Предложение, функция предложения
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Предмет, задачи, функции и методы экономической теории. Экономическая теория – это системное научное изложение экономической деятельности людей посредством экономических категорий, законов, закономерностей, представленная определёнными концепциями. Предмет экономической теории – это наука о деятельности, связанной с денежными средствами, наука об использовании ограниченных ресурсов, наука о производстве и потреблении, наука о богатстве, наука о повседневной деятельности жизни людей. (Самуэльсон) Всеобщие методы. В экономической теории применяются два противоположных всеобщих (философских) метода – метафизический и диалектический. Метафизический метод рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку имеет следующие особенности: 1. он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении; 2. он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим; 3. он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов). Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход. А) Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.
Б) Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении. В) Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить. Г) Полезным методом является единство исторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.
Д) Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное. Е) Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей. В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент. Основные экономические школы. Меркантилизм Школа меркантилистов стала первой школой, выразившей интересы купечества в развитии мировой торговли – учение протекционизма. Время меркантилизма XVI-XVIII вв. в 1615г. Антуан де Монкретьен публикует «Трактат политической экономии», давший название будущей науке. Целью исследования меркантилистов (А. Сера, Т. Мен, С. Фортрей) были поиски источников буржуазного богатства, объектом наблюдений стала капиталистическая торговля, а предметом пристального внимания – движение денег и товаров между отдельными странами. Меркантилисты не были пассивными наблюдателями, они пытались активно воздействовать на экономическую жизнь с помощью абсолютистского государства. В своём развитии меркантилизм прошёл два этапа. Ранние меркантилисты, сторонники денежного баланса, выступали против вывоза золота и серебра из страны. Поздние меркантилисты, сторонники системы торгового баланса, допускали вывоз драгоценных металлов, если в целом в торговле достигается положительное сальдо. Они выступали за промышленную переработку сырья и использование выгод транзитной торговли. Их взгляды уже отражают интересы не только купеческого, но и промышленного капитала. Литература меркантилизма носила главным образом эмпирический, практический характер
Физиократы Формирование классической политической экономики было подготовлено развитием капитализма. Такими учёными как Уильям Пети в Англии и Пьером Буагильбером во Франции были предприняты попытки свести стоимость к труду и тем самым сделали решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости. Поэтому представители французской классической политической экономии – физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго и др.), источник прироста капитала искали в земледелии, а «чистый доход» рассматривали как дар природы. Глава школы физиократов Франсуа Кенэ заложил основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель. Её основу составляло движение совокупного общественного продукта между тремя классами граждан нации: классом земельных собственников, производительным классом (к которому он относил земледельцев) и непроизводительным классом (к которому он относил всех лиц, не связанных с земледелием). Классическая школа Начала своё развитие в XIX веке. Полное название «Классическая школа буржуазной политэкономики». Её представители: А. Смит, Д. Риккардо. Адам Смит выяснил условия производства и накопления богатства. В основе его концепции лежит идея «неуравнительного равенства». Каждый человек уникален, он обладает данными от природы способностями. Эти различия индивидов становятся общественно значимыми благодаря обмену и торговой деятельности. Их односторонность и ограниченность превращается в их достоинство, так как специализация повышает производительность труда. Обмен, минимизируя издержки, заставляет людей становиться «глубокими специалистами в узкой области». А. Смит придавал решающее значение разделению труда как основному фактору повышения производительной силы. Мануфактурный труд, отмечал он, дробит единый процесс труда на мельчайшие операции, значительнее упрощая их. А вот в сфере внимания Давида Риккардо находится уже не сфера производства, а сфера распределения. Он открыто формулирует экономическую противоположность классов буржуазного общества – капиталистов и пролетариата. Заслуга Д. Риккардо заключается в том, что он попытался построить систему категорий политический экономии на основе трудовой теории стоимости. Однако полностью выдержать монистический принцип ему не удалось. На смену монистической концепции приходит плюралистическая концепция факторов производства, фактически похоронившая трудовую теорию стоимости.
