Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Остановка внутреннего диалога: теория и практика




 

 

Доброго времени суток всем, кто читает эту статью. Поразмышляем мы с вами сегодня на весьма интересную тему. Возможно, у вас имеется некоторый опыт медитации и полного расслабления. А, возможно, напротив, вам бывает сложно уснуть, расслабиться, лезут разные мысли, не то чтобы они негативные, но покоя вам от них точно нет. Бывало такое. Что же это? Как с этим бороться, нужно ли бороться, можно ли прекратить этот мысленный шум, а возможно даже извлечь из него пользу? Именно это вы и узнаете из этой статьи на тему «Остановка внутреннего диалога».

 

 

Истоки возникновения:

 

психика и внутренний мир новорожденного ребенка — это чистый лист. Постепенно на него накладываются отпечатки воспитания, социальных норм, мнения окружающих, школы, друзей, родителей. Таким образом возникает наше мировоззрение. Картина мира, рожденная внешними факторами, обдуманная мозгом и пропущенная через внутреннее сознание создает нашу жизнь и субъективную реальность. Мыслительный процесс продолжает формировать нашу картину мира на протяжении всей жизни, не меняясь и не останавливаясь. Кроме картины мира, мысли человека создают образ его самого в собственном сознании. Фоновый мыслительный процесс протекает в виде мысленного диалога и сковывает нас, удерживая в рамках сформированных представлений.

 

И вот уже взрослый человек пытается влиять на свое окружение, менять свою жизнь и других людей, а ничего не выходит. «Как же так?» — сокрушается он и не понимает — «ну что я делаю неправильно, за что мне это, почему так?» А виной всему наши установки, созданные и зафиксированные нашим внутренним диалогом.

 

Мысленный диалог с точки зрения психологии:

 

Понятие мысленного диалога в психологии упоминается достаточно часто и с давних пор. Это внутреннее общение человека самого с собой, оно не прекращается, разве что только во сне или во время изменения состояния сознания (но об этом в другой раз). Так вот, часто человек сам не отдает себе отчета, что в его мозгу постоянно крутится множество мыслей, очень часто не связанных между собой. Каждая из них, как за хвост, цепляется за «кусочек» только что ушедшей, следующая за нее, и так нескончаемой вереницей. Э. Берн — создатель теории трансактного анализа объяснял внутренний диалог бесконечным общением разных состояний, в которых пребывает наше эго. Это состояние ребенка, состояние родителя и состояние взрослого. Три этих модели постоянно общаются между собой, часто противореча друг другу.

 

Э. Берн. Эта теория тесно перекликается с психоанализом, где, как известно, Фрейд выделял три структуры человеческой психики: «ОНО» (или «либидо»), «Я» (или «ЭГО») и «СВЕРХ-Я» (или «СУПЕР-ЭГО»). На подсознательном (то есть неосознанном) уровне эти структуры находятся в состоянии конфликта. Этому есть простое объяснение. «ОНО» подчиняется принципам удовольствия и счастья (кои и есть главная цель в жизни человека), «СВЕРХ-Я», напротив является своего рода цензором, это совесть, носитель моральных и нравственных стандартов. «Я» пытается установить равновесие между тягой к удовольствиям и нравственными нормами. Если в угоду «либидо», но в противовес «СУПЕР-ЭГО», «Я» совершает определенный поступок или принимает решение, то испытывает угрызения совести и чувство вины. Кроме этих двух структур, над нашим «я» довлеет еще мнение общества со своими требованиями, социальными нормами и устоями. В гештальтпсихологии, например, прием внутреннего диалога часто используется в терапевтических целях. Когда у человека возникает проблемная ситуация, с которой он обращается к специалисту, практикующему гештальт-терапию, тот предлагает ему инициировать осознанно внутренний диалог. Целью такого диалога является мысленное логическое завершение ситуации, возникшей в прошлом, не законченной и вызывающей проблемные последствия в настоящем. Но здесь идет речь уже об осмысленном диалоге.

