Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды цен совершенного рынка




Закон Денежного Обращения

экономический закон, определяющий количество денег, необходимых для обращения. Когда масса денег, находящихся в обращении, превышает общую сумму товарных цен, то наступает инфляция, т.е. поскольку деньги не обеспечены товарами, цены растут.

11) стоимость предстает как экономическое отношение, то есть как отношение между людьми.

Прежде всего стоимость отражает отношения производства - отношения, возникающие между производителями данного вида товара. Эти отношения требуют, чтобы каждый производитель какого-то товара учитывал затраты не только своего труда, как живого, так и овеществленного, но и затраты труда других производителей данного товара, так как на рынке товар продается не по индивидуальной, а по рыночной стоимости, воплощающей в себе затраты общественно-необходимого труда.

Закон Стоимости

экономический закон, согласно которому производство и обмен товаров происходят на основе их стоимости, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда. Если затраты труда больше общественно необходимых, то та часть затрат, которая превышает последние, обществом не признается, что позволяет регулировать величину товарного производства.

12 ) Под трудом как фактором производства понимается особая целесообразная деятельность людей, направленная на создание необходимых обществу благ. В качестве такой деятельности труд существует во всех экономических системах. Специфика того или иного типа системы экономических отношений обусловливает свои особенности труда как фактора производства и носителя этих отношений.

Так, в товарном хозяйстве труд одновременно является общественным и частным.

Первая особенность труда связана с его специализацией и соот-ветствующим разделением труда товаропроизводителей. Труд отдельных производителей предстает как часть общественного труда, создающего общественный продукт. Он является трудом для удовлетворения потребностей других людей, то есть трудом на общество.

При этом труд одного производителя оказывается связанным с трудом других, что характеризует обобществление труда. Благодаря обобществлению труда экономика превращается в единую общенациональную систему, именуемую в экономической теории народным хозяйством. Так что системность экономики, ее народнохозяйственный характер обеспечиваются обобществлением труда, обусловленным развитием товарного производства.

Вторая особенность труда заключается в том, что он выступает как труд обособленных, экономически самостоятельных товаропроизводителей, имеет частный характер.

В основе этого характера труда лежит частная собственность на капитал как фактор производства и на производимый товар. Она обусловливает то, что производство того или иного товара является частным делом владельца капитала как товаропроизводителя. Лишь рынок через покупку товара признает труд его производителя общественным - трудом на общество.

Рабочая сила является фактором любого процесса производства независимо от его общественной (}юрмы. Она выступает как совокупность физических и духовных сил человека, которые он использует для производства благ.

Чтобы рабочая сила стала товаром, необходимы три условия:

1. Рабочий должен быть юридически свободным человеком. Если будет сохраняться в какой-либо форме рабская или феодальная зависимость, он не сможет свободно распоряжаться своей рабочей силой, и она утрачивает свойство быть товаром. Отсюда товарная форма рабочей силы предполагает демократически свободное общество.

2. Чтобы рабочая сила стала товаром, работник не должен иметь средств производства.

Тогда он вынужден, чтобы не умереть от голода, продавать свой единственный товар — рабочую силу.

3. Чтобы рабочая сила обращалась на рынке как товар, необходима се продажа нс навсегда, а только на определенный срок, в форме временного найма на работу.

13) Рассмотрение капитала как самовозрастающей стоимости показывает, что разные его части по разному участвуют в создании стоимости. В этой связи он делится на две части - на постоянный и переменный.

К постоянному капиталу относится та часть стоимости, которая воплощается в средствах производства и которая без изменения переносит свою стоимость на производимый продукт. Это станки, машины, оборудование, сырье, вспомогательные материалы и т.д.

К переменному капиталу относится та часть стоимости, которая используется для приобретения рабочей силы, создающей стоимость больше собственной стоимости на величину прибавочной стоимости. Получается, что эта часть стоимости в процессе производства возрастает на величину прибавочной стоимости.

 

14) Подход к капиталу как к самовозрастающей стоимости показывает, что возрастание капитала возможно при его непрерывном движении. Движение капитала предстает в различных его функциональных формах.Вначале он выступает в денежной форме - в виде определенной суммы денег, предназначенной для приобретения факторов производства товарного продукта. После того как факторы приобретены, капитал принимает производительную форму. Из процесса производства капитал выходит в товарной форме, из которой возвращается в исходную денежную форму.Движение капитала, предполагающее последовательную смену им своих функциональных форм, характеризует кругооборот капитала.

