таким средствам относятся: слово, действие, при мер, книга, технические средства и пр.

Таким образом, средства являются составной частью любого метода, технологии, они определяют их, и через них обеспечивается возможность практической реализации, достижение прогнозируемой цели в социально-педагогической работе с клиентом.

Прием. В педагогической теории и практике широко применяется также понятие «прием». Диапазон его использования настолько велик, что оно часто трактуется произвольно, чему во многом способствует и отсутствие однозначного определения этого понятия в педагогике.

Под термином «прием» следует понимать отдельное своеобразное действие, движение, способ осуществления чего-нибудь. В педагогике (в том числе и в социальной педагогике) — это способ использования какого-либо средства в процессе педагогической деятельности.

Сущность его можно рассматривать как совокупность и (или) своеобразие использования и проявления личностных, словесных, интонационных, мимических возможностей, поведения, действий, поступков и других проявлений специалиста в процессе целенаправленной педагогической деятельности, в частности реализации социально-педагогической технологии, метода, средства.

 

Следует подчеркнуть, что педагогической деятельности вооб­ще, как и педагогических действий вообще, не бывает. В теории и на практике имеет место деятельность по реализации определен­ной технологии, метода именно в этом смысле, как правило, в педагогике и используется термин «техника»1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...