 

Одно дело, когда мы осознанно начинаем думать и обдумывать предстоящие планы, искать возможные решения возникающих проблем. И совсем другое, когда начинается бесконечная рефлексия (внутренняя оценка и копание в собственных чувствах и ощущениях), переживание вновь и вновь событий, которые остались в прошлом, обвинение или самобичевание за те или иные поступки своего собственного я. А к какому типу людей относитесь вы? Продуктивно ли вы используете собственный мозг? Внутренний диалог в эзотерике В эзотерической науке понятие внутреннего диалога стало широко применяться после освещения его Карлосом Кастанедой в своих книгах. Согласно его учений, внутренний диалог напрочь лишает мозг гибкости и открытости. Он фиксирует определенное восприятие мира, которое повторяется вновь и вновь, утверждаемое бесконечным внутренним диалогом. Особые существа — летуны (неорганические сущности) через внутренний диалог внушают людям свойство воспринимать мир через жадность, жалость, скуку, уныние, зависть и другие негативные качества. А сами летуны в это время «выкачивают» из нас энергию, оставляя лишь самую малость, которой хватает только на то, чтобы быть зацикленным на своем эго и бесконечно рефлексировать.

 

Человек не осознает, что мысли, возникающие в процессе внутреннего диалога — это «происки» летунов, а считают, что это их собственные размышления. Таким образом постоянно теряет энергию и живет абсолютно ограниченной жизнью, воспринимая мир в однобокой плоскости. Если остановить внутренний диалог, то можно избавиться от атак летунов. Это приведет к осознанности и открытости, мировоззрение поменяется, мир засияет множеством новых огней, о которых раньше не приходилось даже мечтать.

 

Все, что нас окружает — это не есть объективная реальность, это есть наше восприятие мира, рожденное бесконечным диалогом с самим собой о себе и о мире. И этот диалог всегда одинаков. И до тех пор пока он не изменится, ничего не поменяется и в жизни. Кастанеда считает, что если не остановить внутренний диалог, ничего не сможет человек поменять ни в самом себе ни в своей картине мира.

 

Признаки и последствия внутреннего диалога:

 

Невозможность сосредоточиться; постоянный мысленный шум в голове; непрекращающаяся рефлексия; состояние перманентного стресса; противоречивость сознания; неумение принимать решения; беспричинная тревожность; мнительность, внушаемость; бессонница; зажатость в физическом и психическом плане; однобокое плоское восприятие мира; ограниченность мышления; сонливость; сложность в практике медитации; невозможность контролировать собственные мысли; проживание жизни на «автопилоте», не осознавая себя в текущем моменте; агрессия, чувство вины.

 

И поверьте, это еще не полный список. А теперь вы готовы осознать, проснуться, стать воином (для поклонников Кастанеды), короче, готовы ли вы к остановке внутреннего диалога? Никто не обещает легкого пути, но это того стоит, поверьте.

 

Способы остановки:

 

Есть много техник для достижения внутреннего безмолвия, тишины, очищения, катарсиса, инсайта. Мы расскажем вам о некоторых из них. Они делятся на психические и физические. Первая группа методов относится к психическим.

 

Остановка силой воли

 

Эти методы подойдут личностям с развитым воображением, умением визуализировать и хотя бы мало-мальски контролировать собственные мысли.

 

Воссоздание мыслеформы

 

Лучше всего практиковать этот метод в уединении и спокойствии, идеально перед сном. Максимально расслабьтесь, начиная от кончиков пальцев ног до макушки. Визуализируйте любую мыслеформу, это может быть вращающийся шар, сфера, огненный куб, светящийся конус. Сосредоточьтесь полностью на этом представлении, удерживайте его в своем сознании, не допускайте переключения внимания и посторонних мыслей.

 

Счет

 

Этот простой на первый взгляд способ, можно практиковать в любое время, только при условии, что вас ничего не отвлекает и не мешает вам. Начинайте считать от тысячи в обратном порядке. Считайте столько, сколько сможете, думая при этом только о числах.

 

Мысленный приказ (полное внутреннее молчание)

 

Просто прикажите себе не думать, замолчать. Используя свою силу воли «отлавливайте» мысли. Как только в вашем внутреннем поле зрения появляется мысль, сразу отдавайте себе приказ.

