Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Длиннофокусные объективы. Широкоугольники




Длиннофокусные объективы

Длиннофокусными или телеобъективами называются объективы, фокусное расстояние которых заметно больше, чем у стандартного объектива. Среди оптики, рассчитанной для кадра 24х36мм, к длиннофокусным принято относить объективы с фокусным расстоянием от 70-80мм и более. Термином «телеобъективы» правильно называть длиннофокусные объективы особо компактной конструкции. Задний компонент телеобъективов представляет собой отрицательную линзу, за счет которой их длину удается значительно уменьшить. Однако термин «телеобъектив» сейчас достаточно прижился и в отношении любых длиннофокусных объективов, поэтому мы также не будем принципиально разделять длиннофокусную оптику на объективы, построенные по традиционным схемам, и по схеме телеобъектива.

В самом «начале» длиннофокусного диапазона оптики располагаются объективы, часто именуемые «портретными». Такое название объективов с фокусным расстоянием порядка 85-135мм напрямую связано с применением их для съемок портрета. Увеличенное в сравнении со стандартным фокусное расстояние портретных объективов позволяет нормально компоновать снимок, не приближаясь слишком близко к портретируемому. Ведь для нас привычнее запоминать черты лица незнакомого человека где-то с полутора-двух метров, а не с 50 сантиметров? А объективы портретного диапазона как раз и дают возможность хорошо скомпоновать снимок, выдержав при этом «безопасную» для привычного восприятия минимальную дистанцию в полтора-два метра. Поэтому именно портретные объективы наиболее правильно (точнее сказать – привычно для нашего восприятия) передают пропорции лица человека при портретной съемке.

Длиннофокусные объективы с фокусным расстоянием 200-300мм и более уже в полной мере оправдывают название «телеобъектив» тем, что позволяют снимать в достаточно крупном масштабе, не приближаясь к объекту съемки. Такая необходимость возникает, например, при репортажно-шпионской съемке или съемке живой природы. Уважающие себя белки, зайцы или птицы обычно не дожидаются, когда фотограф подойдет к ним поближе, чтобы сделать полтинником удачный крупный кадр. К тому же, есть немало объектов, к которым нельзя подойти близко даже при всем желании. Например, чтобы закатное Солнце на кадре получилось огромным красным шаром, а не маленькой белой дырочкой в небе, нужен объектив с фокусным расстоянием от 300мм и больше. Кстати, эмпирическое правило – на негативе изображения Солнца и Луны имеют диаметр примерно в сто раз меньше фокусного расстояния объектива. Поэтому получить солнце «во весь кадр» можно только сверхдлиннофокусной оптикой с фокусным расстоянием не менее 1000-2000мм.

Использование длиннофокусной оптики интересно не только возможностью «приближения» удаленных объектов.. Телеобъективы совершенно по-особенному передают перспективу, «сплющивая» ее и сокращая расстояния между передним и задним планами. Наиболее близко к нашему восприятию запруженную машинами дорогу, теряющуюся в дымке тропинку, уходящие вдаль рельсы или ровный ряд фасадов домов лучше и легче всего передать именно с помощью длиннофокусной оптики. Кроме того телеобъективы чрезвычайно хороши для того, чтобы акцентировать внимание на каких-то небольших деталях и крупных планах объекта съемки, отрезав и размыв до неузнаваемости ненужный задний план.

Используя длиннофокусные объективы, следует помнить о том, что они гораздо более чувствительны, чем более широкоугольная оптика, к малейшей дрожи в руках или вибрации аппарата, приводящих в итоге к «смазыванию» изображения. Поэтому при съемке телевиками применение штатива (монопода) и установка достаточно коротких выдержек улучшает (иногда – даже радикально! ) резкость фотографий. Еще один вариант решения проблемы «смаза» при съемке длиннофокусной оптикой предлагают Canon и Nikon – это объективы с встроенной системой оптической стабилизации изображения (IS – Image Stabilization и VR – Vibration Reduction соответственно).

