Мировое сообщество в борьбе с пиратством. Проблемы и перспективы создания правовой защиты против транснациональной преступности
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Определение пиратства, содержащееся в статье 15 Конвенции об открытом море 1958 года, отличается очевидной узостью. Действия пиратов определяются как "неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, … совершаемый в личных целях, … в открытом море, …против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства". За последние 10 лет 80% отмеченных в мире случаев нападений пиратов происходили в пределах территориальных вод, в гаванях и на якорных стоянках, а не в открытом море, что не позволяло ООН и другим международным юридическим институтам вмешиваться в развитие событий. В соответствии с данным определением пиратство есть действие, предпринимаемое только "в личных целях". Тем самым игнорируются групповые действия по захвату контроля над судами с политическими целями. Отрицая право на оборону против пиратских действий военных кораблей, ст. 15 поощряет их незаконные акты, нарушающие международное право. Такие акции, совершаемые государственными судами, продолжают иметь место и в наши дни, этот вопрос не решен международным правом. К числу новых криминальных вызовов мировому сообществу в настоящее время добавилось и морское пиратство, особенно в районе Сомали, которое является разновидностью транснациональной организованной преступности. Глобальность этой проблемы определяется масштабностью последствий для обеспечения общего мира и безопасности, а также социально-политической обстановки в мире. По оценкам экспертов, общий ущерб от современного пиратства составляет 13-16 миллиардов долларов. Большинство из этих затрат войдут в цену различных товаров, а это не самый благоприятный фактор для преодоления мирового экономического кризиса.
В настоящее время в районе Сомали действует примерно 160 пиратских группировок. Они хорошо организованы и только в прошлом году совершили более 100 нападений на торговые суда и захватили 42 из них. В этом году пираты уже захватили 17 кораблей и удерживают около 300 заложников. По различным оценкам, за 2009 год пиратам в регионе Сомали удалось получить порядка 120-150 млн. долларов в виде выкупов. Более того, на этом фоне не могут не беспокоить сообщения о связях пиратов с террористами, в частности, с радикальной исламистской группировкой «Аль-Шабаб», рвущейся к власти в Сомали. Мы можем получить здесь второй Талибан или «Аль-Каиду». Вот почему, по моему мнению, необходимы неординарные меры мирового сообщества по противодействию пиратству и отношение к нему как к глобальной проблеме. Значительные усилия в этой области уже предпринимаются. В частности, Советом Безопасности ООН принято несколько резолюций по данной проблеме, что само по себе говорит о ее мировом значении. Одним из сложных моментов, который действующие международные договоры и резолюции Совета Безопасности ООН не решили до конца, является вопрос о юрисдикции, применимой в отношении актов пиратства и вооруженного грабежа, а также вопросы проведения расследований и преследования в судебном порядке лиц, ответственных за такие деяния. Кроме того, «существует и много других правовых проблем в борьбе с пиратством как процессуального, так и финансового характера (установление личности пиратов, сбор доказательств, транспортировка подозреваемых, содержание задержанных и осужденных, возвращение их в государство гражданства после отбытия наказания).»[10] Проблема, что делать с захваченными пиратами, для большинства стран пока не решена. Соглашения, заключенные США и Европейским союзом с Кенией, о передаче ей захваченных пиратов для уголовного преследования всех проблем не решают, в том числе для членов Европейского союза (с учетом недавнего опыта Испании). Многим странам приходится отпускать захваченных пиратов.
Предпринимаемые сейчас усилия – это в основном паллиативные и временные меры, не способные решить проблему в целом. В связи с этим следует признать необходимость комплексного международного ответа на пиратские акты, причем ответа, основанного на международном праве и при соблюдении общепризнанных прав человека. Очевидно, что государствам следует принять комплекс дополнительных мер на международном уровне, направленных на эффективную поимку, уголовное преследование и предание суду любых лиц, виновных в морском пиратстве, особенно тех, кто организует и финансирует такие действия. В этой связи все большую поддержку получает идея об осуществлении уголовного преследования пиратов с использованием механизмов международного правосудия. Генеральные прокуроры и министры юстиции, 40 государств, в том числе из ряда стран «восьмерки» рассмотрели и проработали этот вопрос о создании международного суда, направленного на предотвращение преступных действий пиратов.. Среди возможных механизмов использования международного правосудия в отношении актов пиратства 26 из них активно поддерживают предложение о создании резолюцией Совета Безопасности ООН международного трибунала по пиратству (по типу Международного уголовного трибунала по Руанде) или регионального трибунала с поддержкой ООН (по примеру Специального суда по Сьерра-Леоне и Чрезвычайных палат в судах Камбоджи) с местопребыванием в Кении или другом прибрежном государстве этого региона. По мнению международных юристов и их коллег, из возможных вариантов второй, как считают они, — наиболее оперативный по временным и финансовым затратам. При этом, по их общему мнению, было бы обеспечено соблюдение единых и высоких стандартов правосудия в уголовном преследовании пиратов, в том числе связанных с защитой прав человека. Данное предложение поддержала и международная юридическая общественность – на заседании в мае 2009 года в Лондоне Исполнительного комитета такой авторитетной организации, как Всемирная ассоциация международного морского права. На встрече представителей парламентов государств «Группы восьми» 16-17 мая 2009 года в Риме прозвучали призывы к лидерам «восьмерки» дать консолидированный правовой ответ на акты морского пиратства.