 

Сталкинг

 

Это отслеживание собственных мыслей, чувств, реакций ощущений с целью возыметь полный контроль над собой.

 

Мысленное созерцание.

 

Воссоздание с помощью воображения в своем сознании мысленных образов существующих или несуществующих мест, стран, природных явлений, рассматривание и сосредоточенность на них.

 

Физические практики:

 

Созерцание.

 

В отличие от волевых методов, в этой практике используется полное «отпущение» мыслей. Выберете объект созерцания, это может быть морская гладь, природные красоты, костер, водопад, звездное небо. Просто смотрите и отпустите свои мысли, не пытайтесь их контролировать или останавливать, пусть они текут свободно, просто расслабьтесь и наслаждайтесь созерцанием. В один прекрасный момент вы почувствуете, что мыслей просто нет, все ваше естество заполнено эстетической красотой. Практикуйте этот метод чаще, и кроме остановки внутреннего диалога вы получите удовольствие и покой.

 

Тяжелая физическая работа.

 

Если волевыми методами не удается победить навязчивый мысленный шум, можно использовать изнуряющий труд. Ваше тело будет истощено усталостью, а мысли будут кружиться только в области возможности отдыха и расслабления. Это могут быть занятия силовыми видами спорта, борьба, ходьба, бег, плавание.

 

Медитация и йога

 

классические методы остановки не только внутреннего диалога. Однако, они требуют системного подхода и несут еще массу других положительных эффектов.

 

Тенсегрите

 

это специальные упражнения, которые описывает Кастанеда в своей книге «Магические пассы шаманов древней Мексики».

 

Сенсорная депривация.

 

Беспроигрышный вариант. Это «отключение» одного или нескольких, а в идеале всех органов чувств. Добиться этого можно путем ликвидации воздействия внешних факторов. Есть специальные камеры сенсорной депривации. Условия сенсорной депривации в камере — это полная темнота и тишина (таким образом ликвидируется воздействия на органы слуха и зрения). Человек помещается в емкость, которая наполнена соленой водой, создающей невесомость благодаря своей плотности. Температура воды равна температуре тела (ликвидируется термочувствительность). Но только злоупотреблять этим нельзя, в короткие временные промежутки мозг буквально прочищается, внутренний диалог останавливается, сознание реконструируется, наступает полное расслабление и релаксация. При длительном пребывании в камере сенсорной депривации эффект может быть противоположным: возникают галлюцинации, депрессии, неадекватное поведение.

 

Камеру сенсорной депривации можно частично воссоздать дома в собственной ванной. Наполнить ее водой 36-37 градусов, чтобы нахождение в ней не ощущалось телом, для ушей использовать беруши, погасить свет. Расслабьтесь и полежите в такой ванне 10-15 минут. Желаем вам, друзья, удачной остановки внутреннего диалога, обретения контроля над собственными мыслями и легкого достижения счастья.

 

Источник: http://secretofworld.ru

 

 

Третья часть. Медитация

 

МЕДИТАЦИИ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

 

Медитация – это полное спокойствие Вашего разума.

Медитация – это полное отсутствие мыслей в голове.

Во время медитации разум перестает быть разумом.

Чем глубже Вы погружаетесь в медитацию, тем более активными Вы становитесь в реальной жизни.

 

Ошо (Бхагаван Шри Раджниш)

 

ЧТО ТАКОЕ МЕДИТАЦИЯ?

Медитация — это состояние не-ума. Медитация — это состояние чистого сознания без содержания. Обычно наше сознание слишком переполнено чепухой, совсем как зеркало, покрытое пылью. Ум — постоянная толчея; движутся мысли, движутся желания, движутся воспоминания, движутся амбиции — это постоянная толчея! День приходит, день уходит. Даже когда вы спите, ум функционирует, он грезит. Это по-прежнему думание, это по-прежнему волнения и печали. Он готовится к следующему дню, продолжается подспудное приготовление. Такое состояние — не медитация. Как раз противоположное и есть медитация.