В процессе кругооборота капитала прибавочная стоимость принимает форму прибыли. Применительно к отдельным товарам она предстает как разница между ценой товара и затратами капитала, вошедшими в стоимость товара. Эти затраты предстают как издержки производства товара. Цена товара, таким образом, предстает как сумма издержек производства этого товара и прибыли, приносимой этим товаром.

Прибавочный продукт — это часть общественного продукта, создаваемая непосредственными производителями сверх необходимого продукта. ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ - стоимость прибавочного продукта, создаваемая трудом наемных рабочих

Накопление капитала, превращение прибавочной стоимости в капитал в процессе капиталистического расширенного воспроизводства (см. Воспроизводство). Н. к. является одновременно процессом воспроизводства материальных благ и капиталистических производственных отношений. Движущие стимулы Н. к. — погоня капиталистов за максимальной прибылью и конкуренция, которая принуждает капиталиста увеличивать масштабы производства для сохранения своих позиций на рынке, а это требует расширения капитала, т. е. накопления.

На уровне отдельных предприятий можно выделить следующие факторы накопления.

1. Размеры полученной предприятием прибыли. Совершенно очевидно, что чем больше прибыль, тем больше средств можно направить на накопление при прежнем уровне потребления. Соответственно, все то, что способствует росту прибыли, следует рассматривать в качестве фактора накопления.

2. Пропорция, в которой прибыль делится на капитал и доход. Эта пропорция зависит как от субъективных качеств владельцев капитала, так и от объективных обстоятельств. К последним может быть отнесена острота конкуренции между предприятиями и экономическая конъюнктура, заставляющая расширять производство или, наоборот, сокращать его.

3. Эффективность приобретаемых за счет фонда накопления средств производства и их цены. Относительно недорогие, но достаточно эффективные станки, машины, оборудование позволяют при данной величине фонда накопления быстрее наращивать масштабы производства и соответственно увеличивать размеры капитала, чем менее эффективные и более дорогие средства производства.

4. Разница между применяемым и потребляемым капиталом. Применяемый капитал представляет собой все используемые на предприятии средства производства. Потребленный капитал - это та часть стоимости средств производства, которая перенесена на готовый продукт. Здесь большую роль играет то, что часть этой стоимости после продажи продукции откладывается в фонд амортизации, который используется для замены старых износившихся средств труда на новые. Причем средства этого фонда могут быть использованы до того, как все старое оборудование, станки, машины износятся.

16) Суть монополии передана самим словом «монополия». По-гречески «моно» - один, «полео» - продаю. Это означает, что монополия характеризует ситуацию наличия на рынке одного продавца. Здесь в силу тех или иных причин продавец обладает исключительным правом продажи какого-либо товара на рынке.

Наличие такого права дает ему возможность диктовать свои условия на рынке, прежде всего в области ценообразования. Цена устанавливается выше стоимости не потому, что существует повышенный спрос на товар, а потому, что товар находится в руках одного продавца, который в состоянии определять предложение товара, а через него и цену. Такая цена предстает как монопольно высокая.

Установление цены выше стоимости из-за монопольного положения продавца на рынке означает получение продавцом монопольной прибыли как разницы между монопольно высокой ценой и стоимостью товара. Возможность получения такой прибыли и побуждает крупные компании к установлению своей монополии на рынке, дающей право на исключительную продажу товара.

важнейшим фактором возникновения монополии является конкуренция. Она ведет к концентрации и централизации производства и образованию на этой основе монополий. В некоторых отраслях существование монополии может быть обусловлено отраслевой спецификой. В этом случае говорят о наличии в них естественных монополий. К таким отраслям относятся, например, железнодорожный транспорт, электроснабжение, водоснабжение. Кроме того, монополия может быть рождена системой патентования, согласно которой закрепляется право единоличного использования какого-либо изобретения, авторской идеи в течение определенного срока. Так что тот, кто производит и продает запатентованную продукцию, предстает как монополист. Монополия может возникнуть и в результате использования какого-то уникального фактора производства, которого нет у других товаропроизводителей.

