Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания на развитие экономического мышления

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего профессионального образования

«Курганский государственный университет»

Кафедра «Экономическая теория и моделирование экономических процессов»

Э К О Н О М И Ч Е С К А Я Т Е О Р И Я

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

И ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Для студентов экономических специальностей заочной формы обучения, в том числе для бакалавров направлений: менеджмент, ГМУ

 

 

Курган 2012

 

Кафедра: «Экономическая теория и моделирование экономических процессов»

 

Дисциплина: «Экономическая теория»

 

Составила: Сурова Е.Н. – ст. преподаватель

 

 

Утверждены на заседании кафедры ___________________________

Рекомендованы редакционно-издательским советом университета

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемые контрольные работы и методические указания предназначены для бакалавров экономических специальностей заочной формы обучения. Они составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и программой курса «Экономическая теория», разработанная преподавателем кафедры «Экономическая теория и моделирование экономических процессов» Курганского государственного университета. В процессе изучения курса «Экономическая теория» студенты заочной формы обучения должны выполнить одну контрольную работу. Она включает задания по микроэкономике и по макроэкономике. Выполнение их способствует более глубокому изучению учебного материала, овладению навыками экономического анализа, пониманию экономической политики правительства России, формированию современного экономического мышления.

 

Предлагаемые варианты контрольных работ содержат 5 заданий.

Первое задание дано в виде теста по «Микроэкономике». Надо найти один правильный ответ, обосновать его, т.е. доказать, почему Вы выбрали данный ответ, почему не подходят другие.

Второе задание дано в виде теста по «Макроэкономике». Как и в первом задании, надо найти один правильный ответ, обосновать его, т.е. доказать, почему Вы выбрали данный ответ, почему не подходят другие.

Третье задание – решение задачи по разделу «Микроэкономика». Чтобы решить задачу, необходимо изучить соответствующую тему курса по учебнику, найти, если надо, формулы, доказательства, выводы. Обязательно показать ход решения задачи.

Четвертое задание – решение задачи по «Макроэкономике». Указания те же, что и в задании третьем.

Пятое задание анализ ситуации и ваша точка зрения по ее разрешению. Вы должны проанализировать предложенную ситуацию с учетом имеющихся знаний, полученных в процессе изучения «Экономической теории», дать свое видение ситуации или вопроса и предложить ваше решение проблемы.

 

Для выполнения контрольной работы рекомендуется пользоваться следующими учебниками:

- Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория: Учебное пособие. –М.: Юриспруденция, 2008. –400 с.

- Курс экономической теории /Под ред М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. –Киров: МГИМО МИД РФ, 2011.

- Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. –М.: Республика, 2010: в 2 т.

- Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям /Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. –М.:ИТД «КноРус», Изд-во «ГНОМ и Д», 2007. – 544 с.

- Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. –М.: Изд. Группа «Норма-Интер». –М., 2011.-592 с.

Можно пользоваться учебниками и других авторов.

 

Выбор варианта контрольной работы идёт по двум последним цифрам зачетной книжки. Если номер зачетки превышает число 20, то для определения варианта надо сложить две последние цифры зачетной книжки.

 

ЗАДАНИЕ 1

Тест по микроэкономике

1. Какая из теорий денег разработана меркантилистами?

Варианты ответа:

а) трудовая;

б) металлическая;

в) номиналистическая;

г) количественная.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

2. Какие из определений стоимости, данные А. Смитом, соответствуют теории трудовой стоимости при капитализме?

Варианты ответа:

а) стоимость создается трудом и природой;

б) меновая стоимость определяется заработной платой;

в) стоимость определяется затратами труда;

г) стоимость определяется издержками производства.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

3. Выявление законов и тенденций экономического развития характеризует

_______________________________ функцию экономической теории…

Варианты ответа:

а) идеологическую;

б) методологическую;

в) познавательную;

г) практическую;

д) прикладную.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

4. Экономические законы отличаются от законов природы тем, что они…

Варианты ответа:

1) реализуются через практическую деятельность людей;

2) устанавливаются государством для регулирования экономики;

3) действуют независимо от воли и сознания людей;

4) создаются людьми и используются ими.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

5. Экономическая система решает следующие вопросы…

Варианты ответа:

а) что, где, для кого;

б) что, как, для кого и каков темп роста;

в) когда, почему, где и кто;

г) каковы причины безработицы и инфляции.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

6. В чем суть категории «альтернативная стоимость»?