 

Когда нет толчеи, и думание прекратилось, ни одна мысль не движется, ни одно желание не удерживается, вы полностью молчаливы — такое молчание и есть медитация. И в этом молчании известна Истина, больше никогда. Медитация — это состояние не-ума. И вы не сможете найти медитацию с помощью ума, так как ум будет вечно находить самого себя. Вы сможете найти медитацию, только отставляя ум в стороне, оставаясь холодными, индифферентными, неотождествленными с умом, наблюдая, как ум проходит мимо, но не отождествляясь с ним, не думая, что я есть он. Медитация — это осознание того, что я не есть ум. Когда осознание идет глубже и глубже, мало-помалу появляются мгновения — мгновения молчания, тишины, мгновения чистого пространства, мгновения прозрачности, моменты мгновения, когда ничто в вас не удерживается, все постоянно. В эти мгновения постоянства, безмолвия узнаете, кто вы такие, и вы узнаете тайну бытия этой жизни, этого существования.

 

Придет день, день великого блаженства, когда медитация станет вашим естественным состоянием. Ум — это нечто неестественное, он никогда не остановится не станет вашим естественным состоянием. Но медитация — это естественное состояние, которое мы утратили. Это — потерянный рай, но рай можно возвратить. Посмотрите в детские глаза, взгляните — и вы увидите удивительное огромное молчание, невинность. Каждый ребенок приходит с медитативным состоянием, но он должен быть наставлен на пути общества — его нужно научить, как думать, как вычислять, как размышлять, как спорить; его нужно научить словам, языку, понятиям.

 

И мало-помалу он теряет контакт со своей невинностью. Он становится испорченным, загрязненным обществом. Он становится эффективным механизмом, он больше не человек. Все, что нужно — это снова вернуть это пространство. Вы его уже знали, так что, когда вы в первый раз узнаете медитацию, вы будете удивлены — так как в вас возникает великое чувство, будто вы уже ее раньше знали — в вас возникнет великое чувство, будто вы знали ее раньше. И это чувство вас не обманывает оно правдиво: вы ее уже знали. Вы забыли. Алмаз потерялся в горах мусора, но если вы сможете их расчистить, вы вновь найдете этот алмаз — он ваш. В действительности его нельзя потерять, о нем можно лишь забыть.

 

Мы рождены медитаторами, а потом мы изучаем пути ума. Но наша истинная природа остается спрятанной где-то глубоко внутри, подобно подземному течению. Однажды, немного углубившись, вы найдете, что источник по-прежнему изливается — источник чистой воды; и величайшая радость в жизни — найти его. Медитация — это не концентрация. Концентрация — это двойственное сознание: поэтому концентрация создает усталость; поэтому, когда вы концентрируетесь, вы чувствуете истощение. И вы не сможете концентрироваться все двадцать четыре часа в сутки, вам понадобится время для отдыха. Концентрация никогда не сможет стать вашим естеством. Медитация вас не утомляет, она вас не изнуряет.

ВЫБОР МЕДИТАЦИИ

С самого начала найдите то, что подходит вам. Медитация не должна быть усилием. Если она насильственна, она обречена с самого начала. Насильное никогда не сделает вас естественным. Нет нужды создавать конфликт. Это нужно понять, так как у ума есть естественная способность медитировать, если вы предоставляете объекты, подходящие ему. Если вы ориентированы на тело, есть пути достижения Бога через тело, так как тело тоже принадлежит Богу. Еесли вы чувствуете, что ориентированы на сердце, тогда — молитва. Если вы чувствуете, что ориентированы на разум, тогда — медитация. Но мои медитации другие. Я попытался разработать методы, которые могут быть использованы всеми тремя типами.

