Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Назначение, источники и структура социологического знания.




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Приволжский филиал

Кафедра гуманитарных, социально-экономических

и естественно-научных дисциплин

 

 

основы социологии

и политологии

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов факультета среднего профессионального образования

по подготовке специалистов для судебной системы (колледж)

(специальность 030503.52 Правоведение

Среднего профессионального образования)

 

Нижний Новгород

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы социологии и политологии» для специальности 030503.52 «Правоведение» среднего профессионального образования. – Н.Новгород: Приволжский филиал Российской академии правосудия. – 26 с.

 

Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030503.52 «Правоведение» среднего профессионального образования.

 

ОДОБРЕН

Предметно-цикловой комиссией по гуманитарным дисциплинам Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия».

Кафедрой гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 2 от 24 сентября 2008 г.).

УМС Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № __ от ______________ 2008 г.).

Авторы:

Лютый В.П., кандидат философских наук, профессор кафедры философии и социально-экономических дисциплин РАП;

Логинов Е.А., кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин ПФ РАП.

Рецензенты:

Рязанов Л.А.,кандидат философских наук, доцент Нижегородской правовой академии;

Дегтярев Н.П., кандидат философских наук, профессор кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин ПФ РАП.

 

© ПФ РАП, 2008.

© Лютый В.П., Логинов Е.А., 2008.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Государственные требования к обязательному минимуму содержания дисциплины……………………………………………………………………….4

Введение………………………………………………………………..…………5

Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………………......7

Тематический план ………………………………………………………………7

Программа ………………………………………………………………………..8

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля ………….17

Методические рекомендации по изучению дисциплины………………….....18

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы…..19

Литература ……………………………………….……………………………...23

Вопросы для подготовки к зачетной контрольной работе ……………….…..25

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы социологии и политологии:

- социология как наука, ее предмет и методы;

- общество как социокультурная система; социальные общности;

- социальные и этнонациональные отношения;

- социальные процессы, социальные институты и организации;

- личность: ее социальные роли и социальное поведение;

- социальная мобильность;

- социальные движения;

социальные конфликты и способы их разрешения;

- предмет политологии;

- политическая власть и властные отношения;

- политическая система;

- субъекты политики;

- политическое сознание;

- политическая культура;

- мировая политика и международные отношения;

- социально-экономические процессы в России.

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы социологии и политологии» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учебного заведения среднего профессионального образования, осуществляющего подготовку студентов по специальности 030503.52 «Правоведение», базовый уровень.

Общество и его развитие, функционирование основных институтов, и в первую очередь государства, социальные и политические отношения, взаимодействие личности, гражданского общества и государства составляют основу деятельности юристов, их гражданской активности, реализации социального статуса, осуществления жизненно значимых интересов. Все это обусловливает значимость изучения учебной дисциплины, определяет ее место и роль в профессиональном становлении юристов.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен: иметь представление:

- об основных социальных институтах, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений;

- об основных этапах культурно-исторического развития общества, механизмах и формах социальных изменений;

- о личности как субъекте социального действия и социальных взаимодействий;

- о вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;

- о процессе и методах эмпирического социологического исследования;

- о сущности власти и ее функциях;

- о государстве, его политической сущности и взаимодействии с обществом;

- о месте России в политической жизни глобализирующегося мира;

знать:

- основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории;

- предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого;

- особенности формальных и неформальных отношений, природу лидерства и функциональной ответственности;

- понятийно-категориальный аппарат, методологию, структуру политической науки;

- основные разновидности современных систем и режимов;

владеть:

- методологией анализа общества как надындивидуальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;

- социологическим пониманием личности как социально-типического в индивидах, социализации и социального контроля;

- пониманием механизма возникновения и разрешения социальных конфликтов;

- умением разбираться в особенностях современного политического процесса, взаимоотношениях различных субъектов политики, соотношении федеральных и региональных центров принятия решений;

иметь навыки:

- анализа основных проблем стратификации российского общества, возникновения классов, причин бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;

- оценки и анализа геополитической обстановки, национально-государственных интересов России, и ее новой роли в международной политике;

- аргументированного обоснования и защиты национальных интересов России в аудиториях различного уровня и состава участников.

На изучение учебной дисциплины «Основы социологии и политологии» учебным планом отводится 42 часа учебного времени, из них 32 часа на аудиторные занятия, 10 часов – на самостоятельную работу студентов.

Обучение завершается зачетной контрольной работой как формой итогового контроля.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов
Общая трудоемкость  
Лекции 32
Семинарские (практические) занятия -
Самостоятельная работа 10
Форма итогового контроля зачетная контрольная работа

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п Темы дисциплины Всего часов Кол-во ауд. часов Самостоя- тельная работа
лекции Сем./ пр. зан.
4 СЕМЕСТР
  Раздел I. Основы социологии        
1. Назначение, основы и опыт социологического знания     - -
2. Общество, его структура, институты, организация     - -
3. Социальные общности, стратификация, мобильность     -  
4. Личность, ее социальная роль, деятельность, активность     -  
5. Социальные отношения и социальный контроль     - -
6. Методология и методика социальных исследований     - -
  Раздел II Основы политологии        
7. Политика, политическая жизнь, политические системы     -  
8. Власть, государство и политика     -  
9. Гражданское общество и личность в политике     - -
10. Политические отношения, процессы, политическое участие     -  
11. Политический анализ, технологии, прогнозирование     - -
12. Россия в международных отношениях и мировой политике     - -
  Всего за семестр     -  
  Итого за год 42 ч. в т.ч. и зачетная к/р
               

 

ПРОГРАММА

 

Тема 1. Назначение, источники и структура социологического знания.

Студент должен

иметь представление:

- о предпосылках, основах и структуре социологического знания;

- об основных теориях и школах социологии;

- о взаимодействии социологии с другими гуманитарными дисциплинами при анализе общественных явлений;

знать:

- основные этапы развития социологии и современные направления социологической мысли.

Социально-философские предпосылки социологии как науки и как сферы изучения общества. Определение социологии и ее функции. Объект, предмет, уровни и содержание социологического знания. Принципы социологии: историзм, системность, эмпиризм, дихотомия, верификация. Социологический проект О. Конта. Позитивизм как метод изучения социальных явлений и процессов. Классические социологические теории. Европейская и американская школы в социологии. Современные социологические теории. Российская социологическая мысль. Взаимодействие социологии с другими общественными науками.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...