Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рынки факторов производства.




Билет 1

Экономика рассматривается в 2х смыслах:

1) многообразие человеческой деятельности ради жизни.

2) целостная система знаний о закономерностях экономического развития.

 

Важнейший закон, определяющий, какой будет экономика в будущем: закон разделения труда – по мере развития происходит всё большее углубление и специализация труда, повышается интеграция и кооперация.

 

Экономическая теория как отрасль знаний изучает лишь самое главное об экономике, важнейшие законы и принципы эффективности экономических отношений, которые являются скелетом в экономике.

Более конкретные проблемы экономики изучаются конкретными экономическими науками: статистикой, менеджментом, маркетингом, бухучётом и др.

Экономическая теория является стержнем всех экономических наук.

Предметом изучения экономической теории является структура экономических отношений и эффективное использование и распределение ресурсов, обеспечивающих рост благосостояния и качества жизни.

Функции экономической теории

1) Познавательная (исследование отношений и законов)

2) Методологическая (разработка методов изучения явлений)

3) Практическая (прогностическая) (выработка рекомендаций)

4) Социальная (связана с расслоением общества на группы с разным доходом)

5) Гражданско-идеологическая (связана с гражданскими действиями людей, основываясь на идеологических нормах/клише)

Методы экономической теории:

1) Эмпирические – исследование фактов, документов, их статическая группировка

2) Формально-логические – методы логических умозаключений, гипотез и др.

3) Экономико-математические (связано с линейным моделированием для выявление закономерностей)

4) Экспериментальные методы (компьютерное моделирование)

 

 

Билет 2

Производительные силы – это комбинация вещественного и личного элемента производства, обеспечивающая создание нового продукта или услуги.

Факторы:

1) Вещественный – сырье, материалы, технологии, оборудование

2) Личный – работники

Различают: естественные производительные силы (с использованием природы, зависит от природы), общественные производительные силы (сложные механизмы взаимосвязи элементов в социуме; общество без природы создаёт свои силы), всеобщие производительные силы (основанные на мощи науки, экономических знаниях)

В ходе взаимодействия элементов производительных сил неизбежно возникают экономические отношения между различными субъектами (юрид., физ. лица) экономики.

Типичная структура экономических отношений:

— по стадиям создания и продвижения продукта(товара):

1) Производственные

2) Распределительные

3) Отношения обмена (собственно рыночные)

4) Потребительские

— с т. зр. иерархии:

1) Социально-экономические (отношение собственности и производства; деление продукта производства)

2) Технико-экономические (отношения взаимодействия с технологиями, оборудованием; функциональное разделение труда)

3) Организационно-экономические (связаны с управлением, кооперацией труда, расстановкой кадров, управление ресурсами, организационные вопросы)

—по субъектам (территориальная):

1) Микроэкономика (домохозяйство, предприятия)

2) Мезоэкономика (отрасли, крупные комплексы)

3) Макроэкономика (в масштабах страны, нации)

4) Мировая экономика

Экономические законы – это внутренние причинные связи и взаимозависимости в явлениях, выражающие сущность экономических отношений.

Экономические законы характеризуют 2 типа устойчивых повторяющихся связей между явлениями:

1) Причинно-следственные (выпуск новых денег инфляция)

2) Функциональные

Законы можно разделить

1) По социальному признаку

· специфические (для конкретного общества),

· общие (присущи всем),

· особенные (выражают сущность товарно-денежных отношений)

2) По фазам продвижения продукта – закон

· производства (законы соответствия факторов производства, повышения производительности труда),

· распределения (законы распределения жизненных благ, возмещения затрат рабочей силы…),

· обмена (закон стоимости, закон спроса и предложения, денежного обращения),

· потребления (закон возвышения потребностей, перемены труда..)

3) По уровневому признаку – законы

· микроэкономики,

· мезоэкономики,

· макроэкономики.

