Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как пользоваться таблицей психомоторного развития детей первого года жизни?

НАБЛЮДАЕМ И ОЦЕНИВАЕМ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

 

Разенкова Ю.А., к.пед.н., доцент

 

Какие признаки могут говорить о том, что нервная система малыша не справляется с теми (повреждениями, негативными воздействиями) вредностями, которым она была подвергнута во внутриутробном развитии или сразу же после родов, в первые дни и месяцы жизни? Что делать, если закрадывается подозрение о том, что малыш отстает в развитии? Какие меры предпринять для того, чтобы помощь была своевременной, а последствия тех или иных проблем в здоровье и развитии малыша – минимальными?

Подобных и других важных вопросов у родителей наберется не мало. Однако, как и много лет тому назад, ответы на эти вопросы они вынуждены добывать самостоятельно, по крупице собирая информацию. Как правило, эта информация противоречивая, а часто просто взаимоисключающая. Ведь спектр источников, к которым прибегает семья, весьма разнообразен. В роли советчика может оказаться и любимая подруга, и соседская бабушка, вырастившая трех внуков, и рекламный буклет модной клиники и статья известного специалиста, и «коллективный разум» молодых мам, с утра до ночи, общающихся на родительских форумах в Интернете. Родители слушают, читают, пытаются следовать сначала одним советам, потом другим – совсем противоположным, делают ошибки; возвращаются в исходную точку, надеясь выработать свою стратегию; отказываются от чужого опыта и вновь совершают ошибки, приводящие их к растерянности и страху, и, если повезет, то, скорее поздно, чем рано, находят компетентного специалиста. При этом на поиски информации потрачено слишком много сил, а самое главное, часто упущено драгоценное время.

Однако всем давно известно, что лечить и исправлять всегда сложнее и труднее, чем предупреждать начало болезни или возникновение проблем в развитии у ребенка. Поэтому наша цель – помочь родителям освоить нехитрые способы наблюдения за развитием малыша, научить обращать внимание на некоторые особенности в поведении ребенка, которые могут сигнализировать о возможном неблагополучии в его здоровье и развитии. Верим, что точная и ясная информация позволит вам принимать быстрые и правильные решения, от которых порой зависит успех помощи.

Убеждены, что подобного рода информация послужит осознанию важности своевременного обращения к врачу, психологу, педагогу или логопеду. Ведь благополучный исход лечения или оказываемой помощи – это всегда результат усилий, как специалистов, так и семьи. Именно от семьи врач, психолог или логопед может узнать, какое поведение для малыша является обычным, а что вызывает тревогу, на что необходимо обратить пристальное внимание. Порой именно анализ родительских жалоб становится отправной точкой для назначения дополнительных обследований, изменений в тактике лечения или помощи, привлечения других специалистов.

С помощью наших материалов вы научитесь определять уровень и темп развития своего ребенка, сможете увидеть его положительные и отрицательные стороны, научитесь выявлять скрытые на данный момент проблемы в развитии ребенка.

В содержании статьи заложено несколько уровней информации. Первый уровень информации - это простые способы оценки уровня и темпа развития ребенка на первом году жизни. Они помогут внимательным родителям в каждом возрастном периоде проверить, правильно ли формируются движения и психическая деятельность ребенка; овладел ли он необходимыми навыками и умениями. Этот уровень информации отражен в таблице показателей психо-моторного развития ребенка первого года жизни.

Второй уровень информации – это детальная система факторов неблагополучия в развитии движений, слуха, речи, зрения и социально-эмоциональных отношений. Подобная система подскажет вам, на какие проблемы в развитии малыша необходимо обратить самое пристальное внимание, что делать, чтобы снять необоснованную тревогу. Этот уровень информации представлен в рубрике «О скрытых проблемах в развитии малыша говорят…».