Монополии оказывают довольно противоречивое воздействие на развитие товарного хозяйства. Оно может быть как положительным, так и отрицательным.

Отметим сначала положительное воздействие монополий на экономику.

 

1. Поскольку монополии возникают на основе концентрации производства, то благодаря ей у них возникает возможность использования преимуществ крупного производства, в том числе иметь положительный эффект на масштабе. Создав крупномасштабные производства, монополии смогли заполнить рынки товарами массового потребления и получать при этом повышенную прибыль не только за счет высоких цен, но низких издержек производства.

2. Монополии, обладая огромными капиталами, способствовали возникновению новых производств, ставших своеобразными «локомотивами» национальных хозяйств. Это – автомобилестроение, авиастроение, электротехническая и электронная промышленность, нефтепереработка и другие, относящиеся к разряду капитало- и наукоемких производств, «неподъемных» для мелких и средних товаропроизводителей.

3. Подчинив себе значительную часть мелких и средних предприятий, монополии вместе с тем способствуют их большей устойчивости благодаря тому, что стали заказчиками для многих из них.

4. На предприятиях самих монополий, как правило, более благоприятные условия труда и оплаты, чем на немонополизированных предприятиях, более стабильна занятость. Все это имеет не только экономическое, но и социальное значение.

5. Наконец, следует отметить вклад монополий в развитие внутрифирменного планирования, менеджмента, маркетинга, ставших важными факторами развития современного товарного хозяйства.

отрицательное воздействие.

1. Монополии, будучи порождением отношений конкуренции, с самого начала стали подавлять конкурентов, а следовательно, и конкуренцию, сводя на нет связанные с ней преимущества товарного хозяйства.

2. Практика монополистического ценообразования явилась одной из причин того, что средний уровень цен на рынках приобрел тенденцию к повышению. Нередко монополии путем внесения в производимые ими товары косметических изменений выдают их за новые или более качественные и продают по высоким ценам.

3. Поскольку монополия предстает в роли единственного производителя и продавца какого-то товара, то она стремится влиять на спрос, делая его более предсказуемым, но не в интересах потребителей.

4. Монополии оказались способными сдерживать научно-технический прогресс, поскольку обнаружили более выгодным для себя увеличивать прибыль путем повышения цен, а не снижения издержек. Более того, в целях сохранения своего монопольного положения на рынках определенных товаров они могут скупать патенты, использование которых позволяет производить товары-заменители, способные конкурировать с товарами монополий. Запатентованные изобретения нередко скрываются от общества и не используются.

5. Поскольку любая монополия стремится расширить сферу своего влияния, то монополии стали вторгаться в сферу деятельности государства: законодательство, административное управление, внешнюю политику для того, чтобы с помощью государства усилить свои экономические позиции.

17) формы монополистических объединений

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

 

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

 

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест

— это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

 

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

18). Индивидуальные частные предприятия, их достоинства и недостатки

Достоинства:

1. Индивидуальные частные предприятия легко организуемы. Их создание не требует больших капиталов. Во многих странах очень проста процедура их регистрации. Часто достаточно получить от местных органов власти лицензию на производство какого-то товара или оказание услуг и зарегистрировать предприятие.

2. На индивидуальных частных предприятиях существует высокий побудительный мотив (стимул) вести дело эффективно, поскольку, с одной стороны, весь доход предприятия идет его собственнику, а с другой на него возлагаются все убытки, понесенные в ходе предпринимательской деятельности.

3. Собственник индивидуального частного предприятия обладает полной хозяйственной самостоятельностью, соответственно, на нем можно полней проявить предпринимательские способности.

4. Индивидуальные частные предприятия характеризуются высокой производственной и сбытовой оперативностью. Собственник сам принимает решения и сам их реализует, ни с кем их не согласовывая. В условиях острой конкуренции на рынке такая оперативность имеет большое значение.

5. Индивидуальное частное предприятие обычно имеет тесные связи с потребителями своей продукции. Это позволяет лучше знать их потребности, происходящие в них изменения и, соответственно, быстро реагировать на них, что также дает преимущества в конкурентной борьбе. (Не случайно такие предприятия особенно распространены в розничной торговле, в сфере бытовых услуг).

