Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кругооборот представляет единство трёх стадий движения и трех форм фондов.




Оборотом капитала называется его кругооборот, взятый не как однократный акт, а как периодически возобновляющийся и повто­ряющийся процесс. Время оборотакапитала представляет собой сумму времени производства и времени обращения. Иными сло­вами, время оборота есть промежуток времени от момента аванси­рования капитала в определённойформе до момента, когда капи­тал возвращается к капиталисту в той же форме, но возросшим на величину прибавочной стоимости.

В16

 

Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли в течении определенного периода времени. В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.

Различают следующие виды издержек:

Постоянные — это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с изменением объема производства. К постоянным относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.

Прямая постоянных издержек, представляющая линию, параллельную оси абсцисс. Она обычно обозначается FC. Поскольку с увеличением объема производства растет общая выручка, то средние постоянные издержки представляют собой все меньшую и меньшую величину, приходящуюся на единицу изделий.

Средние постоянные издержки обозначаются AFC

AFC=FC/Q,

где Q — объем производства.

Переменные — это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда. Они обозначаются VC. В отличие от постоянных издержек, величина которых не зависит от изменения производства, переменные издержки увеличиваются или уменьшаются пропорционально выпуску продукции. В начальный период организации производства переменные издержки растут более быстрыми темпами, чем произведенная продукция. По мере достижения оптимальных размеров производства (в точке Q) происходит относительная экономия переменных издержек. Однако дальнейшее расширение производства приводит к новому росту переменных издержек, когда увеличение выпуска требует более быстрого роста издержек по сравнению с ростом производства.

Средние переменные издержки AVC определяются путем деления переменных издержек на объем продукции:

AVC=VC/Q.

Точка минимума соответствует технологически оптимальному размеру предприятия.

Понятие средних переменных издержек необходимо для определения эффективности хозяйствования фирмы, положения равновесия и определения ближайших перспектив развития — расширения, сокращения производства или ухода из отрасли. Разграничение постоянных и переменных издержек имеет важное значение для анализа процесса производства и поведения фирмы в условиях разных рыночных структур.

Общие издержки — совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период. Они обозначаются ТС или С. Общие издержки являются функцией от произведенной продукции:

ТС=f(Q).

 

Общие издержки представляют собой сумму постоянных и переменных:

ТС=FC+VC

Средние общие издержки можно получить путем деления общих издержек на количество выпущенной продукции

ATC=TC/Q.

или путем сложения средних постоянных (AFC) и средних переменных издержек (AVC):

ATC=AFC+AVC=(FC+VC)/Q.

Иногда средние общие издержки (АТС) обозначаются сокращенно как АС. Понятие средних общих издержек имеет большое для теории фирмы. Сравнение средних общих издержек с уровнем цен позволяет определить величину прибыли. Прибыль определяется как разность между общей выручкой TR и общими издержками ТС. Эта разница позволяет выбрать правильную стратегию и тактику в деятельности фирмы. Под предельными обычно понимают издержки, связанные с производством последней единицы продукции:

MC=dTC/dQ=d(FC+VC)/dQ=dFC/dQ=dVC/dQ=f(Q)

Постоянные издержки не влияют на величину предельных издержек. Предельные издержки — производная функция только от переменных издержек:

MC=dVC/Dq.

 

В17

Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Существуют несколько видов конкуренции. Рассмотрим классификацию видов рыночной конкуренции по ряду признаков.

· Виды конкуренции по масштабам развития

По масштабам развития выделяют следующее виды:

индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

местная (среди товаровладельцев какой-то территории);

отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

· Виды конкуренции по характеру развития

 

По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.

Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вил конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.

Неценовая конкуренция путем сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, СТИС, ПР, мер- чендайзинг, обслуживание клиентов.

Можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности фирмы:

конкуренция в области рынков сырья за завоевание позиций на ресурсных рынках;

конкуренция в области сбыта товаров и/или услуг на рынке;

конкуренция между покупателями на сбытовых рынках.

Поскольку конкуренцию в маркетинге принято рассматривать в отношении потребителя, то и различные виды конкуренции соответствуют определенным этапам потребительского выбора.

· В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке можно выделить следующие виды конкуренции:

1. желания-конкуренты. Этот вид конкуренции связан с тем, что существует множество способов вложения потребителем денежных средств;

2. функциональная конкуренция. Этот вид конкуренции связан с тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами. Это базовый уровень изучения конкуренции в маркетинге;

3. межфирменная конкуренция. Это конкуренция альтернатив доминирующих и наиболее эффективных способов удовлетворения потребности:

4. межтоварная конкуренция. Это конкуренция товаров фирмы между собой. Она конкуренцией по сути не является, а представляет собой частный случай ассортиментного ряда, цель которого — создать имитацию потребительского выбора.

· Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка

Можно выделить совершенную и несовершенную конкуренции.

a. Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.

 

b. Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.

· Виды конкуренции в зависимости от соотношения спроса и предложения(товаров, услуг)

Можно выделить следующие виды конкуренции (разновидности совершенной и несовершенной конкуренции):

· чистая;

· олигополистическая:

· монополистическая.

 

Чистая конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции. Ключевыми характеристиками рынка чистой конкуренции являются: большое число покупателей и продавцов, не обладающих достаточной силой, чтобы повлиять на цены; недифференцированные, полностью взаимозаменяемые товары, которые продаются по ценам, определяемым соотношением между спросом и предложением (товары схожи, много товарозаменителей); полное отсутствие рыночной силы.

Формирование рынка чистой конкуренции характерно для отраслей с низкой степенью монополизации и концентрации производства. К данной группе относятся отрасли, производящие продукцию массового спроса (пищевая продукция, продукция легкой промышленности и бытовой техники и др.).

Олигополистическая конкуренция — это конкуренция, относящаяся к несовершенному виду. Ключевыми характеристиками рынка олигополистической конкуренции являются: незначительное число конкурентов, создающих сильную взаимосвязь; большая рыночная сила: сила реактивной позиции, измеряемая эластичностью реакций фирмы на действия конкурентов; схожесть товаров и ограниченность количества их типоразмеров. Формирование олигопольного рынка (весь объем поставок обеспечивается лишь несколькими фирмами) характерно для следующих отраслей: химической промышленности (производство полиэтиленов, каучука, технических масел, этиловой жидкости, некоторых видов смол); машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности (производство машин и оборудования, стати, рельсов, труб и т.п.).