Отечественными специалистами – врачами, психологами и педагогами разработаны критерии успешности прохождения ребенком основных этапов развития, которые достаточно четко соотносятся с его возрастом и могут быть оценены Вами – родителями самостоятельно. Это так называемые нормативные показатели развития детей, проживающих в нашей стране. Все приведенные нами показатели развития детей основаны на статистических и научных исследованиях. Впервые работа над возрастными показателями развития детей первых трех лет жизни была начата в 20-30-х годах XX века в клинике проф. Н.М.Щелованова. В дальнейшем они многократно перерабатывались и дополнялись (1-й год жизни - Э.Л.Фрухт) под руководством проф. Н.М.Аксариной. А в 70-е годы впервые были разработаны методы проверки развития детей первых трех лет жизни. Сегодня этими методами пользуются, как врачи детских поликлиник, так и психологи, педагоги в службах ранней помощи детям. Показатели развития детей раннего возраста основаны на статистически выверенных данных, т.е. 75% детского населения страны в возрасте от 10 дней до 3 лет успешно овладевают ими. Говоря другими словами, приведенные ниже в таблице показатели психомоторного развития очерчивают средний уровень развития детей данной возрастной группы, проживающих на территории нашей страны.

В практическом плане они являются простым и удобным средством, помогающим определить уровень общего развития ребенка первого года жизни, дающим возможность увидеть сильные и слабые стороны ребенка, и тем самым вовремя заподозрить возможное неблагополучие в его развитии.

Таблица для проверки психомоторного развития ребенка первого года жизни составлена из описания поведения среднестатистического ребенка в возрасте от 10 дней до 12 месяцев. Подобное описание называется показатели развития. Все приведенные показатели развития объединены в восемь линий или сфер развития и разбиты на возрастные отрезки времени.

На первом году жизни возрастных сроков оценки развития детей 14. Это - 10 дней жизни ребенка; 20 дней жизни ребенка; 1 месяц; 2 месяц; 3 месяц; 4 месяц; 5 месяц; 6 месяц; 7 месяц; 8 месяц; 9 месяц; 10 месяц; 11 месяц и 12 месяц. Такая частота оценки связана с тем, что основными особенностями детей первого года жизни являются неравномерность и быстрый темп их развития. У малыша первого года жизни новое в его движениях и психике появляется каждый последующий месяц. Такой высокий темп развития определяет как частоту (сроки) проведения наблюдений, так и выбор линий или сфер развития на каждом возрастном этапе.

Были условно выделены восемь сфер развития ребенка: зрительные ориентировочные реакции, слуховые ориентировочные реакции, эмоции и социальное поведение, движения руки и действия с предметами, движения общие, подготовительные этапы развития понимания речи, подготовительные этапы развития активной речи, навыки и умения в процессах.

Внутри каждого возрастного периода выделено и описано наиболее важное поведение малыша. Это то, что получает наибольшее развитие на данном возрастном этапе и является необходимым и значимым для последующего развития ребенка. В разные возрастные периоды важным может быть различное поведение малыша. Например, в развитии ребенка в возрасте 1 – 3 месяцев важным является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций, а также ответных эмоционально-положительных реакций. В возрастном периоде от 3 до 6 месяцев важными являются также зрительные и слуховые ориентировочные реакции, однако особое значение приобретают движения руки и действия с предметами, а также подготовительные этапы развития активной речи. Таким образом, на каждом возрастном этапе представлено три уровня развития. Первый уровень – это то, что развивается сейчас; второй уровень – это то, что развивалось раньше и создавало предпосылки для появления новых умений, а сейчас закрепляется и совершенствуется; третий уровень - то, что сейчас только появляется, а дальнейшее свое развитие получит позже. Внутри линий или сфер развития находятся соответствующие показатели. Они расположены по степени возрастания сложности снизу вверх и таким образом отражают возрастную динамику психомоторного развития ребенка. Так в таблице в наглядном плане представлен сложный процесс развития, показан его путь от простого к сложному. Знание ведущих линий, зависимости развития последующего от предыдущего является основой для наблюдений за малышом, оценки его поведения, определения сильных и слабых сторон.

Как пользоваться таблицей психомоторного развития детей первого года жизни?

Выберите показатели развития в соответствии с возрастом вашего малыша. Имейте в виду, если малышу на день проверки больше 15 дней, например: сегодня ребенку 2 мес. 18 дней, то лучше начинать с показателей старшего возраста, в конкретном случае с возраста 3 месяцев. А если малышу на день проверки еще нет полных 15 дней, например: малышу только 2 мес. 11 дней, то лучше спуститься на младший возраст. Это первое правило, которое вы должны запомнить, приступая к работе с таблицей, оно называется «правилом 15 дней». Введение этого правила обусловлено тем, что ребенок первого года жизни может очень быстро прибавлять в своих умениях.

