Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ показателей рентабельности.




Предмет, объекты, принципы экономического анализа.

 

. Предмет экономического анализа -это хозяйственные процессы, их социально-экономическая эффективность; факторы, влияющие на конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности; причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, получающие отражение через систему экономической информации.

 

Объектом экономического анализа являются социально-экономические процессы расширенного воспроизводства, осуществляющиеся в процессе хозяйственной деятельности предприятий и объединений, их внутренних подразделений, отражаемые в плане, текущем учете, отчетности, других источниках информации.

принципы:

1. Системность, предполагающая изучение любого хозяйствующего субъекта как звена более крупной хозяйственной системы (отрасли, региона, народного и мирового хозяйства); как системы, объединяющей структурные подразделения, позволяющие реализовать процесс производства, и включающей различные факторы производства; как целенаправленно развивающейся системы.

2. Комплексность, требующая всестороннего изучения явления и процесса, т.е. раскрывающая их основное содержание, факторы формирования, рассматривающая их во взаимосвязи и взаимообусловленности. Особо следует отметить, что комплексность требует обоснования и использования информации, необходимой о достаточной для реализации поставленной цели анализа.

3. Научность, т.е. раскрытие экономической сущности изучаемого явления и процесса, правильной их оценки, тенденций и темпов изменения. Важной составной частью научности является выбор надежных и обоснованных методов и процедур анализа.

4. Регулярность, которая определяется для каждого объекта анализа в зависимости от темпов его изменения и подвижности. Для одних объектов анализ может проводиться постоянно на основе непрерывного наблюдения (мониторинг), когда выявляются отклонения от обоснованного ритма; для других – через определенные интервалы, обусловленные длительностью производственного цикла, жизненного цикла продукции, технологии и техники и т.п.; для третьих – через равные промежутки времени (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Чтобы соблюсти этот принцип, необходимо избегать случайности и кампанейщины, поскольку периодичность анализа должна быть объективно обоснована.

5. Конкретность, реализуемая прежде всего в результате целевой направленности и адресности анализа. Конкретный анализ должен базироваться на данных объектах определенного класса, которые либо сопоставимы, либо взаимосвязаны в своей хозяйственной деятельности. При этом применяются разные методики анализа. Уровень конкретности анализа в значительной мере характеризуется количественной определенностью сделанных из него выводов.

6. Объективность, которая предполагает доказательность выводов анализа. Это обеспечивается полнотой раскрытия причин изменения изучаемых объектов, измерением силы их влияния на исследуемый объект и правильностью оценки тенденций, основных факторов и условий их функционирования.

7. Действенность, обеспечивающая как целенаправленность анализа, так и оценку тенденций и силу влияния факторов на изучаемый объект. В процессе анализа аналитик должен ответить на вопросы: можно ли добиться желаемого результата и как его получить, какие изменения реально возможны, и насколько они рациональны с позиций экономической, социальной технической эффективности. К сожалению, аналитики часто упускают из виду оценку реальности и эффективности воздействия выявленных факторов на изучаемый объект, что снижает практическое значение аналитической работы.

8. Преемственность, которая реализуется, во-первых, соблюдением единых принципов аналитической работы, во-вторых, сопоставимостью выводов, сделанных на основе различных тематических анализов, и возможностью их взаимной увязки, в-третьих, сопоставимостью анализа, проведенного за разные периоды.

9. Экономичность, для достижения которой объем аналитической работы и затраты на ее проведение должны быть соизмеримы с эффектом, который она обеспечивает. Это особенно важно при проведении ретроспективного анализа, когда затраты на него соизмеряются с выявленными резервами производства, и при оперативном анализе, когда затраты соизмеряются с сокращением потерь и предотвращением нерационального использования ресурсов. При проведении перспективного анализа (маркетингового, инвестиционного и инновационного), когда определяются стратегии развития объекта, повышенные затраты на анализ могут быть оправданы, так как они позволяют предотвратить неэффективные вложения. Обеспечение экономичности анализа в большой мере связано с регулярностью и четкой организацией аналитической работы, целесообразным уровнем ее централизации.

