Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Николай Орезм. Откуда берется богатство?




В начале 17в. (1615) Антуан Монкретьен издал «трактат о политической экономии» (правела ведения домашнего хозяйства). Подарил Королю. И в нём были изложены механизмы обеспечения богатства страны. А.Н. принадлежал к экономическому учению, которое было получено название меркантилизм.

Основная идея меркантилистов сводилась к тому, что богатство общества зависит от количества накопленных в обществе денег. Деньги были золотыми или серебряными. Поэтому они обладали реальной ценностью. Для накопления богатства общества, необходимо свои товары продавать подороже, а товары из других стран покупать дешевле. Меркантилизм - это первое научное учение, которое легло в основу государственного управления страной. Физиократизм (физио – природа, кратость – власть). Т.е. представители этого экономического учения сделали важное предположение, о том что экономические законы как и законы природы объективны, т.е. не зависят от воли и сознания людей поэтому их можно познать и к ним приспособиться, но нельзя повлиять. Как и предшественников, физиократов волновал вопрос откуда берется богатство. Физиократы считают источником богатства являлось сельское хозяйство. Они считали что богатство страны зависит от запасов продуктов, которые легко менять на деньги. Примерно в это же время появляется Классическая теория, политической экономике.

Классики соглашаются с тем что богатство общества воспроизводиться в сельском хозяйстве, но по их мнению это невозможно сделать без человеческого труда. Основным источником богатства является труд человека.(Труд является отцом богатства, а земля его матерью). Эту теорию предложил Уильям Пети. Дальнейшая разработка классической теории была развита Адамом Смитом и Давидом Рекардо.

Следующим этапом развития экономической теории был Марксизм. Предмет исследования: Экономические отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Первично производство, а использование вторично. Дальнейшее развитие теории связанно с вульгарным направление пол. Эк., теории утопического социализма.(Осман, Роберт Оуэн). И теории Маржинализма (маржинальный – предельный). Появляется несколько школ (австрийская школа с теории предельной поддельности глав, Кембриджская школа с теорией предельной производительности).

Современный период развития экономической теории тоже многообразен, но в большей степени он представлен институционализмом.

В институционализм входят любые теории объясняющие нынешнюю ситуацию и выявляющие пути выхода из него.

Экономические отношения между людьми, по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ – основа современной теории. (ещё наиболее эффективное распределение ограниченных ресурсов)

26. Эластичность спроса по цене - это степень реакции спроса на изменение цены. Эластичность предложения – степень реакции предложения на изменение цены.

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательную способность, потребителя. Эффект замещения (замены) возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным..

28. Теория предельной полезности говорит о том, что ценность блага зависит от кол-ва этих благ и ценности последней единицы запаса. Цена блага устн. не только исходя из затрат на производство, но и исходя из субъективной оценки этого блага покупателем.

29. Предприятие- это организационно – хозяйственная форма осуществления, с целью производства и реализацию товаров и услуг и получение доходов. Предприятие существования 3 функций: 1)самоокупаемость 2)самофинансирование 3)самоуправление

30. Единоличное хозяйство – это предприятие которое создано 1 человеком на собственный капитал, оно занимает незначительную долю на рынке, вход и выход с рынка остается незамеченным в масштабам экономики и большого влияния на нее не оказывает, поэтому регистрация такого предприятия осуществляется по упрощенной форме, т.е. оно регистрируется в местных органах власти.

31. Партнерство создаётся 2 (редко 3) партнерами оно немного больше чем един. Хоз-во, поэтому оно имеет в принципе те же что и плюсы и минусы

Плюсы: Упрощенная система регистрации, мобильность, предприятие и предпринимать выступают как единое лицо и доходы являются как доходы предпринимателя и предприятия т.е. они подвергаются единому налогу, успех или неудача предприятия всецело зависит от предпринимателя.

Минусы: Т.к. это малое предприятие банки не дают кредиты, высока степень риска, срок жизни такого предприятия зависит от срока жизни самого предпринимателя, неограниченная ответственность, не согласованные действия партнеров

32. Корпорация- крупное предприятие, учредителем которого может выступать неограниченное число людей, такое предприятие создается на паевой основе (акции) при формировании получают статус юридического лица, внесенный пай является собственностью предприятия, корпорация имеет большое влияние на рынок, регистрируется в гос. реестре соответст. Отрасли.

33. издержки производства называются затраты, связанные с производством и реализацией готового продукта. Внешние издержки – затраты для привлечения ресурсов, чтобы эти ресурсы не были использованы другими предпринимателями или в другой отрасли. Внутренние издержки связаны с движением сырого продукта по операциям внутри производства.