4. Социалистические школы а)Возник в 19 веке. Представители: К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Цель: разработка такой теории, которая помогла бы облегчить условия жизни людей в обществе. В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники. Утописты выдвинули принцип распределения «по способностям», изображали будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производительных сил и расцвет личности. Утописты-социалисты говорили о грядущем уничтожении разницы между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, о планировании производства, о превращении государства из органа управления людьми в орган управления производством и так далее. У них ничего не вышло.
Маржинализм Маржинализм (англ. marginal – предельный) – направление в экономической науке, представители которого анализируют экономические процессы с позиций индивидуальных предпочтений участников. На основе индивидуальных оценок выгод и издержек строится система ценностей и обосновывается существо основных категорий (цены, спроса, издержек и т.п.). Начало развитию данного направления положили основатели австрийской школы. Отличительная черта маржинализма – сочетание теоретического анализа с разработками прикладного характера. Маржинализм широко использует математический аппарат, методологию и выводы прикладных разделов науки. Представители направления: Кнут Викселль, Джон Нейман, Оскар Моргенштерн. Неоклассика Неоклассическая школа – ведущее направление в современной западной, прежде всего, англо-американской экономической науке. Неоклассики занимаются многоаспектным анализом регулируемой рыночной экономики, используя в качестве одного из главных инструментов экономические модели. В первую очередь их интересуют проблемы ценообразования, взаимодействия спроса и предложения на различных рынках. Свое начало подобный подход берет от работ Альфреда Маршалла, которого считают основоположником неоклассической школы. В настоящее время неоклассическое направление включает экономистов, разрабатывающих различные проблемы и представляющих различные школы. К неоклассикам относят, например, П. Самуэльсона, М. Фелдстайна. Объединяющим моментом служит не столько предмет исследования или концептуальные выводы, сколько общность методологических основ, разработка различных аспектов «чистой» экономической теории, имеющей, как правило, прикладное значение, выход на практику. Кейнсианство Концепцию, выдвинутую и разработанную в 30-х гг. Джоном Мейнардом Кейнсом, называют теорией эффективного спроса. Основная идея заключается в том, чтобы посредством стимулирования спроса воздействовать на производство и предложение товаров, снизить безработицу. В отличие от классиков, считавших, что рыночный механизм способен к саморегулированию и выравниванию диспропорций между спросом и предложением, Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику. Современное посткейнсианство – это не одна, а несколько макроэкономических теорий, в известной мере отличающихся выбором целей и средств макроэкономической политики. Основным инструментом регулирования спроса современные кейнсианцы считают не бюджетную, а денежно-кредитную политику; признается целесообразным использование средств регулирования доходов. Представители этого направления: Джоан Робинсон – посткейнсиаиство; Дж. Стиглиц – новое кейнсианство. Институцианализм Институцианализм сформировался как специфическое течение политической экономии сначала в США, а затем в западноевропейских странах. В отличие от «ортодоксов» – неоклассиков, институционалисты стремятся разработать теорию, объясняющую процессы развития человеческого общества в виде единого целого. Анализ экономических процессов тесно связывают с анализом социальных, правовых, политических, организационных, психологических и других общественных отношений. Джон Гэлбрейт, Ян Тинберген и другие представители институционализма рассматривают общество не как отлаженную и фиксированную систему, а как постоянно обновляющуюся и развивающуюся. Они стремятся уяснить процесс общественной эволюции и представить некоторые черты грядущего постиндустриального общества. 9. НЕОКОНСЕРВАТИЗМ - модель экономического развития, пришедшая в середине 1970-х гг. в ведущих странах Запада на смену кейнсианству. Эта модель исходит из постулатов неоклассической экономической теории, рассматривающей механизм рыночного саморегулирования экономики как наиболее эффективный.