Монополистическая конкуренция — это конкуренция, несовершенного вида. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил; дифференцированностьтоваров (с точки зрения покупателя товары обладают отличительными качествами, которые воспринимаются таковыми всем рынком). Дифференциация может принимать различные формы: вкус напитка, особая техническая характеристика, оригинальное сочетание характеристик, качество и диапазон услуг, сила торговой марки; возрастание рыночной силы за счет дифференцированное товаров, что защищает фирму и позволяет получать прибыли выше среднерыночных. Формирование монопольного рынка характерно для отраслей, где конкуренция затруднена вследствие их технологических особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика).

 

Совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынка. В некоторых отраслях и сферах деятельности конкуренция невозможна (затруднена) вследствие:

технологических особенностей отраслей, постоянные издержки которых настолько высоки, что экономия на масштабах производства (снижение удельных затрат по мере увеличения объемов производства) возможна только тогда, когда производители являются чрезвычайно крупными как по абсолютным размерам, так и по доле на рынке (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика);

исключительно высоких невозвратных издержек, т.е. активы, воплощенные в основное производство, специфичны и не могут быть переориентированы на другие типы продукции и виды рынков;

наличия избыточных производственных мощностей для удовлетворения «пиковых» потребностей на продукты (услуги).

 

В19

 

Основные макроэкономические показатели:

Основными макроэкономическими показатели являются:

Валовый национальный продукт

Валовый внутренний продукт

Чистый национальный продукт

Валовый национальный доход

Валовый национальный располагаемый доход

Конечное потребление

Валовое накопление

Чистое кредитование и чистое заимствование

Сальдо внешней торговли

Валовый внутренний продукт

 

Основным показателем системы макроэкономических показателей является Валовый внутренний продукт, характеризующий стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за определенный период времени, за вычетом стоимости промежуточного потребления. Валовый внутренний продукт исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, то есть в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты.

Валовый национальный доход

 

ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период в связи с их прямым или косвенным участием в производстве ВВП своей страны и ВВП других стран. Таким образом, ВНД больше ВВП на сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны из-за границы (за вычетом первичных доходов, выплаченных нерезидентам).

 

К первичным доходам относятся оплата труда, прибыль, налоги на производство, доходы от собственности (проценты, дивиденды, рента и т. д.).

Валовый национальный располагаемый доход

 

ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных из-за границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственников, получаемые из-за границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей. Таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. Он может быть определен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех секторов экономики. ВНРД делится на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.

Конечное потребление

 

КП включает расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. При этом расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, совпадают со стоимостью нерыночных услуг, оказываемых этими организациями.

Валовое накопление

 

Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т. д.), т. е. это вложения резидентными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. ВН основного капитала включает следующие компоненты: приобретение за вычетом выбытия новых и существующих основных фондов; затраты на улучшение непроизведенных материальных активов; расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы.

 

Валовое накопление как элемент ВВП включает валовое накопление основного капитала, прирост материальных оборотных средств, расходы на приобретение ценностей. Накопление может быть исчислено на чистой основе, т. е. за вычетом потребления основного капитала (амортизации).

Сальдо внешней торговли

 

Сальдо внешней торговли представляет собой важный элемент конечного использования ВВП и определяется как разница между экспортом и импортом. В случае если сальдо внешней торговли положительно, то имеет место чистый экспорт.

 

Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой конечный результат производственной деятельности резидентных единиц- производителей в течение данного периода времени и исчисляется в рыночных ценах. Он предназначен для характеристики взаимосвязанных аспектов экономического процесса: производства товаров и оказания услуг, распределения доходов, конечного использования товаров и услуг. В зависимости от направлений исследования показателя валового внутреннего продукта его оценка проводится в текущих и сопоставимых ценах, а также может рассчитываться в постоянных ценах базового периода.

 

Для целей сопоставительного и структурного анализа, обобщения различных характеристик социально-экономической ситуации за определенный период времени рассчитывается номинальный валовой внутренний продукт - объем ВВП в текущих ценах рассматриваемого периода.

 

Для анализа изменения валового внутреннего продукта за определенный период (в первую очередь - год) рассчитывается темп реального ВВП. При этом темп реального ВВП по отношению к предыдущему периоду (году) рассчитывается в сопоставимых ценах предыдущего периода (года).

 

Кроме того, для анализа и прогнозирования макроэкономических процессов в течение продолжительного периода могут разрабатываться динамические ряды реального ВВП в постоянных ценах базового периода (года).

 

ВВП может быть рассчитан тремя методами: производственным, использования и методом формирования ВВП по источникам доходов.

 

ВВП при расчете производственным методом получается как разность между выпуском товаров и услуг в целом по стране, с одной стороны, и промежуточным потреблением - с другой, или как сумма добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом обьемы добавленной стоимости по отраслям рассчитываются в основных ценах, то есть не включающих налоги на продукты, но включающих субсидии на продукты. Для расчета ВВП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты и на импорт.

 

Валовой внутренний продукт, рассчитанный методом использования, представляет собой сумму расходов всех экономических секторов на конечное потребление, валовое накопление и чистого экспорта.

 

Расходы на конечное потребление подразделяются на расходы домашних хозяйств, государственных учреждений (организаций бюджетной сферы) и некоммерческих организаций (НКО), обслуживающих домашние хозяйства. С другой стороны, в расходах на конечное потребление выделяются расходы на товары, индивидуальные услуги и коллективные услуги. Товары и индивидуальные услуги всегда могут быть куплены и проданы на рынке, либо могут быть предоставлены в качестве трансфертов в натуральной форме. Коллективные услуги - это услуги, предоставляемые одновременно всем членам общества или его части (например, государственное управление и обеспечение безопасности). Конечное потребление домашних хозяйств является потреблением товаров и индивидуальных услуг. В системе национальных счетов считается, что все услуги, которые оказываются НКО домашним хозяйствам, являются индивидуальными. Органы государственного управления (государственные учреждения) могут оказывать как индивидуальные, так и коллективные услуги.

 

Валовое накопление складывается из валового накопления основных фондов, изменения запасов материальных оборотных средств и чистого приобретения ценностей (приобретения за вычетом реализации).

 

Метод формирования ВВП по источникам доходов является одним из трех методов исчисления ВВП, применяемых Госкомстатом России в рамках расчетов по СНС. Однако он не является основным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получаются путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.

