Диагностические исследования уровня творческого потенциала и умения применять не стандартные решения школьников
Людям всегда был и будет свойственен поиск нового в любой области жизни. Человек, едва научившись ходить и летать, уже проявляет интерес к окружающему миру. Но уже что-то придумывает и изобретает. Главная задача воспитателей и педагогов состоит в том, чтобы разбудить в человеке заложенные природой способности и задатки, не подавить в нём стремление к творчеству. Участие в кружковой работе поможет подростку почерпнуть много поучительного, углубить свои знания, заполнить досуг, повысить уровень творческого потенциала. Диагностические исследования проводились на преддипломной практике в ГОУ «Тюкалинской средней общеобразовательной школы» на работе кружка «Лоскутная мозаика». Кружок был организован на базе 8-9 классов. В группе кружка принимало участие 10 человек. В кружке была организована бригадная форма работы по 3-4 человека. Для оценки уровня творческого потенциала на этапе констатирующего эксперимента использовался тест-методика для оценки уровня творческого потенциала. В тесте члены кружка должны были выбрать один из предложенных вариантов поведения в ситуациях описанных в тесте (приложение №2). Вопросы 1,6,7,8 определяют границы любознательности; вопросы 2,3,4,5 – веру в себя; вопросы 9,15 – постоянство; вопрос 10 – амбициозность; вопросы 12,13 – «слуховую» память; вопрос 14 – ваше стремление быть независимым; вопросы 16,17 – способность абстрагировать; вопрос 18 – степень сосредоточенности. По тесту определяются 3 уровня творческого потенциала – высокий, средний, низкий. Данные уровня творческого потенциала членов кружка Тюкалинской средней общеобразовательной школы представлены в протоколе №1 (приложение №2).
Из протокола мы видим, что у всех членов кружка уровень потенциала средний, но количество баллов на этом уровне разное. Это показано на графике уровня творческого потенциала членов кружка на констатирующем исследовании (приложение №3). Проанализировав полученные данные теста мы получили, что наиболее любознательных 30%, вера в себя преобладает у 10%, «слуховая» память у 40%, зрительная память у 40%, стремление быть независимым у 30%, степень сосредоточенности у 40%. Кружок был организован на базе 8-9 классов. Работу выполняли бригадами по 3-4 человека. Одна бригада выполняла наволочку, вторая бригада выполняла комплект для кухни, третья бригада выполняла панно. Кружок проходил по 2 часа в неделю. Бригадам было предложено несколько эскизов наволочек, комплектов для кухни, панно. Из этих эскизов девочки выбирали те, которые будут выполнять. Когда девочки выбрали эскизы для выполнения этих эскизов они разработали шаблоны, и выполняли работу. Когда девочки закончили работу был проведён контрольный эксперимент по тому же тесту-методике. Данные в протоколе №2 (приложение №4). Проанализировав, полученные данные мы видим, что у всех девочек уровень творческого потенциала увеличился. Данные представлены на графике контрольного эксперимента (приложение №5). У 20% учащихся увеличился до высокого уровня, у остальных 80% по количеству набранных очков уровень творческого потенциала близко подходит к высокому уровню. Проанализировав, полученные данные теста мы получили, что наиболее любознательных 30%, вера в себя преобладает у 10%, «слуховая» память у 90%, зрительная память у 50%, стремление быть независимым у 50%, степень сосредоточенности у 40%. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что при работе в кружке дети развивают свои творческие способности. Таким образом, можно сказать, что наша гипотеза доказана. Заключение
Таким образом, анализ изученной литературы [1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 21, 23, 24, 25] позволяет заключить, что внеклассная работа, обладает некоторыми возможностями воспитательного воздействия на ребёнка, например, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, включение в различные виды внеклассной работы, обогащает личный опыт ребёнка. З.А. Нефедова считает, что внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.[20] Также специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач: 1. формирование у ребёнка положительной «Я» - концепции 2. формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. 3. развитие познавательного интереса и так далее. Так же мы определили особенности внеклассной воспитательной работы. 1. отсроченность во времени. 2. отсутствие жестких регламентаций 3. отсутствие контроля за результатами внеклассной работы. Исходя из особенностей внеклассной воспитательной работы, назовём определяющие требования к ней: 1. при организации и проведении внеклассной работы обязательна постановка целей. 2. перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. 3. педагог – организатор должен обладать высокими личностными качествами. Одним из видов внеклассной работы является кружковая работа. По педагогическому энциклопедическому словарю кружковая работа – это одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций, клубов различной направленности.[4] Кружковая работа стала сферой освоения учащимися личностно-значимого, ценностно-наполненного, индивидуального опыта добровольно избранной деятельности по интересам, помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Кружковая работа обеспечивает развитие познавательных сил и способностей. По словарю педагогических терминов способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности; не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.[3]
Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Деятельность может носить творческий характер. Если человек вносит в свою деятельность элементы нового, это и есть творчество. Творчество (креативность) есть высшая, наиболее сложная, активная форма проявления отношения человека к работе. Успешность развития творческих способностей зависит от особенностей развития детей определённого возраста. Для подростка ведущую роль играет общение со сверстниками, в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление. Для этого возраста характерна психологическая активность детей. Отрочество – период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьёй. Подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Для подростка ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка, это самый сложный и ответственный период становления личности на протяжении всего детства. Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности «индивидуальности»; стремлением чем-то выделиться. Самопознание, самоутверждение и самовыражение- главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию. Для организации кружковой работы следует обратить особое внимание на три основных момента: профиль кружка, материальная база школьных мастерских и интересы учащихся. Организация кружковых занятий проходит следующие этапы:[15] 4. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса, для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.
5. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создаёт в своём воображении образ определённой формы. 6. Анализ проведённой работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Участие в кружковой работе помогает подростку почерпнуть много поучительного, углубить свои знания, повысить уровень творческого потенциала. Диагностические исследования проводились на преддипломной практике в ГОУ «Тюкалинской средней общеобразовательной школы» на работе кружка «Лоскутная мозаика». Кружок был организован на базе 8-9 классов. В группе кружка принимало участие 10 человек. В кружке была организована бригадная форма работы по 3-4 человека. Для оценки уровня творческого потенциала, на этапе констатирующего и контрольного эксперимента использовался тест-методика для оценки уровня творческого потенциала. Диагностические исследования показали, что при констатирующем исследовании уровень творческого потенциала у всех членов кружка был средний, но с разным количеством баллов. При контрольном исследовании данные показывают, что у всех девочек уровень творческого потенциала увеличился. У 20% учащихся увеличился до высокого уровня, у остальных 80% по количеству набранных очков уровень творческого потенциала близко подходит к высокому уровню. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что при работе в кружке дети развивают свои творческие способности. Таким образом, можно сказать, что наша гипотеза доказана. Литература 1. Балакина А.В. Обрезки в дело // Школа и производство, №1, 2000. 2. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности.- М.: ВЛАДОС, 2001. 3. Билан А.А. Словарь педагогических терминов. – Омск, 2003. 4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь.- М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 5. Валок А. Психическое развитие ребёнка. - М.: Просвещение, 1967. 6. Веллер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. 7. Волчек Н.М. Лоскутное шитьё: швейная мастерская дома.- Минск: Современный литератор, 2000. 8. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества. - М.: Академия, 1999. 9. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. - М.: ВЛАДОС, 2004. 10. Земцов И.А. Кружок нужен и детям и учителю// Школа и производство, №3, 1995. 11. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов н/Д: Феникс, 1997.
12. Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. - М.: Культура и традиции, 2001. 13. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность. - Ростов н/Д: Март, 2005. 14. Литова З.А. Внеклассная работа по технологии // Школа и производство, №6, 2000. 15. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек и сувениров. - М.: Просвещение, 1990. 16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М.: Академия,1999. 17. Нагель О.И. Слова о лоскуте// Школа и производство, №6,1997. 18. Научно-методический журнал «Дополнительное образование».- М.: Витязь.- №1.-2005. 19. Немов Ф.С. Психология: учеб пособ. для уч. педучилищ, студентов пед инст. и работников системы подготовки повышения квалификации и переподготовки пед. кадров.- М.: Просвещение,1990. 20. Нефёдова З.А. Внеклассная воспитательная работа в школе. 21. Останина С.Б. Лоскутное шитьё: подушки, одеяла, пледы и забавные игрушки в вашем доме.- М.: РИПОЛ классик,2005. 22. Петровский А.В. Введение в психологию.- М.: Академия, 1997. 23. Рогов Е.И. Общая психология: курс лекций для первой ступени пед.образования.- М.: ВЛАДОС,1995. 24. Сидоренко В.И. Техника лоскутного шитья и аппликация.- Ростов н/Д: Феникс, 2000. 25. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников».- М.: Школьная пресса, №4. - 2001. 26. Труханова А.Т. Технология женской и детской лёгкой одежды.- М.:, 2000.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|