10. Демократичность, которая в большей мере относится не к содержанию, а к организации аналитической работы. Она имеет большое значение в современных условиях. Так, результаты анализа, проведенного при подведении итогов работы акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью, рассматриваются на собрании акционеров и учредителей. В подготовке аналитических материалов активное участие принимает ревизионная комиссия. Демократичности анализа содействует такое преобразование структур и организации управления, при котором повышается ответственность и заинтересованность отдельных подразделений (центры ответственности) и работников в результате анализа.

 

 

Анализ показателей рентабельности.


Показатели рентабельности как одни из основных показателей эффективности финансовой деятельности позволяют совокупно отразить "качество" финансового состояния организации и перспективы его развития. Формулировка: "показатели рентабельности по сравнению с отчетным периодом увеличились в организации Y на х%" - является недостаточной при интерпретации результатов анализа, поэтому при анализе рентабельности важно не только непосредственно рассчитывать показатели рентабельности и использовать динамический метод, определяя изменения показателя рентабельности во времени, но и обращать внимание на следующие моменты:

1) "качество" показателей рентабельности;

2) правильная группировка показателей рентабельности по укрупненным группам для выявления тенденции к изменению не отдельных разрозненных показателей, а ее влияние на группу показателей в целом.

При определении качественной стороны показателей рентабельности мы рассмотрим детализировано совокупность элементов, представляющих собой числитель и знаменатель этих показателей. Для целей группировки показателей рентабельности будем исходить из понятия финансовой деятельности, которое дано нами в первой главе настоящей работы: финансовая деятельность - часть финансово-хозяйственной деятельности организации, выраженная через финансовые показатели, при условном разделении всей деятельности на финансовую и производственную.

Структура показателей рентабельности в общем и целом представляет собой отношение прибыли (как экономического эффекта деятельности) к ресурсам или затратам, т.е. в любом рассматриваемом показателе рентабельности прибыль выступает в качестве одного из составляющих факторов. Исходя из этого, для определения "качества" показателей рентабельности необходимо исследовать "качество" прибыли как количественного показателя, прямопропорционально влияющего на рентабельность, определив за счет какой (основной или прочей) деятельности получена данная прибыль.

В процессе анализа важно определить, как те или иные виды доходов и расходов повлияли на формирование чистой прибыли (убытка). Предположим, что в анализируемом периоде по сравнению с прошлым периодом рост чистой прибыли в организации был связан со значительным увеличением чрезвычайных доходов. В этой ситуации, однако, увеличение показателя чистой прибыли не следует рассматривать в качестве положительного момента при оценке эффективности финансовой деятельности, т.к. в будущем организация может не получить таких доходов.

При оценке эффективности финансовой деятельности группы организаций, результаты деятельности которых представлены в сводной бухгалтерской отчетности, важно также проанализировать влияние доходов и расходов на формирование показателя чистой прибыли (убытка) в разрезе отдельных операционных и географических сегментов для определения рентабельности отдельных направлений бизнеса. Данная информация раскрывается в соответствии с требованиями ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам".

Определив "качество" прибыли и порядок ее формирования, рассмотрим второй момент при определении показателей рентабельности - укрупненную группировку показателей рентабельности.

В.В. Ковалев различает две группы показателей рентабельности:

1) рентабельность как показатель отношения прибыли и ресурсов;

2) рентабельность как отношение прибыли и совокупного дохода в виде выручки от продажи товаров, работ, услуг.

В первую группу входят показатели рентабельности капитала: совокупного, собственного, заемного; во вторую - рентабельность продаж.

О.В. Ефимова представляет группировку показателей рентабельности в соответствии с видами деятельности организации: текущая, инвестиционная и финансовая. Также выделен один обобщающий показатель, который наиболее полно характеризует эффективность деятельности организации - это показатель рентабельности собственного капитала. Показатели, которые выделяются автором в соответствии с видами деятельности, рассмотрены с точки зрения их влияния на обобщающий показатель. В текущей деятельности выделяются такие показатели, как: рентабельность активов, рентабельность оборотных активов, рентабельность продаж и рентабельность расходов. В инвестиционной деятельности выделяются рентабельность инвестиций, рентабельность владения инвестиционным инструментом и внутренний показатель доходности инвестиций. Показатели рентабельности совокупных вложений капитала, цены заемного капитала и эффект финансового рычага (отношение заемного капитала к собственному) составляют третью группу показателей - доходность финансовой деятельности..