34. Краткосрочный период — это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие — переменными.1) постоянные- относятся такие затраты, которые существуют всегда, даже если предприятие не работает: плата за капитал, плата за оборудование, з/п основного состава специалистов. 2) переменные – связаны с затратами на ресурсы, которые расходуются в процессе производства. Примеры: электроэнергия, сырье, инструменты со сроком годности до 1 года и т.д. 3) постоянные от переменных отличаются тем, что переносят свою стоимость на готовый продукт по частям не меняя своей физической формы. А переменные издержки полностью преобразуются в процесс производства и полностью приносят стоимость на готовый продукт.

35. Долгосрочный период — это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными. В длительном периоде все факторы производства становятся переменными, поэтому фирма стремится расширить объем выпуска, причем так, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минимальными. При этом следует отметить, что в долгосрочном периоде постоянных издержек не существует, а средние переменные издержки равны средним общим издержкам

36. Выручка – произведение кол-ва товаров на услугу. При́быль — превышение в денежном выражении доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и сбыт этих товаров и услуг.

37. Рынок совершенной конкуренции характеризуется тем что на нем присутствует множество продавцов и множество покупателей. Уход с рынка одного продавца или покупателя или выход или выход на рынок никак не влияют на состояние рынка.

Цена определяется не продавцами, а на основе спроса и предложения. Производители не назначают цену а являются ценополучателями. Рынок совершенной конкуренции был характерен для эпохи мелкотоварного производства.

39.. Рынок олигополий представлен двумя, максимум четырьмя крупными предприятиями. Рынок крупных предприятий контролирующий до 80% всего рынка. Так как предприятий мало, они могут между собой договориться. Они договариваются: о ценах, об объемах производства, о рынках сбыта.. т.е. ведут практически единую хозяйственную политику. Таким образом они выступают как одна еденная монополия. Государство борется с политикой единой монополии, но осуществить это достаточно сложно, потому что среди олигополий существует тайный сговор, не оформленный документами.

Олигополии могут осуществлять совместное изучение рынка, для определения объемов производства. Это дает им возможность договариваться между собой при позитивном, или негативном прогнозе на покупательский спрос, о сокращении или увеличении объемов производства, которые как правило осуществляются по пропорционально вложенному капиталу, обеспечивая равновеликую прибыль на равновеликий капитал. Для потребления нормальных отношений, они развивают не только производственные связи но и личные.

Поэтому они проникают со своим капиталом в финансовые сферы. В условиях олигополий хоть все соглашения имеют устный характер никто не смеет их нарушать, потому что сила давления со стороны партнеров, может быть очень сильно.

40. Олигополия дифференцируемого продукта. На рынке олигополий диф. Продукта существует одна крупная фирма занимающая около 60% всего рынка, и множество мелких занимающий остальные 40%. Крупная компания является фирмой лидером. Она осуществляет лидерство в ценах, объемах производства, в технологиях. Основная масса продукции на рынке принадлежит ей. Для такой фирмы действует положительный эффект масштаба, т.е. чем больше объем производства тем ниже издержки, поэтому она отличается низкой себестоимостью продукции.

41. На рынке монополистической конкуренции существуют от 25 до 50 крупных компаний, которые выступают локальными монополиями, так как это крупное предприятие, то они тяготеют к расширению, но возможности такого расширения слишком мало, поэтому они могут расширятся только за счет своего конкурента. В современных условиях монополии возникают на условиях низких издержек и небольшой монопольной прибыли, что не позволяет другим субъектам рынка внедриться в эту сферу деятельности.

С появлением монополий и усилением влияний их на рынок, просыпается антимонопольное законодательство. Первое антимонопольное законодательство было создано в США в 1894.

42. 2 вида конкурентной борьбы: 1. Внутриотраслевая конкуренция - Способы:

Законные: переманивание специалистов, лишение источников сырья, перекрыть доступ к кредитам, открытая информация(в конце года отчет…)

Незаконные. Промышленный шпионаж(шпионаж связанный с технологией производства, с рынками сбыта, с планированием бизнеса), антиреклама, уничтожение бизнеса, физическое устранение конкурента.

2.Межотраслевая конкуренция - Когда на рынок выходит новый конкурент из другого вида бизнес, предприятия работающие на рынке временно объединяются и действуют против него как единая монополия..

43. Монополия – это крупное предприятие или объедение предприятий, на котором задействованы значительные объемы производственных мощностей, наиболее развитая часть рабочей силы, следовательно предприятие контролирует значительную часть рынка производимого продукта одной или нескольких отраслей, воздействует на цены, обеспечивающие монопольную прибыль.