Билет 3

Основные этапы развития экономической теории

1) Меркантилизм (Т. Мен, Дж. Стюарт) – фрагментарная теория, касающаяся проблем денежного регулирования. Возник в средник века (14-15) в частности в связи с великими географическими открытиями. Меркантелисты считали, что богатство воплощается в деньгах, которые накапливаются с помощью торговли, прежде всего внешней (экспорт больше импорта). Разработали протекционизм - концепция гос. поддержки отечественного производителя в конкуренции с иностранными товарами с помощью введения таможенных пошлин и других мер.

2) Физиократы (Франсуа Кенэ) (Франция, 18 в). Кенэ осуждал меркантелистов и доказал, что не торговля является источником богатства, а производство, в частности с/х (труд крестьян). Впервые серьёзно исследовали производственные отношения.

3) Английская классическая политэкономия (А.Смит, Д.Рикардо). Доказали, что основа богатства – производительный эффективный труд, при этом рынок – лучшее устройство экономики, отсутствие вмешательства государства. Подход получил название либерального – свободные отношения экономических субъектов.

4) Марксизм (К. Маркс, 19 в.). Разработка целостной теории капиталистической экономики. Разработал теорию кризисов, теорию социалистической экономики. «Капитал». Доказывал, что социализм лучше капитализма.

5) Неоклассики (конец 19 в.) – развили идеи рыночной экономики Смита (устойчивость гос. регулирования, функционирование 2х механизмов – гос-ного и рыночного).

6) Кейнсианство (Джон Кейнс, 20в) разработка макроэкономики, теория гос. регулирования.

7) Маржинализм – (Г.Госсен, 70-е годы XIX века) исследовали предельные величины в экономике, выдвинули основной методологический принцип убывающей предельной полезности как фундаментальный для построения всей системы экономических взаимосвязей.

8) Неоклассический синтез (Самуэльсон)- характерно расширение и углубление тематики исследований (развитие общепринятой теории, создание систем, объединяющих, согласующих различные точки зрения).

9) Монетаризм – (Фридмен, 60-е годы XX века) – полная свобода рыночного хозяйства без вмешательства государства, признание денег стабилизирующим фактором воспроизводственного процесса путем регулирования денежного обращения.

10) Институционализм (Т. Веблен) – предмет изучения – институты в системе экономических отношений и их воздействие на экономические процессы.

Развитие экономической теории в России:

В числе первых российских экономистов был И.Т.Посошков, крестьянский предприниматель, изобретатель и мыслитель периода царствования Петра I. Он внёс вклад в совершенствование российской торговли, гос.управления, в налоговую реформу.

Определённый вклад в развитие экономической мысли внёс М.В.Ломоносов. Вего трудах отражены такие эк.воззрения: укрепление потенциала Р. через купечество, расширение экон. ф-ций гос-ва, обнаружение минералов для прибыли.

А.Н.Радищев выступал за установление частной собственности крестьян на землю, видел источник общественного богатства в труде с его общественной формой, дал толкование цены, деньги, процент, кредит…

Н.И.Тургенев высказывал идеи о свободной торговле, о налогах, издал работу «Опыт теории налогов»(1818).

В трудах Чернышевского «Капитал и труд» (1860) и др. содержатся критика буржуазных определений предмета и задач эк. науки, взгляды на её роль в преобразовании общества, на рост производительности труда как важного источника богатства людей.

Г.В.Плеханов, крупный экономист России 19 в., перевёл на русский ряд произведений Маркса и Энгельса.Стоял на марксистских позициях, определяя предмет политической экономии как науки о развитии производственных отношений.

В.И.Ленин развил идеи «Капитала» применительно к эпохе империализма. В своих сочинениях раскрыл ряд теоретических положений о товаре и товарном хоз-ве в Р., о соотношении отраслей по производству средств производства и предметов потребления, обосновал признаки империализма и основные формы монополий. Много работ посвятил переходной экономике: о кооперации, коммерческой деятельности, о роли гос-ва в управлении экономикой и др.

