Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по курсу




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ

 

Данный курс вызван к жизни двумя крайне важными обстоятельствами. Во-первых, тем, что современная Россия сегодня включена в мировой процесс и актуальные проблемы мирового развития стали близкими и реальными для россиян. Реальными, в частности, с точки зрения проблем и опасностей, которые несет России наступившее новое тысячелетие (к примеру, ставшие международными терроризм, преступность, наркоторговля).

Правда, необходимо сделать оговорку. По понятным причинам (развал СССР, падение уровня экономического развития, военной мощи и пр. ) Россия сегодня в ряде случаев находится на обочине мирового процесса и мировых проблем. Но в то же время этот «провинциализм» современной России во многом носит не объективный, а субъективный характер. Сосредоточившись в 90-е годы на дележе собственности и борьбе за власть, наша элита утратила тогда способность понимать российские общенациональные проблемы и решать их, утратила способность видеть связь российских проблем с мировыми. Тем самым мы обедняем понимание российских проблем, поскольку во многом они явно или опосредованно связаны с проблемами общепланетарными. Кризис, связанный с появлением феномена мирового терроризма, наглядно это показал.

Вместе с тем, молодому журналисту важно представлять и понимать и сугубо российские проблемы, появившиеся в новом тысячелетии. Проблемы современной России связаны как с ее историческим прошлым, его позитивным и негативным опытом, так и со сложным процессом современной трансформации, которая воспринимается обществом неоднозначно. Эти проблемы связаны и с такими объективными обстоятельствами, как геополитическое положение страны, ее цивилизационные особенности, духовная культура и менталитет русского человека.

Знание проблем современного мирового сообщества и российского общества повышает не только познавательно-культурный уровень молодого журналиста, но и профессиональный. Приведу конкретный пример. Полемика вокруг возможного ввоза в страну для хранения и переработки отработанного ядерного топлива, проходившая в прессе весной 2001 г., продемонстрировала кроме пропагандистского накала («атомная мафия», «остервенелые экологи» и пр. ) крайнюю нищету представлений наших журналистов по этому вопросу и неумение (или нежелание) взглянуть на проблему глубоко, с точки зрения развития, например, мировой энергетики в наступившем XXI в., достижений мировой науки в работе с «опасным атомом» и т. д. Дискуссии в СМИ вокруг конфликтов, связанных с Югославией, Ираком, становлением «однополярного» мира и пр., демонстрируют низкий уровень реальных, а не идеологизированных представлений о сущности обсуждаемых проблем, недостаточность или явную подтасованность представляемых публике фактов, неумение или нежелание формулировать реальные национальные интересы и цели в подобных обстоятельствах. Поэтому курс предусматривает анализ студентами современной журналистской практики по тем проблемам мирового и российского развития, которые представлены в курсе. Как с содержательной стороны, так и с точки зрения присутствия (или отсутствия) профессионального мастерства, выраженного прежде всего в многосторонности, глубине и точности анализа, наличии у журналистов позиции, связанной со знанием предмета анализа.

Но журналистика представлена в курсе и непосредственно — как социальный институт, переживающий глубокие перемены, как в мировом масштабе, так и в нашей стране в особенности. Эти перемены имеют глобальный характер, соответствующий глобальности изменений в российском обществе. Они как несомненно положительны, так и негативны, в них отражаются болезни современного российского общества. Молодому журналисту важно иметь представление о реальном положении в сфере его будущей профессиональной деятельности, выработать позицию, на основе которой он будет действовать в профессиональном сообществе, взаимодействовать с обществом и государством, обращаться к читателям, слушателям и зрителям.

 

 

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

Программа курса предусматривает проведение нескольких семинарских занятий для закрепления знаний, полученных в ходе лекционного курса и помощи студентам в предстоящей им самостоятельной работе по тематике курса. В рамках данного курса возможны три типа семинарских занятий:

 

1. Анализ нескольких глобальных проблем современности. Такое занятие предусматривает предварительную подготовку несколькими студентами вопросов и тезисов по избранной теме и дискуссионное обсуждение их в группе. При этом желательно присутствие при обсуждении альтернативных подходов к проблеме

Пример: Демографическая ситуация в России и миграция.

Вопросы для обсуждения:

- Представляет ли угрозу для безопасности страны процесс депопуляции коренного населения России? Если да, то в чем она выражается?

- Возможно ли в обозримом будущем прекратить или замедлить это процесс и какими способами?

    - Какую роль играет внешняя иммиграция в современном и будущем состоянии России?

    - Возможна ли интеграция сегодняшних иммигрантов в российское общество? Какими способами?

    - Политкорректность и толерантность: чуждые и бесполезные для национального сознания явления или крайне необходимые для выживания современной нации?

    В ходе семинарских занятий предлагается обсудить и такие темы, как:

    Геополитическое положение России.

    Экономический проект для России.

    Основные тенденции глобализации в мире.

    Национальные интересы и приоритеты России.

    Однополярный мир и его будущее.

    Русский путь: существует ли он.

 

2. Второй вид семинарских занятий предусматривает обсуждение текущей практики российских СМИ в контексте актуальных проблем современности. Студенты изучают цикл публикаций определенного издания или нескольких по определенной актуальной для мира и России теме. На семинарском занятии обсуждаются такие вопросы как:

    - Основные моменты в содержании публикаций (телепередач).

    - Позиционирование издания, журналистов, авторов по данной проблеме.

    - Характер и типы аргументации.

    - Предлагаемые в материалах способы разрешения проблемы.

 

3. Третий тип семинарского занятия предусматривает обсуждение на занятии тех или иных работ из списка литературы курса. Кроме знания основных моментов содержания научных или научно-публицистических работ студентам необходимо продемонстрировать, в чем заключается новизна, глубина, оригинальность подхода автора к теме, в какой степени и чем рассматриваемые в ней вопросы затрагивают Россию и ее национальные интересы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...