Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешние эффекты и общественные блага




 

Внешние эффекты – это влияние действий экономических субъектов, участвующих в производстве или потреблении данного блага, на третьих лиц.

Под третьими лицами понимают всех, кто не является продавцом или покупателем данного блага и поэтому не участвует в сделке по его купле-про­даже. Отрицательные внешние эффекты – негативное воздействие на третьих лиц; у них возникают убытки, которые не учитываются при заключении сделки (например, выброс вредных веществ в окружающую природную среду наносит ущерб здоровью людей, гибнут растения, разрушаются здания). Положительные внешние эффекты – позитивное воздействие на третьих лиц; они получают выгоду, которая не учитывается при заключении сделки купли-продажи данного блага (например, благоустройство территории, борьба с инфекционными заболеваниями).

Внешние эффекты существуют, если рыночная цена не включает издержки или выгоды третьих лиц, и по этой причине может быть произведено слишком много или слишком мало данного блага по сравнению с социально приемлемым уровнем. С точки зрения рыночного механизма эффективность и объем производства данного блага будет определяться соотношением частной выгоды и частных издержек, а социально приемлемый уровень производства будет определяться соотношением социальной выгоды и социальных издержек. Частные издержки характеризуют все внутренние для данного производства затраты производителей или продавцов данного блага (РС). Внешние издержки характеризуют затраты всех третьих лиц (ЕС). Социальные издержки характеризуют сумму частных и внешних издержек (SC = PC + EC). Частная выгода – это выгода покупателей данного блага (РВ).. Внешняя выгода – это выгода, которую получают третьи лица (ВЕ). Социальная выгода – это совокупность частной и внешней выгоды (SB = PB+BE).

Провалы рынка проявляются в том, что отрицательные внешние эффекты означают недооценку (занижение цены) и перепроизводство (избыточный выпуск) данного блага; позитивные внешние эффекты означают недопроизводство (недостаточный выпуск) и недооценку (занижение цены) данного блага. Эти провалы рынка часто связаны с отсутствием определенных рынков некоторых благ, что приводит к фактически бесплатному использованию отдельных специфических ресурсов и неоплачиваемому производству этих благ.

Преодоление провалов рынка возможно путем трансформации внешних эффектов во внутренние затраты и выгоды (интернализация внешних эффектов). Этому могут способствовать, например, слияния, т.е. объединение производителей и получателей внешних эффектов в одно целое (создание фирмы, общества потребителей). Тем самым бывшие внешние эффекты автоматически становятся внутренними, происходит необходимая корректировка объемов и технологии производства.

Интернализация внешних эффектов может происходить либо путем добровольных переговоров всех субъектов, которых они затрагивают, либо установлением государством определенных правил поведения этих субъектов. Все это требует уточнения и перераспределения соответствующих прав собственности, выявления издержек и выгод.

Наиболее важное значение в современной экономике имеют проблемы загрязнения окружающей природной среды. Существуют различные способы уменьшения вредных выбросов при данном объеме производства, однако все они требуют дополнительных затрат. Издержки предотвращения загрязнения (ИЗ) – затраты, связанные с уменьшением выбросов в окружающую природную среду. Социальные издержки загрязнения (СИ) – сумма затрат, которые несет общество в целом в результате вредных выбросов. Экологические издержки (ЭИ) – затраты общества, связанные с определенным состоянием качества окружающей природной среды (ЭИ = ИЗ + СИ). Оптимальный объем вредных выбросов в окружающую природную среду при данном объеме производства достигается при минимальной величине экологических издержек.

Для экономистов логика поиска оптимального объема вредных выбросов ничем не отличается от логики выбора наиболее дешевого метода производства того или иного товара. Оптимальная величина загрязнения окружающей природной среды может достигаться в условиях рынка с помощью добровольного соглашения в том случае, если четко определены права собственности на те или иные объекты, имеется необходимая информация, непроизводственные затраты очень малы. Например: субъект «Х» владеет лесом, а субъект «У» - металлургическим заводом, дым которого уничтожает деревья в лесу. Есть две возможности. Первая – владение лесом дает право иметь над ним чистый воздух, вторая – владение заводом дает право выбрасывать дым в атмосферу, не заботясь о том, что произойдет с лесом. В результате переговоров между «Х» и «У», независимо от того, кому принадлежит право на воздух, загрязнение уменьшается тогда и только тогда, когда затраты на борьбу с ним меньше, чем ущерб, который оно причиняет.

Теорема Коуза: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, вне зависимости от того, кому изначально приписываются права собственности, проблемы внешних эффектов решаются путем личной договоренности. Иначе говоря, внешние эффекты не требуют государственного вмешательства, когда: а) четко определены права собственности; б) в процесс вовлечено небольшое количество субъектов; в) затраты на проведение различных переговоров невелики.

Когда добровольные переговоры не приводят к решению проблем внешних эффектов, требуется вмешательство государства. Оно может использовать следующие способы:

1) Административно- командные методы. В этом случае устанавливаются уровни предельно-допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, которые облекаются в различные законы, приказы, инструкции.

2) Методы, основанные на гражданских правонарушениях. В этом случае граждане предъявляют иск о компенсации ущерба, который им нанесло то или иное загрязнение окружающей природной среды. Граждане могут действовать по своей инициативе, а не рассчитывать на чиновников.

