Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логические уловки или софизмы.

Современная коммуникация и правила речевого общения. Речевой этикет.

Общие правила ведения делового разговора по телефону:

1. Будьте лаконичны.

2. Говорите по существу, не отвлекайтесь.

3. Тщательно произносите слова, особенно те, в которых содержится фактическая информация: даты, фамилии, имена, наименования, числа, географические названия и т. д.

4. Говорите в среднем темпе и со средней громкостью.

5. Сохраняйте вежливый и дружелюбный тон в течение всего разговора, каким бы неприятным для вас ни был этот разговор.

6. Слушайте внимательно и не перебивайте собеседника.

7. Следите за речью.

Если звонят вам…

1. Поднимите трубку не позднее четвертого звонка.

2. Поздоровайтесь, представьтесь: назовите учреждение (по необходимости — структурное подразделение), свою фамилию, имя. В служебной обстановке обычные отзывы «Да», «Алло» и др. недопустимы.

3. Если в тот момент, когда зазвонил телефон, вы очень заняты (разговариваете по другому телефону, принимаете факс, телефонограмму), поднимите трубку и, извинившись, объясните звонящему, что не можете с ним сейчас говорить, и попросите или подождать немного, или позвонить вам чуть позже, или оставить номер телефона, по которому вы сможете ему позвонить. Если вы беседуете с посетителем или клиентом, сделайте все то же, предварительно извинившись перед ним.

Общие правила ведения делового разговора по телефону:

1. Иногда, чтобы ответить на вопрос по телефону, требуется найти какие-то документы, навести справку, позвонить коллегам и т. д. В этом случае обязательно спросите у звонящего, есть ли у него время подождать или ему удобнее связаться с вами позже.

2. Поскольку звонили вам, вы не можете закончить разговор первым; дождитесь, пока это сделает звонящий.

3. Поскольку звонят вашим коллегам, не спрашивайте «Кто звонит?», «А что вы хотите?». Если коллеги нет, узнайте, что ему передать.

4. Если звонят вашему коллеге, с которым вы работаете в одном кабинете, и, на ваш взгляд, он хотел бы поговорить без свидетелей, найдите повод покинуть комнату.

5. Если вам позвонили по ошибке, непозволительно сердито отвечать, бросать трубку.

Если звоните вы…

1. Прежде чем позвонить, как следует продумайте, какую информацию вы хотите передать, какую получить. Если вы предполагаете, что во время разговора вам могут понадобиться какие-либо документы, факты, заранее подберите и систематизируйте их.

2. Выбирайте время для звонка. Если предстоит важный деловой разговор, постарайтесь подобрать самое подходящее для этого время.

3. Соблюдайте конфиденциальность во время разговора.

4. Рекомендуется избегать обсуждения по телефону любых вопросов с людьми, с которыми у вас ранее не было контактов или с которыми не сложились личные отношения.

5. Дозвонившись, поздоровайтесь, представьтесь и попросите к телефону человека, с которым хотите поговорить.

6. Если его не оказалось в этот момент, попросите передать ему, что вы звонили, и оставьте информацию о том, когда и по какому телефону он может связаться с вами.

7. Если вы предполагаете, что разговор потребует много времени, поинтересуйтесь, удобно ли вашему собеседнику вести беседу сейчас.

8. Если вы ошиблись номером, извинитесь за беспокойство.

9. На домашний телефон не звоните раньше 09:00 и позже 22:00, если у вас не было специальной договоренности.

 

Риторика как наука об искусстве речи и способах речевого воздействия. Основные законы риторики. Роды и виды красноречия. Подготовка выступления. Образ ритора, имидж. Техника речи. Благозвучие. Стили произношения.

Предпосылки спора и его цель. Основные полемические приемы. Позволительные и непозволительные уловки в споре.

Как вести спор?

1. Четко определите предмет спора.

2. Установите основные пункты разногласий.

3. Четко и ясно определите свою позицию, свою точку зрения.

4. Будьте терпимы к точке зрения вашего оппонента и вежливы в отношении к нему.

5. Сохраняйте спокойствие и самообладание.

6. Продумайте свою аргументацию (систему своих аргументов) с учетом целей спора и особенностей вашего оппонента.

7. Постарайтесь сделать свое выступление не только убедительным, но и эмоциогенным.

Аргументация.

В теории аргументации обычно выделяются три основных ее свойства:

1) аргументация — это обязательно некий законченный текст;

2) аргументация имеет специфическую структуру: тезис и аргументы (доводы), а также дополнительные элементы: посылки, оценку, средства когезии (связки), выводы;

3) аргументация имеет жесткую целеустановку: убедить или раузбедить адресата.

Уточним основные термины.

Тезис — это утверждение, представляющее собой словесную формулировку доказываемой (обсуждаемой) идеи.

Антитезис — это мысль, выдвинутая в противовес тезису и устанавливающая пункты разногласий.

Аргументы (доводы) — это утверждения, с помощью которых обосновывается и доказывается истинность тезиса. Типы аргументов: примеры, иллюстрации, аналогии, факты, от противного, выявление противоречий, поиск причин и последствий и т. д.

Типичные ошибки в тезисе.

