Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вынужденным переселенцем признается:

Вопросы к экзамену

1. Понятие конституционного права как отрасли права.

2. Предмет конституционного права как отрасли права.

3. Метод конституционного права.

4. Конституционно-правовые нормы. Конституционно-правовые инс­титуты.

5. Конституционно-правовые отношения, их содержание.

6. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений.

7. Источники конституционного права РФ.

8. Государственно-правовой договор как источник конституцион­ного права.

9. Конституционное право как наука: понятие, предмет, система.

10. Конституция РФ: общая характеристика; структура и содержание.

11. Сущность Конституции. Виды конституций.

12. Принципы, функции и черты Конституции.

13. Юридические свойства Конституции.

14. Правовая охрана Конституции.

15. Конституционный строй и основы конституционного строя: понятия, соотношение.

16. Основные принципы конституционного строя.

17. Народный суверенитет: понятие, формы, содержание, объекты, черты.

18. Государственный суверенитет.

19. Национальный суверенитет.

20. Принцип «разделения властей» и его закрепление в Консти­туции РФ.

21. Форма правления: понятие, виды. Особенности формы прав­ления в РФ.

22. Конституционно-правовая характеристика государства.

23. Конституционные (основные) права, свободы: понятие, юриди­ческая природа.

24. Личные права и свободы граждан.

25. Политические права и свободы граждан.

26. Социально-экономические права и свободы граждан.

27. Механизм реализации основных прав и свобод граждан. Роль органов внутренних дел в обеспечении реализации основных прав и свобод граждан.

28. Особенности реализации основных прав и свобод в условиях режима чрезвычайного положения.

29. Порядок реализации права граждан на собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

30. Право граждан на свободу передвижения, выбор места пребыва­ния и жительства.

 

31. Право граждан на выезд за пределы РФ и въезд в РФ.

Статья 27 К РФ.

Право свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться обратно конкретизировано в Федеральном законе от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в ред. от 22.07.2008), который опирается на Конституцию, а также на международные договоры РФ и соглашения по указанным вопросам. В соответствии с этим порядок выезда и въезда по-разному регулируется для российских граждан и для иностранцев и лиц без гражданства. Так, для иностранных граждан и лиц без гражданства порядок въезда в Российскую Федерацию носит разрешительный характер. Виза или иное разрешение на въезд выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ по основаниям, указанным в законе, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Гражданин РФ не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию ни по каким основаниям. В соответствии со ст. 15 указанного Закона право гражданина РФ на выезд из страны может быть временно ограничено:

а) при допуске его к сведениям, отнесенным к государственной тайне - в зависимости от степени секретности срок ограничения может составлять от пяти до 10 лет;

б) до окончания гражданином военной или альтернативной гражданской службы;

в) при задержании или осуждении за совершение преступления - до отбытия наказания или освобождения от него;

г) до исполнения обязательств, наложенных на гражданина судом;

д) в случае сообщения о себе заведомо ложных сведений при оформлении документов для выезда.

32. Право граждан на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления.

 

Такое право закреплено ст. 33 Конституции России: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». В этой статье Конституции речь идет о важнейшем элементе демократически организованного общества. Обращения граждан к субъектам власти – главное средство реализации, защиты прав. С другой стороны, они позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов власти, исправить их ошибки. Обращения можно рассматривать и как форму обратной связи, по каналам которой руководители получают информацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельности властных субъектов.

 

33. Основные обязанности граждан (понятие, виды).

Обязанностьэто мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования. Обязанности можно условно подразделить на естественно-правовые, носителями которых выступают человек и общество, и юридические, носителями которых являются гражданин, государство, государ- ственные органы и которые отражены в позитивном праве.

Конституционные (основные) обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые законом требования, предъявляемые к человеку и гражданину и связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов человека, общества, государства.

1. Каждый обязан соблюдать Конституцию РФ и законы государства (ч. 2 ст. 15).

2. Забота о детях, их воспитание – обязанность родителей (ч. 2 ст. 38).

4. Основное общее образование обязательно (ч. 4 ст. 43). 72

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38).

5. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43).

6. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44).

7. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

8. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

9. Защита отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ (ч. 1 ст. 59). Гражданин РФ несет воинскую службу в соответствии с федеральным законом (ч. 2 ст. 59).

34. Гражданство РФ: понятие, формы.

Гражданство как институт конституционного права представляет собой часть системы конституционно-правовых норм, регулирующих отношения гражданства. Гражданство как субъективная категория – это закрепленная законом принадлежность лица к определенному государству, которая опосредуется субъективным правом личности по поводу гражданства.