А.Д. Шеремет выделяет рентабельность активов с детализацией на внеоборотные, оборотные и чистые активы и рентабельность продаж.

Дж. К. Ван Хорн говорит о том, что "существуют только два типа показателей рентабельности. Благодаря показателям первого типа оценивают рентабельность по отношению к продажам, а показатели второго типа - по отношению к инвестициям" и, соответственно, выделяет показатели рентабельности продаж и рентабельности инвестиций.

Исходя из определения финансовой деятельности, данного в первой главе настоящей работы, мы предлагаем следующую группировку показателей рентабельности:

- рентабельность чистых и совокупных активов как один из основных показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации

- рентабельность оборотных активов

- рентабельность совокупного капитала

- рентабельность продаж

- рентабельность расходов

Рассмотрим первую группу анализируемых показателей - рентабельность активов. Рентабельность совокупных активов определяется по формуле:

При расчете рентабельности активов в качестве показателя прибыли берется конечный финансовый результат - чистая прибыль. Этот коэффициент показывает эффективность управления активами организации через отдачу каждого рубля, вложенного в активы и характеризует генерирование доходов данной компанией. Так же этот показатель является еще одной характеристикой ресурсоотдачи, но не через объем реализации, а посредством прибыли до налогообложения. Анализ рентабельности активов включает в себя анализ рентабельности оборотных активов и анализ рентабельности чистых активов. Показатели рентабельности оборотных и чистых активов определяются аналогично рентабельности совокупных активов, в знаменателе формулы при этом берется средняя величина оборотных и чистых активов, соответственно. Рассмотрим эти коэффициенты подробнее.

Рентабельность чистых активов - отношение чистой прибыли к среднеарифметической сумме чистых активов на начало и конец отчетного периода. Чистые активы - это активы, очищенные от обязательств, или по-другому - это реальный собственный капитал. При расчете чистых активов9 в российской практике есть корректирующие статьи как в активах, принимаемых к расчету чистых активов, так и в пассивах, принимаемых к расчету чистых активов. Сумма чистых активов находится как разность между активами, за вычетом задолженности участников по взносам в уставный капитал и величиной акций, выкупленных у акционеров, и заемным капиталом, за вычетом доходов будущих периодов. Отдельно следует сказать о статье "Целевые финансирования и поступления" в разделе "Капитал и резервы". В случае, если данные средства используются в производственных интересах, данная статья вычитается из суммы активов при расчете чистых активов; если же данная статья направлена на социальную сферу - то на величину данной статьи чистые активы не корректируются. Однако, рассматривая чистые активы как остаточную величину, мы не можем говорить, что это и есть та сумма средств, которую собственники получили бы в случае ликвидации компании. Дело в том, что расчет чистых активов осуществляется на основе балансовой стоимости, которая может не совпадать с их рыночной стоимостью.

Рентабельность чистых активов показывает рациональность управления структурой капитала, способность организации к наращиванию капитала через отдачу каждого рубля, вложенного собственниками. В увеличении показателя рентабельности чистых активов прежде всего заинтересованы собственники компании, так как чистая прибыль, приходящаяся на единицу вкладов собственников, показывает общую прибыльность бизнеса, выбранного в качестве объекта инвестирования, а также уровень выплаты дивидендов и влияет на рост котировок акций на бирже.