 

Формирование валового внутреннего продукта по источникам доходов отражает первичные доходы, получаемые единицами, непосредственно участвующими в производстве, а также органами государственного управления (организациями бюджетной сферы) и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. В этом расчете валовая прибыль/валовой смешанный доход является балансирующей статьей и определяется как разница между валовым внутренним продуктом, рассчитанным производственным методом, в рыночных ценах и оплатой труда наемных работников и чистыми налогами на производство и на импорт.

 

Данный метод используется Госкомстатом России только для анализа стоимостной структуры ВВП, а не для определения его номинального обьема или динамики.

 

Расчет ВВП в сопоставимых ценах осуществляется по двум направлениям: в разрезе отраслевого происхождения (производственный метод) и с позиций использования. Динамический ряд рассчитывается и представляется в ценах предыдущего года. Такое представление обусловлено необходимостью в современных условиях активных структурных изменений, частой смены базового периода.

 

По мере поступления более надежных данных и новых источников информации текущие статистические оценки ВВП должны пересматриваться. Для этих целей разработан "Регламент разработки и представления данных по валовому внутреннему продукту".

 

Регламент определяет общие принципы и периодичность разработки и представления Госкомстатом России данных о валовом внутреннем продукте для использования их в анализе и прогнозировании социально-экономического развития с учетом совершенствования информационной системы в условиях реформирования российской статистики. Показатель валового внутреннего продукта как основной сводный показатель, обобщающий характеристики функционирования экономики за определенный период, включает согласование результирующих данных по всем отраслям и секторам экономики.

 

В целях обеспечения адекватности оценок ВВП формируется на основе принципа циклического рассмотрения: поэтапно уточняется в соответствии с порядком и сроками получения Госкомстатом России наиболее важных массивов базовой информации. Расчеты начального этапа опираются на данные текущей отчетности и предварительные расчеты. Соответствующие результаты предназначены для оперативной оценки общего объема и тенденции изменения показателя ВВП. В дальнейшем расчеты проверяются на основе более широкой информационной базы и уточненные результаты могут применяться в целях более подробного анализа развития экономики.

 

Другим принципом построения показателя валового внутреннего продукта является сбалансированное сочетание вложенных оценок различной периодичности: годовой, квартальной и месячной. Основным показателем ВВП является годовая оценка.

 

С учетом внутригодовой сезонности важнейших экономических процессов в годовой оценке достигается наибольшая согласованность показателей производства по различным отраслям экономики, использования продуктов и услуг на потребление и накопление, а также процессов формирования доходов.

 

Существенное значение для определения годовой оценки в качестве главной имеет многоаспектность и различия в периодичности информации, необходимой для расчета показателя ВВП.

 

Квартальные оценки ВВП разрабатываются в целях предварительного определения ожидаемых результатов года, а также для характеристики текущей экономической динамики; являются внутригодовым показателем, значения которого уточняются в ходе построения годовых оценок на основе более детальной информации.

 

Месячные оценки ВВП разрабатываются в целях оперативной оценки текущей динамики. В силу ограниченности исходной информации, доступной для их расчета в режиме реального времени, они не могут непосредственно интегрироваться в квартальные и годовые оценки.

 

Важнейшим условием формирования показателя валового внутреннего продукта является совместная реализация указанных принципов: годовые, квартальные и месячные оценки ВВП пересматриваются во взаимной связи и в определенном порядке.

 

Соответствующие оценки и окончательные отчетные показатели ВВП публикуются Госкомстатом России по мере их формирования. Данные публикуются в регулярных докладах Госкомстата России, в специальных статистических сборниках и бюллетенях, а также непосредственно сообщаются Минэкономики России, Минфину России и другим правительственным ведомствам и органам государственной власти. В рамках разработки прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации по запросам Минэкономики России могут представляться дополнительные данные по расчетам ВВП.

 

Сроки разработки валового внутреннего продукта

Вид оценки ВВП

Срок разработки

Базовая информация, используемая для расчета

 

Годовые оценки:

 

1-я оценка (предварительная)

январь года, следующего за отчетным

Оперативные данные

 

2-я оценка (уточненная)

октябрь года, следующего за отчетным

Годовые статистические отчеты предприятий, отчет об исполнении бюджета, баланс Банка России, дополнительная информация

 

3-я оценка (уточненная)

март второго (после отчетного) года

Формируется на основании согласования годовых и внутригодовых данных

 

4-я оценка (окончательная)

октябрь второго (после отчетного) года

Формируется на основе данных межотраслевого баланса

 

Квартальные оценки:

 

1-я оценка (предварительная)

через месяц после окончания отчетного квартала

Оперативная информация, отчет об исполнении бюджета

 

2-я оценка (уточненная)

в течение четвертого месяца после окончания квартала

Квартальные отчеты предприятий

 

3-я оценка (уточненная)

в течение седьмого месяца после окончания отчетного квартала

Уточненные квартальные данные с учетом внутригодовой динамики

 

4-я оценка (окончательная)

март второго (после отчетного) года

Уточненная годовая оценка

 

Месячные оценки:

 

1-я оценка (предварительная)

до окончания текущего месяца

Расчетные данные

 

2-я оценка (уточненная)

две недели после окончания отчетного месяца

Оперативная информация

 

 

В21

 

 

В настоящий момент в российской литературе и практике не существует устоявшегося понятия сбережений. В бытовом смысле термин сбережения используется для обозначения денежных средств, откладываемых населением на будущее. Госкомстат трактует сбережения как разницу между доходами населения и его текущими расходами, то есть, как ту сумму денежных средств, которая осталась не потребленной в анализируемом периоде. Такой подход к определению сбережений можно считать упрощенным, поскольку он сводится к вычислению арифметической разности, в процессе чего игнорируется экономическая сущность сбережений [1].