Варианты ответа:

а) в ином методе измерения затрат на производство товара;

б) в определении общей стоимости блага;

в) альтернативная стоимость – это более полный учет всех составляющих ее величин;

г) альтернативная стоимость блага – это количество другого (или других) благ, от производства которых нужно отказаться.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

7. Что понимается под категорией экономические блага?

Варианты ответа:

а) предметы потребления, произведенные в рыночной экономике;

б) часть благ, которые удовлетворяют основные потребности человеческого общества;

в) средство удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в меньшем объеме, чем объем этих потребностей;

г) все основные жизненные блага.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

8. Если значение коэффициента эластичности спроса по цене больше единицы, то спрос…

Варианты ответа:

а) относительно эластичен;

б) относительно неэластичен;

в) абсолютно эластичен;

г) абсолютно неэластичен.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

9. Если значение коэффициента эластичности спроса по цене больше единицы, то спрос…

Варианты ответа:

а) относительно эластичен;

б) относительно неэластичен;

в) абсолютно эластичен;

г) абсолютно неэластичен.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

10. Потребительский выбор – это…

Варианты ответа:

а) решение о распределении дохода с целью максимизации полезности;

б) отношение к проводимой правительством экономической политике;

в) выражение отношения потребителя к способу анализа своего поведения;

г) соизмерение полезностей благ;

д) выбор среди альтернативных источников доходов.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

11. Кривые безразличия показывает…

Варианты ответа:

а) различные комбинации двух благ, имеющих одинаковую полезность;

б) одинаковые по полезности потребительские наборы;

в) эффективную замену одного блага другим;

г) верно а) и б);

д) все перечисленное верно.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

12. Общие издержки – это…

Варианты ответа:

а) MC + AC;

б) AFC + AVC;

в) FC + VC;

г) AMC + AVC.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

13. Источником экономической прибыли может быть…

Варианты ответа:

а) прогрессивная технология;

б) вознаграждение за предпринимательский талант;

в) верно а и б;

г) все перечисленные ответы неправильны.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

14. Как называется форма монополистического объединения, когда несколько фирм-олигополистов ограничивают конкуренцию и предотвращают вступление в отрасль путем сговора?

Варианты ответа:

а) картель;

б) холдинг;

в) синдикат;

г) корпорация.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

15. Реальная ставка заработной платы устойчиво возрастает. Это приводит…

Варианты ответа:

а) к увеличению объёма индивидуального предложения труда;

б) сначала к увеличению объёма индивидуального предложения труда, затем к его уменьшению;

в) к уменьшению объёма индивидуального предложения труда;

г) сначала к уменьшению объёма индивидуального предложения труда, затем к его увеличению.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

16. У Пети Зайцева, который имеет возможность получить работу с оплатой 10 000 руб./ч. или работу с оплатой 20 000 руб./ч., альтернативная стоимость одного часа досуга равна:

Варианты ответа:

а) 10 000 руб./ч.;

б) 15 000 руб./ч.;

в) 20 000 руб./ч.;

г) 0 руб./ч.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

17. Чем характеризуется рыночная экономика?:

Варианты ответа:

а) господством частной собственности;

б) разрешением вопросов «что?», «как?» и «для кого?» с помощью механизма цен;

в) отсутствием вмешательства государства в экономику;

г) все перечисленное выше верно.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

18. На рисунке показана кривая безразличия потребителя и его бюджетная линия.