Проведем динамический и факторный анализ рентабельность чистых активов. Динамический анализ рентабельности чистых активов будет менее подвержен влиянию инфляции, чем, если бы мы сопоставили во времени количественную величину чистых активов. Так, предлагается исследовать рентабельность чистых активов в следующих моделях:

1. проверить влияние составных частей прибыли на изменение величины чистых активов Для этого в числителе формулы берется показатель чистой прибыли (по данным аналитического баланса) как сумма выручки, себестоимости со знаком "-", управленческих и коммерческих расходов со знаком "-", операционных, внереализационных, чрезвычайных доходов и расходов, налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей;

2. создать мультипликативную модель рентабельности чистых активов как произведение рентабельности продаж, оборачиваемости оборотного капитала, коэффициента текущей ликвидности, отношения краткосрочных обязательств к дебиторской задолженности, отношения дебиторской задолженности к кредиторской задолженности, отношения кредиторской задолженности к заемному капиталу и показатель, который характеризует финансовую устойчивость организации, как отношение заемного капитала к чистым активам. В модели не случайно выбраны показатели текущей ликвидности и финансовой устойчивости. Согласно логике при увеличении эффективности и рентабельности увеличивается рискованность бизнеса, поэтому необходимо отслеживать определенные тенденции, например, что увеличение рентабельности не влечет за собой снижение коэффициента текущей ликвидности на недопустимый уровень и, что, организация не теряет свою финансовую устойчивость.

В целом увеличение рентабельности чистых активов можно охарактеризовать как положительное, при этом следует учитывать изменения в соотношении между заемным и собственным капиталом. Так, при росте доли заемного капитала в общих пассивах увеличение показателя рентабельности чистых активов не всегда является приемлемым, т.к. в долгосрочной перспективе это повлияет на финансовую устойчивость и текущую платежеспособность (коэффициент текущей ликвидности) организации. Уменьшение показателя рентабельности чистых активов может говорить о неэффективном использовании капитала и об "омертвлении" части капитала, который не используется и не приносит прибыль. Для выявления структуры заемного и собственного капитала следует рассчитывать эффект финансового рычага как отношение заемного капитала к собственному.

Следующий, рассматриваемый нами показатель, - рентабельность оборотных активов.

Рентабельность оборотных активов показывает отдачу каждого рубля, вложенного в оборотные активы. Это один из основных показателей эффективности деятельности, т.к. известно, что оборотные активы непосредственно создают прибыль организации, в то время как внеоборотные активы создают условия для формирования этой прибыли. Согласно оптимальной структуре активов организации доля оборотных активов должна превышать долю внеоборотных активов, однако здесь важно учитывать отраслевую специфику анализируемой организации. Увеличение рентабельности оборотных активов при неизменном показателе чистой прибыли может свидетельствовать об уменьшении доли оборотных активов, что рассматривается как негативная тенденция. Однако, если уменьшение доли оборотных активов было вызвано такими факторами, как: уменьшение запасов в части готовой продукции, более рациональное управление объемами запасов сырья и материалов - можно сказать, что это положительная тенденция, при сохранении которой в будущем можно ожидать увеличения чистой прибыли организации. Опережающий темп роста чистой прибыли по сравнению с ростом оборотных активов в отчетном периоде свидетельствует об увеличении эффективности работы оборотных активов. Следует еще раз подчеркнуть о важности определения "качества" чистой прибыли.

Для факторного моделирования предлагаются следующие модели:

1. проследить изменение рентабельности оборотных активов за счет изменения структуры оборотных активов, при этом в знаменателе формулы берется укрупненная группировка оборотных активов по следующим элементам: запасы, включая сумму НДС (сальдо по счету 19 "НДС"), дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения и денежные средства, а в числителе - величина чистой прибыли. Так, если уменьшение рентабельности оборотных активов было вызвано ростом абсолютной величины запасов, то данную тенденцию, с одной стороны, можно характеризовать как уменьшение сегмента рынка сбыта продукции, что приводит к увеличению доли готовой продукции в запасах; с другой стороны, возможно, в данный момент организация предусмотрительно накапливала запасы при прогнозировании повышения уровня цен на них. Поэтому при данной тенденции следует учесть динамику оборачиваемости наиболее ликвидных активов организации, денежных средств, и дебиторской задолженности. Для более точной оценки причин и последствий изменения показателя рентабельности оборотных активов следует провести углубленный анализ текущих активов организации;