Монополии создаются: при условии использования уникальной технологии, при наличии уникального сырья, монополия на основе государственной лицензии. Естественные монополии – это монополии для добычи природных ископаемых(газ, нефть). Естественные, потому что связанные с природными ресурсами. Экономические методы создания монополии: слияния, поглощения, капитализация прибыли. В результате слияния двух или нескольких предприятий, возникает одно крупное. Таким образом при монополии у покупателя сужается выбор в продукции. Поглощение – когда более успешное предприятие покупает другое менее успешное предприятие. Капитализация прибыли – прибыли получаемая от предприятия, лишь частично расходуется на потребительские нужды, а основная масса прибыли идет на развитие производства, таким образом происходит увеличение размеров предприятия, объемов производства и рост влияния на рынок. Негативным может так же считаться тот факт, что монополия сама решает, сколько ей производить продукции. И в процессе снижения покупательского спроса монополия не склонна к снижению цен на свои товары, что бы не упускать монопольную прибыль. Монополии появились в 19 веке. Имея высокую прибыль. Что позволяло им нанимать других предпринимателей их других сфер бизнеса. В современных условиях монополии возникают на условиях низких издержек и небольшой монопольной прибыли, что не позволяет другим субъектам рынка внедриться в эту сферу деятельности. С появлением монополий и усилением влияний их на рынок, просыпается антимонопольное законодательство. Первое антимонопольное законодательство было создано в США в 1894.

44. Экономические методы создания монополии: слияния, поглощения, капитализация прибыли. В результате слияния двух или нескольких предприятий, возникает одно крупное. Таким образом при монополии у покупателя сужается выбор в продукции. Поглощение – когда более успешное предприятие покупает другое менее успешное предприятие. Капитализация прибыли – прибыли получаемая от предприятия, лишь частично расходуется на потребительские нужды, а основная масса прибыли идет на развитие производства, таким образом происходит увеличение размеров предприятия, объемов производства и рост влияния на рынок. Негативным может так же считаться тот факт, что монополия сама решает, сколько ей производить продукции. И в процессе снижения покупательского спроса монополия не склонна к снижению цен на свои товары, что бы не упускать монопольную прибыль. Монополии появились в 19 веке. Имея высокую прибыль. Что позволяло им нанимать других предпринимателей их других сфер бизнеса. В современных условиях монополии возникают на условиях низких издержек и небольшой монопольной прибыли, что не позволяет другим субъектам рынка внедриться в эту сферу деятельности. С появлением монополий и усилением влияний их на рынок, просыпается антимонопольное законодательство. Первое антимонопольное законодательство было создано в США в 1894.

45. виды монополии.

1. Естественная монополия.

Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем

распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства

(например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда

также относятся отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое

значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный

комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что

они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства.

Здесь создают товары и меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов,

которые были бы на множестве аналогичных фирм.

2. Легальные (от лат. legalis – законный) монополии образуются на

законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических

организаций:

а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное

правительством страны гражданину на право исключительного пользования

сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на

занятие промыслом, торговлей.

б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают

исключительное право продавать или размножать свои произведения в течении

всей жизни или какого-то периода;

в) торговые знаки – специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют

идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам

запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки).

3. Искусственные монополии.

Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных

монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения

монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

а) создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

б) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в

монополистические объединения) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

в) создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

г) применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба

производства);

д) «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой

46. Рынок труда.

На рынке труда реализуется товар – рабочая сила.

Особенностью данного товара является то, что он неотделим от человека. Продавая труд, а точнее способность к труду, человек не продает себя, поэтому акт купли-продажи рабочей силы необходимо возобновлять постоянно. Кроме того, не всякий человек обладает рабочей силой. Потому что под рабочей силой понимается набор знаний и умений, которые человек применяет в процессе труда. А приобретение знаний и умений самим человеком требуют достаточно длительного времени (15-20 с лишним лет). Срок использования рабочей силы сравнительно короткий (от 25-45 лет). Рабочую силу невозможно приобрести в прок (в необходимом количестве).

На рынке труда формируются 2 группы:

1)Группы конкурирующих профессий. Это те профессии, которые требуют не слишком долгого времени на подготовку. Заработная плата в конкурирующих группа держатся примерно одинокого во всех областях из-за возможного «перелива» труда.

2)Группы не конкурирующих профессий. Это те группы, которые требуют длительного времени подготовки. В результате того что перелив не возможен, з/п складывается от людей занятых в этой профессии и в востребованности их услуг обществом. В эту группу попадают люди с определенными склонностями, с талантом.

На рынке труда основным видом дохода является заработная плата

47. На рынке труда основным видом дохода является заработная плата.