Если цена товара у равна 5 рублям, то уравнение бюджетной линии будет…

Варианты ответа:

а)Qy=15-0,5Qx

б) Qy=30-2Qx

в) Qy=30-0,5Qx

г) Qy=15-2Qx

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

19 Закон убывающей предельной полезности может быть проиллюстрирован следующим перечнем значений предельной полезности…

Варианты ответа:

а) 200, 250, 270, 280;

б) 200, 300, 400, 500;

в) 200, 350, 450, 600;

г) 200, 450, 750, 1100;

д) 200, 400, 1600, 9600.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

20. Номинальной заработной платой является…

Варианты ответа:

а) количество товаров и услуг, которые можно купить на деньги, полученные от продажи рабочей силы с учетом их покупательной способности;

б) сумма подоходного налога, уплаченная работником;

в) сумма денег, полученная работником;

д) сумма премии, начисленная работнику.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

 

 

ЗАДАНИЕ

Тест по макроэкономике

1. Макроэкономика – это раздел общей экономической теории, в котором рассматриваются…

Варианты ответа:

а) важнейшие проблемы региона;

б) важнейшие проблемы совокупных домашних хозяйств;

в) важнейшие проблемы народного хозяйства в целом;

г) важнейшие проблемы мирового хозяйства.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

2. Кривая совокупного спроса отражает отношение…

Варианты ответа:

а) между уровнем цен и фактическими совокупными расходами на покупку товаров и услуг;

б) между уровнем цен и произведенным ВНП;

в) между уровнем цен и планируемыми совокупными расходами на покупку товаров и услуг;

г) между объемами произведенного и потребленного ВНП.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

3. Что является основными компонентами совокупного спроса?

Варианты ответа:

а) расходы населения, государства и всех фирм;

б) общие инвестиции, потребительские расходы и экспортные поставки;

в) потребительские и инвестиционные расходы, государственные расходы и чистый экспорт;

г) все расходы работников, фирм и государства, а также спрос на импортную продукцию.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

4. Какая из теорий относится к теориям экономических циклов?

Варианты ответа:

а) импульсно-распространительная теория;

б) теория убывающей предельной полезности;

в) теория общественного выбора;

г) теория предпочтения ликвидности.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

5. Человек, который болен и временно не работает, относится к категории…

Варианты ответа:

а) фрикционных безработных;

б) структурных безработных;

в) циклических безработных;

г) не включаемых в общую численность рабочей силы;

д) занятых.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

6. Уровень безработицы равен…

Варианты ответа:

а) ;

б) ;

в) ;

г) ;

д) все ответы верны.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

7. Показатель уровня инфляции характеризует…

Варианты ответа:

а) темп роста общего уровня цен;

б) темп прироста общего уровня цен;

в) разницу в уровнях цен данного года и предыдущего года;

г) разницу в темпах роста уровня цен данного года и предыдущего года.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

8. Выберите неверную формулу для расчета уровня инфляции…

Варианты ответа:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

9. Финансовая система включает…

Варианты ответа:

а) совокупность организаций и учреждений, осуществляющих операции с денежными ресурсами;

б) совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов, финансово-кредитные учреждения и органы управления финансами;

в) совокупность всех видов кредитно-денежных отношений, регулируемых Центральным банком;

г) целевые финансовые фонды.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

10. К инструментам денежно-кредитной политики относится…

Варианты ответа:

а) изменение ставки налогов;

б) государственные расходы;

в) денежная масса;

г) регулирование ставки рефинансирования (учетной).

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

11. Ценная бумага – это…

Варианты ответа:

а) документ;

б) совокупность прав;

в) вещь;

г) движимое имущество;

д) недвижимое имущество.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

12. Перемещение кривой «инвестиции – сбережения» (IS), характеризующей состояния равновесия товарного рынка, вправо или влево может быть вызвано изменением…

Варианты ответа:

а) совокупного спроса;

б) инвестиционной политики;

в) бюджетно-налоговой политики;

г) совокупного предложения.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

13.К экстенсивным факторам экономического роста относится…

Варианты ответа:

а) увеличение количества занятых в экономике;

б) повышение квалификации работников;

в) ускорение темпов научно-технического прогресса;

г) улучшение использования основного и оборотного капитала.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

14. К факторам спроса экономического роста относится…

Варианты ответа:

а) трудовые ресурсы;

б) технологии;

в) совокупные расходы;

г) природные ресурсы.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

15.Допустим, что страна импортирует товаров и услуг больше, чем экспортирует. Тогда…

Варианты ответа:

а) это не окажет воздействия на номинальный ВВП;

б) чистые зарубежные активы этой страны увеличатся;

в) баланс по текущим операциям будет сводиться с положительным сальдо;

г) реальный ВВП сократится.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

16. Какое из утверждений о кривой совокупного спроса является неверным?