2. если при изучении "качества" прибыли в рентабельности чистых активов не было отмечено существенных отклонений по отношению к отчетному периоду, то рассматривать эту модель в отношении оборотных активов не рекомендуется. Однако, если произошли существенные изменения в структуре чистой прибыли, следует проанализировать и эту модель. Данную факторную модель можно решить методом цепных подстановок, в результате чего определяется количественное влияние каждого элемента прибыли на общую рентабельность оборотных активов10. По уровню значимости элементов, формирующих прибыль, можно выделить в порядке убывания следующие показатели: выручка, себестоимость, коммерческие и управленческие расходы; операционные и внереализационные доходы; чрезвычайные доходы и расходы;

3. анализ изменения рентабельности оборотных активов под влиянием рентабельности продаж и оборачиваемости оборотных активов или анализ изменения рентабельности оборотных активов под влиянием рентабельности продаж, оборачиваемости собственного капитала и отношения собственного капитала и оборотных активов.

Рентабельность Оборотных активов = P/N · N/CK · CK/ОA,

где

P - чистая прибыль;

N - выручка;

CK - собственный капитал;

ОA - средняя величина оборотных активов.

При анализе рентабельности оборотных активов на примере конкретной организации важно брать те показатели, данные которых существенны для интерпретации результатов анализа.

В целом, проанализировав тенденции изменения рентабельности совокупных активов, рентабельность оборотных и чистых активов, можно оценить эффективность управления организации в части размещения средств.

В процессе анализа следующей группы рентабельности - рентабельности капитала - изучают показатели рентабельности совокупного, заемного и собственного капитала.

При анализе рентабельности собственного капитала следует выявить тенденции в количественном изменении составляющих собственного капитала: уставного капитала, резервного капитала, добавочного капитала, чистой прибыли и резервов. Так же следует сравнить величину чистых активов и уставного капитала. Так, если чистые активы будут меньше уставного капитала, то уставный капитал организация должна уменьшить до фактической величины чистых активов; в случае, когда величина чистых активов меньше минимально установленной законодательством величины уставного капитала, организация подлежит ликвидации. В качестве инвестированного капитала можно рассматривать не только капитал собственников, но и долгосрочные обязательства организации. При данном подходе подразумевается, что организация может распоряжаться долгосрочными обязательствами также, как и собственным капиталом в силу долговременного характера первого. На основе этого показателя рассчитывается показатель рентабельности инвестиций как отношение чистой прибыли к средней величине суммы собственного и долгосрочного заемного капитала.

При моделировании рентабельности собственного капитала предлагаем использовать уже ставшую классикой модель, разработанную аналитиками фирмы "Dupont", в которой рентабельность собственного капитала находится в прямопропорциональной зависимости от рентабельности продаж, оборачиваемости активов и коэффициента финансовой независимости как отношения собственного капитала к активам в нетто-оценке. Следует принять во внимание, что фактор рентабельности продаж, являясь результативным показателем отчетного периода, не дает возможности определить планируемый и долгосрочный эффект. Третий фактор, влияющий на рентабельности собственного капитала, коэффициент финансовой независимости, наоборот, выражает тенденции стратегии финансового управления заемным капиталом. Так, значение этого показателя менее 0.5 говорит о достаточно высоком уровне риска, что подразумевает ориентацию на высокую прибыльность деятельности, и наоборот, если значение показателя финансовой независимости выше 0.5, это говорит о консервативной стратегии.

Так же можно проанализировать влияние на изменение показателя рентабельности собственного капитала такого фактора, как заемный капитал. Для этого предлагается рассмотреть следующую модель:

Рентабельность собственного капитала = P/N · N/ЗК · ЗК/СК

При расчете рентабельности заемного капитала следует учесть, что мы рассматриваем заемный капитал с позиции заемщика, а не кредитодателя, поэтому рентабельность заемного капитала определяется по формуле:

В случае, если мы является кредитором, то рентабельность заемного капитала определяется как:

При этом информацию о величине оплаты за пользование заемным капиталом можно получить из формы № 4 "Отчет о движении денежных средств", строка 230 "на оплату кредитов".

Согласно ПБУ 9/99 в состав операционных доходов включаются проценты, полученные за пользование денежными средствами организации, при этом если сумма полученных доходов превышает 5% от общей суммы доходов организации, то данная статья доходов показывается в Отчете о прибылях и убытках в разрезе операционных доходов отдельно. Следовательно, если данная статья доходов не показывается отдельной строкой, а доходы по заемному капиталу были, то цена заемного капитала не превышала 5% от операционных доходов.