Родителям на заметку    

 

· Приступая к наблюдениям и оценке развития ребенка, выберите строку в таблице в соответствие с возрастом вашего ребенка, в конкретном случае воспользуйтесь «правилом 15 дней». «Правило 15 дней» важно соблюдать только на первом году жизни ребенка.

· Если вы оцениваете развитие недоношенного ребенка, необходимо скорректировать его возраст, для этого из нормального срока беременности (полных 37 недель) вычтите гестационный возраст малыша (от момента зачатия до рождения), получится срок, на который малыш имеет права запаздывать в своем развитии.

· Запишите возрастные данные малыша в таблице, напротив того или иного умения. Вы можете скопировать таблицу в тетрадь или дневник наблюдений за развитием малыша, а также сделать ее компьютерную версию. Тогда сведения о развитии вашего ребенка будут храниться в вашем виртуальном дневнике.

 

Начинайте проверять с первой указанной в таблице ведущей линии или сферы развития. Убедившись, что ваш малыш все хорошо умеет делать, проверьте его умения в более старшем возрасте, возможно, ваш малыш покажет высокие результаты. Это следующее правило работы с таблицей, его можно назвать «правилом потолка».

Родителям на заметку    

 

· Если малыш точно и ясно выполняет задания, рассчитанные на его возраст, стоит проверить его возможности по показателям старшей возрастной группы, применив «правило потолка».

Если же задания старшего возрастного этапа ему не под силу, вернитесь назад и отметьте это в своей записи. Если же ребенок достаточно развит, спускайтесь до тех пор, пока не установите предела его возможностей. Обязательно зафиксируйте это в записи. Таким образом, вы определили уровень развития или уровень компетентности вашего ребенка в определенной сфере.

Если же малыш не справляется со своим возрастным уровнем, прибегните к помощи показателей более младшего возрастного периода, поднимайтесь до тех пор, пока не найдете то задание, с которым ваш ребенок справляется. Такая тактика называется «правилом пола». Таким образом, вы можете определить актуальный уровень развития или уровень компетентности вашего ребенка в определенной сфере.

Родителям на заметку    

 

· Если малыш не справляется с возрастными показателями, необходимо прибегнуть к помощи показателей младшей возрастной группы, применив «правило пола».

Далее постепенно, не перескакивая из сферы в сферу, вы проверите все показатели и определите актуальный уровень ребенка во всех ведущих линиях или сферах развития в данный отрезок времени.

Сделав запись в тетради или дневнике, вы сможете оценить развитие малыша. Для этого необходимо сравнить фактический, актуальный уровень развития по каждой линии с возрастными нормативами.

 

Родителям на заметку    

 

· Если актуальный уровень развития малыша соответствует его возрасту – это нормальный уровень развития или уровень развития соответствующий возрастной норме.

· Если уровень развития превышает паспортный возраст малыша, ваш ребенок развивается с опережением.

· Если же уровень развития ниже паспортного возраста ребенка на два и более сроков, ваш малыш отстает в развитии. Это обстоятельство должно послужить сигналом тревоги, а значит необходимо срочно обратиться к детскому неврологу, а далее обязательно проконсультироваться с психологом или специальным педагогом.

Кроме отставания в развитии о скрытых проблемах в здоровье ребенка от 1 месяца до 3 месяцев может говорить:

- быстрый прирост окружности головы, увеличение размеров и усиление пульсации большого родничка, нарушение пропорций головы и тела;

- беспокойное, «болезненное» выражение лица ребенка, слабый или раздраженный крик ребенка;

- снижение двигательной активности и мышечного тонуса, ребенок лежит в позе «лягушки»;

- повышение двигательной активности, длительный тремор (дрожание) конечностей, подбородка в покое, спонтанные вздрагивания, судороги;

- повышение мышечного тонуса, поза ребенка с запрокинутой головой, вытянутыми или поджатыми конечностями, с перекрестом ног;

- снижение аппетита, упорные срыгивания, рвоты;

- необычный запах, исходящий от ребенка;

- светлые или «кофейные» пятна на коже, сосудистые опухоли – гемангиомы на лице, выраженная бледность или синюшность кожи;

- ограничение движений в одной или двух конечностях (правых, левых);

-установка головы в одну сторону;

- недостаточность или отсутствие слежения за игрушками, предметами, реакции на звуки;

- отсутствие улыбки, «комплекса оживления», слухового сосредоточения во время общения со взрослыми в возрасте от 2 до 3 мес.