Гражданство как правоотношение – устойчивая правовая связь лица с государством, в силу которой между ними возникают взаимные права и обязанности. Гражданству как правовой связи присущи следующие особенности:

○ эта связь носит постоянный характер, который присущ только гражданству;

○ связь лица с государством носит правовой характер, поэтому постоянное проживание на территории государства не порождает гражданство этого государства;

○ между государством и гражданином возникают двусторонние правовые отношения, что означает обусловленность этой связи;

○ в силу этой связи на лицо распространяются все законы государства, где бы оно ни находилось;

○ лицо, являясь гражданином государства, пользуется его защитой как внутри, так и вне пределов государства.

Правовую основу института гражданства составляют нормы Конституции РФ (ст. 6), Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Основные понятия

Гражданин РФ – лицо, обладающее гражданством РФ и имеющее документ, подтверждающий наличие у него российского гражданства.

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином РФ, но имеющее подтверждение своего гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо с двойным гражданством (бипатрид) – лицо, обладающее гражданством РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства (апатрид) – лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

35. Принципы гражданства.

1. Принцип единого гражданства – гражданин республики в составе РФ одновременно состоит в гражданстве РФ и на территории другой республики пользуется правами, свободами, что и гражданин этой республики. В случае изменения гражданства республики гражданство Российской Федерации не изменится.

2. Принцип равного гражданства – гражданство является равным, независимо от основания его приобретения. Граждане РФ по рождению, бывшие иностранные граждане или лица без гражданства, принятые в российское гражданство, лица, которые приобрели гражданство РФ по иным основаниям, имеют равные права и обязанности гражданина РФ. 3. Принцип права на гражданство и на его изменение – гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства или права изменить его, выслан за пределы страны или выдан другому государству.

4. Принцип двойного гражданства – гражданин Российской Федерации вправе в соответствии с национальным законодательством и международным договором приобрести иное гражданство, что само по себе не влечет за собой прекращения у него российского гражданства. Двойное гражданство возникает у ребенка, если его родители – граждане РФ, а законодательство страны, где родился ребенок, предполагает возможность автоматического приобретения гражданства данного государства по рождению. Двойное гражданство появляется у женщин при вступлении в брак с иностранным гражданином, если законодательство ее страны сохраняет за ней свое гражданство, а законодательство страны супруга предоставляет ей гражданство мужа. Нормы международного права предусматривают, что двойное гражданство должно быть скорее исключением, чем правилом. Оно не только расширяет правомочия граждан, их права и свободы, но и по- рождает для них дополнительные обязанности.

5. Принцип защиты и покровительства гражданам государства за его пределами – должную защиту гражданам Российской Федерации на территории иностранных государств должны оказывать должностные лица дипломатических представительств и консульских учреждений.

6. Принцип сохранения гражданства РФ лицами, проживающими за пределами государства или изменяющими свой семейный статус – обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в Российской Федерации. Выезд российского гражданина на постоянное место жительства за рубеж не влечет автоматического прекращения гражданства. Сохраняется гражданство РФ при заключении или расторжении брака, изменении гражданства другим супругом.

 

36. Основания приобретения гражданства.

В соответствии с главой 2 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», предусмотрено несколько оснований приобретения гражданства.

1. Приобретение гражданства по рождению (филиация). Приобретение гражданства по рождению в различных государствах основывается на праве почвы либо на праве крови. Право почвы означает, что все дети, родившиеся на территории государства, исповедующего право почвы, становятся его гражданами, независимо от гражданства их родителей. Право крови основывается на том, что дети, чьи родители являются гражданами конкретного государства, также становятся гражданами этого государства, независимо от места рождения. Приобретение гражданства по рождению в Российской Федерации регламентируется ст. 12 Закона о гражданстве. Ребенок приобретает гражданство России по рождению, если на день рождения ребенка: а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство России (независимо от места рождения ребенка); б) один из его родителей имеет гражданство России, а другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); в) один из его родителей имеет гражданство России, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; г) оба его родителя, проживающие на территории России, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории России, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство. Ребенок, который находится на территории России и родители которого неизвестны, становится гражданином России в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения.

Нормы данной статьи предусматривают приобретение гражданства по рождению, основываясь и на праве почвы, и на праве крови.

2. Прием в гражданство Российской Федерации

○ в общем порядке (ст. 13 Закона о гражданстве):

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство России при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории России со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство России в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 13 Закона о гражданстве. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года;

б) обязуются соблюдать Конституцию России и законодательство России;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный в п. «а», сокращается до 1 года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;

б) состояние в браке с гражданином России не менее трех лет;

в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство Российской Федерации;

г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющей интерес для России; д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

е) признание лица беженцем в порядке, установленным федеральным законом.