Отступление от тезиса — спорящий доказывает не объявленный, исходный тезис, а похожий, близкий или каким-то образом связанный с ним.

Подмена тезиса — спорящий, понимая, что исходный тезис защитить или доказать не удается, заменяет его другим.

Потеря тезиса — спорящий настолько отдаляется от исходного тезиса, что в какой-то момент забывает его.

Типичные ошибки в аргументах.

Ложный аргумент — это довод, представляющий собой ложную мысль.

Произвольный аргумент — это довод, который заведомо нельзя признать ложным, но он требует доказательств сам по себе.

Ошибки в связи между тезисом и аргументом (или ошибки в рассуждении): аргументы, приводимые спорящим, не делают очевидным тезис, не доказывают его.

Основные полемические приемы.

Прием «возвратного удара» (прием бумеранга) — тезис или аргумент обращается против того, кто его высказал.

Атака вопросами — спорящий заканчивает свои рассуждения вопросами, вынуждая своего оппонента все время отвечать на вопросы, а значит, обороняться, а не наступать.

Юмор, ирония, сарказм.

Уловки в споре.

Уловкой в споре называют прием, применяя который спорящий облегчает спор для себя и затрудняет его для оппонента.

С. И. Поварнин выделяет уловки, допустимые в споре, или позволительные, и недопустимые, грубые, непозволительные.

Позволительные уловки: оттягивательные выражения, «ловушки».

К ним можно прибегнуть в том случае, когда возражение на тезис или убедительный аргумент не сразу приходит в голову или мысли крутятся, но не выстраиваются в стройную логическую цепочку. Ими можно воспользоваться и в том случае, когда вы очень нервничаете, никак не можете собраться с мыслями, сосредоточиться на предмете спора. Затягивание ответа простительно также тогда, когда возникает необходимость тщательно продумать очередной тезис или предъявленный аргумент.

Недопустимые уловки.

1. Выход из спора. Обычно его провоцирует тот участник спора, который понимает, что он не в состоянии вести спор дальше: «расшатался» тезис, слаба аргументация.

2. Срыв спора. Производится обычно по тем же причинам. Оппонента постоянно перебивают, всячески демонстрируют нежелание выслушать. Иногда спорящему, ведущему такую тактику, помогают зрители-единомышленники: топают, хлопают, выкрикивают что-то, освистывают. Такую уловку еще называют обструкцией.

3. «Довод к городовому». Если аргумент противника силен, убедителен, а собственный — нет, то недобросовестный полемист может объявить его вредным или даже опасным для общества и / или государства. Обычно после такой уловки спор прекращается в пользу «ловкача».

4. «Палочные доводы». Приводят такой аргумент, который оппонент вынужден принять из-за боязни каких-либо неприятностей или из-за того, что не может по той же причине воспользоваться сильными аргументами.

5. Инсинуация. Один из спорящих с целью подорвать доверие к противнику (и, конечно, к его доводам) делает безответственные заявления или намеки (например, касающиеся личной жизни оппонента, его доходов, времяпрепровождения и т. д.)

6. «Ошибка многих вопросов». Оппоненту задают сразу целый ряд вопросов (под видом одного или однородных!) и требуют немедленного однозначного ответа («да» или «нет»). Но, во-первых, далеко не на все вопросы можно ответить однозначно; во-вторых, как правило, часть задаваемых вопросов имеют ответ «да», а часть — «нет». Поэтому не нужно торопиться с ответом, сначала разграничьте их.

7. «Ответ вопросом на вопрос». Чувствуя, что на заданный вопрос нет серьезного ответа, недобросовестный полемист может задать встречный вопрос — ответить вопросом на вопрос. Не отвечайте на него — требуйте ответа на заданный вами вопрос.

Психологические уловки.

1. Выведение противника из равновесия. Делается все, чтобы оппонент начал нервничать, возмущаться, терять самообладание и спокойствие.

2. Ставка на ложный стыд. К оппоненту обращаются со словами: «Все знают, что…», «Вам не может быть неизвестно, что…». Он теряется и принимает этот тезис, а затем вынужден согласиться с другими доводами. И проигрывает.

3. Внушение. Спорящий говорит уверенно, внушительным голосом, решительным тоном. Это психологически давит на оппонента, и он начинает сомневаться в своей правоте, колебаться, «пропускать удары».

Логические уловки или софизмы.

Софизмы — это намеренные ошибки в доказательстве.

Софизм и ошибка различаются психологически: ошибка — ненамеренна, софизм — намерен.

Например, вместо того, чтобы опровергнуть тезис, оппонент, разбивает доказательство. Но это означает, что тезис не доказан, а не ложен. Или один из спорящих видит противоречия в системе доказательств оппонента и указывает на них. Но это не означает победы в споре: ведь надо доказать ложность тезиса, а не противоречивость доказательств. Софистической уловкой является также ситуация, когда из предъявленных 2-3 аргументов опровергаются 1-2, как правило, не самых сильных, но делается вид, что опровергнуты все доводы. Логической уловкой является и так называемое опровержение не по существу. Обычно это бывает в спорах о ложных явлениях. Софист опровергает предъявленный тезис не по существу, а только в частностях, зачастую неважных, но делает вид, что опроверг тезис.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...