Н.И.Бухарин в своих исследованиях большое место отводил теории предельной полезности, теории ценности, теории прибыли, её образованию и распределению в различных обществах.

Билет 4

Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных структурных элементов, обеспечивающих выполнение 2-х функций:

1) Воспроизводственная – непрерывное обеспечение людей товарами и услугами и улучшение качества жизни

2) Регулирующая – использование природных ресурсов, информации для организации (координации) производства продукции.

Только оптимальное взаимодействие следующих структурных эл-тов обеспечивает реализацию этих ф-ций:

1) Объекты – процессы производства, технологии, реализации и потребление продукции. С т.зр. преобладающей технологии различают аграрные экономические системы, индустриальные (основаны на машинах и оборудовании),+научно-информационные.

2) Субъекты:

1) Домохозяйство (семьи, люди, обладающие ресурсами)

2) Предприятия (предпринимательский сектор)

3) Государство и его организации

4) Иностранные юрид. и физич. лица, которые работают в экономике

Элементы хозяйственного механизма включают различные формы и методы регулирования:

1) Экономические структуры (материально-техническая)

2) Социально – экономическая структура (сложившиеся экономические отношения)

3) Организационные институты (элементы)

 

Билет 5.

Собственность – это отношения, возникающие между людьми по поводу присвоения и использования условий и результатов производства в своих интересах.

Собственность является ядром любой экономической системы. Собственность формирует экономические интересы и статус человека. Она имеет экономическое и юридическое содержание.

Экономическое содержание характеризуется сложной системой присвоения и отчуждения средств производства. Оно реализуется в управлении объектами собственности (в праве управлять ими) и в получении определенного дохода.

Юридическое содержание характеризуется тремя главными полномочиями:

1) Право владения

2) Право распоряжения

3) Право пользования

Простейшие виды собственности

1) Частная

2) Коллективная (групповая) (частно-групповая)

3) Общегосударственная

Существуют различные комбинации (смешанные формы собственности)

2 основных процесса изменения собственности:

1) Национализация (частная собственность становится государственной)

2) Приватизация (государственная собственность становится частной)

 

 

Билет 6

Выделяют 3 типа экономических систем:

1) Рыночная: преобладание частной собственности, регулирование на основе законов спроса и предложения, минимальное вмешательство государства в экономику (или незначительное)

2) Плановая: централизованное бюрократическое распределение ресурсов, преобладание государственной собственности, управление чиновниками, уравнительная зарплата для трудящихся с небольшими стимулирующими элементами (демотивация труда, нежелание работать)

3) Смешанная: экономика рыночного типа, включающая в себя элементы и частной и государственной собственности и предполагающая сочетание 2х механизмов регулирования (государственное вмешательство с помощью бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, конкуренция между государственными и частными предприятиями)

Сбербанк – частно-государственная структура.

Каждая страна имеет свои особенности сочетания этих элементов.

Бюрократия и сильное вмешательство гос-ва в экономику – особенные черты России.

Россия в 90е годы осуществляла переход от неэффективной советской экономики к рыночной. Такой период получил название переходной экономики. В этот период возрастает криминализация и появляется теневая экономика.

Коррупция – главное проявление теневой экономики.

Переходная экономика – это процесс социально-экономических преобразований, качественных сдвигов в существующей экономике, когда в течение продолжительного периода времени осуществляется переход от одной экономической системы к другой.

 

Билет 7

Производство – процесс взаимодействия человека и природы в определенной общественной форме в целях создания предметов, удовлетворяющих потребности людей.

Производство имеет две стороны – 1) вещественно-технологическую, 2)общественно-экономическую.

Цели - 1) конечная (характерно для всех экономических систем). В перспективе все системы ориентированы на удовлетворение потребностей, но в разной мере.

2)непосредственная, но скрытая (связана с удовлетворением потребностей властных и доминирующих в обществе социальных групп).