6. На индивидуальных частных предприятиях обеспечивается полная конфиденциальность ведения бизнеса. Это означает, что все секреты фирмы знает только ее хозяин и ему нет необходимости, в отличие от собственников крупных фирм, нести расходы на защиту коммерческих тайн. Не случайно, такие предприятия относят к очень закрытым.

Недостатки

1. Неопределенность сроков жизни индивидуального частного предприятия, обусловленная его сильной зависимостью от одного человека. Болезнь собственника и даже его уход в отпуск могут расстроить работу предприятия. С его смертью предприятие может прекратить свое существование. (Здесь достаточно хорошо видно, как иногда достоинство переходит в недостаток).

2. Индивидуальные частные предприятия не всегда пользуются доверием со стороны крупных фирм и особенно банков. Последние неохотно предоставляют им ссуды, а если предоставляют, то под повышенные проценты. Такое недоверие, прежде всего, обусловлено неопределенностью сроков существования таких предприятий.

3. Из-за малых размеров индивидуальных частных предприятий на них слабо используется внутрипроизводственная кооперация и разделение труда, которые являются факторами роста производительности труда и снижения индивидуальной стоимости производимых товаров. Соответственно, малым предприятиям трудно конкурировать с крупными, имеющими более низкие затраты на производство такой же продукции.

4. Малые размеры капитала индивидуальных частных предприятий не позволяют им быстро расширять производство в ответ на увеличение спроса на производимую продукцию, так как капитал медленно накапливается, а на ссуды не всегда приходится рассчитывать.

5. Большая самостоятельность собственников индивидуальных частных предприятий оборачивается тем, что на них накладывается бремя полной материальной ответственности за всю коммерческую деятельность. Так что в случае возникновения большой задолженности собственник может лишиться не только имущества предприятия, но и личного имущества. Предприниматель в полном смысле становится заложником своего бизнеса.

19) Партнерства (товарищества) и общества могут быть трех типов: с полной, ограниченной и смешанной ответственностью.

Первый тип предприятия характеризуется как полное партнерство (товарищество) или общество. В нем все партнеры несут полную ответственность по обязательствам предприятия, включая ответственность личным имуществом.

Опасность лишиться личного имущества, с одной стороны, и желание получать доход на вложенный в предприятие капитал с другой, привели к возникновению партнерств (товариществ) и обществ с ограниченной ответственностью. Данный тип предприятия характеризуется тем, что его члены несут ответственность в пределах своего вклада в имущество предприятия. Подобная ограниченность должна отражаться в названии предприятия, например, ООО «Гермес».

Третий тип партнерства (товарищества) и общества характеризуется смешанной ответственностью. Это означает, что его собственники делятся на два вида: первые несут полную ответственность по обязательствам предприятия, а вторые ограниченную их вкладом в капитал предприятия. Такие предприятия могут иметь разные названия: смешанные товарищества (общества), товарищества (общества) на вере, коммандитные товарищества (общества).

Партнерские предприятия обладают заметными преимуществами по сравнению с индивидуальными частными предприятиями.

Прежде всего эти преимущества связаны с применением на них более крупных капиталов. Это находит отражение в больших масштабах производства и в возникновении преимуществ крупномасштабного производства, включая те, что связаны с внутрипроизводственной кооперацией. Крупный капитал позволяет обеспечивать более быстрое расширение производства в ответ на рост спроса на продукцию предприятия. К тому же партнерские предприятия вызывают к себе большее доверие к партнерским предприятиям со стороны других фирм и банков. Последние охотнее предоставляют им ссуды.

На партнерских предприятиях возникает также эффект взаимодополнения партнеров, который обеспечивается тем, что партнеры распределяют между собой предпринимательские функции с учетом своих индивидуальных особенностей: личных способностей, профессиональных знаний и навыков. Нередко партнерства возникают именно как объединение специалистов разного профиля. Например, юридическая фирма объединяет специалистов в разных отраслях юриспруденции.

Поскольку в партнерстве материальная ответственность распределяется на несколько человек, она не так на них «давит», партнеры могут себе обеспечить нормальный режим работы, иметь отпуска, уходить на больничный. При этом на таких предприятиях сохраняется достаточно высокая мотивация к эффективной деятельности партнеров, так как распределение доходов отражает не только их пай, но и вклад в виде личного участия в работе партнерства (товарищества).

Имеют партнерские предприятия и недостатки.