3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения вышеуказанных условий.

○ в упрощенном порядке (ст. 14 Закона о гражданстве):

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство России в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных в п. «а» ч. 1 ст. 13, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство России и проживающего на территории России;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного в п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и мели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином РФ не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в РФ из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ без соблюдения условий о сроке проживания на территории РФ и без представления вида на жительство.

4. В гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ.

5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство России, – по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства России. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории России;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство РФ, – по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которым установлена опека или попечительство, – по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

6. Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных в п. «а», «в» и «д» ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве.

3. Восстановление в гражданстве Российской Федерации (ст. 15 Закона о гражданстве). Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве РФ в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве. При этом срок проживания на территории России сокращается до трех лет. Вместе с тем в ст. 16 Закона о гражданстве предусматриваются основания, при наличии которых заявления о приеме в гражданство и восстановлении в гражданстве отклоняются, если лица:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями создают угрозу безопасности России;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ, выдворялись за пределы РФ в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральными законами;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

4. Выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации (ст. 21 Закона о гражданстве). При изменении Государственной границы Российской Федерации, в соответствии с международным договором Российской Федерации, лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

37. Основания прекращения гражданства.

Гражданство Российской Федерации прекращается (ст. 18 Закона о гражданстве):

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Выход из гражданства Российской Федерации (ст. 19 Закона о гражданстве).

1. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20 данного Закона.

2. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20 данного Закона.

3. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации (ст. 20 Закона о гражданстве).

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено, если данное лицо имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами России, а также неисполненные обязательства перед государством.

Выход из гражданства не допускается после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания.

Отклонение ходатайства о выходе из гражданства или отказ в регистрации выхода из гражданства РФ должны быть мотивированы полномочными органами.

Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации. При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации (ст. 22, 23 Закона о гражданстве). Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со ст. 22 Закона о гражданстве считается недействительным со дня принятия такого решения.

 

38. Органы, участвующие в решении вопросов гражданства.

В соответствии со ст. 28 ФЗ полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются:

1) Президент РФ;

2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы;

3) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.

Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве РФ, определяются ФЗ «О гражданстве РФ».

В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства, олицетворяющий его.

Полномочия Президента РФ отражены в ст. 29 ФЗ. К ним относятся вопросы (ч.1 ст.29): а) приема в гражданство РФ в общем порядке в соответствии со статьей 13 ФЗ; б) восстановления в гражданстве РФ в общем порядке в соответствии со статьей 15 ФЗ; в) выхода из гражданства РФ в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 (самого лица) и частью первой статьи 26 (его ребенка) ФЗ;

г) отмены решений по вопросам гражданства РФ в соот-и со статьей 23 ФЗ.

Также Президент РФ утверждает Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ, в связи с исполнением ФЗ; издает указы по вопросам гражданства РФ.

При наличии определенных обстоятельств (в течение пяти лет, предшествовавших обращению выдворялись за пределы РФ; использовали подложные документы; состоят на военной службе, на службе в других ин. гос-ва; имеют неснятую или непогашенную судимость; преследуются в уголовном порядке компетентными органами; осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы) Президент РФ вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство РФ или восстановлении в гражданстве РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями 13 - 15 ФЗ (общий, упрощенный порядок, восстановление).

В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства РФ и предварительного рассмотрения заявлений Президент РФ образует Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Положение о Комиссии утверждается Президентом РФ. В ее задачи входят подготовка предложений для Президента по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства. Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии.

Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах. В Администрации Президента в качестве ее подразделения действует Управление Президента РФ по вопросам гражданства.

Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы (Федеральная миграционная служба и её территориальные органы), а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия (ст. 30 ФЗ): а) определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих на территории РФ; б) принимают от лиц, проживающих на территории РФ, заявления по вопросам гражданства РФ; в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах; г) направляют Президенту РФ в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 ФЗ (т.е. всё то, что касается общего порядка) заявления по вопросам гражданства РФ, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы; д) исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, проживающих на территории РФ; е) рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ, поданные лицами, проживающими на территории РФ, и принимают решения по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 ФЗ; ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства; з) оформляют гражданство РФ в соответствии с частью второй статьи 12 и частями второй и четвертой статьи 26 ФЗ; и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства РФ в соответствии со статьей 23 ФЗ.

39. Порядок производства по делам о гражданстве.

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

○ Президент Российской Федерации;

○ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы;

○ федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации решает вопросы:

а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;

б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке;

в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке;

г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации;

д) обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением Закона о гражданстве;

е) издания указов по вопросам гражданства Российской Федерации.

Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте РФ действует комиссия по вопросам гражданства. Министерство внутренних дел РФ и наделенные соответствующей компетенцией, подведомственные ему органы имеют следующие полномочия в вопросах предоставления гражданства:

○ определяют наличие гражданства России у лиц, проживающих на территории России; ○ принимают от лиц, проживающих на территории России, заявления по вопросам гражданства России;

○ проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

○ направляют Президенту РФ заявления по вопросам гражданства РФ, представленные для их обоснования документы, иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;

○ исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства России в отношении лиц, проживающих на территории России;

○ рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ, поданные лицами, проживающими на территории России, и принимают решения по вопросам приема в гражданство России в упрощенном порядке;

○ ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;

○ оформляют гражданство РФ в соответствии с Законом о гражданстве;

○ осуществляют отмену решений по вопросам гражданства РФ в соответствии с Законом о гражданстве. Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения выполняют аналогичные функции в вопросах гражданства по отношению к лицам, проживающим за пределами Российской Федерации.

Оформление приобретения или прекращения гражданства РФ начинается по месту жительства заявителя. Если это необходимо, то документы поступают в Комиссию по вопросам гражданства, которая вносит на рассмотрение Президента РФ предложения по каждому ходатайству. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства РФ и принятие решений о приеме в гражданство РФ в общем порядке осуществляются в срок до 1 года со дня подачи всех необходимых документов, а в упрощенном порядке – до 6 месяцев. Гражданство считается приобретенным или прекращенным в день выдачи соответствующих документов уполномоченным органом. Решение соответствующего органа об отказе в регистрации приобретения или прекращения гражданства может быть обжаловано в месячный срок в судебном порядке.

40. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Основные понятия:

иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

приглашение на въезд в Российскую Федерацию – документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

миграционная карта – документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;

вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность;

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство;

депортация – принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;

иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство).

 

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Если иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, то срок временного пребывания в Российской Федерации не может превышать 90 суток.

В случае, если иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключил трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), то он может находиться на территории государства на срок действия заключенного договора, но не более чем на 1 год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

Временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину вне утвержденной квоты, если иностранный гражданин:

1) родился на территории РСФСР и состоял в прошлом в гражданстве СССР или родился на территории Российской Федерации;

2) был признан нетрудоспособным и имеющим дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;

3) имеет хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

4) состоит в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;

5) осуществляет инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;

6) поступил на военную службу – на срок его военной службы;

7) является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию.

После подачи иностранным гражданином заявления о временном проживании территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции либо дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения. В случае отказа в выдаче разрешения на временное проживание, либо ранее выданное ему разрешение на временное проживание было аннулировано, он вправе повторно в том же порядке подать заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание не ранее чем через один год со дня отклонения его предыдущего заявления.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в целом приравнивается к положению российских граждан, если федеральным законодательством не предусматриваются ограничения. Эти ограничения могут быть связаны, прежде всего, с политическими и некоторыми социально-экономическими правами и свободами:

1. В сфере избирательного права. Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.

2. В сфере трудовых правоотношений. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Работодатель, получивший в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников, использует труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Иностранный гражданин может выступать и в качестве заказчика работ (услуг).

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

Временно пребывающий или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

3. В сфере государственной или муниципальной службы и иных видов деятельности. Иностранный гражданин не имеет права:

1) находиться на муниципальной службе. Отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральным законом;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;

3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

4. В сфере исполнения воинской обязанности. Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Однако иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. В сфере получения образования. Приглашение в целях обучения в образовательном учреждении профессионального образования выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции по ходатайству федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами, соответственно, обороны либо безопасности, либо внутренних дел, либо таможенного дела, либо предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, если указанные органы имеют в своей структуре образовательные учреждения профессионального образования соответствующих типов и видов.

41. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.

 

В международном праве закреплено право убежища. В соответствии со ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., каждый имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

Различаются территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище – предоставление убежища преследуемому лицу на территории иностранного государства. На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве. Дипломатическое убежище – убежище на территории посольства, консульства, на борту военных кораблей и воздушных судов, на территории военных баз и лагерей. Законодательство некоторых государств по различным причинам не признают дипломатическое убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции РФ Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Беженец – лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Беженцем не может быть признано лицо:

○ совершившее преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества, предусмотренные международными нормативно-правовыми актами; ○ совершившее тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации;

○ виновное в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

○ за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;

○ которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев;

○ покинувшее государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Процедура признания лица беженцем условно состоит из трех этапов.