Экономика функционирует ради удовлетворения потребностей. Потребности бывают:

- человеческие

- производственные

- непроизводственные, общекоррективные, социальные потребности, в том числе и государственные

Личные потребности имеют следующую структуру:

1) Физиологические

2) Потребность в безопасности

3) Социальные потребности в коммуникации

4) Социальная потребность в признании (в получении адекватной оценки)

5) Потребность в самореализации

 

 

Билет 8

Экономические ресурсы - это средства осуществления производства.

1) Людские

2) Природные

3) Материальные

4) Информационные

Главная черта ресурсов – их ограниченность.

Попадая в реальное производство, экономические ресурсы превращаются в факторы производства, т.е. реально используемые ресурсы. Тогда они имеют следующие новые названия, характерные для рыночной экономики:

1) Труд (в смысле реализуемых способностей) (потребляемая рабочая сила)

2) Земля

3) Капитал

4) Информация

Факторы производства постоянно качественно преобразуются.

 

Билет 9

Центральная проблема производства связана с вопросами выбора технологии, продуктов,

ресурсов и т.д. Потребностей много – ресурсов мало, экономика действует по принципу – «минимум затрат – максимум эффекта».

 

Производственные возможности – это возможности общества по производству благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов.

 

Кривая производственных возможностей – это набор альтернативных вариантов производства комбинаций А и Б продуктов при максимальном использовании ресурсов. В случае если ресурсы используются не полностью, то точка показывается под кривой, что характерно для кризисных состояний в экономике. Эта кривая характеризует максимально возможный потенциал экономики при имеющейся технике и технологиях.

Повышение потенциала возможно благодаря модернизации.

Возможно изменение курса развития и переход от варианта 1 к варианту 3, при этом возникают альтернативные издержки, равные потерям определенного количества продукта, от которого отказываются.

Центральные вопросы: что производить, как производить, для кого.

 


А 1

4 3

Б

Билет 10

Воспроизводство – это непрерывное повторение процесса производства в течение длительного периода времени.

3 аспекта непрерывного воспроизводства

1) Воспроизводство продукта, соответствующего структуре потребностей

2) Воспроизводство рабочей силы (за счет части этих продуктов)

3) Воспроизводство экономических отношений

Типы воспроизводства

1) Простое (генерируется продукт в прежних объемах и такого же качества (до капитализма))

2) Расширенное воспроизводство (характерно для рыночной экономики)

3) Суженное воспроизводство (характерно в период кризиса)

Микроэкономика – изучает деятельность отдельных хозяйственных единиц, их экономические процессы и взаимодействие на рынке.

Решает проблемы:

1) спроса

2) производства и предложения

3) совершенной и несовершенной конкуренции

4) создания и распределения доходов

Макроэкономика – экономика как единое целое на федеративном уровне, ее связь с мировым хозяйством.

Решает проблемы:

1) экономического роста

2) Циклов

3) Денежного обращения

4) Инфляции

5) Занятости

6) Экономической политики

7) Внешнеэкономических отношений

 

Билет 11

Натуральное хозяйство основано на низкой производительности труда ради внутреннего потребления.

Товарное хозяйство – форма экономической организации, когда товары производятся отдельными обособленными производителями и для удовлетворения потребностей им нужен обмен.

По мере развития разделения труда появились условия для повышения производительности труда и появление излишков товаров, которые продавались.

2 условия появления рынка:

1) Общественное разделение труда (А.Смит «богатство народов» показал повышение производительности).

2) Экономическая самостоятельность товаропроизводителя (сначала была основана на простой собственности мелкого частника). Впоследствии появляются крупные формы частной собственности. Так появляется развитая предпринимательская экономика. Полноценное рыночное хозяйство означает формирование не только рынков потребления товаров, но и рынков ресурсов, когда продается земля, труд, капитал.

 

 

Билет 12

Товар – продукт труда, предназначенный для обмена.