Их оперативность не столь высока, как у индивидуальных частных предприятий, так как многие вопросы приходится согласовывать между партнерами, на что уходит время.

На таких предприятиях не исключена возможность возникновения недоверия между партнерами, которое отрицательно влияет на работу предприятий.

Как и индивидуальные предприятия, партнерства имеют неопределенный срок существования, так как выход одного партнера из предприятия нередко приводит к прекращению деятельности предприятия.

Подобно тому, как недостатки индивидуальных частных предприятий привели на определенном этапе к возникновению партнерских предприятий, так и недостатки партнерских предприятий обусловили возникновение предприятий другой организационно-экономической формы, получивших название акционерных обществ.

20) Акционерное общество представляет форму предприятия с ограниченной ответственностью, капитал которого образуется в результате объединения многих индивидуальных капиталов путем выпуска и продажи акций и облигаций.

Акционерные общества делятся на два типа: закрытый и открытый.

Акционерное общество закрытого типа представляет собой общество с ограниченной ответственностью, капитал которого образуется путем закрытого выпуска акций и их распространения среди определенного круга лиц, не имеющих права их продажи на открытом рынке ценных бумаг. Акции в таком обществе обычно являются именными, и они могут переходить от одного собственника к другому только с согласия остальных членов общества в порядке, предусмотренном уставом.

Открытое акционерное общество (ОАО) —. Основным отличием от закрытого акционерного общества является право акционеров отчуждать свои акции физическим или юридическим лицам без решения общего собрания акционеров.

Возможность через куплю-продажу акций менять собственников акционерного общества обусловила возникновение смешанных предприятий, к которым относятся акционерные общества, акции которых находятся в руках частных лиц и государства. Возникновение такого типа предприятий происходит либо путем продажи значительной части акций частной компании государству, либо путем превращения государственного предприятия в открытое акционерное общество через выпуск акций и их распродажу частным лицам.В отличие от государственных, такие предприятия являются коммерческими и обладают большой хозяйственной самостоятельностью. От частных предприятий их отличает наличие широкой поддержки со стороны государства как административно-правовой, так и финансовой.

21) издержки предприятия можно подразделить на внешние и внутренние

Внешние издержки — плата за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу вла­дельцев данной фирмы. Например, заработная плата наемного персонала, плата за сырье, энергию, материалы и комплектую­щие, предоставляемые сторонними поставщиками, и т. п. Фирма может использовать определенные ресурсы, принадлежащие ей самой.

Внутренние (неявные, имплицитные) издержки – это денежные доходы, которыми жертвует фирма, самостоятельно используя принадлежащие ей ресурсы, т.е. это доходы, которые могли бы быть получены фирмой за самостоятельно используемые ресурсы (денежные средства, помещения, оборудование и т.п.) при наилучшем из возможных способов их применения.

Например, если фирма располагается в помещении, принадлежащем владельцу фирмы, то тем самым упускается возможность сдать это помещение в аренду и получать арендную плату. Хотя внутренние издержки носят неявный, скрытый характер и не отражаются в бухгалтерской отчетности,

К постоянным издержкам относятся:

оплата процентов по банковским кредитам;

амортизационные отчисления;

выплата процентов по облигациям;

оклад управляющего персонала;

арендная плата;

страховые выплаты

К переменным издержкам относятся:

заработная плата

транспортные расходы

затраты на электроэнергию

затраты на сырье и материалы

22) Потребительский выбор зависит и от цен на товары, которые предполагается приобрести. На выбор влияет и качество товаров, отражающее их полезность. Здесь немаловажную роль играет информация о необходимых товарах. Отсутствие информации о полезных свойствах товара может ограничивать их покупку. Такую информацию должна давать реклама, хотя последняя на практике нередко носит побуждающий к покупке характер, не давая правдивую информацию о товаре. Следует особо указать на то, что часто выбор делается не просто исходя из оценки полезности товара вообще, а из оценки предельной полезности товара, то есть полезности дополнительно приобретаемого товара. При этом отражается действие закона убывания предельной полезности, согласно которому каждый дополнительно приобретаемый товар имеет меньшую полезность. Поэтому потребитель нередко стремится удовлетворить одну и ту же потребность не одним, а несколькими товарами.