О скрытых проблемах в здоровье ребенка от 3 месяцев до 6 месяцев может говорить следующее:

- ребенок не переворачивается со спины на живот к 5 мес., слабая опора на руки в положении на животе, в вертикальном положении – опора на передний край стопы, перекрест голеней;

- снижен интерес к игрушкам, к контактам с близкими людьми;

- не захватывает и не ощупывает игрушку, не удерживает ее в руке в 4-5 мес.;

- регресс (обратное развитие) уже имеющихся моторных навыков;

- нарушения сна и засыпания, привычного режима дня;

- утомляемость, плаксивость.

Если вы будете систематически оценивать умения вашего малыша от месяца к месяцу, то через два-три срока вы сможете, сравнивая фактический, актуальный уровень развития ребенка с его паспортным возрастом по всем показателям развития во всех сферах развития, определить индивидуальный темп созревания ребенка. Этот темп может быть нормальным, замедленным или задержанным, ускоренным или мозаичным (неравномерным).

 

Родителям на заметку    

 

· Под нормальным темпом развития понимается такое развитие, которое соответствует возрастной норме или опережает возрастную норму на 1-2 срока, при этом задержка на 1-2 срока допустима.

· Кроме записи в таблице можно делать короткие записи в тетради или дневнике развития ребенка.

 

Ваша запись может выглядеть так:

Дата проверки: _________________________

Миша – 1 мес.8 дней (возраст на день проверки)

Зр.ор.р. (зрительные ориентировочные реакции) – 20 дн.

Сл.ор.р. (слуховые ориентировочные реакции) – 1 мес.

Эм. и соц.п. (эмоции и социальное поведение) – 1 мес.

Развитие ребенка соответствует возрасту.

 

Родителям на заметку    

 

· Замедленный или задержанный темп развития характеризуется отставанием по всем или только одному из возрастных показателей на 2-3 срока.

Запись в дневнике может выглядеть так:

Дата проверки: ____________________________

Маша – 4 мес. 3 дн. (возраст на день проверки)

Зр.ор.р. (зрительные ориентировочные реакции) – 2 мес.

Сл.ор.р. (слуховые ориентировочные реакции) – 2 мес.

Эм. и соц.п. (эмоции и социальное поведение) – 1 мес.

Дв.р. и д.п.(движения руки и действия с предметами) – нет

Дв.о. (движения общие) – 2 мес.

Р.А. (подготовительные этапы развития активной речи) – 1 мес.

Н. (навыки и умения в процессах) – нет

Отставание на три срока, задержанный темп развития. SOS!

 

Родителям на заметку    

 

· Под ускоренным темпом развития понимается опережение возрастной нормы по одному или всем показателям на два и более срока.

· Опережение более чем на три возрастных срока должно вас насторожить, так как является фактором риска. В этом случае также важно проконсультироваться с врачом, психологом и педагогом.

Родителям на заметку    

· О неравномерном развитии говорит тот факт, что какие-то показатели чуть выше нормы, какие-то - в пределах нормы, а что-то - значительно отстает от возраста. Мозаичность или неравномерность в развитии также расценивается как фактор риска и требует консультации у специалистов.

Запись в дневнике может выглядеть так:

Дата проверки: ____________________________

Даша – 4 мес. 10 дн. (возраст на день проверки)

Зр.ор.р. (зрительные ориентировочные реакции) – 5 мес.

Сл.ор.р. (слуховые ориентировочные реакции) – 5 мес.

Эм. и соц.п. (эмоции и социальное поведение) – 5 мес.

Дв.р. и д.п.(движения руки и действия с предметами) – нет

Дв.о. (движения общие) – 2 мес.

Р.А. (подготовительные этапы развития активной речи) – 4мес.

Н. (навыки и умения в процессах) – нет.

Неравномерное, мозаичное развитие.