Свойства:

1) Потребительская стоимость (способность товара удовлетворить какую-то человеческую потребность)

2) Стоимость (способность обмениваться с другими товарами с определенной пропорцией) историческое название меновая стоимость.

2 теории обмена:

1) «Теория трудовой стоимости» (классическая) создатели – Рикардо, Маркс. Согласно ей, стоимость формируется в зависимости от затрат труда, но не индивидуальных, а усредненных, общественно необходимых затрат, то есть приемлемых для общества.

2) Теория предельной полезности (неоклассическая), согласно которой покупатель ориентируется на дополнительную полезность от покупки единицы товара (она убывает по мере насыщения потребности, поэтому ее ценность убывает)

В трудовой теории стоимости главным регулятором цен выступает «закон стоимости», ориентирующий цены на средние затраты труда. Но при этом происходит постоянное отклонение цен от этой стоимости, из-за изменения потребительских предпочтений «предельной полезности».

Цена – стоимость, выраженная в деньгах

1) Оптовая

2) Розничная

3) Закупочная

4) Прейскурантная

5) И т.д.

Функции цены:

1) Учетная (производится оценка затрат)

2) Доходная

3) Стимулирующая (когда высокие цены привлекают капиталы в производство и наоборот, низкие отвергают приток)

4) Регулирующая (изменение цен изменяет движение ресурсов)

Наряду с традиционными товарами деньги тоже являются товаром, выполняющим функцию всеобщего эквивалента.

В своей истории эволюции деньги имели 3 вида:

1) В форме ликвидного ходового товара

2) Золото или серебро

3) Бумажные деньги (металлические и бумажно-денежные) (печать Центробанком)

Функции денег(всех):

1) Мера стоимости

2) Средство обращения

3) Средство платежа

4) Средство накопления

5) Средство в международных торговых расчетах

 

 

Билет 13

Рынок – система обмена между продавцами и покупателями, опосредованная куплей-продажей.

Основные функции рынка:

1) Соединительная

2) Распределительная (рынок обеспечивает эффективное распределение ресурсов, наиболее точно выражающее потребность людей, предприятий, фирм и т.д.)

3) Информационная (рынок обеспечивает информацией в форме «что, где, почем», информацией о качестве)

4) Дифференцирующая (дифференциация участников по уровню их дохода)

5) Стимулирующая (конкуренция заставляет улучшать продукты)

Основные виды рынка:

1) С т.зр. масштабности (местные, региональные, национальные)

2) С т.зр. объектов купли-продажи

1) Ресурсные(рынок труда, земли);

2) Потребительские (продовольствия, товары народного потребления…);

3) Рынок ценных бумаг, которые обеспечивают движение капитала;

4) Рынок денег и валют;

5) Рынок объектов интеллектуальной собственности

 

Билет 14

Рыночный механизм – такая форма организации производства, при которой потребители и производители взаимодействуют посредством рынка для решения основных проблем экономики, - какие товары должны быть произведены, в каком количестве, как их производить и для кого они создаются, кто будет их потреблять.

Рыночный механизм – это объективное взаимодействие 4-х элементов, а именно

1) Спроса

2) Предложения

3) Конкуренции

4) Цены, которые устанавливаются из баланса интересов

 

Каждый из участников экономических отношений обладает экономической свободой, то есть может принимать любые решения по вопросу, что, как, для кого производить и могут реализовать свой выбор, для чего нужна инфраструктура.

Суть этого механизма в его автоматизме, который приводит к улучшению положения обоих участников.

То есть благодаря рынку каждый, кто будет стремиться к реализации корыстного интереса, будет вынужден создавать для клиентов лучшие, соответствующие запросам продукты.

Эта идея отражена в выражении Адама Смита «невидимая рука рынка».

Благодаря «Невидимой руке» происходит неуклонное улучшение благосостояния.

 

Билет 15

Спрос – форма проявления потребностей населения, обеспеченная денежным эквивалентом.