I этап – обращение с ходатайством о признании беженцем. Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности, если данное лицо еще не прибыло на территорию Российской Федерации; в орган пограничного контроля в пункте пропуска либо вне пункта пропуска в течение суток со дня пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации; в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.

II этап – предварительное рассмотрение ходатайства – осуществляется дипломатическим представительством или консульским учреждением в течение 1 месяца со дня поступления ходатайства; территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства.

III этап – принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу – осуществляется дипломатическим представительством или консульским учреждением по месту подачи ходатайства либо территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность лица, ходатайствующего о признании беженцем, является также основанием для получения лицом и членами его семьи направления в центр временного размещения.

IV этап – выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем. Решение о признании беженцем вручается или направляется лицу федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения. В отношении тех лиц, которые находятся вне пределов России, миграционные органы в течение трех рабочих дней направляют свое решение в дипломатическое представительство или консульское учреждение по месту подачи ходатайства в целях оформления документов для въезда на территорию Российской Федерации данных лиц.

Лицо признается беженцем на срок до трех лет, этот срок может продлеваться на каждый последующий год.

Вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

3) иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации;

4) гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Лицо, которое не может быть признано вынужденным переселенцем:

1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение 1 месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

42. Конституционно-правовой статус политических партий.

Порядок организации и деятельности политической партии регламентируется Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». Политическая партия – общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

1) иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

2) в ней должно состоять: не менее 40 членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 400 членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 150 членов;

3) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Основными целями политической партии являются:

1) формирование общественного мнения;

2) политическое образование и воспитание граждан;

3) выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

4) выдвижение кандидатов на выборах Президента, Государственной Думы, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, выборных должностных лиц местного самоуправления и представительные органы муниципального образования, участие в выборах в указанные органы и в их работе. Основные принципы деятельности политических партий

1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности.

2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц.

Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда гражданами, имеющими право быть членами политической партии, образуется организационный комитет в составе не менее 10 человек. Учредительный съезд политической партии считается правомочным, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие более чем половину субъектов Российской Федерации.

Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации с учетом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений.

Подтверждением государственной регистрации является документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Устав политической партии должен содержать:

1) цели и задачи политической партии;

2) наименование политической партии и описание символов;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов;

4) порядок учета членов политической партии;

5) порядок создания, реорганизации и ликвидации политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;

6) порядок избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, срок полномочий и компетенцию указанных органов;

7) порядок внесения изменений и дополнений в устав политической партии и ее программу;

8) права политической партии в области управления денежными средствами и иным имуществом, финансовую ответственность и порядок отчетности политической партии;

9) порядок выдвижения от политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты;

10) основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией кандидатов. Руководящие органы политической партии и ее региональных отделений.

1. Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии.

2. Высшим руководящим органом регионального отделения политической партии является конференция или общее собрание регионального отделения политической партии.

3. Избрание руководящих органов политической партии и региональных отделений должно осуществляться не реже одного раза в четыре года.

Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности. Политическая партия, не принимавшая в течение 5 лет подряд участия в выборах, подлежит ликвидации. Деятельность политической партии может быть приостановлена судом на срок не более 6 месяцев. В случае неустранения политической партией нарушений, послуживших основанием для приостановления ее деятельности, уполномоченный орган вносит в суд заявление о ликвидации политической партии.

 

43. Конституционно-правовой статус общественных объединений.

 

Порядок организации и деятельности общественных объединений регламентируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих уставных целей.

Учредителями общественного объединения являются физические и юридические лица (другие общественные объединения), созвавшие съезд или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

Организационно-правовые формы общественных объединений:

1) общественная организация;

2) общественное движение;

3) общественный фонд;

4) общественное учреждение;

5) орган общественной самодеятельности;

6) политическая партия.

Общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации могут быть физические лица и общественные объединения. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду.

Общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных поступлений, и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг. Органом общественной самодеятельности выступает не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

В Российской Федерации создаются и действуют в зависимости от территории следующие виды общественных объединений:

1) местные общественные объединения;

2) региональные общественные объединения;

3) межрегиональные общественные объединения;

4) общероссийские общественные объединения.

Местное общественное объединение – это объединение, деятельность которого осуществляется в пределах территории муниципального образования.

Региональное общественное объединение – это объединение, деятельность которого осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. Межрегиональное общественное объединение – это объединение, которое осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои организации, отделения, филиалы и представительства.

Общероссийское общественное объединение – это объединение, которое осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои организации, отделения, филиалы или представительства.

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации решения о соответствующей государственной регистрации.

 

44. Конституционно-правовое регулирование положения церкви и религиозных объединений.

Порядок организации и деятельности религиозных объединений регламентируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспосо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...