О скрытых проблемах в развитии здоровья малыша в возрасте от 6 до 9 месяцев может говорить следующее:

- ребенок не встает на четвереньки, не сидит с опорой на руки к 7 мес.;

- не ползает на четвереньках, неустойчиво сидит, не встает у опоры в 9 мес.;

-сниженная двигательная активность, утомляемость, раздражительность;

-отсутствие лепета;

- не развивается подражание и ситуационное восприятие обращенной речи.

О скрытых проблемах в развитии здоровья малыша в возрасте от 9 до 12 месяцев может говорить следующее:

- не различает звуки, интонацию в речи, не прислушивается к речи, музыке;

- скудный лепет, не повторяет слогов за взрослым, не подражает;

- не различает окружающих людей;

- снижена двигательная активность, самостоятельно не встает, не стоит, не ходит к 12-14 мес.;

- необходимо незамедлительно обратиться к неврологу при подозрении на судорожный синдром, в случае пароксизмов потери сознания, при падениях, сопровождающихся ушибами, травмами головы.


Показатели развития детей первого года жизни [1]

 

Возрастная норма Зрительные ориентировочные реакции Слуховые ориентировочные реакции Эмоции и социальное поведение Движения руки и действия с предметами Движения общие Подготовительные этапы развития понимания речи Подготовительные этапы развития активной речи   Навыки и умения в режимных процессах
                 
Возрастная норма – 10 дней Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) Вздрагивает и мигает при резком звуке            
18 – 20 дней Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) Успокаивается при сильном звуке            
1 месяц Плавное прослеживание движущегося предмета Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки) Первая улыбка в ответ на разговор взрослого   Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову   Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним  
2 месяца 1. Длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого.   2. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым 1. Ищущие повороты головы при длительном звуке.   2. Поворачивает голову в сторону голоса взрослого Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.       Лежа на жи-воте, поднимает и некоторое время удерживает голову       Повторно произносит отдельные звуки  
3 месяца Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице говоряще­го с ним взрослого, игрушке)       Проявляет (комплекс оживления) в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор).     Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью 1. Лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья, высоко подняв голову.   2. При под-держке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.   3. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого)        
4 месяца Узнает мать (радуется) 1. Поворачивает голову в сторону неви­димого источника звука и находит его.   2. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию 1. Во время бодрствования часто и легко возникает “комплекс оживления”.   2. Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним. Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки. То же, что в 3 мес., но более ярко выражено.   Гулит. Во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.
5 месяцев Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого)   1. Узнает голос матери или близкого человека.   2. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи   1. Четко берет игрушку из рук взрослого.   2. Удерживает в руке игрушку 1. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.   2. Переворачивается со спи­ны на живот.   3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки   Подолгу певуче гулит Ест с ложки полу-густую и густую пищу
6 месяцев   По-разному реагирует на свое и чужое имя   Уверенно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую 1. Переворачивается с живот на спину.   2. Передвигается, переставляя руки или немного ползая   Произносит отдельные слоги (начало лепета) 1. Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.   2. Пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.
7 месяцев       Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает бросает ее и др. Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях)     На вопрос “где?” ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги Пьет из чашки, которую держит взрослый
8 месяцев       1. Игрушками занимается долго и разно-образно действует ими.   2. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.) 1. Сам садится сидит и ложится.   2. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается.   3. Переступает, держась за барьер. 1. На вопрос “где?” находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. 2. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например “Ладушки”, “Дай ручку” и др. Громко, четко и повторно произносит различные слоги 1. Ест корочку, которую сам держит в руке.   2. Пьет из чашки, которую держит взрослый
9 месяцев   Плясовые движения под плясовую мелодию     С предметами действу­ет по-разному, в зависимос­ти от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.)     Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за их руками     1. На вопрос “где?” находит не сколько знакомых предметов в разных местах не зависимо от их постоянного месторасположе­ния. 2. Знает свое имя, оборачивается на зов Подражает взрос лому, повторяя за ним слоги, которые есть в его лепете 1. Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее рукой.   2. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания)    
10 месяцев     Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (открывает и закрывает, вынима­ет и вкладывает и др.). Действия с предметами принимают устойчивый характер 1. Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила и сходит с нее.   2. Идет вперед с поддержкой за обе руки.     1. По просьбе “дай” находит и дает знакомые предметы среди других и дает их. 2. При заигрывании с ним (“догоню- догоню”, “Сорока- ворона”, “прятки” и др. выполняет разучен­ные дейст­вия и движения Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете     Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев    
11 месяцев         Овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень) 1. Стоит самостоятельно.   2. Делает первые самостоятельные шаги 1. По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.). 2. Появляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы и др.) Произносит первые слова обозначения. например. “ав-ав”, “кис-кис”, “дай” Умения и навыки закрепляются
12 месяцев 1. Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову).   2. Узнает на фотографии знакомого взрослого, мать.     1. Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.).   2. Переносит действия разученные с одним предметом на другой (водит, кормит, баюкает куклу и др.)     Ходит самостоятельно (без опоры) 1. Понимает (без показа) названия нескольких предметов действий, имена взрослых и детей. 2. Выполняет отдельные поручения (“найди”, “принеси”, “отдай тете”, “положи на место” и др.) 3. Понимает слово “нельзя” (прекращает действие). 4. Некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер. 5. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками. 1. Легко подражает новым слогам.   2. Произносит 5-10 облегченных слов Самостоятельно пьет из чашки (держит руками и пьет)