Спрос, функция спроса Спрос (Demand) показывает какое количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить в данный момент времени по каждой предложенной на рынке цене. Следует различать термины «спрос» и «величина спроса». Величина спроса – это количество товара, которое потребители хотят и могут себе позволить (готовы) приобрести по данной конкретной цене. Следует отметить важное условие, что под спросом мы понимаем только то количество товара, которое способен приобрести покупатель. Таким образом, мы всегда говорим о платежеспособном спросе. Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: обычно чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. Экономисты называют спросом количественную величину, меняющуюся в зависимости от разных условий, называемых факторами спроса. На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы: Цена данного товара (Р); Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Р s, Р c); Текущие доходы потребителей (I); Вкусы и предпочтения потребителей (Z); Объективные (внешние) условия потребления (N); Информация о рынке и товаре, в том числе и реклама (Inf); Запасы товара (R); Период времени, в том числе и сезонность потребления (T); Ожидания потребителей (Е). Спрос, конечно, зависит от многих переменных, и здесь перечислены лишь основные факторы. Зависимость спроса от различных факторов называется функцией спроса: Q d = f (Р, Р s 1 … Р s n, Р c 1 …Р c m, I, Z, N, Inf, R, T, E), где Q d - объем спроса. В наиболее простом случае функцию спроса выражают исключительно от цены на товар, как от основного фактора, влияющего на спрос: Q d = f (P) Линейную функцию спроса (т.е. когда она представлена в виде прямой на графике) математически можно записать следующим образом: , где a – максимально возможный спрос на рынке на данный товар, b – зависимость изменения спроса от изменения цены (одновременно отражает и угол наклона кривой спроса), p – цена на товар. Знак «минус» показывает, что функция спроса имеет убывающий вид. Также спрос и, соответственно, функцию спроса можно выразить графически: Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса - это изменение величины спроса при изменении цен, т.е. количества товара, которое готовы приобрести покупатели. Изменение спроса – это смещение самой кривой спроса, преимущественно оно отражает влияние неценовых факторов (исключением является изменение цен на связанные товары). Например, увеличение доходов потребителей вызывает смещение кривой спроса вправо. Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: снижение цены увеличивает число покупателей, расширяет их покупательную способность, делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара. Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению спроса (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). Взаимосвязь цены и спроса можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f (Q) – это обратная функция спроса. Линейная функция спроса будет выглядеть, как . Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене. Предложение, функция предложения Предложение (Supply) – это количество товаров, которое продавцы (производители) готовы представить к продаже по данной цене в данное время. Величина предложения – это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по данной цене. Закон предложения выражается в том, что, как правило, при прочих равных условиях, чем выше цена, тем больше величина предложения. Условия, при которых формируется объем предложения, называется факторами предложения. Факторами предложения являются: Цена данного товара (Р); Цены на другие товары – комплименты (РC) и субституты (РS); Издержки производства (С); Политика государства в области производства (налоги и субсидии) (G); Уровень технологии, управления и организации труда (Tech); Количество фирм на рынке (N); Имеющиеся производственные мощности (M); Объективные (внешние) условия производства (O); Информация о рынке (Inf); Ожидания производителей (Е). По аналогии с функцией спроса функция предложения отражает зависимость величины «S» от факторов, его определяющих: Q S = f (Р, Р s 1 … Р s n, Р c 1 … Р c m,, C, G, Tech, N, M, O, Inf, E). Функция предложения от цены: Q S = f (P). В линейном виде функция предложения имеет следующий вид: , где c – минимальный объем предложения товара на рынке, d - зависимость изменения предлагаемого объема товара от изменения цены (одновременно отражает и угол наклона кривой предложения), p – цена на товар. Знак «плюс» в формуле говорит о положительном наклоне кривой предложения. Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке. Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения, при изменении цены. Изменение предложения – это смещение самой кривой предложения в какую-то сторону в результате действия неценовых факторов. Реакция предложения на цену объясняется тем, что: фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения; в случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение товара. Также как и в случае с законом спроса из закона предложения есть свои исключения. Наиболее характерным исключением является предложение на рынке труда: с ростом оплаты труда люди могут позволить себе работать меньше, больше времени выделяя на отдых и досуг. То есть прирост почасовой ставки заработной платы труда больше определенного уровня (w 0) не компенсирует потерю ценности свободного времени, которым приходится жертвовать ради работы. Другой аналогией со спросом является существование индивидуального и совокупного (рыночного) предложения. Совокупное предложение на рынке получается путем суммирования предложения отдельных производителей и продавцов товара или услуги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|