3) Штрафные санкции за выброс вредных отходов. Устанавливается фиксированная сумма денег на единицу отходов соотвествующего нарушителя. Такие штрафы по существу являются налогом на загрязнение. Они дают возможность не столько предохранять окружающую природную среду от загрязнения, а сколько являются источником доходов, которые можно направить на реализацию правительственных программ по борьбе с загрязнением.

4) Рыночное лицензирование сброса отходов. Государственные органы определяют допустимый объем загрязнения, который делится на ограниченное количество лицензий. Эти лицензии становятся объектом свободной купли-продажи. Это позволяет государству получить гораздо больше средств. В этом же ряду находятся методы, позволяющие фирмам самим определять в пределах определенного объема загрязнения его источники, а также перепродавать свой объем загрязнения другим фирмам.

Рыночное лицензирование можно представить следующим образом. Например, природоохранный государственный комитет определил, что 40 тонн загрязняющих веществ может быть сброшено в реку. На продажу выставляется 40 лицензий, каждая из которых дает право сбросить в реку в течение года 1 тонну загрязняющих веществ. Суммарное предложение прав на загрязнение не изменится. Спрос же будет в значительной степени зависеть от цены лицензии. При высоких ценах те, кто загрязняет реку, либо перестанут ее загрязнять, либо будут загрязнять ее меньше, приобретя очистное оборудование. Если бы использование реки было бесплатным, в нее было бы сброшено значительно больше загрязняющих веществ.

Важным проявлением провалов рынка является необходимость производить общественные блага. Все блага можно классифицировать исходя из двух критериев: конкурентность благ в потреблении и исключаемость благ из потребления. Конкурентными в потреблении блага будут в том случае, если получение выгод от их потребления одним экономическим субъектом делает невозможным получение этих выгод в том же самом отношении каким-либо другим субъектом. Исключаемыми из потребления являются такие блага, обладание правом использования которыми данным экономическим субъектом позволяет ему препятствовать всем остальным субъектам потреблять данное благо.

Частные блага – это блага, обладающие высокой конкурентностью и исключаемостью (продукты питания, одежда). Общественные блага – это блага, которые имеют низкую конкурентность и исключаемость (маяк на берегу моря, национальная оборона). Общие блага (коммунальные) – блага, имеющие высокую конкурентность и низкую исключаемость (леса, национальные парки, общинные земли). Исключаемые общие блага – это блага, которые характеризуются низкой конкурентностью и высокой исключаемостью (пожарная охрана, музеи). Частные блага в значительной степени предназначены для индивидуального потребления, общественные блага предполагают, как правило, совместное использование.

В современных условиях все большую роль начинают играть специфиче-

ские блага - сетевые блага. Сетевое благо – это благо, обладающее следующими свойствами: комплементарность, существенная экономия на масштабе производства, сетевые внешние эффекты, эффекты ловушки. Комплементарность означает, что потребители на рынках осуществляют покупку блага, которое может быть использовано только совместно с другими благами (компьютеры потребляются совместно с монитором). Основная часть затрат приходится на начальный период производства, а последующее копирование стоит ничтожно мало по сравнению с первоначальными затратами. Сетевой внешний эффект означает, что каждый дополнительный пользователь блага увеличивает его полезность для других. Эффект ловушки – это эффект перемещения затрат из одной отрасли в другую, что связано с технологической взаимозависимостью отраслей.

Рынки сетевых благ возникают повсюду, где создается сеть. Это телефонные услуги, услуги Интернета, программное обеспечение, банковские услуги. К сетевым относятся услуги теле- и радиовещательных компаний, поскольку одни и те же программы могут транслироваться одновременно во многих географических точках. Особенности сетевых благ требуют особых подходов к деятельности фирм, занимающихся их производством, и к регулирующей роли государства на рынках этих благ.

Наиболее эффективным рыночный механизм оказывается в отношении частных благ, менее эффективным - в отношении общих и исключаемых общественных благ, и практически не работают рыночные стимулы в отношении общественных благ. Общественным благам присущи две характеристики: неконкурентность, т.е. количество единиц, потребляемых одним, не уменьшает количества, доступного потреблению других; неисключаемость – те, кто не платит за благо, не могут быть исключены из числа его потребителей. В связи с этим возникает проблема «безбилетного пассажира»: каждый будет ждать, что заплатит другой. В результате такое благо может вообще не производиться. Некоторые общественные блага при определенных условиях могут приобретать необходимую степень исключаемости, что делает возможным их производство в рыночном секторе. Такие блага называют условно общественными (квазиобщественными).

Государство организует производство общественных и квазиобщественных благ, используя различные субсидии и льготы, создает группы (клубы) потребителей, увязывает производство и потребление общественного блага с частными благами (пакетирование) и т.д. Конкретный метод зависит от того, насколько сильно проявляются признаки конкурентности и исключаемости данного блага.

Провалы рынка (внешние эффекты, общественные блага) требуют государственного участия. Но в связи с этим возникают новые проблемы. В частности, насколько государство правильно осознает общественные потребности и насколько эффективно оно будет использовать ресурсы. Покупка частного блага – дело индивидуального выбора. Появлению общественного блага, будь то строительство дамбы, защищающей от наводнений, или системы очистных сооружений, почти всегда предшествует коллективное решение, общественный выбор через процедуру голосования. К сожалению, эта процедура часто приводит к принятию не самых эффективных решений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...