 

 

В развитии ребенка второго года жизни выделено четыре периода, четыре срока проверки появления новых умений у малыша. Это обусловлено тем, что темп развития ребенка второго года жизни несколько замедлен, по сравнению с малышом первого года жизни. Это:

1) от 1 г. 1 мес. до 1 г. 3 мес.; 2) от I г. 4 мес. до 1 г. 6 мес.;

3) от 1 г. 7 мес. до 1 г. 9 мес.; 4) от 1 г.10 мес. до 2 лет.

В развитии детей второго года жизни выделены иные, чем на первом году жизни, ведущие линии или сферы развития:

1) развитие понимания речи; 2) развитие активной речи; 3) сенсорное развитие;

4) развитие игры и действий с предметами; 5) развитие движений;

6) формирование навыков.

Вычленение только этих линий развития является условным, однако это обстоятельство облегчает наблюдение за развитием ребенка, хотя и не охватывает его полностью.

Каждая линия развития выражена в определенном показателе, всего на втором году жизни 24 показателя.

Способ наблюдения и проверки аналогичен тому, который был использован при работе с таблицей показателей для детей первого года жизни.

 

Родителям на заметку    

 

· Приступая к наблюдениям и оценке развития ребенка, выберите строку в таблице в соответствие с возрастом вашего ребенка.

· Скорректируйте возраст для недоношенного малыша.

Начинайте проверять с первой указанной в таблице ведущей линии или сферы развития. Запишите данные вашего малыша в тетрадь и или его дневник на день проведения наблюдений.

 

Родителям на заметку    

 

· Если малыш точно и ясно выполняет задания, рассчитанные на его возраст, стоит проверить его возможности по показателям старшей возрастной группы, применив «правило потолка».

 

Родителям на заметку    

 

· Если малыш не справляется с возрастными показателями, необходимо прибегнуть к помощи показателей младшей возрастной группы, применив «правило пола». При большой глубине отставания, может так получиться, что вы выйдите за границы показателей для детей второго года жизни и вам придется воспользоваться таблицей, рассчитанной для детей первого года жизни. Пусть вас это обстоятельство не смущает, ведь так вы установите истинный уровень развития вашего ребенка, будете точно знать и понимать его возможности.

Проверьте все показатели и определите актуальный уровень ребенка во всех ведущих линиях или сферах развития в данный отрезок времени. Оцените развитие малыша, сравнив фактический, актуальный уровень развития по каждой линии с возрастными нормативами, сделайте запись в тетради или дневнике.

 

Как оценить, полученные данные?

 

Родителям на заметку    

 

· Если актуальный уровень развития малыша соответствует его возрасту – это нормальный уровень развития или уровень развития соответствующий возрастной норме.

Ваша запись может выглядеть так:

Дата проверки: ________________________

Ваня – 1 год 7 мес. (возраст на день проверки).

Р.П. (развитие понимания речи) – 1г. 9 мес.

Р.А. (развитие активной речи) – 1г. 9 мес.

С.Р. (сенсорное развитие) – 1г. 9 мес.

И. и Д.П.(игра и действия с предметами) – 1г. 9 мес.

