Экологическая безопасность проекта
Стр 1 из 5Следующая ⇒ РАЗДЕЛ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТАХ ПО ИНЖЕНЕРНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ Методическое пособие
Новосибирск 2012
Рецензент:
Раздел «Безопасность жизнедеятельности» в дипломных проектах по инженерным специальностям: Методическое пособие / Сост.: В.А. Патрин, В.А. Понуровский; /Новосиб. гос. аграр. ун-т; Инж. ин-т. – Новосибирск, 2012. – 34 с.
Методическое пособие для написания раздела «Безопасность жизнедеятельности» в дипломных проектах предназначено для студентов очной и заочной формы обучения специальностей 311300 – Механизация сельского хозяйства, 311500 - Механизация переработки сельскохозяйственной продукции, 311900 - Технология обслуживания и ремонта машин в АПК, 150200 - Автомобили и автомобильное хозяйство, 030500.01 - Профессиональное обучение (агроинженерия). Утверждено и рекомендовано к изданию методическим советом Инженерного института.
Ó Новосибирский государственный аграрный университет, 2012 Ó Инженерный институт, 2012 Требования к разработке раздела «Безопасность Жизнедеятельности» в дипломном проекте Вся производственная деятельность человека, все составляющие части среды обитания и, в первую очередь, технические системы кроме положительных результатов имеют способность создавать опасные и вредные факторы. В соответствии с ГОСТ 12.0.004-90, пункт 2.6 «Дипломные и курсовые работы студентов и учащихся технических, сельскохозяйственных, строительных высших и средних специальных учебных заведений включают вопросы безопасности труда». 1. В дипломных проектах студенты должны принимать такие технологии, машины и оборудование, которые исключают возможность травматизма, снижают уровень профессиональных заболеваний, минимально воздействуют на окружающую среду и предусматривают устойчивость работы производства в чрезвычайных ситуациях.
2. Общий объем раздела должен составлять не менее 15% пояснительной записке (12-20 листов) и одного листа в графической части проекта (по согласованию с руководителем или консультантом кафедры БЖД). Раздел «Безопасность жизнедеятельности» состоит из 3 частей: – охрана труда; – экологическая безопасность проекта; – устойчивость проектируемого объекта (производства) в чрезвычайных ситуациях региона. 3. После оглавления пишут введение (0,5 страницы), в котором указывают значение охраны труда и особенности проекта с точки зрения вредности производства, опасности используемых машин и технологических процессов. Желательно привести статистический материал по травматизму в отрасли, по которой выполняется дипломный проект. 4. Запрещается переписывание общих положений и правил техники безопасности. Необходим творческий, инженерный подход к разработке раздела. 5. При разработке раздела БЖД обязательны ссылки на номер ГОСТа, системы стандартов безопасности труда (ССБТ), номер санитарных норм и правил (СНиП), правил устройства электроустановок (ПУЭ). Номер ГОСТа и СНиПа можно найти: – в библиотеке (стандарты, СНиП, ПУЭ); справочник специалиста по охране труда. – Урал юриздат, 2004. – С.124-133); – на кафедре БЖД, в приложении данному методическому пособию; – в учебниках по охране труда (Охрана труда / Ф.И. Канарев, М.А. Пережогин, Г.Н. Гряник. – М., 1982. – С. 323-329). Необходимо ссылаться на новые действующие ГОСТы и правила. 6. Исходные данные для написания раздела дипломник должен получить на предприятии, по которому выполняет дипломный проект, в период преддипломной практики и у консультанта – преподавателя кафедры БЖД.
7. Без подписи консультанта по разделу на титульном листе дипломный проект не допускается к защите. ОХРАНА ТРУДА Независимо от того, на какой кафедре студент выполняет дипломный проект данная часть раздела включает следующие вопросы. А). Анализ состояния охраны труда в хозяйстве или на предприятии. 1. Уровень организации службы охраны труда на предприятии: - действует ли система управления охраной труда; - проводится ли аттестация рабочих мест по условиям труда; - имеет ли предприятие сертификат по охране труда, кабинет или уголок по технике безопасности, инженера по ТБ (фамилия, стаж, образование); - наличие документации по проведению инструктажей, аттестации специалистов вредных и опасных профессий, курсовому обучению; - имеется ли план мероприятий по охране труда на год и степень его выполнения; - наличие приказа №1 по предприятию с закреплением ответственных лиц по подразделениям и ведению опасных работ. 2. Уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний за последние 3-5 лет на предприятии: - имеются ли заполненные акты формы Н-1. Как организуется расследование несчастных случаев, проводится ли отчетность по травмам и профзаболеваниям, по какой форме? Если материал раздела не выходит за пределы требуемого объема, можно привести кратко пример одного-двух случаев на производстве. Данные по уровню травматизма на предприятии представить в виде (табл. 1).
Т1 – суммарное число травм за год без учета смертельных.