Для того, чтобы сделать правильный потребительский выбор, надо руководствоваться следующими правилами.Первое правило учет закона убывания предельной полезности приобретаемых единиц данного товара.

23) Рынок как категория микроэкономики выражает совокупность отношений по поводу купли-продажи отдельных видов товаров.

Из этого определения видно, что микроэкономика имеет дело с конкретными рынками, например, с рынками хлеба, молока, автомобилей и т.д. На каждом из этих рынков возникают отношения купли-продажи между разными субъектами, выступающими либо в роли продавцов, либо в роли покупателей.

Продавцом на соответствующем рынке может быть как физическое, так и юридическое лицо, предлагающее товар. Причем он может быть как производителем товара, так и просто посредником, прежде бывшим покупателем данного товара. Но так или иначе продавец представляет производство и его главного субъекта предприятие.

Покупателем на рынке также может быть физическое и юридическое лицо, приобретающее товар. Он может быть и посредником и в качестве такового после покупки товара становится продавцом. Но так или иначе покупатель стоит на стороне потребления.

Вот почему рынок предстает как сфера взаимодействия не только продавцов и покупателей, но и производства и потребления, то есть как важнейшая часть более широкой сферы обмена.

Взаимодействие между покупателями и продавцами и, соответственно, между производством и потреблением осуществляется через взаимодействие спроса и предложения. И то, и другое представлено определенным количеством товара: спрос количеством товара, которое могут приобрести покупатели, предложение количеством товара, которое готовы предложить продавцы.

Цена, как мы уже знаем, является особенно важным элементом рынка. Прежде всего цена выступает в роли носителя необходимой для субъектов рынка информации. Благодаря ей они принимают соответствующие решения. Причем, несмотря на полную самостоятельность субъектов рынка, благодаря цене их решения оказываются согласованными. Например, высокая цена при превышении спроса над предложением заставляет товаропроизводителей расширять производство и предложение товара, а покупателей ограничивать свой спрос на него. Тем самым цена предстает как фактор, определяющий состояние рынка и поведение его субъектов, как центральное звено рыночного механизма, помогающего дать ответы на кардинальные вопросы экономики: что, сколько и как производить, что, где, сколько и когда покупать?

типы и виды рынков:

Совершенный рынок характеризуется также тем, что вход и выход на него свободен для всех, никому не запрещено заниматься производством и продажей данного товара, впрочем, как и прекратить его производство и продажу. На рынке нет каких то препятствий или трений, мешающих работе рыночного механизма. На нем нет ни рэкета, ни государства с его пошлинами, ни сговора продавцов и т.п.

Монопольный рынок – рынок с наличием одного продавца какого то товара. В свою очередь, этот рынок может быть рынком с чистой монополией и рынком с монополистической конкуренцией.

Рынок с простой или чистой монополией характеризуется тем, что один продавец продает товар, не имеющий заменителей. Так что этот товар не испытывает конкуренции со стороны других товаров, способных удовлетворять ту же потребность. Доступ на такой рынок затруднен. Такие рынки нередко обеспечивают предприятия, обладающие естественной монополией.

Рынок с двойной монополией характеризуется тем, что одному продавцу какого то товара противостоит один покупатель, как правило, сам являющийся товаропроизводителем. Например, продавцом является производитель какого то сырья, а покупателем фирма, производящая из этого сырья какую-то продукцию. Таким единственным покупателем может быть и государство как заказчик какой-то продукции.

Олигопольный рынок характеризуется наличием нескольких продавцов и покупателей какого то товара. Он, в свою очередь, как и монопольный, может быть рынком с простой, или чистой, и дифференцированной олигополией, так как несколько продавцов могут продавать товары, не имеющие заменителей, и товары, имеющие заменители.

Рынок с двойной олигополией характеризуется тем, что на нем друг другу противостоят несколько продавцов и покупателей какого то товара. Обычно таковыми являются фирмы производители какого то товара (например, сырьевого) и фирмы его потребители.

Рынок с наличием монопсонии это рынок с одним покупателем. Им может быть государство, которому продают товары различные фирмы. Это может быть крупная фирма, выступающая в роли покупателей продукции мелких фирм.

24) Под рынками потребительских товаров понимаются рынки товаров, удовлетворяющих личные потребности людей.