Дв.о. (движения общие) – 1г. 9 мес.

Н. (навыки и умения в процессах) – 1г. 9мес.

Развитие соответствует возрасту.

 

Родителям на заметку    

 

· Если уровень развития превышает паспортный возраст малыша, ваш ребенок развивается с опережением.

Запись в дневнике может быть такой:

Дата проверки: ________________________

Оля – 1 год 8 мес. (возраст на день проверки).

Р.П. (развитие понимания речи) – 2 года

Р.А. (развитие активной речи) – 1г. 9 мес.

С.Р. (сенсорное развитие) – 2 года

И. и Д.П.(игра и действия с предметами) – 2 года

Дв.о. (движения общие) – 1г. 9 мес.

Н. (навыки и умения в процессах) – 2 года

Развитие с опережением.

 

Родителям на заметку    

· Если же уровень развития ребенка ниже его паспортного возраста на два и более сроков (сроком проверки на втором году жизни ребенка является квартал), он отстает в развитии.

· О глубине отставания судят по худшим результатам.

· Это обстоятельство должно послужить сигналом тревоги, а значит необходимо срочно обратиться к врачу, а далее обязательно проконсультироваться с психологом, специальным педагогом и логопедом.

Записав полученные данные, вы увидите наиболее проблемные области в развитии ребенка:

Дата проверки: ________________________

Коля – 1 год 6 мес. (возраст на день проверки).

Р.П. (развитие понимания речи) – 12 мес.

Р.А. (развитие активной речи) – 9 мес.

С.Р. (сенсорное развитие) – 12 мес.

И. и Д.П.(игра и действия с предметами) – 12 мес.

Дв.о. (движения общие) – 1г. 3 мес.

Н. (навыки и умения в процессах) – 9мес.

Глубина отставания в развитии ровна 5 возрастным срокам. Особое беспокойство вызывает развитие активной речи. Развитие характеризуется значительным отставанием.

 

Родителям на заметку    

 

  • Наиболее информативным показателем второго года жизни ребенка является развитие речи. Неблагополучие в развитии речи в этом возрасте (при отставании от нормы даже на один возрастной срок) очень точно отражает, с одной стороны, последствия перинатального повреждения ЦНС, а, с другой стороны, может говорить о недостаточности внимания, уделяемого семьей, ребенку. Более подробную информацию о том, какие факторы речевого неблагополучия наиболее существенны для анализа развития ребенка и какие скрытые проблемы за этим стоят, вы прочитаете в главе «Хорошо ли говорит ваш ребенок?».

Таблица. Показатели развития детей второго года жизни (разработаны К.Л.Печорой)
В развитии ребенка третьего года жизни выделено 2 полугодия: от 2 лет до 2 лет 6 месяцев и от 2 лет 6 месяцев до 3 лет.

В каждом из них выделены следующие линии или сферы развития: в первом полугодии: 1) активная речь, 2) игра, 3) конструктивная деятельность, 4) сенсорное развитие. 5) развитие движений, 6) развитие навыков; во втором полугодии: 1) активная речь, 2) игра, 3) изобразительная деятельность, 4) конструктивная деятельность, 5) сенсорное развитие, 6) навыки, 7)движения. Каждая линия развития выражена в определенном показателе, всего на втором году жизни 19 показателей.

При оценке развития детей в записи фиксируется уровень развития, т.е. какому возрастному показателю соответствует развитие ребенка.

Родителям на заметку    

 

· Приступая к наблюдениям и оценке развития ребенка, выберите строку в таблице в соответствие с возрастом вашего ребенка. Начинайте проверять с первой указанной в таблице ведущей линии или сферы развития.

· Если ребенок выполняет задания, рассчитанные на его возраст, проверьте его возможности по показателям старшей возрастной группы.

· В том случае, если ребенок не справляется с возрастными показателями, необходимо прибегнуть к помощи показателей младшей возрастной группы. При большой глубине отставания, может так получиться, что вы выйдите за границы показателей для детей третьего года жизни и вам придется воспользоваться таблицей, рассчитанной для детей второго или даже первого года жизни. Пусть вас это обстоятельство не смущает, ведь так вы установите истинные возможности ребенка. А, зная, что он может, легче поня

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...