Варианты ответа:

а) график кривой AD строится на основе уравнения количественной теории денег при условии заданного предложения денег;

б) величина совокупного спроса возрастает при понижении уровня цен в экономике;

в) уменьшение предложения денег в экономике отражается движением влево вдоль кривой AD;

г) кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

17. Согласно положениям классической модели:

Варианты ответа:

а) уровень совокупного спроса определяется объемом производства;

б) цены и номинальная заработная плата жесткие;

в) кривая совокупного предложения вертикальна и не может сдвигаться ни вправо, ни влево;

г) инвестиции и сбережения в экономике определяются разными факторами и не могут быть уравновешены изменением ставки процента.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

18. Если индекс потребительских цен вырос по сравнению с предыдущим периодом, то индекс дефлятор ВВП:

Варианты ответа:

а) также увеличился;

б) снизился;

в) остался неизменным;

г) определенно сказать нельзя.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

19. При подсчете ВВП в его стоимость не включаются:

Варианты ответа:

а) услуги, оказываемые оплачиваемой домашней прислугой;

б) услуги адвоката, работающего в частной фирме;

в) прирост товарно-материальных запасов фирмы;

г) услуги по уборке дома и ремонту домашнего оборудования, оказываемые членами домашнего хозяйства друг другу.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

20. К государственным трансфертам не относятся:

Варианты ответа:

а) ежемесячные пособия на детей;

б) пособия по безработице;

в) дотации и льготы на приобретение лекарств;

г) расходы государства на строительство новой поликлиники.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

Задание 3

Задача по микроэкономике

1 Потребитель тратит 20 р. В день на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблок для него равна (20 – 3х), где х – количество яблок, в шт. Предельная полезность апельсинов равна (40 – 5y), где у – количество апельсинов, в шт. Цена одного яблока составляет 1 р., цена одного апельсина 5 р. Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель?

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

2. Кривая производственных возможностей государства представлена следующим образом.

 
 

 


Уровень потребления составляет 8 млрд. д.е. Для обеспечения высоких темпов роста экономики в пределах 10% в год, необходимо увеличить объем накопления в три раза. Рассчитайте, на сколько в этом случае уменьшится уровень потребления.

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

3. Если функция спроса на товар задана уравнением QD=45-3P, а функция предложения QS=2Р+5, то излишек потребителя составит

 
 


Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

4. Владелец подвала сдал его в аренду фирме на 3 года и получит в конце каждого года доход в размере: 110, 121 и 133 тыс. р. Соответственно. Ставка банковского процента равна 10%. Определите дисконтированную стоимость (PV) подвала.

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

5. Участок земли приносит его собственнику годовую ренту в размере 20 тыс. р. Определите цену данного участка земли, если рыночная ставка процента равна 10%.

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

 

6. При производстве 40 деталей AVC составили 20 р. При выпуске 20 деталей AFC составили 10 р. При выпуске 50 деталей AC = 60 р.

Определите:

а) величину AC при производстве 40 деталей;

б) величину AVC при производстве 50 деталей.

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

 

7. Иван отказался от работы столяром с зарплатой в год 120 тыс. р., от работы охранником 80 тыс. р. И референтом 100 тыс. р. Вместо этого он поступил в университет с годовой платой за обучение 40 тыс. р. 50% оплаты ему компенсирует завод, где работают его родители. Какова альтернативная стоимость его обучения? Какова упущенная выгода обучения, если во внимание принимается первый год?

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

8. Королевство А производит два знаменитых продукта: «масло» (образ мирной продукции) и «пушки» (образ военной продукции) и имеет следующую границу производственных возможностей (рисунок 5).

 
 

 

 


Рисунок 5 – Кривая производственных возможностей королевства А

Эту кривую можно представить в табличном виде по точкам перелома.

Масло          
Пушки          

Решение. А) Каково максимально возможное производство пушек?

Б) Сколько может быть произведено пушек при производстве 7 тыс. т масла?