В середине декабря 2009 года на заседании Постоянного комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы было единогласно принято решение о включении данного вопроса в повестку дня предстоящей сессии ассамблеи. С учетом остроты проблемы пиратства, особенно в районе Африканского Рога, в целях обеспечения безопасности, защиты прав и свобод человека «Группы восьми» поддержала инициативу итальянского председательства о принятии отдельного заявления по вопросу о пиратстве и поручила Римской/Лионской группе экспертов рассмотреть правовые и практические аспекты этой проблемы, включая вопросы юрисдикции и возможного использования механизмов международного уголовного правосудия, а также разработать конкретные предложения по их решению. Это поручение нашло своё отражение в итоговом документе встречи. Таким образом, мировое сообщество, осознавая в полной мере угрозу пиратства для всего мира, предпринимает значительные шаги, направленные на обеспечение безопасности, защиту прав и свобод человека.
Заключение
Подводя итог изложенному выше, можно сделать некоторые обобщающие выводы по исследуемой теме: Пиратство (ст.227 УК) относится к преступлениям международного характера, совершаемым на море, и его общественная опасность состоит в том, что пиратство создаёт опасность для любых кораблей независимо от государственной принадлежности, посягает на международную общественную безопасность. Пиратство как составная часть преступности на море полностью никогда не исчезало. Грабежи в открытом море, захваты судов с целью выкупа или завладения ценным грузом отмечались с различной степенью интенсивности в Карибском бассейне, в водах Африки, особенно вблизи Нигерии, а также в Индонезии, Малаккском проливе, Южно-Китайском море и прибрежных пространствах полуострова Индостан. К тому же глобальность проблемы определяется не столько ее географическим распространением, сколько последствиями для общего мира и безопасности, социально-политической обстановки в мире. Последствиями как настоящими, так и прогнозируемыми.
Пиратство относится к преступлениям, преследование которых регулируется как законодательством отдельных государств, так и международным правом. Основные инициативы, развиваемые в области правовой борьбы с пиратством должны направлены на устранение противоречий и несоответствий национальных юридических актов, касающихся борьбы с пиратством. Законодательство отдельных затрагиваемых стран даже не включает понятие пиратства, и расследования преступлений ведутся по статьям, связанным с кражами и грабежом. Должна быть выработана единая международная конвенция о наказании за пиратство, в которой четко и исчерпывающе формулировалось понятие данного международного преступления, преследование за пиратство должно иметь место независимо от того, где оно совершено, а преступник должен быть выдан по требованию. Это позволит придать новый импульс развитию международной кооперации в этой сфере и расширит круг стран АТР, ратифицировавших Римскую конвенцию Международной морской организации 1988 г., посвященную противодействию незаконной деятельности на море. В настоящее время всё большую поддержку получает идея об осуществлении уголовного преследования пиратов с использованием механизмов международного правосудия. Таким образом, проблема пиратства остается одним из актуальных аспектов, оказывающих влияние на торговое судоходство в определенных районах Мирового океана и даже на состояние региональной безопасности. Успешное противодействие и борьба с пиратством сегодня просто невозможны без развития регионального сотрудничества и координации усилий международного сообщества. Наиболее древние проблемы человечества оказываются и наиболее живучими. Данное обстоятельство скорее свидетельствует лишь о необходимости принятия кардинальных мер и выделении больших ресурсов с разработкой долгосрочной программы. Сегодня проблема морского пиратства становится одной составляющих борьбы с международным терроризмом. Она уносит человеческие жизни и отрицательно влияет на развитие торговых связей. Общее удорожание морских перевозок из-за угрозы нападений отрицательно сказывается на экономических показателях производственной деятельности российского торгового флота, следовательно, и на налоговых поступлениях в российский бюджет.