Различают индивидуальный и рыночный спрос.

Субъектом индивидуального спроса является отдельный потребитель, желающий приобрести товары при данных условиях.

Рыночный спрос представляет собой совокупность всех индивидуальных спросов на данном рынке, или спрос, предъявляемый на товар всеми покупателями (потребителями).

Определяющим фактором рыночного спроса является цена.

К неценовым факторам относятся следующие:

1) доходы потребителей

2) потребительские вкусы

3) число покупателей

4) цены на сопряжённые товары

5) потребительские ожидания

6) степень удовлетворения потребностей населения в данном товаре: чем она выше, тем ниже спрос

Рыночный спрос выражает платежеспособные потребности для определенного товара.

Закон спроса характеризует обратную зависимость объема спроса Q от цены P.

P

 


2 Q

Если доход растет, спрос кривая вправо; если доход убывает - кривая влево.

Эффект дохода: Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя, но только по отношению к данному товару, только при покупке данного товара. Поэтому чем больше потребитель покупает подешевевшего товара, тем больше он самостоятельными действиями реализует эту открывшуюся возможность увеличения своего дохода.

эффект замещения: При повышении цен на товары потребитель начинает заменять дорогостоящие товары более дешёвыми или совсем отказываться от них. Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не измениться. Поэтому, замещая «другие» товары подешевевшими, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.

Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.

Для экономической теории важность понятия «эластичность» состоит в том, что оно позволяет перейти от качественной к количественной характеристике спроса. Т.обр., эластичность спроса показывает степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цены.

Эластичность спроса по цене показывает, насколько изменится объём спроса на товар в ответ на изменение цены этого товара.

Изменение динамики спроса в ответ на изменение доходов потребителей отражает эластичность спроса по доходу.

1) точечная ; 2) дуговая

0<K<1 – неэластичный спрос, т.к. в ответ на изменение цены спрос изменится незначительно

K=1 – единичный спрос

k>1 – эластичный спрос

 

 

Билет 16

Предложение товаров выступает как целенаправленное действие продавца, убеждающее покупателя приобрести товар. Необходимо различать индивидуальное и рыночное предложение.

Индивидуальное – это предложение товара на рынке отдельным продавцом.

Рыночное – предложение товара всеми продавцами на рынке.

Основными показателями выступают объём и цена предложения.

Объём предложения – это кол-во товаров, которое готовы продать продавцы.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определённое кол- во товара.

На предложение действуют факторы – в основном цена, а также неценовые факторы: цены на ресурсы, изменения в технологиях, налоги и субсидии, цены на другие товары, ожидания, число продавцов, природные условия.

Закон предложения – выражает отношение прямой зависимости величины предложения определённого товара от уровня цены на него.

P S

 

 

Q

Степень изменения предложения в ответ на изменение цены характеризует эластичность предложения.

Предложение эластично, если оно изменяется в большей степени, чем цена; предложение неэластично, если его изменения меньше, чем изменение цены.

, где -коэффициент эластичности предложения,

- процент изменения величины предложения

процент изменения цены товара

Рыночное равновесие – это ситуация на рынке, когда конкурирующие силы спроса и предложения устанавливают цену, уравновешивающую их объёмы.

 

P С1 перепроизводство П2

 

р1 цена рыночного

равновесия

 

П1 дефицит С2

Q

К1

 

Билет 17

Конкуренция и ее виды

Конкуренция – это соперничество между покупателем и продавцом на рынке за более выгодные условия сделки.

Всегда имеет место быть острое противоборство интересов. Главное, чтобы интересы обеих сторон были удовлетворены.

Различают конкуренцию между покупателями (особенно в условиях дефицита товара) и конкуренцию производителей в условиях перепроизводства и многообразия выбора.

В условиях рыночной экономики конкуренция представляет собой борьбу фирм за более выгодные условия производства, сбыта, за ресурсы и источники дохода от покупателей.