 

В современной экономической теории дается несколько определений сбережений:

 

1. Во-первых, под сбережениями понимают часть дохода, которую индивидуум собирается потребить в будущем вместо того, чтобы потребить ее в настоящем. Происходит своего рода жертвование текущим потреблением ради потребления будущего. Основной принцип здесь такой: человек сберегает определенную часть дохода тогда и только тогда, когда ожидаемая полезность потребления этой суммы в будущем выше, чем полезность потребления ее в настоящем. Причем понятие текущего и будущего потребления здесь достаточно условны и в основном их рамки очерчиваются временными рамками получения текущего дохода. Можно утверждать, что текущим считается такой период, в течение которого величина дохода в единицу времени и предельная полезность потребления единицы дохода остается постоянной, поэтому у индивидуума не возникает необходимости переносить потребление дохода внутри этого периода. Другое дело – будущее время, которое характеризуется, с точки зрения теории, снижением абсолютной величины дохода и увеличением предельной полезности единицы дохода. Упрощенно вышеуказанный принцип можно выразить следующим образом: для зрелого человека, получающего стабильный доход, полезность 1000 руб. меньше, чем для человека пожилого, живущего на скромную пенсию. Поэтому для зрелого человека разумно отложить 1000 руб. с целью потребить их тогда, когда они будут больше нужны.

 

2. Во-вторых, под сбережениями понимается та часть дохода, которую экономический субъект собирается потребить в будущем вместо того, чтобы потребить ее в настоящем. Можно различить три вида экономических субъектов: население, корпорации и государство. Соответственно возникают три вида сбережений: сбережения населения, сбережения корпоративного сектора, сбережения государства. Население традиционно является основным поставщиком инвестиционных ресурсов, мобилизация сбережений населения является для финансовых посредников (банков, других небанковских кредитных учреждений) важнейшим условием успешной деятельности. Согласно данным Средства, не потребленные в текущем периоде, приобретают три основные формы: вклады в коммерческие банки и ценные бумаги, валютные сбережения, денежные остатки на руках. Данные формы сбережений различны с точки зрения срочности, мобильности, возможности трансформации в инвестиции. Как для государства, так и для банковского сектора жизненно важно увеличение доли сбережений, аккумулированных финансовой системой, но доля вкладов в коммерческие банки и ценные бумаги составляет за указанный период 6,4 % от семейного дохода, или 25,3 % от общей суммы сбережений, тогда как для валюты данные показатели находятся на уровне 10,8 и 42,7 % соответственно, Более того удельный вес банковских вкладов в структуре сбережений обнаруживает тенденцию к снижению [1].

 

Также сбережения можно определить как часть дохода, оставшаяся после уплаты налогов, которая не потребляется. То есть сбережения рассматриваются в разрезе составляющей части дохода за текущий год, которая не выплачивается в качестве налогов или не затрачивается на покупку потребительских товаров, а поступает на банковские счета, вкладывается в страхование, облигации, акции и другие финансовые активы. Это многообразие направлений и определяет специфику данной темы, сущность которой состоит в том, что сбережения – это, в конечном счете, товары и услуги, которые удовлетворяют желания потребителей.

 

Все теории сбережений рассматривают в качестве определяющего фактора уровень дохода населения. Но доход является не единственным фактором, воздействующим на сбережения. Другими факторами являются структура и уровень процентных ставок, возрастная структура населения, соотношение городского и сельского населения. Природа зависимости уровня сбережений от этих факторов станет яснее, если проанализировать мотивы сбережений.

 

В настоящее время выделяют четыре наиболее распространенных мотива сбережений населения:

 

1) обеспечение старости;

 

2) предосторожность;

 

3) накоплению с целью завещания;

 

4) отложенный спрос.

 

Обеспечение старости многими рассматривается как основной мотив сбережений. Именно он лежит в основе теории жизненного цикла. Распределение сбережений и потребления в течение времени зависит от различных факторов, среди которых наиболее важными признаются рыночная ставка процента, степень склонности индивидуума к риску, индивидуальная шкала полезностей разновременных доходов, эффективность функционирования рынка капиталов. Кроме этого, на решение о сбережениях влияют ожидаемая продолжительность жизни и время выхода на пенсию.

 

Сбережения с целью предосторожности связаны с ощущением индивидуумом неопределенности относительно размеров получаемых доходов и точной даты смерти. Поскольку человеку не известно точно, на какой период времени рассчитывать, он создает определенный запас сбережений, поскольку наличие неиспользованного запаса в момент смерти для него более предпочтительно, чем перерасход сбережений до наступления такого момента. В результате, как показывают исследования, на уровень сбережений влияет не только ожидаемое временное распределение доходов, но и их абсолютный размер: чем больше уровень дохода индивидуума, тем больше превышение сбережений над нормальным уровнем, что приводит к повышенному накоплению богатства к моменту выхода на пенсию и, как следствие, к повышенному уровню потребления в старости.

 

Исследования в США, Великобритании и других развитых странах показали, что модель жизненного цикла противоречит наблюдаемым явлениям, а именно тому факту, что население продолжает осуществлять сбережения и после выхода на пенсию. Отчасти такое противоречие может быть объяснено другим мотивом, а именно потребностью в накоплении богатства для передачи последующим поколениям. Считается, что этот мотив может привести к увеличению национального уровня сбережений только в период расширения экономики (за счет роста численности населения, роста производительности труда или обоих факторов). В случае статической экономики увеличение сбережений с целью завещания не приведет к общенациональному росту сбережений: передача определенных ресурсов от одного поколения другому не приведет к изменению общего количества этих ресурсов.

 

Специфическим мотивом личных сбережений является накопление суммы, необходимой для осуществления крупных затрат (покупки дома, автомобиля, оплаты образования и т.п.) – так называемый отложенный спрос. Накопление сбережений для этих целей носит временный характер и связано с необходимостью синхронизации моментов получения доходов и их потребления. Альтернативным способом синхронизации потребления с получением доходов является потребительский кредит, при котором сначала осуществляются затраты, а затем соответствующие вычеты из доходов. Выбор способа финансирования крупных затрат (сбережения или потребительский кредит) зависит от многих факторов, среди которых основными являются наличие развитого рынка капиталов и неопределенность получения будущих доходов.

 

Если рассматривать факторы сбережений, то основным фактором, определяющим величину сбережений в домохозяйствах, является уровень доходов после уплаты налогов.

 

Но, как и при анализе спроса, в теории сбережений существуют факторы не связанные с доходом:

 

1. богатство;

 

2. уровень цен;

 

3. ожидания;

 

4. потребительская задолженность;

 

5. налогообложение.