Данные рынки занимают важное место в экономике, так как каждый из них предстает в виде сферы взаимодействия домохозяйств (населения) с предприятиями второго подразделения общественного производства, в том числе предприятиями, оказывающими услуги населению: коммунально-бытовые, транспортные, ремонтные, медицинские, услуги отдыха, образования и т.д.

Подобное место определяет значение рынков потребительских товаров.

1. Через них реализуется основная функция экономики удовлетворение потребностей людей. Делая нужные людям товары доступными для них, этот рынок способствует более полному удовлетворению их потребностей. Если товары для многих людей оказываются недоступными, лежат на прилавках и не реализуются, то потребности в них оказываются неудовлетворенными.

2. Данные рынки обеспечивают воспроизводство населения, в том числе его рабочей силы. Во многом именно они способствуют либо расширенному, либо простому, либо суженному воспроизводству населения. Последнее может происходить вследствие недоступности на рынках для части населения жизненно важных для них товаров.

3. Покупательные возможности населения связаны с его доходами и именно на рынках потребительских товаров происходит реализация доходов населения. Соответственно, благодаря этим рынкам формируются доходы предприятий, производящих потребительские товары.

4. Рынки потребительских товаров, будучи связующими звеньями между производством и потреблением, предстают в виде факторов, влияющих на динамику, объем и структуру производства.

5. Рынки потребительских товаров обеспечивают занятость значительной части населения.

Отмеченное значение рынков потребительских товаров указывает на то, что данные рынки предстают как сфера торговли деятельность, направленная на доведение произведенных товаров до потребителей через их куплю-продажу.

Торговля потребительскими товарами может осуществляться в двух формах: оптовой и розничной торговли.

25) Под спросом микроэкономика понимает то количество товара, которое покупатели хотят и могут купить на рынке этого товара в данный период времени при данных условиях.

На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов). Спрос зависит от:

использования рекламы

моды и вкусов

ожидания потребителей

изменений предпочтений окружающей среды

доступности товаров

величины доходов

полезности вещи

цены установленной на взаимозаменяемые товары

а также зависит от количества населения.

Спрос отражает не только нужность товара для покупателя, но и способность последнего его оплатить. Тем самым спрос отражает покупательную способность субъекта спроса.

Спрос имеет временную характеристику. Так что можно говорить об определенной динамике спроса, на какой-то товара, если брать его за относительно продолжительный период.

Спрос на товар может быть индивидуальным и совокупным. В первом случае это спрос со стороны отдельных субъектов экономики, во втором спрос на всю массу данного товара, необходимую субъектам экономики как совокупному покупателю. Под последними понимаются потребители как представители домохозяйств или фирм.

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара.

Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:

Неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1 процент на каждый один процент снижения его цены.

Увеличение приобретаемого товара больше чем на 1% и снижение его цены на 1%. Данный вариант характеризует понятие эластичности спроса.

Приобретаемое количество товара возрастает вдвое вследствии снижения его цены в два раза. Данная характеристика вводит понятие единичной эластичности.

Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене можно выделить следующие:

наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);

временной фактор (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном);

доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены);

степень насыщения рынка рассматриваемым товаром

разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него.

Факторы неэластичности спроса:

Потребитель будет нечувствителен к цене при следующих условиях:

Потребитель придает большое значение характеристикам товара

Потребитель желает иметь товар, сделанный на заказ, и готов платить за это

Цена товара мала по сравнению с бюджетом потребителя (при низкой цене товара покупатель не утруждает себя походами по магазинам и тщательным сравнением товаров)

Потребитель плохо информирован и делает не лучшие покупки.

26) Под предложением микроэкономика понимает то количество товара, которое продавцы хотят и могут продать на рынке данного товара в данный период времени при данных условиях.

Раскроем содержание этого определения.

Предложение касается какого-то товара, блага, произведенного на продажу. Например, фермер может часть картофеля выращивать для собственного потребления, а часть - на продажу. Именно вторая часть обеспечивает предложение данного товара.

Важным фактором предложения являются издержки производства и то, что их определяет. Высокие издержки ограничивают предложение, низкие - дают возможность обеспечивать большое предложение. Например, высокие издержки производства океанских лайнеров обусловливают их штучное производство, низкие издержки производства канцелярских скрепок позволяют производить и продавать их миллионами штук. На предложение товара влияет его цена. Рост цены при прочих неизменных условиях ведет к росту предложения, понижение цены ведет к сокращению предложения. Эта устойчивая связь характеризуется как закон предложения.

