Тема 2. Анализ прибыли и рентабельности традиционными способами и методами детерминированного анализа.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Перечень вопросов, рассматриваемых в данной теме, приведен в содержании курсовой работы по этой теме, при этом часть этих вопросов рассматривается в разделе 4 (1, 2, 5, 6), а методические указания остальных приводятся в данном разделе. 5.2.1. Анализ прибыли и рентабельности товарной продукции на основе традиционных способов обработки информации содержит расчеты прибыли от реализации товарной продукции, ее рентабельности, построение диаграмм этих показателей, графика зависимости результативных показателей от факторов их обусловливающих, а также выводы на основе графической части. На основе исходной информации составляется аналитическая таблица, в которую вносятся результаты расчетов прибыли и рентабельности, а также темпов роста результативных показателей и факторов, влияющих на них. Все расчеты приводятся ниже таблицы 5.10. Таблица 5.10 – Прибыль от реализации товарной продукции и ее рентабельность
После заполнения табл. 5.10 строят диаграммы динамики прибыли от реализации товарной продукции, рентабельности издержек и продаж, что позволяет увидеть уровень этих показателей и их изменение. Используя темпы роста прибыли и рентабельности и факторов их определяющих, строят линейные графики зависимости результативных показателей от факторов их обусловливающих. На основании выполненных расчетов, построенных графиков делают выводы об изменении прибыли и рентабельности в зависимости от факторов. Линейных графиков зависимости следует построить 2: - 1-й отражает темпы роста прибыли и факторов, влияющих на нее; - 2-й отражает темпы роста рентабельности издержек и продаж, а также факторов, влияющих на уровень рентабельности. 5.2.2. Факторный анализ прибыли от реализации товарной продукции предусматривает расчет прибыли по всему объему товарной продукции в составе заданной номенклатуры, изменение прибыли и влияние отдельных факторов на это изменение. При анализе следует определить влияние следующих факторов: - объема реализации товарной продукции; - структурных сдвигов в ассортименте реализованной продукции; - себестоимости продукции; - уровня цен на реализованную продукцию. На основе исходной информации строят аналитическую таблицу 5.11 и заполняют ее на основании ниже приведенных расчетов по каждому показателю. Таблица 5.11 – Анализ прибыли
Влияние объемов реализации определяют по формуле:
Влияние структурных сдвигов определяют по формуле:
Влияние изменения себестоимости определяют по формуле:
Влияние изменения цен на продукцию:
После расчета всех факторов систематизируют обобщение в форме табл. 5.12, на основе чего делают выводы, акцентируя внимание на наиболее существенных факторах, и предлагаются варианты повышения прибыли. Таблица 5.12 – Влияние факторов на отклонение прибыли
5.2.3. Факторный анализ рентабельности товарной продукции предусматривает расчет рентабельности по всему объему товарной продукции по отношению к издержкам производства и к выручке от реализации товарной продукции. Анализ выполняется на основании аналитической таблицы 5.13, в которую заносят полную себестоимость и выручку от реализации товарной продукции в соответствии с выше выполненными расчетами в табл. 5.11. После заполнения таблицы 5.13 следует определить отклонение в уровне рентабельности как разность рентабельности по отчету и базе и найти влияние факторов на это отклонение. К числу этих факторов относят: структурные сдвиги, уровень себестоимости и уровень цен на товарную продукцию. 1. Влияние структурных сдвигов определяют по формуле:
2. Влияние уровня себестоимости по рентабельности издержек определяют с помощью расчета рентабельности условной ():
Далее рассчитывают само влияние:
Влияние уровня себестоимости по рентабельности продаж определяют также с помощью условной рентабельности:
Влияние себестоимости равно .