 

Фактор богатства характеризуется тем, что, чем больше величина накоплений в домохозяйствах, тем меньше величина сбережений при любом уровне дохода. Под богатством понимается как недвижимое имущество, так и финансовые активы, которыми обладает домохозяйство. Домохозяйства сберегают, воздерживаясь от потребления, чтобы накапливать богатство. Причем, чем больше богатства накапливает население, тем слабее у него стимул к сбережению. Величина богатства домохозяйств изменяется из года в год незначительно и поэтому не вызывает серьезных колебаний в количественных характеристиках сбережений[1].

 

Увеличение или снижение уровня цен на товары и услуги тоже в конечном итоге влияют на величину сбережений. То есть изменение уровня цен меняют реальную стоимость (покупательную способность) некоторых видов ценностей. Это предположение можно также обосновать следующим выводом: реальная стоимость финансовых средств, номинальная стоимость которых выражается в деньгах, будет обратно пропорциональна изменению уровня цен. Это отражает связь теории сбережений с эффектом богатства или эффектом реальных кассовых остатков. Однако при анализе теории сбережений берется допущение, что уровень цен в экономике является неизменным (рассматривается реальный, а не номинальный доход после уплаты налогов).

 

Ожидания населения, связанные с будущей ситуацией на рынках товаров и услуг, тоже являются существенным фактором, так как могут оказать воздействие на текущие расходы и сбережения. Ожидания повышения цен и дефицита товаров ведут к снижению сбережений, потому что для потребителей естественно стремление избежать уплаты более высоких цен.

 

Колебание уровня потребительской задолженности вызывает у домохозяйств стремление направлять текущий доход или на потребление, или на сбережение. Если задолженность домохозяйств достигла значительной величины, то потребители будут сокращать уровень своих сбережений. И наоборот, если потребительская задолженность относительно низка, то уровень сбережений населения может повыситься.

 

Изменения в налогообложении также приводят к изменению в уровне сбережений, так как налоги выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережения. Поэтому рост налогов приведет к снижению уровня сбережений. И наоборот, доля дохода, полученная от снижения налогов, будет частично идти на сбережения населения, вызывая таким образом увеличение общего уровня сбережений.

 

Сбережения имеют положительные и отрицательные стороны.

 

Они представляют собой отложенный спрос, который необходимо регулировать. В противном случае под воздействием внешних факторов (например, обмене старых купюр на новые) спрос, вызванный сбережениями, возрастет на потребительские товары и услуги, что станет стимулом для наращивания производства и может вызвать кризис перепроизводства. Также сбережения в виде наличности опасны при денежном обесценивании.

 

Однако тот, у кого есть сбережения, может выгодно сделать их ликвидными, а именно в любой момент обратить их в наличные деньги и сделать покупку товаров и услуг, вложить в предприятия или сохранять для предполагаемых в будущем финансовых проблем.

 

Личное потребление – самая значительная категория расходов – составляет около двух третей всех покупок товаров и услуг. Факторы, определяющие потребление, таким образом можно рассматривать в качестве отправной точки дальнейших рассуждений.

 

Потребление — последняя стадия в процессе движения всякого предмета, созданного человеческим трудом (т, е. хозяйственных благ), оно заключается в использовании человеком полезности, заключающейся в хозяйственном благе, и, следовательно, в уничтожении произведенного блага (но не материи, из которой оно состоит).

 

Экономисты различают два вида потребления:

 

1) Потребление для воспроизведения новых благ, т. е. потребление различного рода капиталов, которые уничтожаются в процессе производства, но ценность которых восстанавливается в создаваемом продукте; непроизводительным такое Потребление бывает тогда, когда какое-нибудь хозяйственнное благо тратится в большем количестве, чем это требуется по принципу хозяйственности (достижения наибольших результатов при наименьших пожертвованиях) — например, употребление двух лошадей при пахании, когда достаточно одной;

 

2) Потребление для непосредственного удовлетворения потребностей человека. При нормальном состоянии народного хозяйства потребление имеет тенденцию находиться в равновесии с производством; все произведенные блага должны выполнить свое назначение — должны быть потреблены людьми[2].

 

Кейнс рассматривал, располагаемый доход – доход после всех налоговых выплат - как первостепенный фактор, определяющий структуру потребительских расходов. Каждый добавочный доллар располагаемого дохода повышает потребление – однако, на сумму меньшую, чем этот доллар. Кейнс называл долю каждого добавочного доллара располагаемого дохода, используемую на потребление, - предельной склонностью к потреблению.

 

Общая склонность населения к сбережению – это доля средств, направленных на текущее сбережение доходов населения. Чтобы понять склонность к сбережениям в России, нужно посмотреть предполагаемое использование крупной денежной суммы. Люди могут потратить ее четырьмя способами – потребление, сбережение, страхование, развитие.

 

 

Из приведенной таблицы видно, что в России большинство тратит деньги на потребление, а многие из сберегающих откладывают деньги на будущую покупку. Судя по малому проценту сберегающих и опираясь на приведенные выше теории, можно сказать, что в среднем граждане России не слишком обеспеченные люди. Средства, не потребленные в текущем периоде приобрели три основные формы: вклады в коммерческие банки и ценные бумаги, валютные сбережения и денежные остатки на руках.

Стратегия сбережений

В социологическом определении стратегия – это устойчивая, целенаправленная, рефлексивная деятельность, осмысленный, повторяющийся выбор линии поведения. В экономическом определении стратегия – это устойчивая (рациональная) связь наблюдаемых поведенческих характеристик. Сейчас у населения появилась возможность и желание осуществлять сбережения, однако уровень доверия к различным финансовым инструментам все еще достаточно низок и поэтому большинство россиян по-прежнему отдает предпочтение неорганизованным формам хранения денежных средств, таким, как наличные рубли и валюта. В настоящий момент сберегательная стратегия включает в себя три независимых компонента:

1. Само решение о сбережении (будет ли откладываться часть денежных средств или все они пойдут на потребление товаров и услуг) и определение нормы сбережения, т.е. доля совокупного дохода, направляемая на сбережения.

2. Выбор инвестиционного инструмента на основе двух его параметров – риска и доходности.

3. Определение срока вложения денежных средств.

Комбинация этих трех решений формирует текущую инвестиционную стратегию того или иного человека При этом существует нулевая стратегия (когда сбережения вообще не осуществляются, а все деньги используются на текущие нужды) и вырожденные стратегии (маловероятные, практически не встречающиеся высокорисковые долгосрочные вложения, а также самые распространенные реальные стратегии, наблюдаемые на практике

В 22

Понятие «инвестиции» ведет свое происхождение от латинского слова invest, которое означает «вложение».