Отдельная категория длиннофокусной оптики – светосильные сверхтелевики, объективы с углом зрения всего в несколько градусов. Используют такую оптику в основном профессиональные фотографы, специализирующиеся, к примеру, на спортивной съемке. Стоимость сверхтелевиков (особенно светосильных) весьма высока, составляя сумму от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов, поэтому для большинства фотолюбителей эта оптика представляет разве что теоретический интерес.

Широкоугольники

Широкоугольные объективы имеют более короткое фокусное расстояние в сравнении со стандартным объективом, а угол зрения – соответственно более широкий, чем стандартная и длиннофокусная оптика. Для 35мм камер широкоугольниками считаются объективы, у которых фокусное расстояние 35мм или меньше. Этот тип объективов предназначен для снимков в самых разнообразных жанрах в тех случаях, когда необходим большой угол зрения – например при съемке пейзажа. Также широкоугольники очень удобны при съемке в ограниченном пространстве (например – в условиях тесных городских улиц, в квартире), поскольку в поле зрения объектива попадает тем больше, чем меньше его фокусное расстояние. Широкоугольники хороши меньшей критичностью к точности определения расстояния при наводке на резкость – даже при фокусировке по шкале расстояний «промахнуться» по резкости достаточно сложно. Во многих случаях широкоугольные и сверхширокоугольные объективы проще и удобнее фокусировать по шкале расстояний, по шкале глубины резкости или наводя на гиперфокальное расстояние, а зеркальный видоискатель использовать лишь для кадрирования.

Широкоугольные объективы также можно разделить на несколько классов.

Умеренные широкоугольники (фокусное расстояние 28-35мм) в большинстве случаев не менее универсальны, чем их более длиннофокусные соседи в линейке оптики – полтинники. Конечно, портрет, снятый широкоугольником, будет далек от верного воспроизведения пропорций, однако для жанровой и репортажной съемки диапазон фокусных расстояний 28-35мм просто вне конкуренции по удобству использования. А в пейзажной и архитектурной съемке умеренные широкоугольники не только удобны, но и часто обеспечивают наиболее верное воспроизведение перспективы. К тому же, широкоугольные объективы с фокусным расстоянием 28-35 мм наиболее распространены и часто вполне доступны по цене. Поэтому их популярность весьма высока – нередки даже случаи, когда объектив с фокусным расстоянием 28мм или 35мм задерживается на аппарате большую часть времени, по сути становясь штатным объективом. Эту закономерность подметили и активно развивают производители P& S-камер (point-and-shot, или «мыльниц») – фокусное расстояние объектива большинства таких компактных аппаратов находится в диапазоне 28-35мм.

Сверхширокоугольные объективы (фокусное расстояние 20-24мм) позволяют в полной мере прочувствовать все особенности и преимущества широкоугольной оптики. Угол зрения у них значительно больше, чем у стандартных объективов. Да и изображение, которое они дают, спутать с работой менее широкоугольной оптики весьма сложно – сказывается значительно отличающаяся перспектива, ведь глаз человека не в состоянии обозревать такой большой угол сразу. Столь необычная и непривычная глазу перспектива мощных широкоугольников – это одновременно и мощнейший инструмент, и источник ошибок/неудач. Задирая ось объектива выше уровня горизонта, можно заставить дома «падать». Наклоняя объектив вниз, можно превратить человека нормального роста в карлика. А выбрав достаточно низкую точку съемки, можно обычный подснежник превратить в высокое раскидистое «дерево».

Экстремальные широкоугольники имеют фокусное расстояние 20мм и меньше, а угол зрения – более 90 градусов. Такие объективы, в буквальном смысле слова, позволяют взглянуть на мир по-новому – зачастую построить композицию будущего снимка можно, только глядя в видоискатель. Да и не только композицию – иногда даже подметить будущий сюжет, не посмотрев в видоискатель аппарата с надетым сверхширокоугольником, просто нереально. Часто сверхширокоугольные объективы применяются и в интерьерных съемках.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...