3. Дать анализ противопожарного состояния на предприятии: - привести примеры пожаров на предприятии за анализируемый период и указать ущерб от них; - наличие противопожарного оборудования (пожарных машин, огнетушителей, пожарных резервуаров, водоемов, переоборудованных машин, молниезащиты); - описать организацию противопожарной службы на предприятии. Б). Сделать выводы по состоянию охраны труда на предприятии и дать свои предложения по улучшению организации службы охраны труда. Примечание 1. Если дипломный проект не привязан к какому-либо хозяйству, предприятию и задачей проекта является создание или реконструкция новой сельхозмашины, трактора, автомобиля, двигателя внутреннего сгорания, конструирование и исследование новых рабочих органов, то пункт А (анализ состояния охраны труда) не выполняется. В).Проектная часть. 1. Провести аттестацию рабочих мест и участков существующего производства по условиям труда (визуально): - определить опасные и вредные факторы на всех участках технологического процесса. Определить состояние освещенности, шума, вибрации, запыленности, загазованности. Указать их нормируемые значения согласно ГОСТ, ССБТ и СНиПа и предложить способы защиты. Оценить микроклимат и тяжесть труда; - рассчитать требуемую площадь под производственное оборудование и вспомогательные помещения – раздевалки, туалеты, душевые, комнаты отдыха; - рассчитать освещение и вентиляцию. Примечание 2. Последние два пункта студенты, выполняющие дипломные проекты по кафедре ремонта машин и переработки сельскохозяйственной продукции, освещают в проектной части пояснительной записки. В данный раздел выносятся только выводы и результаты расчетов. Порядок расчета освещения и вентиляции. Формулы и коэффициенты, необходимые для расчета, приведены в приложении 1-5. - выбирать технические средства защиты (ограждения, предохранительные устройства по передаче крутящего момента, давлению, ограничению перемещения, блокирующие устройства, сигнализацию, знаки безопасности);
- выбрать способ защиты от поражения электрическим током (заземление, зануление, защитное отключающее устройство – ЗОУ, пониженное напряжение, выравнивание потенциалов), молниезащиту для производства категории А и Б. Дать схему и выполнить расчет принятой защиты. Данные для расчета заземления и молниезащиты приведены в приложении 6 и 7: - выбрать и обосновать средства защиты работающим для каждой операции технологического процесса (спецодежду, спецобувь, защитные очки, респираторы). Г). Обосновать безопасность конструктивной разработки. В каждом дипломном проекте имеется конструкторская разработка (приспособление, узел, машина) или предлагается усовершенствование существующих – трактора, комбайна, автомобиля, двигателя, мельницы и т.д. В данном разделе необходимо предусмотреть безопасность предлагаемой конструкции, соответствие её ГОСТам, ССБТ и доказать, что разрабатываемая машина или приспособление безопаснее существующих прототипов: - предусмотреть удобство управления, обзорность, соответствие усилий на органах управления нормам, эстетику и дизайн; - выбрать тип ограждения на передачах и движущихся частях машин; - выбрать и рассчитать предохранительные устройства для предотвращения разрушающих перегрузок (муфты, клапаны, ограничители, отключатели тока и т.д.); - выбрать конструкцию блокировочного устройства (показать схематично принцип его работы); - предусмотреть датчики и тип сигнализации; - По всем установкам, имеющим электроснабжение и электропривод рассчитать и дать схему защиты от поражения током. - предусмотреть противовзрывную и противопожарную защиту. Указать концентрацию нижнего и верхнего предела взрываемости; - рассчитать на опрокидывание (осевое и боковое) погрузочного устройства, тележки с крупногабаритным грузом, трактора с навесным оборудованием и т.д.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОЕКТА Численность населения земли достигла 6 миллиардов. Производственная деятельность человека оказывает такое воздействие на окружающую среду, которое сравнимо со стихийными бедствиями и катаклизмами. Выбросы промышленных предприятий, автомобильного транспорта, вырубка лесов, радиоактивное и химическое заражение, образование озоновых дыр приводят к необратимым процессам на Земле. Окружающая среда для человека является средой его обитания и составляет единую систему, в которой обратное воздействие окружающей среды опасно для здоровья и жизни людей. В данной части раздела дипломник должен решить две задачи:
- во-первых принять меры при разработке проекта (машины), позволяющие исключить или уменьшить отрицательное воздействие производства (машины) на окружающую среду; - во-вторых, определить количество выбросов по принятому проекту. Примерный перечень мероприятий по снижению экологической опасности производства: - применение энергосберегающих технологий (минимальная обработка земли, использование комбинированных агрегатов, выполняющих за один проход несколько операций, утилизация тепла вентиляционных выбросов и т.д.); - использование ресурсосберегающих технологий (ремонт и восстановление деталей, агрегатов, машин, увеличение их надежности, ленточное внесение в почву жидких и гранулированных удобрений); - исключение из производственных процессов опасных веществ или замена их на менее опасные (замена этилированного бензина на неэтилированный), вредных и опасных веществ при мойке деталей на безопасные; - применение безотходной и малоотходной технологии; - использование биологических методов защиты растений; - переход к использованию нетрадиционных источников энергии (солнца-гелиоустановки, ветра - ветроэнергоустановки, воды-мельницы, газогенераторные установки на животноводческих и бытовых отходах; - применение рециркуляционных и замкнутых систем при использовании воды для охлаждения молока, мойки машин; - регенерация отходов с целью вторичного их использования (масла), нейтрализация отходов или их захоронение.; - Разработка технологий и рабочих органов машин, тракторов, снижающих ветровую и водную эрозию почвы и её уплотнение.
Количество выбросов в окружающую среду определить по формулам и таблицам в приложении и свести в таблицу (табл.2).
Количество вредных веществ В дв, кг/ч (окиси углерода, окислов азота и альдегидов), выделяющееся при работе двигателя внутреннего сгорания, определяется по формуле В дв = (А1 + Б 1 Vц) (q оt /6000), кг/ч, где А1 и Б 1 – коэффициенты, равные: для карбюраторных двигателей А1=9; Б 1=12; для дизельных А1=160; Б 1=13,5; Vц – рабочий объем цилиндров двигателей, л; q о – объемная доля вредных веществ в отработанных газах (принимается для карбюраторных двигателей – окиси углерода 4-6 %; для дизельных двигателей – окиси углерода 0,05-0,07 %, окиси азота 0,007-0,009 %, альдегидов 0,035-0,050 %; t – время работы двигателя. Таблица 2 Количество вредных выбросов в окружающую среду по технологическим операциям, принятым в дипломном проекте за год
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|