В Морской Доктрине Российской Федерации прямо отмечается, что "активизация сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению безопасности мореплавания, борьбе с пиратством" является одним из направлений деятельности государства. Статья 227 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за пиратство - "нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, а также с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия или же эти деяния, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия". Однако практика применения этой статьи отсутствует. Если ранее действия России в этом направлении носили больше декларативный характер, то на сегодняшний день Президент России Д. Медведев поручил Генпрокурору совместно с МИДом и другими заинтересованными ведомствами, а также со своими иностранными коллегами проработать консолидированный правовой ответ на пиратский произвол в регионе Сомали. Речь идёт о возможном создании международного суда по пиратству. Такая мера вызвана тем, что законодательство многих государств не дает возможности привлекать к уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за преступления, совершенные вне пределов этих государств, то возникает вопрос об осуществлении уголовного преследования с использованием механизмов международного правосудия.
Литература
1. Конституция РФ. – М.: 1993 2.Уголовный кодекс РФ от 5.06.96г. (официальный текст по состоянию на 15 января 2010г.)- м.: Проспект, 2010 2. Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли, институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. // Ведомости СССР. 1957. № 8. Ст. 224. 3. Европейская конвенция по борьбе с терроризмом 1997 г. // Государство и Право. 1995. № 4. 4. Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. // СМД СССР. Вып. XLIII. М., 1989. С.99-105 5.Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (вступила в силу с 16 ноября 1994 года) 6. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. // Собрание Законодательства РФ. 2001. № 48. Ст. 4469. 7. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // БМД. 1995. № 2. 8. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г. // Ведомости СССР. 1954. № 12. Ст. 244 9. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. // СДД СССР. Вып. XXXII. М., 1978. С.58-63. 10. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. // Международное сотрудничество в борьбе с преступностью / Сб. документов / Сост. П.Н. Бирюков и В.А. Панюшкин. Воронеж, 1997. С. 44-64. 11. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности // Овчинский В.С. ХХI век против мафии. М., 2001. 12.Международный кодекс по охране судов и портовых сооружений (ОСПС) вступил в силу С 1 июля 2004 г. 30. 13.Морская Доктрина РФ - // "Российская газета" - Федеральный выпуск №4908 (84) от 13 мая 2009 г. 14. Бастыркин А.И. Институт выдачи: взаимодействие национальных и международных норм // СЕМП, 1989-90-91. СПб, 1992. С.115-124 15. Бирюков П.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система РФ. Воронеж, 2007. 16. Воронин Ю.А. Транснациональная преступность. Екатеринбург, 1997. 17.Комментарий к УК РФ / Отв. Ред. В.И. Лебедев. – М.: 2010 18. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.: НОРМА, 2002 19. Лунеев В.В. Криминалистические проблемы глобализации- // Журнал российского права. 2010.№1, С.65-72 20. Наумов А.В. Преступления против мира и безопасности человечества и преступления международного характера // Государство и Право, 1995 г. №6. 21. Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М., 2006. 22. Родионов К.С. Интерпол и Европол. - // Государство и право. 2009. №7. С.62-72 23. Уголовное право России. Учебник. / Под ред. А.И. Рарога. – М.: ИНФРА-М, 2009
[1]ВВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769. [2] С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка. – М.: Наука, 1993. С.346. [3] Уголовный кодекс РФ. Официальный текст на 15 января 2010г. – М.: Кнорус, 2010.С.23. [4] Уголовное право. Учебник. / Под ред. Бородина С.В. – М.: Проспект, 2009.С.289. [5] ВВС СССР. 1962. № 46. Ст. 457. [6] Комментарий к УК РФ. / отв.ред. В.И. Лебедевю = М.; Юрайт, 2010. С.341. [7] См.: Есаков Г.А. и др. Уголовное право зарубежных стран. – М.: Статут,2009.С.289. [8] См.: Современное международное право. В 3-х т. Т.1/ Под ред. С.Ю. Колосова. – М.: «МИР», 2004.С.421. [9] См.; Уголовное право России. Учебник. / Под ред. Л.В. Иногамовой –Хегай, А.И. Рарога. Часть особенная. – М.: ИНФРА-М. 2009. С.256. [10] Есаков Г.А. Уголовное право зарубежных стран. – М.: ПРИОР, 2009.С.246.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|