В) Найти альтернативную стоимость увеличения производства пушек с 6 тыс. шт. до 7 тыс. шт. в год.

г) На сколько может быть увеличен выпуск масла при производстве 4 тыс. т масла и 4 тыс. шт. пушек?

Д) Можно ли произвести с помощью имеющихся ресурсов 6,7 тыс. пушек и 5,5 тыс. т масла?

Е) Какова максимальная альтернативная стоимость производства одной тысячи пушек? Какова – минимальная?

Ж) Ведущие специалисты королевства А оценивают ценность 1 тыс. пушек в 1 млрд. дукатов, а 1 тыс. т масла – 1,5 млрд. дукатов. Сколько нужно произвести пушек и масла, чтобы их общая ценность была наибольшей?

 

9. Найти коэффициент прямой эластичности спроса по цене и сделать вывод о характере спроса и изменении общих расходов, если известно, что при цене 10 р. Объем спроса составит 30 тыс. единиц в месяц, а при цене 15 р. – 20 тыс. единиц.

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

 

10. Допустим, функция спроса на некоторый товар равна Qd = 100 – P, а функция предложения составляет QS = 2P – 50, где Р – цена в рублях за штуку, а величина спроса Qd и предложения QS – в тысячах штук.

А) Найти равновесную цену, равновесное количество и выручку.

Б) Правительство решило снизить цену до 45 р., стремясь стимулировать потребление. К чему это приведет? Определите величины спроса и предложения. Имеется ли избыток предложения (перепроизводство, затоваривание) или избыточный спрос (дефицит)? Найдите объем продаж и выручку.

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

11. Спрос и предложения товара описаны уравнениями:

QD = 2500 – 200Р, QS = 1000 + 100Р.

А) Вычислите параметры равновесия на рынке данного товара.

Б) Государство установило на данный товар фиксированную цену в три денежные единицы за единицу товара. Охарактеризуйте последствия такого решения.

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

12. Заполните пропуски. Постройте кривые общей и предельной полезности по следующим данным.

 

Количество единиц товара Общая полезность Предельная полезность
     
     
     
     
     

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

13. Для производства 40 единиц продукта фирма использует 48 единиц труда и 12 единиц капитала. Какова будет предельная производительность капитала, если предельная производительность труда равна 0,5, и мы имеем постоянную экономию от масштаба?

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

 

14. Определите бухгалтерскую и экономическую прибыль на основе следующих данных:

- общий доход от продаж 5 млн. р.;

- внешние издержки фирмы 3 млн. р.;

- внутренние издержки фирмы 0,5 млн. р.

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

 

15. Фермер может выращивать на своем участке земли в среднем 400 т картофеля в год. Цена одного килограмма картофеля из года в год одна и та же – 0,2 долл. Банковский процент устойчиво держится на уровне 10%. Какова равновыгодная для продавца и покупателя цена этого участка земли (цена земли), если затраты на выращивание, сбор и реализацию картофеля оцениваются в 50 тыс. долл. В год?

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

 

Задание 4

Задача по макроэкономике

1. Допустим, что номинальный ВВП увеличился с 480 млрд р. До 600 млрд р., а дефлятор – со 120% до 150%. Что произойдет с величиной реального ВВП? Рассчитайте его величину.

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

2. Экономика описана следующими данными.

Предельная склонность к потреблению равна 0,75; фактический объем выпуска составляет 2000. В целях стабилизации экономики правительство сокращает государственные закупки на 50 и увеличивает налоги на 20. Рассчитайте величину потенциального ВВП.

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

3. Экономика страны характеризуется следующими показателями: инвестиции раны 900 млрд р., частные сбережения – 400 млрд р., излишек государственного бюджета – 200 млрд р. Определите сальдо торгового баланса.

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

4. Экономика описана следующими показателями:

потребительские расходы (С) = 2300 д. ед.;

инвестиции (I) = 700 д. ед.;

государственные расходы (G) = 800 д. ед.;

государственные трансферты (TR) = 100 д. ед.;

выплаты процентов по государственному долгу (N) = 100 д. ед.;

налоги (Т) = 800 д. ед.