Следовательно, инвестиции представляют собой вложения каких-либо средств в формирование определенных видов имущества для получения в будущем чистого дохода (прибыли) или других результатов. При этом полученный вследствие инвестирования средств результат должен обязательно превышать сумму инвестиций, т.е. вложения средств.

Инвестиционная деятельность согласно федеральному закону "Об инвестиционной деятельности" — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.

Рассмотрим лишь основные факторы, влияющие на объем инвестиций:

Во-первых, объем инвестиций зависит от распределения получаемого дохода на потребление и сбережения. В условиях низких среднедушевых доходов основная их часть расходуется на потребление. Рост доходов вызывает повышение их доли, направляемой на сбережения, которые служат источником инвестиционных ресурсов. Следовательно, рост удельного веса сбережений вызывает соответствующий рост объема инвестиций и наоборот

Во-вторых, значительное влияние на объем инвестиций оказывает ожидаемая норма чистой прибыли. Это связано с тем, что прибыль является основным побудительным мотивом инвестиций. Чем выше ожидаемая норма чистой прибыли, тем соответственно выше будет и объем инвестиций, и наоборот

В-третьих, существенное воздействие на объем инвестиций оказывает также ставка ссудного процента. В процессе инвестирования часто используется не только собственный, но и заимствованный капитал. Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставку ссудного процента, то при прочих равных условиях инвестирование окажется эффективным. Поэтому рост ставки ссудного процента вызывает снижение объема инвестиций и наоборот.

В-четвертых, среди факторов, оказывающих существенное влияние на объем инвестиций, следует отметить предполагаемый темп инфляции. Чем выше этот показатель, тем в большей степени будет обесцениваться будущая прибыль от инвестиций и, следовательно, меньше стимулов будет к наращиванию объемов инвестиций. Особую роль этот фактор играет в процессе долгосрочного инвестирования.

В24

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ И ЕГО ФАЗЫ

Экономический (деловой) цикл — регулярные колебания уровней производства, занятости и дохода, продолжающиеся обычно от 2 до 10 лет. Причинами являются: периодическое истощение автономных инвестиций; ослабление эффекта мультипликации; колебания объемов денежной массы; обновление основного капитала и т. д. Экономическое развитие всегда связано с нарушением равновесия, с отклонением от средних показателей экономической динамики. Наиболее яркими проявлениями нестабильности выступают инфляция (повышение уровня цен, обесценение национальной валюты) и безработица (низкий уровень производства и занятости).

Циклы могут вызываться сдвигом совокупного предложения. Наиболее известный случай — нефтяной шок 1970-х гг., приведший к росту мировых цен почти в 10 раз. Благоприятный шок предложения имел место в США в 1992—1993 гг. в результате необычно большого прироста производительности труда, стимулированного процессом разукрупнения предприятий и широким использованием информационных технологий.

Цикл можно разделить на два периода: нисходящий (падение производства) и восходящий (рост производства). Поскольку экономические подъемы и спады, составляющие суть экономического цикла, играют ключевую роль в колебаниях экономической (деловой) активности, экономисты именуют такие циклы деловыми.

 

Реальный ВВП может отклоняться от номинального, и эти колебания фиксируются дефлятором ВВП. Колебания же фактического объема выпуска вокруг потенциального ВВП характеризуются показателем, называемым разрыв ВВП (gap GDP):

 

gap GDP = (Y — Y*) / Y*

 

где Y — фактический объем производства; Y* — потенциальный объем производства.

Потенциальный ВВП — это такой объем производства, который достигается при полной занятости ресурсов.

Полная занятость ресурсов возможна при отсутствии циклической безработицы, т. е. предполагается естественный уровень безработицы в размере 5,5-6,5% от общей численности рабочей силы и незагруженность производственных мощностей на уровне 10-20%. Эти показатели могут варьировать по различным странам, но во всех случаях полная занятость ресурсов означает наличие лишь структурной безработицы.

При более внимательном рассмотрении экономический цикл представляет собой единый процесс, последовательно проходящий через четыре фазы: подъем (экспансию), спад (кризис), депрессию, оживление.

Фаза экспансии начинается активным вводом в действие новых предприятий и модернизацией старых, ростом объемов производства, занятости, инвестиций, личных доходов, повышением спроса и цен и заканчивается бумом — периодом сверхвысокой занятости и перегрузки производственных мощностей. Во время бума уровень цен, ставка заработной платы и процентная ставка очень высоки. В высшей точке цикла, называемой пиком, все названные показатели достигают максимального значения.

Неизбежное следствие бума — поворот в развитии цикла, когда рост производства сменяется его спадом. Это свидетельствует о наступлении фазы кризиса. Возрастание нереализуемых товарных запасов приводит к снижению объемов производства. Сокращаются производственные инвестиции, и, следовательно, падает спрос на рабочую силу. Это означает рост безработицы, сокращение продолжительности рабочей недели. Падает спрос на сырье, а затем и предложение сырья. Наблюдается резкое уменьшение прибылей, ослабевает спрос на кредит, снижаются процентные ставки. Наконец, если спад глубокий и продолжительный, происходит снижение или замедление роста товарных цен.

В фазе депрессии падение ВВП и увеличение безработицы существенно замедляются, объем инвестиций близок к нулю. Поэтому в этот период экономика характеризуется застоем в производстве, вялостью торговли, наличием большой массы свободного денежного капитала. Через определенное время экономическая система преодолевает низшую точку цикла, называемую впадиной, и начинается оживление. При нем движение всех экономических показателей меняет направление, доход и занятость вновь начинают расти. Когда предприятия доводят объем производства до высшей точки, достигнутой в предыдущем цикле, то начинается экономический подъем.

Главной фазой цикла является кризис (спад производства), поскольку он представляет собой механизм разрушения старых пропорций, создающий условия для будущего развития производства. Свою «очистительную» функцию кризис выполняет с помощью механизма цен. В фазе кризиса снижаются товарные цены на устаревшую продукцию, падают процентные ставки, курсы акций, понижается прибыль компаний, а многие из них несут убытки, что вызывает волну банкротств.