В них используется многое от тела, многое от сердца, и многое от разума. Все три соединены вместе и работаю с разными людьми по-разному. Тело-сердце-ум: все мои медитации идут таким путем Они начинаются с тела, идут через сердце, достигают ума, а потом выходят за их пределы. Всегда помните — то, чем вы наслаждаетесь, может идти вглубь вас, и только то, чем вы наслаждаетесь, может идти вглубь. Наслаждение этим означает просто, что это вам подходит. Его ритм совпадает с вами; между вами и методом есть тонкая гармония. Раз вы наслаждаетесь методом — не жадничайте, входите в него настолько, насколько сможете. Вы можете это делать раз или, если возможно, дважды в день. Чем больше вы это делаете, тем больше вы будете этим наслаждаться. Отбросьте метод только тогда, когда радость исчезла, тогда его работа закончена. Ищите другой метод. Ни один метод не сможет вас довести до самого конца. Во время путешествия вы должны будете пересесть на другой поезд много раз. Определенный метод приведет вас к определенному состоянию. За его пределами он уже бесполезен, он уже отработан. Так что нужно помнить о двух вещах: когда вы наслаждаетесь методом, идите в него глубоко, насколько это возможно, но никогда не становитесь зависимым от него, так как однажды вам придется его отбросить. Если вы становитесь слишком зависимым от него, тогда он подобен наркотику; вы его не сможете оставить. Вы им уже не наслаждаетесь — он вам ничего не дает — он стал привычкой. Тогда можно продолжать его использовать, но уже двигаясь по кругу; он уже не может вывести вас за его пределы.. Пусть критерием будет радость. Если радость есть — продолжайте, до последней капли радости — продолжайте.

 

Ее нужно выпить полностью. Ничего не должно оставаться, ни одной капли. А потом будьте способны отбросить это. Изберите какой-нибудь другой метод, который вновь принесет радость. Человек изменяется много раз. У разных людей по-разному, но очень редко одним методом можно пройти весь путь. Нет нужды заниматься множеством медитаций, потому что можно начать делать разочаровывающие и противоречивые вещи, и тогда появляется боль. Выберите две медитации и придерживайтесь их. В действительности мне бы хотелось, чтобы вы выбрали одну, это было бы лучше всего. Лучше повторять ту, которая вам подходит, много раз. Тогда она пойдет глубже и глубже. Вы пробуете множество вещей — сегодня то, завтра это. Вы изобретаете и свое, и можете создать множество разочарований.

В книге Тантры — 112 медитаций. Вы можете сойти с ума. Вы уже безумны! Медитация — это не шутка. Иногда она может быть опасна. Вы играете с тонким, очень тонким механизмом ума. Иногда нечто маленькое, чего вы не сознавали, может стать опасным. Так что никогда не пробуйте изобретать и не занимайтесь самодельными медитациями. Выберите две и попробуйте делать их в течение нескольких недель. Создать пространство для медитации, если вы можете создать особое место — маленький xpaм или уголок дома, где вы ежедневно можете медитировать, тогда не используйте этот уголок ни для каких других целей, так как у каждой цели своя вибрация. Используйте этот уголок только для медитации и больше ни для чего. Тогда этот уголок переменится и будет каждый день ждать вас. Этот уголок вам поможет, это окружение создаст особую вибрацию, особую атмосферу, которой вы с большей легкостью сможете идти глубже и глубже.

Медитация смеха

Каждое утро, перед тем как вставать, до того, как вы открыли глаза, потянитесь, как кошка. Потянитесь каждой фиброй своего тела. Через три или четыре минуты со все еще закрытыми глазами начинайте смеяться. В течение пять минут просто смейтесь. Сначала вы будете это делать, но вскоре звук ваших попыток вызовет истинный смех. Утратьте себя в смехе. На это может понадобиться несколько дней, пока это действительно произойдет, так как мы совсем отвыкли от этого явления. Но через некоторое время это станет самопроизвольным и изменит всю природу вашего дня. Для тех, у кого возникают трудности с тотальным смехом, или тех, кто чувствует, что их смех фальшив, Ошо предлагает следующее — простую технику.

Рано утром перед тем, как вы что-нибудь съели, выпейте почти целый графин воды — теплой воды с солью. Пейте ее и делайте это быстро, иначе вы не будете в состоянии выпить много. Потом просто наклонитесь и кашляните, чтобы вода вылилась назад. Это будет рвота водой и она очистит ваши проводящие пути. Ничего больше не надо делать. В проводящих путях существует блок, так что, когда вы хотите смеяться, он останавливает смех. В йоге это — необходимая процедура, которой необходимо следовать. Ее называют «необходимым очищением», она удивительно очищает и обеспечивает очень легкий проход — все ‘блоки растворяются. Вы будете ею наслаждаться и почувствуете чистоту на протяжении всего дня.