При анализе рентабельности продаж прибыли в числителе формулы можно рассмотреть несколько видов прибыли. Так, когда берется отношение прибыли от продаж к объему выручки, то мы получаем "чистоту аналитического эксперимента", которая заключается в том, что на данный показатель не должны влиять элементы, не относящиеся к продажам, например, прочие доходы и расходы. Данный показатель позволяет оценить эффективность управления продажами в процессе основной деятельности. При рассмотрении отношения валовой прибыли11 к выручке мы оцениваем долю каждого рубля, полученного при реализации продукции, которая может быть направлена на покрытие коммерческих и управленческих расходов. Отношение прибыли до налогообложения к выручке позволяет выявить влияние внереализационных и операционных факторов. Чем сильнее влияние операционных и внереализационных доходов и расходов, тем, соответственно, ниже "качество" конечного финансового результата деятельности организации. Отношение прибыли от обычной деятельности позволяет выявить влияние налогового фактора. И, наконец, отношение чистой прибыли к выручке является конечным показателем в системе показателей рентабельности продаж и отражает влияние всей совокупности доходов и расходов.

Не меньшую значимость при анализе рентабельности играют показатели рентабельности расходов. Так, целесообразно проанализировать отношения расходов от обычной деятельности к выручке от продажи. Под расходами от обычной деятельности понимается совокупная величина себестоимости произведенных товаров, работ и услуг, управленческих и коммерческих расходов. Для более детального анализа рекомендуется рассмотреть следующие показатели: отношение себестоимости к выручке, отношение управленческих расходов к выручке и отношение коммерческих расходов к выручке, на основе чего делаются выводы об эффективности управления расходами. Увеличение показателей рентабельности расходов может сигнализировать о проблемах с контролем расходов. Внешнему аналитику более глубокий анализ влияния тех или иных расходов на эффективность управления продажами, к сожалению, недоступен из-за ограниченности в объеме информации; внутренний аналитик в процессе такого анализа должен выявить резервы сокращения расходов.

5.метод экономического анализа

 

Под методом экономического анализа следует понимать диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Особенностью метода экономического анализа является то, что он использует систему показателей, которые на том или ином уровне управления наиболее широко характеризуют субъект рыночных отношений, выявляет и измеряет тесноту взаимосвязи этих показателей. Необходимость такого подхода связана с тем, что изучение каждого показателя в отрыве от других порождает ошибочные выводы, не позволяет проникнуть в глубину происходящих процессов, осознать необходимость проведения тех или иных мероприятий.

Исходя из этого метод экономического анализа представляет собой совокупность способов изучения хозяйственной деятельности предприятий путем выявления и определения взаимосвязей изучаемых показателей, расчленения их на составляющие и сравнения с другими, измерения величины влияния на изучаемые показатели как отдельных составляющих, так и совокупности их в единстве и взаимной связи. В этом определении обнаруживается пять наиболее общих элементов метода:

выявление и представление взаимосвязи изучаемого явления;

расчленение или детализания;

сравнение;

определение величины влияния факторов или элиминирование;

обобщение.

Без применения при анализе всех названных элементов метода невозможно глубокое и всестороннее изучение экономических показателей и процессов, происходящих в экономике.

На начальной стадии анализа того или иного показателя изучение проводится от общего к частному, что представляет собой дедуктивный прием исследования. На стадии обобщения изученные составляющие анализируемого показателя рассматриваются с учетом влияния их на общие анализируемые показатели, что представляет собой индуктивный прием исследования. Дедуктивный и индуктивный приемы исследования — это две стороны процесса изучения явлений. В этом проявляется единство и неразрывная связь анализа и синтеза. Применение каждого элемента метода достигается совокупностью технических приемов и способов экономического анализа, взаимосвязь которых видна из механизма функционирования экономического анализа (рис. 6), составленного на основе обобщения материалов книги М. И. Бакланова и А. Д. Шеремета "Теория экономического анализа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...