Существует несколько подходов к формированию заработной платы:

1)Согласно Марксискому взгляду – это переменная часть капитала входящая в состав стоимости продукта.

2)Классическая теория считает, что заработная плата определяется минимумом жизненных средств для воспроизводства рабочей силы.

3)В современных условиях существуют современные подходы формирования заработной платы. Согласно социальным теориям заработная плата должна обеспечивать не только уровень выживания, но и уровень нормального потребления достигнутого обществом. З/п должна обеспечивать покупательскую способность определенного набора благ, которые приносят человеку удовлетворение.

Вариацией социальной заработной платы является заработная плата с учетом личного вклада.

Заработная плата должна учитывать: стаж работы, занимаемую должность, уровень клавилифакции, возможность рац. Предложений, возможность взять ответственность на себя в каких то условиях, преданность фирма, количество детей, религиозная принадлежность, национальность.

Категории заработной платы:

1)Номинальная заработная плата - это сумма средств, которую мы получаем в виде бумажных денег.

2)Реальная заработная плата – это то количество благ, которое мы можем приобрести на полученную номинальную заработную плату.

Номинальная и Реальная – могут сильно отличаться.

Минимальная заработная плата представляет собой сумму средств необходимых для восстановления трудоспособности индивида, а так же должна учитывать простое воспроизводство. Минимальная заработная плата должна предусматривать два прожиточного минимума.

48. В хозяйстве существует еще один рынок, функционирование которого мы не рассматривали, - это рынок капитала, на котором даются и берутся напрокат деньги. Поскольку деньги берутся в долг в основном для приобретения капитальных благ, этот рынок и называют рынком капитала.

Отдача денег в долг называется предоставлением ссуды или кредита (от лат. creditum - "ссуда"). Соответственно, тех, кто дает деньги в долг, называют кредиторами, а тех, кто берет деньги в долг, называют заемщиками.

На рынке капитала существует цена, которая показывает, сколько нужно заплатить за прокат денег. Поскольку и цена, и количество на этом рынке измеряются в одних и тех же единицах - деньгах, для измерения цены используют относительные величины - проценты.

Ставкой процента называется цена, которую нужно уплатить за использование денег в течение некоторого промежутка времени, выраженная в процентах. Например, ставка 5% в год означает, что за использование 1000 рублей в течение года нужно заплатить 50 рублей.

На рынке капитала существуют спрос и предложение, которые определяют равновесную ставку процента (цену) и количество отданных напрокат денег.

Одной из главных особенностей рынка капитала является то, что любая фирма и любой потребитель может выступить на этом рынке как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Во-первых, все фирмы и потребители используют этот "ресурс" в своей деятельности (и поэтому могут нуждаться в нем). Во-вторых, этот "ресурс" не требует производства (поэтому любая фирма или потребитель может обладать деньгами независимо от рода своей деятельности).

49. Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. В развитых странах принимаются законы, которые стоят на защите любых прав собственности, в том числе и земельной.

Земельный рынок - одна из самых прибыльных статей доходов бюджета многих государств. В этот нелегкий для нашей страны период, когда в государстве растут внутренние и внешние задолженности, спад производства, увеличение безработицы и ухудшение уровня жизни населения, развитие рынка земли могло бы стать дополнительным источником бюджетных поступлений.

Цена земли - это покупная цена не земли, а той земельной ренты, которую она приносит. В этом экономическом ее содержании ренту можно рассматривать как процент на капитал.

Основными факторами, которые влияют на предложение земли, являются плодородие и географическое положение земли. Ограниченность земли как раз и заключается в том, что имеется в виду земля определенного качества, расположенная в определенном месте. Безусловно, количество земельных участков хорошего качества с удобным местоположением, как правило, ограничено вполне определенным количеством площадей. Это количество может быть несколько увеличено в случае приложения труда и капитала.

Итак, предложение земли не меняется при уменьшении или увеличении цен на землю, собственники данного фактора производства предлагают к продаже постоянное (фиксированное) количество земельных участков.

50. Основные виды ренты:

Дифференцируемая рента 1

Приносят наиболее плодородные участки, т.к. получение этой ренты не является заслугой а естественным плодородием почвы почвы то она изымается Государством с помощью налога. С этой целью создается спец. Оценочные спр. Земли описывающие её плодородность по всем регионам страны – земельные кадастры. С их помощью происходит назначение земельного налога.

Дифференцируемая рента 2

Это доход получаемый арендодателями или собственниками за счет искусственного повышения плодородности земли.. Следующий арендный договор заключают с учетом возросшего плодородия, т.о. дифиринциируемая рента 2 в новых условиях будет присваиваться сосбвтеннику земли.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...