Рассчитайте:

а) частные сбережения;

б) государственные сбережения;

в) стоимость государственных облигаций;

г) дополнительного количества денег, выпущенных для покрытия дефицита госбюджета, если известно, что дефицит на 80% финансируется выпуском облигаций.

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

5. Используются следующие данные:

Год Номинальный ВВП, млрд д. ед. Индекс уровня цен, % Реальный ВВП, млрд д. ед.
      -
      -
      -

а) Какой год является базисным?

Б) Рассчитайте реальный ВВП для каждого года.

В) В каком случае вы проводили операцию дефлирования, в каком – инфлирования?

Ответы дать по каждому году.

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

6. Предположим, что национальное производство включает два товара: X и Y. X – потребительский товар, Y – инвестиционный товар. В текущем году было произведено 200 ед. товара X по цене 2 д. ед. за единицу товара и 10 ед. товара Y по цене 4 д. ед. К концу текущего года 6 используемых единиц инвестиционного товара должны быть заменены новыми.

Рассчитайте:

а) ВВП;

б) ЧВП;

в) объем потребления и объем валовых инвестиций;

г) объем чистых инвестиций.

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

 

7 Величина rr (обязательная резервная норма) равна 0,25. Объем депозитов в 2 раза больше объема наличности. Подсчитайте денежный мультипликатор с учетом наличности.

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

 

8. Фирма по ремонту автомобилей приобрела прокат у сталелитейной фирмы на сумму 1500 млн р., покрышки - у шинного завода на сумму 600 млн р., комплектующие – у различных фирм на сумму 1200 млн р., выплатила своим рабочим зарплату в размере 1000 млн р., потратила 300 млн р. На замену изношенного оборудования и продала изготовленные 200 автомобилей по 30 млн р. Каждый, при этом прибыль фирмы составила 400 млн р. Найдите величину добавленной стоимости автомобильной фирмы.

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

9. Экономика характеризуется следующими данными:

Определите равновесный уровень дохода, сбережений, потребления.

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

10. Если общая численность населения страны составляет 140 млн. чел., численность трудоспособного населения – 120 млн. чел., численность занятых – 82,8 млн. чел., численность безработных – 7,2 млн. чел., естественный уровень безработицы – 5%, то чему равна (млн. чел.) численность циклических безработных?

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

12. Если общая численность населения составляет 100 млн. чел., численность занятых – 63млн. чел., а уровень безработицы составляет 10%, то чему равна (млн. чел.) численность не включаемых в рабочую силу?

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

13. Вам предлагают взять кредит, но вы готовы выплачивать реально не более чем 5% годовых. Номинальная ставка процента – 108%, а ожидаемый темп инфляции – 100%. Как вы поступите?

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

14. Вы собираетесь дать свои деньги в долг и хотели бы получать реально 7% годовых. Ожидаемый темп инфляции – 120%. Какую номинальную ставку процента вы должны назначить?

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

 

15.Предположим, что объем государственных закупок составляет 700; налоговые поступления в бюджет Т=0,4Y; государственные трансферты F=0,3Y; уровень цен Р=1. Государственный долг равен 1500, а процентная ставка R=0,1. Фактический объем выпуска составляет 2500, а потенциальный ВВП равен 3000. Каков в этом случае структурный дефицит государственного бюджета?

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

Задание 5

Задания на развитие экономического мышления

1.Представьте, что Вы – глава правительства. Проанализируйте предполагаемые издержки и предполагаемые выгоды при принятии решения о:

а) проведении очередной антиалкогольной компании (по образцу таковой в СССР в 1985 г.);

б) установлении твердых тарифов на коммунальные услуги;

в) закрытии всех атомных электростанций на территории страны;

г) запрещении какой бы то ни было спекуляции;

д) установлении «потолка цен» на мясо (по образцу распоряжения

Г. Попова – мэра Москвы в 1990 г.) на рынках города.

 

2. «Современное производство – это сложный, громоздкий механизм; для нормального его функционирования необходим мощный управляющий орган, который бы корректировал спонтанный рыночный порядок для создания более благоприятных условий, в которых успешно проявляла себя личная инициатива».