К неценовым факторам предложения относят:

изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства.

Выход на рынок новых фирм.

Изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли.

Природные катастрофы

Политические действия и войны

Перспективные экономические ожидания

Фирмы занятые в отрасли при увеличении цены задействуют резервные или быстровводимые новые мощности, что автоматически приводит к увеличению предложения.

В случае продолжительного увеличения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и как факт возможно увеличение предложения.

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Эластичность предложения зависит от:

особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);

временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);

зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода:

краткосрочный,

среднесрочный,

долгосрочный.

Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции.

Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей.

Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего.

ВИДЫ ЦЕН СОВЕРШЕННОГО РЫНКА

цены играют центральную роль во взаимодействии спроса и предложения.

Выделяются три вида цен: цены спроса, цены предложения и собственно рыночные цены, которые складываются на рынке

Цена спроса есть ни что иное, как денежное выражение потребительной стоимости товара. Она характеризует денежную оценку потребителями полезности товара и их готовность платить за него соответствующую сумму денег.

На оценку полезности товара отдельными потребителями влияют многие факторы, в том числе:

а) потребность потребителя в товаре;

б) предельная полезность товара, то есть полезность дополнительно приобретаемого товара;

в) доход потребителя;

г) наличие у товара товаров субститутов или комплементарных товаров и цены на них.

Цена предложения есть денежное выражение индивидуальной стоимости товара, выражающая затраты факторов производства конкретных товаропроизводителей, включая предпринимательские усилия. По существу, цена предложения отражает полные экономические издержки предприятия, в состав которых входит и нормальная прибыль. Соответственно, цена предложения отражает готовность производителя производить и продавать товар по цене не ниже ее.

взаимодействие спроса и предложения на совершенном рынке осуществляется через действие трех рыночных законов: закона спроса, закона предложения и закона спроса и предложения. Причем эти законы проявляют себя при нарушении равновесного состояния на рынке и выступают как фактор восстановления нарушенного равновесия.

Следует при этом отметить, что восстановление равновесия требует времени, которое в отношении разных товаров может быть разным по продолжительности. Например, сокращение производства и продажи мяса нередко происходит вследствие забоя скота, и в случае роста спроса на этот товар животноводам нужны годы для восстановления прежнего объема предложения.

28) Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

заработная плата выплачивается уже после того, как процесс труда завершен, когда соответствующая услуга работником оказана, и ее размеры ставятся в зависимость от величины труда, то зарплата предстает как денежная оценка труда, или его цена. Ее конкретные размеры определяются не в момент найма работника, означающего заключение сделки купли-продажи, а после. Так что в момент найма определяются возможные границы заработной платы как цены труда.

заработная плата предстает как конкретная рыночная цена, определяемая соотношением спроса и предложения труда.

Спрос на конкретный труд определяется тем количеством труда, которое предприниматели готовы и способны использовать в данный период времени при данных условиях.

В свою очередь, количество труда определяется числом занятых работников, временем их работы, интенсивностью труда.

Под совокупным спросомна труд понимается имеющая денежное обеспечение потребность в определенном количестве труда разных категорий работников, которую испытывают работодатели данной страны в данный период времени при данных условиях.

Предложение конкретного труда представляет собой то количество труда, которое данная категория работников готова и способна дать в данный период времени при данных условиях.

Под совокупным предложением понимается то количество труда, которое готово и способно дать рабочее население страны в данный период времени при данных условиях.

Заработная плата, завися от соотношения спроса и предложения труда, в свою очередь, предстает как фактор, определяющий как спрос, так и предложение труда. Однако, говоря о совокупном спросе и совокупном предложении, следует иметь в виду национальный уровень заработной платы. Он характеризуется средней заработной платой, установившейся в стране в данный период времени. Именно на нее ориентируются как рабочие, решая вопрос о том, на какую зарплату можно согласиться, так и предприниматели, решающие вопрос о найме работников и выплате им заработной платы.

Главную роль в определении заработной платы отдельных категорий работников играет соотношение между спросом и предложением конкретного труда. При понижении предложения или росте спроса на тот или иной конкретный труд зарплата соответствующих работников повышается, и наоборот.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...