Разновидности конкуренции:

1) Внутриотраслевая, которая как правило ведется 2мя способами: ценовая и рекламно-брендинговая.

2) Межотраслевая – борьба между инвесторами за вложения в более доходную отрасль.

С точки зрения соотношения продавцов и покупателей и соотношения продукции различают четыре вида конкуренции

1) Совершенная конкуренция –много производителей и много покупателей (мелких и средних) – однородная продукция.

2) Монополистическая конкуренция – такая же как предыдущая но производится дифференцированная продукция

3) Олигополия – господство на рынке небольшого числа крупных фирм (это в основном и есть современная экономика)

4) Монополия – рынок, на котором господствует один производитель товара не имеющий товаров-заменителей.

Функции конкуренции

1) Балансирующая – приводящая к балансу интересов участников

2) Дифференцирующая – выявляются лучшие в конкурентной борьбе. Лучшим – прибыль, худшим – убытки и банкротство.

3) Стимулирующая – производитель постоянно мотивирован на создание более качественной, инновационной продукции, либо предоставление товаров по более низким ценам.

 

 

Билет 18

Монополия – исключительное право фирмы на определенную деятельность, как правило предоставляемую государством или получаемое за счёт рыночной власти фирмы (рыночного доминирования).

Сущность монополии определяется 3мя факторами

1) Монополии возникают из господства в производстве

2) Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке

3) Благодаря монопольным ценам, монополия получает монопольно высокую прибыль.

Монополии, как правило, возникают в производстве благодаря низким издержкам.

Разновидности монополий

1) Естественная - когда на определенное время выгоднее отсутствие конкуренции и функционирование одной фирмы (опасность – высокие затраты при очень низком качестве)

2) Легальные (которые разрешены законодательством, в частности патент на изобретение)

3) Искусственные – специально организуются фирмами с целью захвата рынка в форме слияний и объединений.(картели, тресты, синдикаты, концерны, холдинги)

Монополии имеют как положительное значение (например в связи с эффектом масштаба производства, производя большие партии продукции, существенно снижают издержки и цены – различные формы экономических издержек), так и отрицательные (ущерб потребителю (например, в офисе ЖКХ – газ по нормативам и газ по счетчику) резкое ухудшение конкуренции)

Трест (от англ. trust) — одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или головной компании.

Синдикат — это организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно.

Концерн — финансово-промышленная группа компаний. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур.

Картель — форма монополистического объединения или соглашения. В отличие от других, более устойчивых форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны), каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность.

Холдинг— совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний.

 

Билет №19.

Рынки факторов производства.

Рынки факторов производства появляются в высокоразвитом товарном производстве, в котором используется наёмный труд.

Рынок труда возможен благодаря личной свободе человека, обладающего рабочей силой (способностью к труду).

Рынок труда – форма социально-экономических отношений между работодателями и наёмными работниками по поводу купли-продажи услуг труда, то есть полезного эффекта от применения рабочей силы.

Этот рынок выполняет очень важные функции:

1. обеспечение занятостью и доходом;

2. распределение работников по территориям, отраслям, производствам и т.д.;

3. регулирующая – регулирует доходы на разных сегментах, что отражается в пропорциях зарплат;

Спрос на рынке труда выражает потребность работодателей в заполнении рабочих мест в соответствии с технологией.

Спрос зависит от ряда факторов: уровня технологий, уровня зарплаты…

Предложение зависит от предлагаемой зарплаты, демографических процессов, ценность свободного времени и свободного развития.

Зарплата – выражение цены услуг труда, достаточной для воспроизводства рабочей силы, надлежащего качества (восстановление сил, обеспечение жизни, жилья, досуга…).

Различают номинальную зарплату (выдана на работе) и реальную (то кол-во товаров, которые можно купить на номинальную зарплату с учётом растущих цен).

Рост реальной = Рост номинальной – инфляция.

Если инфляция опережает рост номинальной зарплаты, то реальная зарплата снижается.

