Структурная схема микропроцессора i8086
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4 «Микропроцессорный блок i8086»
4.1 Цель работы: - Ознакомится с принципом формирования сигналов шины адреса, шины данных и шины управления в микропроцессорной системе на основе i8086; - Ознакомиться с временными диаграммами цикла системной шины микропроцессора i8086.
4.2 Приборы и элементы: - учебный стенд; - соединительные проводники.
4.3 Краткие сведения из теории:
Структурная схема микропроцессора i8086 На рис 4.1 приведена структурная схема микропроцессора (МП) i8086.
Рис. 4.1
Устройство управления декодирует байты программы и управляет работой операционного устройства и шинного интерфейса. Операционное устройство МП состоит из 4-х шестнадцатиразрядных регистров общего назначения: РОН (AX,BX,CX,DX), из 4-х регистров указателей (адресных регистров SP,BP,SI, DI) и арифметико-логического устройства (АЛУ) с регистром признаков операций (флагов F). РОН служат для хранения промежуточных результатов операций, т.е. операндов. Помимо общих, каждый из этих регистров имеет и некоторые специальные функции, о которых будет сказано далее. Каждый РОН может раcсматриваться, как состоящий из двух независимых 8-ми разрядных регистров AH, AL, BH, BL, CH, CL и DH, DL. Адресные регистры хранят 16-ти битовые указатели (адреса) на области памяти. В SP (StackPointer) находится текущий адрес "вершины стека" - специально организованной области памяти, которая будет описана далее. Регистр BP(Base Pointer) хранит любой базовый адрес в области стека. Два регистра SI и DI (Source и Destination Index) адресуют области памяти, называемые источником и приемником данных. Шинный интерфейс, на рис. 4.1 его узлы отмечены двойной чертой, выполняет операции обмена между МП и памятью или внешними устройствами. В сегментных регистрах CS,SS,DS,ES хранятся указатели на 64-х килобайтные области памяти называемые сегментами. Значения этих указателей могут перекрываться. Адрес байта в ячейке памяти получается суммированием содержимого одного из сегментных регистров и одного из регистров (SP,SI,DI,IP). Например адрес текущего байта программы, извлекаемого из памяти определяется суммой адресов, хранящихся в регистре кодового сегмента (CS) и указателе команд (IP). В регистре IP хранится 16-битовый адрес байта в кодовом сегменте к которому микропроцессор дожен обратиться. Подробнее об этом будет сказано далее. Связь с внешними устройствами осуществляется через специальные тристабильные схемы с повышенной нагрузочной способностью и называемые буферами.
Текущий байт программы направляется в очередь команд: шесть однобайтовых регистров расположенных конвейером (по принципу "первым вошел - первым вышел" или FIFO). Конвейер позволяет одновременно выполнять команду из очереди и загружать следующую, повышая производительность МП. Буферные тристабильные элементы увеличивают мощность сигналов до стандартных значений ТТЛ.
Регистр флагов
По результатам операций АЛУ устанавливает либо сбрасывает отдельные биты в регистре флагов F (см. рис. 4.2).
Рис. 4.2
x обозначает, что содержимое этого бита не имеет значения. Некоторые операции влияют только на отдельные флаги, а другие совсем на них не воздействуют, поэтому при описании флагов подразумевается выполнение тех команд (операций), которые влияют на эти флаги. В дальнейшем, в тексте, фраза "содержимое XX" будет обозначаться круглыми скобками - (XX). - ZF - флаг/признак нулевого результата (Zero), устанавливается в 1, если получен нулевой результат, иначе (ZF)=0. - CF - флаг переноса (Carry) устанавливается, если в результате выполнения операции из старшего бита переносится или занимается 1 при сложении или вычитании, иначе (CF)=0. На CF влияют также команды сдвига и умножения.
- SF - флаг знака результата (Sign) равен единице, если результат отрицательный, т.е. он дублирует старший знаковый бит результата. - PF - флаг четности (Parity). (PF)=1, если сумма по модулю два всех битов результата равна нулю (число единичных битов - четное). - AF - флаг дополнительного переноса (Auxiliary) устанавливается, если есть перенос из старшего бита младшей тетрады (бит D3) в младший бит старшей тетрады (бит D4). Используется в операциях над упакованными BCD числами. - OF - флаг переполнения (Overflow) устанавливается, когда результат операции превысит одно- или двухбайтовый диапазон чисел со ЗНАКОМ, а также в некоторых других случаях. Другое определение: (OF)=1, если перенос/заем в старший бит результата не равен переносу/заему из старшего бита. Содержимое регистра признаков называется также словом состояния процессора(программы) и обозначается PSW.
Читайте также: I. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|