Но кризисная экономика не значит плохая экономика. В самом кризисе заложена возможность его преодоления. Кризис прежде всего устраняет свою непосредственную причину — перенакопление капитала, так как в фазе кризиса экономика избавляется от части основного капитала путем его обесценения и даже уничтожения. Это стимулирует начало массового обновления производственного капитала на новой технической основе. В условиях кризиса ни один предприниматель не может дожидаться полного физического износа машин и оборудования — кризис вынуждает всех осуществлять повсеместную замену многих элементов основного капитала. В результате автоматически рождается новый спрос.

За кризисом, как уже отмечалось, следует депрессия. Внешне она проявляется в замедлении темпов спада, застое в банкротствах, уменьшении товарных запасов и т. п. Ее воспроизводственная функция — приспособление к новым выстроенным пропорциям. На фазе депрессии цель, стоящая перед фирмами (максимизация прибыли), снова становится заманчивой, так как в производстве произошло снижение издержек.

При оживлении, когда постепенно растут цены, заработная плата, занятость, процентные ставки и пр., осуществляются массовые инвестиции, обеспечивающие расширенное воспроизводство. Таким образом, функция оживления заключается в осуществлении расширенного воспроизводства и достижении за счет этого докризисного уровня производства.

При подъеме, когда динамика производства всецело подчинена стремлению к прибыли (в то время как динамика спроса задается главным образом динамикой заработной платы), предложение все больше опережает спрос, создавая предпосылки для будущего спада. Это значит, что и подъем выполняет соответствующую воспроизводственную функцию: производство напрягает силы, выходя за пределы платежеспособного спроса, что усиливает противоречия в механизме воспроизводства.

Цикличность в развитии рыночной экономики наблюдается уже без малого 200 лет. Первый промышленный кризис разразился в Англии в 1825 г., затем в 1836 г. там же, но наблюдался и в США. В 1841 г. США опять пережили кризис. В 1847 г. кризис снова охватывает США, а также Англию, Францию и Германию. Кризис 1857 г. явился первым мировым циклическим кризисом. Затем последовали кризисы 1873, 1882, 1890 гг. Наиболее сокрушительным был кризис 1900-1901 гг. Он начался почти одновременно в России и США и прежде всего обрушился на металлургическую промышленность. Поразив американский рынок металла, кризис перекинулся в Англию, затем в Европу, вызвав существенное падение производства в текстильной, строительной, химической промышленности, в машиностроении. За спадом последовало значительное снижение цен на продукцию этих отраслей.

В 1929-1933 гг. экономика западных стран пережила самый тяжелый кризис за всю свою историю — Великую депрессию, приведшую к падению производства на 40-50% и росту уровня безработицы до 25%. В последующий период рыночные хозяйства многократно сталкивались как с кризисами, так и с подъемами экономики, однако характер циклических колебаний, их продолжительность существенно изменились. Так, анализ 35 циклов, наблюдавшихся в США с 1834 по 1982 г., показывает, что, во-первых, длительность и структура циклов подвергаются постоянным изменениям. Поэтому, хотя экономические циклы — постоянно повторяющееся явление, их все же нельзя представить в виде волн деловой активности определенной продолжительности, таких же регулярных, как океанские приливы или восход и заход солнца. Как отмечается в литературе, по своей нерегулярности деловые циклы, скорее, напоминают изменения погоды, нежели циклы вращения планет или педалей велосипеда. Во-вторых, после второй мировой войны уменьшилась амплитуда колебаний экономической активности: фазы экономического спада стали короче, в то время как фазы подъема производства — продолжительнее. Если в 1854-1938 гг. экономика США находилась в фазе спада производства 45% всего календарного времени, то в 1945-1989 гг. фазы спада заняли лишь 26% календарного времени. В то же время уменьшилась и амплитуда колебаний объемов производства. Рост ВВП в фазе подъема снизился с 30,1% в 1919-1938 гг. до 20,9% в 1948-1982 гг., а его сокращение в фазе спада снизилось с 14,1 до 2,5%. Спад 1990-1991 гг., продолжавшийся почти 9 месяцев, привел к сокращению реального ВВП всего на 1,4%. Этот спад был более короткий и более умеренный, чем два предшествующих ему спада 1973-1975 гг. и 1981-1982 гг.

Цикличность развития экономики по-разному сказывается на состоянии различных отраслей. От спада больше всего страдают отрасли, выпускающие средства производства и потребительские товары длительного пользования (автомобили, мебель, бытовая техника). Это объясняется тем, что в периоды экономических трудностей люди склонны откладывать на будущее покупку таких товаров, отдавая предпочтение сбережению денег и их использованию для удовлетворения более насущных потребностей. В этом случае падение спроса на дорогостоящую продукцию приводит к сокращению производства и занятости в соответствующих отраслях.

Таким образом, наблюдения за ходом циклов показывают, что в современных условиях картина цикла существенно модифицируется. Однако характер модификации не ограничивается лишь изменением продолжительности спадов (рецессии) и подъемов (бума). Меняются сама конфигурация цикла, его воспроизводственные функции, что существенно отличает нынешний цикл от классического цикла, т. е. от цикла свободной конкуренции. У классического цикла, как уже отмечалось, исходной и ключевой фазой выступает кризис. Он является не только формой временного разрешения назревших проблем и противоречий в рыночной экономике, но и условием прогрессивного обновления основного капитала, снижения издержек производства, обновления и улучшения качества, а также конкурентоспособности продукции. Свою «очистительную» функцию классический кризис выполнял главным образом через механизм цен (в XIX в. во время кризиса цены падали значительно больше, чем объем производства). Снижение цен на товары и факторы производства служило основой установления новых ценовых пропорций. Приспособление к ним осуществлялось в первую очередь в ходе обесценения основного капитала. Когда же шел процесс массового обновления капитала, цены снова поднимались.

Какие же качественные изменения претерпел современный цикл, особенно фаза кризиса? При ответе на этот вопрос надо иметь в виду, что на современный цикл существенное влияние оказывает ряд факторов, среди которых особую роль играют:

- монополистическая структура рынков;

- государственное регулирование экономики;

- научно-технический прогресс;

- процесс глобализации (интернационализации) производства.

Влияние монополии сказывается в том, что падение производства, его остановка происходят при сохранении монопольно высоких цен. Наблюдения показывают, что ни один послевоенный цикл (кроме цикла 1948-1949 гг.) не связан с падением цен. Масштабы удорожания растут от кризиса к кризису (т.е. от цикла к циклу).