2 основные формы оплаты:

1) повременная – за отработанное время в соответствии с нормами времени;

2) сдельная – оплата по нормам выработки с учётом кол-ва.

Билет №20.

Рынок капитала – сфера купли-продажи денежных средств для пополнения запасов капитала на фирме.

2 участника: кредитор и заёмщик.

Заёмщик – обладатель временно свободных денежных средств, которые имеются у гос-ва, предприятия или населения.

Кредиторами обычно выступают предприниматели.

Предлагаемы е деньги называются ссудным капиталом, т.к. предоставляются взаймы на время под определённый процент(r).

Ссудный процент – цена использования денег за определённое время. Она выражается в абсолютной сумме и относительно в виде ставки.

Реальная ставка = Номинальная ставка – инфляция.

Факторы, влияющие на ставку: ожидаемые прибыли, налоги, срочность и т.д.

Ставка оказывает большое влияние на инвестиционные процессы.

Важнейший фактор, влияющий на ставку – инфляция.

Билет №21.

Рынок земли связан с использованием её для с/х производства, строительства и иных нужд.

С/х земли обладают плодородием и делятся условно на лучшие, средние и худшие.

Особенностью с/х производства является появление дополнительного дохода, не связанного с производительностью. Этот доход называется земельной рентой.

Виды:

1. абсолютная рента – получают владельцы земли при сдаче в аренду;

2. дифференцированная рента: 1-го типа связана с плодородием, 2-го типа связана с улучшением земли (больший доход);

3. монопольная рента – особые условия произрастания.

Цена земли будет зависеть от того, сколько годовой ренты можно получить с земельного участка.

Цена земли = годовая рента / ссудный % (r).

Билет №22.

Капитал и фирма.

Фирмы подразделяются по признакам:

1) По величине: крупные, средние, мелкие;

2) По профилю деятельности: компьютерные, финансовые…

3) По организационно-правовой форме: товарищества, хоз.общества, гос и муниципальные предприятия, производственный кооператив…

Капитал фирмы бывает физический и человеческий (знания, умения).

Промышленный капитал совершает следующий кругооборот, т.е. последовательную смену 3 форм – денежной, товарной, производственной.

Повторяющийся кругооборот называется оборотным капиталом.

Основной капитал выражен в зданиях, оборудовании и переносит свою стоимость на себестоимость по частям, этот перенос называется амортизацией и регулируется специальными нормами, которые установлены с учётом срока службы.

Оборотный капитал – сырьё, материалы, электроэнергия, затраты на найм рабочей силы. Эти затраты переносятся сразу целиком за один кругооборот.

 

Билет №23.

Издержки производства выражают затраты ресурсов в стоимостной форме на производство и реализацию продукции.

Себестоимость характеризуют непосредственно связанные с производством затраты (текущие).

Единовременные затраты – не связанные с производством: постройка, закупка оборудования…

Валовые издержки бывают постоянные и переменные.

Средние издержки – затраты в расчете на единицу продукции.

Переменные – находятся в зависимости от объема производства, переносятся на продукцию в полном объеме.

Постоянные – не зависят от изменения объемов производства.

Структура издержек:

1) Материальные затраты

2) Затраты на оплату труда

3) Отчисления на соцнужды

4) Амортизация основных фондов

5) Прочее

«Закон убывающей производительности» - (если нет инноваций и модернизации) начиная с некоторого момента каждая добавочная единица переменного фактора дает меньшее приращение общего выпуска продукции, чем предыдущая единица.

Бухгалтерские (явные) издержки – оформлены в документах бухгалтерией (те же валовые издержки)

Экономические издержки = Бухгалтерские – неявные

Неявные издержки – потери в сравнении с наилучшей возможностью использования.

Факторы снижения издержек – экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве (трудовых и нетрудовых)

C

const TCэффект бюрократизации

 


FC-постоянные

Издержки AC

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...