3. Влияние себестоимости на уровень рентабельности:
издержек продаж После расчета влияния всех факторов делают обобщение в форме табл. 5.14 отдельно для рентабельности издержек и продаж, а полученный результат сопоставляют с выше рассчитанным отклонением. Таблица 5.13 – Анализ рентабельности товарной продукции
Таблица 5.14 – Влияние факторов на уровень рентабельности
5.3. Тема 3. Анализ затрат на 1 грн товарной продукции и доходности конкретных ее видов традиционными способами и методами детерминированного анализа В данной теме, как и в выше рассмотренных, содержатся общие вопросы, характерные для всех тем, так и специальные, отражающие анализ конкретных вопросов по теме, методика анализа которых приводится в данном разделе. 5.3.1. Анализ затрат на 1 грн товарной продукции традиционными способами, а также прибыли на 1 грн и единицу натуральную осуществляют в форме аналитической таблицы 5.15, куда вносят исходную информацию и расчет всех показателей, при этом расчеты показателей приводят ниже таблицы. Темпы роста результативных показателей и факторов обобщают в таблице, приведенной выше 4.1 в общих методических указаниях. После расчетов приводится графическая часть: - динамика затрат на 1 грн и прибыли на 1 грн; - динамика прибыли на 1 т (шт); - график зависимости результативных показателей и факторов их определяющих. На основании расчетов и графической части делаются выводы об изменении показателей и причинах этих изменений. Таблица 5.15 – Динамика доходности товарной продукции
5.3.2. Факторный анализ затрат на 1 грн товарной продукции Анализ следует делать на основании предварительно выполненных расчетов. С этой целью следует рассчитать: - затраты на 1 грн товарной продукции по базе (плану); - затраты на 1 грн фактически выпущенной товарной продукции по базе (плану), пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент продукции;
- затраты на 1 грн фактически выпущенной товарной продукции в ценах базы (плана) и фактически действовавших в отчетном периоде. Расчет вышеперечисленных показателей осуществляют в следующем порядке: 1. Затраты на 1 грн товарной продукции по базе (плану):
,
где - базовый объем и структура товарной продукции в натуральном выражении; - базовая себестоимость единицы продукции, грн; - базовая цена единицы продукции, грн. 2. Затраты на 1 грн фактически выпущенной товарной продукции по базе, пересчитанной на фактический выпуск и ассортимент, определяют: ,
где - фактический объем и структура продукции в натуральном выражении. 3. Затраты на 1 грн фактически выпущенной товарной продукции в ценах базы:
,
где - фактическая себестоимость единицы продукции, грн. 4. Затраты на 1 грн фактически выпущенной товарной продукции в ценах, действовавших в отчетном периоде:
,
где - фактически действующие цены единицы соответствующих видов продукции, грн. Анализ выполняется на основании систематизированных данных табл. 5.16, в результате анализа необходимо определить: - влияние уровня себестоимости на показатель затрат на 1 грн товарной продукции; - изменение оптовых цен; - структурных сдвигов в ассортименте выпускаемой продукции. В заключение составить свод факторов по форме табл. 5.17. Таблица 5.16 – Анализ затрат на 1 грн товарной продукции
Таблица 5.17 – Влияние факторов на отклонение затрат на 1 грн товарной продукции
5.3.3. Факторный анализ рентабельности производства и продаж конкретных видов продукции.
При анализе рентабельности отдельных видов продукции необходимо определить базовые и фактические показатели рентабельности издержек и продаж, а также причины их изменения, а именно уровня себестоимости и цен на конкретные виды продукции. При анализе использовать метод цепных подстановок. Исходные данные и расчет рентабельности по видам продукции заносят в табл. 5.18. Анализ выполняется ниже таблицы, где определяют влияние факторов, сумма которых должна быть равна отклонению в целом.
Таблица 5.18 – Анализ рентабельности конкретных видов изделий
Вопросы по курсу «Экономический анализ» для студентов заочной формы обучения
1. Понятие и значение анализа хозяйственной деятельности 2. Предмет экономического анализа, его содержание и задачи 3. Взаимосвязь экономического анализа со смежными науками 4. Метод экономического анализа и его сущность 5. Основные принципы экономического анализа 6. Способ сравнения, сущность, типы, цель 7. Способ относительных и средних величин, сущность, виды относительных величин 8. Способ группировки в экономическом анализе, сущность, методика построения группировок, их виды 9. Способ балансовой увязки и графический способ в экономическом анализе 10. Понятие факторного анализа, его типы и основные задачи 11. Классификация и систематизация факторов в экономическом анализе 12. Основные типы факторных детерминированных моделей, их сущность 13. Измерение влияния факторов в детерминированном анализе способом цепной подстановки 14. Измерение влияния факторов в детерминированном анализе способом абсолютных и относительных разниц 15. Способ процентных разностей в детерминированном анализе, пропорционального деления и долевого участия 16. Индексный метод в экономическом анализе в мультипликативных и кратных моделях 17. Экономическая сущность резервов и их классификация 18. Виды анализа по системам управления хозяйственной деятельностью 19. Виды анализа по объектам управления 20. Виды анализа по уровням и масштабам управления 21. Виды анализа в зависимости от периодичности проведения, содержания и полноты изучаемых вопросов 22. Управленческий и финансовый анализ 23. Комплексный экономический анализ, его содержание и этапы проведения 24. Взаимосвязь основных показателей в системе комплексного экономического анализа 25. Система информации для экономического анализа, ее классификация 26. Обработка информации и подготовка исходных данных для анализа 27. Организация и основные этапы выполнения экономического анализа 28. Организация аналитической работы на предприятии 29. Факторный анализ товарной продукции 30. Анализ производительности труда методами детерминированного анализа 31. Анализ структуры затрат на производство 32. Анализ себестоимости товарной продукции 33. Анализ затрат на 1 грн товарной продукции 34. Анализ прибыли от реализации 35. Анализ рентабельности товарной продукции 36. Анализ рентабельности производственных активов
ЛИТЕРАТУРА
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: «Финансы и статистика», 1997 2. Савицкая Г.В. Теория хозяйственной деятельности. – Минск: «Новое знание», 1996 3. Стражев В.И. и др. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. – Минск: Высшая школа, 1998 4. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2001 5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: «Новое знание», 2000
СОДЕРЖАНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|