Поскольку цены не падают, фирмам удается получать прибыль даже при сокращении производства. В то же время сохранение высокого уровня цен затрудняет процесс единовременного массового обновления капитала. Поэтому в современных условиях кризис не может до конца выполнить свою «очистительную» функцию, не становится исходным пунктом массового обновления техники и технологии, а стало быть, не способствует избавлению экономики от старого производственного аппарата.

Регулирующая роль государства проявляется в том, что в антициклических целях оно использует прежде всего бюджетную политику. Во время кризиса для стимулирования роста производства резко расширяются правительственные заказы частным предприятиям, а также государственное строительство.

Государство активизирует также налоговые инструменты бюджетной политики для регулирования капиталовложений и потребительского спроса. В порядке антициклического налогового регулирования проводится законодательное сокращение налогов в периоды кризисов и их увеличение в периоды подъемов. Эти методы получили название встроенных стабилизаторов, потому что в рамках экономической системы их действие осуществляется автоматически. Во время спадов налоговые поступления сокращаются, а расходы государства растут. Налоги сокращаются потому, что уменьшаются размеры продаж, а расходы увеличиваются в результате возрастания выплат по безработице, страхованию от банкротств и т. д. В периоды подъема встроенные стабилизаторы действуют в обратном направлении (налоги растут, трансферты сокращаются).

Важный инструмент антициклического регулирования государства — применение кредитной политики через понижение процентной, ставки, которую взимает Центральный банк при предоставлении ссуд коммерческим банкам. Снижение учетной ставки ведет к понижению процентных ставок по всем видам кредитов, в том числе по потребительскому, и таким образом способствует увеличению инвестиций и расширению продаж в кредит, что стимулирует рост производства.

На характер экономических циклов существенное влияние оказывает научно-технический прогресс (НТП). Все более ускоряющиеся темпы НТП обусловливают ускорение обновления основного капитала, которое наблюдается на всех фазах цикла, включая фазу кризиса. В результате перепроизводство товаров, как характерная черта кризиса, сменяется перепроизводством капитала и хронической недогрузкой производства. Это приводит к размыванию классической, пофазной динамики цикла и циклического характера воспроизводства в целом.

В условиях глобализации производства под влиянием международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей цикл стал носить мировой характер. Кризис в одной стране влечет за собой кризисные явления в других странах, в результате чего все мировое хозяйство втягивается в циклические колебания. Так, в 1974-1975 гг. ведущие западные страны одновременно вступили в мировой экономический кризис перепроизводства. В 1987-1989 гг. во всех главных странах также синхронно начался циклический бум. После небольшого спада, длившегося меньше года в 1990-1991 гг., США и страны Западной Европы снова синхронно перешли к экономическому подъему. Это объясняется интернационализацией производства и переходом стран на новый технологический базис производства, который еще больше усиливает международный характер рынков факторов производства (сырье, материалы, оборудование, рабочая сила) и обусловливает мировые структурные кризисы.

Так, мировой экономический кризис 1957-1958 гг. положил начало мировому структурному кризису перепроизводства сырьевых товаров на мировом рынке в 1958-1963 гг. Этому способствовали технологические сдвиги в производстве, снижение материалоемкости, замена натурального сырья синтетическим. Цены на сырьевые товары упали в 2 раза. Монопольно низкие цены на сырую нефть, поставляемую из колониальных и зависимых стран, привели к кризису угольной промышленности.

Таким образом, рыночная экономика, несмотря на изменения, по-прежнему подвержена циклическим колебаниям. В то же время, как показывают наблюдения, развитым странам удалось избежать депрессий, которые имели место в прошлом, особенно в 1870-е, 1890-е, 1930-е гг. Это говорит о том, что рыночная система стала внутренне более надежной и стабильной. Произошло это, однако, не само по себе, а благодаря более глубокому пониманию механизмов макроэкономики, что позволяет правительствам принимать такие меры в области денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, которые не дают спадам вылиться в длительный, кумулятивный процесс.

 

В25

Рыночное равновесие — это такая ситуация на рынке, когда спрос и предложение равны между собой.

Но всегда возникает ситуация, когда при изменении различных факторов, между спросом и предложением возникает дисбаланс и рыночное равновесие теряется. Ранние экономисты, представители классической школы, рассматривали рыночное равновесие как ситуацию, способную самостоятельно придти к точке равенства. Они считали, что рынок имеет способность к саморегуляции и приходит к равновесию самостоятельно без каких-либо внешних вмешательств.

 

В экономической теории существуют два подхода к рассмотрению рыночного равновесия.

 

1 подход. По Вальрасу.

Швейцарский экономист Леон Вальрас рассматривал рыночное равновесие исходя из их количественной оценки. Рассмотрим данный подход на графике.

Установление рыночного равновесия по Вальрасу

В точке Е показано первоначально сложившееся на рынке равновесие, которому соответствуют QE количество товара по цене PE. Именно в точке Е кривые спроса и предложения пересекаются, что говорит о том, что при таком объеме и цене товара спрос и предложение равны. Но при увеличении цены товара до уровня Р1 количество спроса сократиться до уровня Q1D, а объем предложения товара наоборот увеличится до уровня Q1S. Возникнет излишек производителя, в результате которого продавцы пытаясь избавиться от лишнего товара начнут снижать цены на него. В итоге спрос на дешевый товар начнет расти. Данный цикл будет продолжаться до того, пока на рынке не восстановится равновесие.

При снижении цены товара до уровня Р2 спрос на него возрастет до уровня Q2D и будет превышать предложение, которое сократится до уровня Q2S. Возникнет излишек потребителя в результате чего на рынке сложится дефицит на товар. Но излишний ажиотаж на дешевый товар будет оказывать давление на цену, которая рано или поздо станет повышаться. А при повышении цены производители в свою очередь начнут увеличивать предложение товара до тех пор, пока рынок не будет насыщен.

Условие установления рыночного равновесия по Вальрасу можно представить в виде равенства:

QD(P) = QS(P)

Данное равенство показывает, что по Вальрасу величины спроса и предложения являются функцией цены.

2 подход. По Маршаллу.

Английский экономист и один главных представителей неоклассической школы Альфред Маршалл считал, что цена является единственным фактором, устанавливающим рыночное равновесие.

Установление рыночного равновесия по Маршаллу

На данном графике также показана равновесная точка Е при которой спроса и предложения равны. Но в случае, если цена спроса P1D будет превышать цену предложения P1S, производители тут же отреагируют на это увеличением пр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...