«Современное производство – это сложная система, основанная на принципе саморегулирования, создающая благоприятные возможности для реализации каждым человеком своих способностей».

Какое из двух высказываний принадлежит стороннику кейнсианской модели человека? Классической модели? Вы, как руководитель предприятия, придерживались бы первой или второй точки зрения?

 

3. В США существует система, поддерживающая уровень доходов малоимущих слоев населения. Она состоит из программ социального страхования, компенсирующих потери доходов при уходе на пенсию и временной безработице, и благотворительных программ для нетрудоспособных и неполных семей с детьми.

Считаете ли Вы, что данная система поддержания уровня доходов, являющаяся инструментом макроэкономического регулирования, способствует повышению экономической эффективности?

 

4. Лауреат Нобелевской премии по экономике М. Фридман считает, что самыми лучшими способами воздействия государства на экономику являются действия: «Не трогать бизнес!» и «Пусть рынок делает свое дело!»

Внимательно продумайте экономический смысл предложенного тезиса и постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1 В чем состоит экономическая эффективность функционирования рынка?

2 Каковы могут быть пределы государственного вмешательства в рыночный процесс?

5. Как бы вы прокомментировали высказывание А. Маршалла: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

 

6. Любая система хозяйствования нуждается в информационных сигналах для производителей благ. Знаете ли Вы другие информационные сигналы, кроме цены? В каких системах действуют какие-либо другие информационные сигналы? Какая информационная система эффективнее? Есть ли у Вас не только логические, но и исторические (практические) доказательства их сравнительной эффективности?

 

7. Классическая теория утверждает: «В обществе всегда наблюдается тенденция к автоматическому выравниванию между сбережениями (S) и инвестициями (I). Это равновесие устанавливается благодаря гибкости цен и процентной ставке». Вы согласны с этим утверждением? А что говорит по этому поводу кейнсианская теория?

 

8. Почему так называемый «парадокс бережливости» проявляет себя лишь в ситуации экономики с неполной занятостью? Что произойдет, если население начнет больше сберегать при таком состоянии экономики, которое характеризуется инфляционным разрывом?

 

9. Ювелиров принято называть первыми банкирами (П. Самуэльсон, т.1, с. 268, К. Макконнелл, С. Брю, т.1, с. 282), так как они принимали за определенное вознаграждение на хранение золото и другие ценности от населения. В чем тем не менее принципиальное различие банковского дела от функций камеры хранения?

 

10. Предприятию А, занимающемуся производством тканей, необходимо в ближайшее время приобрести 3 новых станка общей стоимостью 3 млн рублей, производством которых занимается предприятие В. Средств на их приобретение предприятие А в настоящий момент не имеет; у предприятия В напротив имеются избыточные средства. Рассмотрите две следующие ситуации:

Предприятие В кладет на свой счет в банке С 3 млн рублей Предприятие А берет эту же сумму в банке в форме кредита.

Предприятие В передает предприятию А 3 станка на условиях отсрочки платежа.

Назовите формы кредита, которые используются в ситуациях 1 и 2.

 

11. Известный американо-австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек предлагал отметить монополию центрального банка на эмиссию банкнот, заменив ее механизмом «спонтанного порядка» (то есть рынка): пусть все желающие выпускают деньги, а рынок сам определит, используя конкуренцию, что станет действительно деньгами. Что в данном случае стало бы деньгами?

 

12. Знаменитый шотландец Джон Ло, которого часто называют «отцом современных кредитных денег», считал, что изобилие денег в стране – это основа экономического процветания (причем он рассматривал именно бумажные деньги), что, увеличивая выпуск денег, банк увеличивает богатство. В начале XYIII в. он попробовал внедрить свои идеи в жизнь во Франции. Первые два года все шло прекрасно, но впоследствии инфляционные процессы привели к краху всей системы Джона Ло, он был объявлен авантюристом и был вынужден бежать в Брюссель. В чем, с Вашей точки зрения, ошибочность взглядов Джона Ло на природу денег?

 

13. Представьте себя на месте директора предприятия. Вам необходимо получить в ближайшее время 1,5 млн рублей для выплаты заработной платы своим работникам. Какую форму кредита вы буде

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...