Смех и слезы, и даже ваша речь будут исходить из самого глубокого центра. Делайте это в течение десяти дней, и у вас будет самый лучший смех.

Медитация «Золотой свет»

Это простой способ преобразования вашей энергии и направления ее к высшему. Упражнение нужно делать по меньшей мере два раза в день. Лучшее время — рано утром, как раз перед тем, как встать с постели. В тот момент, когда вы почувствуете, что бодрствуете, что проснулись, делайте ее двадцать минут. Делайте ее именно в этот момент, так как, когда вы просыпаетесь, вы очень тонки и чувствительны, вы очень святы и воздействие будет глубоким. Когда вы только что проснулись, вы меньше в уме, чем когда бы то ни было, так что метод может проникнуть через трещины ума до самой сокровенной сердцевины. Рано утром, когда вы просыпаетесь и, когда просыпается вся земля, существует огромная приливная волна энергии пробуждения по всему миру — используйте этот прилив, не упустите этой возможности.

Все древние религии использовали раннее утро для молитвы — когда встает солнце, так как восход солнца — это восход всех энергий бытия. В этот момент вы можете просто двигаться на волне поднимающейся энергии, это будет легче, чем в другое время. Вечером это будет труднее, энергии спадают, тогда вам придется бороться с течением. Утром вы будете двигаться по течению. Просто лежите, как вы обычно лежите в своей постели, на спине. Держите глаза закрытыми. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Это — мужская энергия. А когда вы выдыхаете, представьте другое: темнота входит в пальцы ног, великая темная река вливается в ваши ступни, поднимается и выходит головы. Дышите медленно и глубоко, чтобы это представить. Это — женская энергия. Она вас размягчит, сделает восприимчивыми, она вас успокоит и даст вам отдых. Делайте это очень медленно и, так как вы выходите из cна у вас будет очень глубокое и медленное дыхание, так как тело отдохнуло, оно расслаблено. Другое наилучшее время — когда вы ложитесь спать ночью. Ложитесь в постель и на несколько минут расслабьтесь. Когда вы начинаете чувствовать, что вы на грани между сном и бодрствованием, как раз посередине, начинайте упражнение опять. Делайте его двадцать минут. Если вы заснете, делая его, это — самое лучшее, так как действие будет оставаться в подсознании и будет продолжать работать.

Ожидание восхода солнца

За пятнадцать минут до восхода солнца, когда небо становится светлее, просто ждите и наблюдайте, как ждут возлюбленную: так напряженно, с таким глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом, молчаливо. И пусть солнце взойдет — продолжайте наблюдать. Нет нужды смотреть; вы можете закрыть глаза. Чувствуйте, что внутри тела одновременно что-то восходит. Когда солнце появляется на горизонте, начинайте чувствовать, что оно совсем рядом с пупком. Оно поднимается там и здесь внутри пупка оно поднимается, медленно поднимается. Там поднимается солнце, а здесь поднимается точка внутреннего света. Потратьте на это десять минут. Потом закройте глаза. Когда вы впервые видите солнце с открытыми глазами, оно создает негатив, так что, когда вы закрываете глаза, вы можете увидеть солнце, сияющее внутри. И это вас значительно изменит.

Хвала восходящему солнцу

Встаньте в пять часов утра, перед восходом, и в течение полутора часов просто пойте, мурлыкайте, стоните. Звуки эти могут и не быть осмысленными, они должны быть экзистенциальными, а не осмысленными. Они должны приносить вам наслаждение — вот и все; в этом их назначение. Вы должны раскачиваться. Пусть это будет хвалой восходящему солнцу, и остановитесь только тогда, когда солнце взошло. Это будет поддерживать в вас определенный ритм в течение всего дня. С самого утра вы будете соответственно настроены и увидите, что день совсем иного качества, вы более любящие, более внимательны, более сострадательны, более дружественные и менее жестоки, менее сердиты, менее амбициозны и эгоистичны.

Бегайте, ходите и плавайте

Естественно и легко оставаться бдительным, когда вы находитесь в движении. Когда вы просто тихо сидите, естественным является уснуть. Когда вы лежите в постели, очень трудно оставаться бдительным, так как вся ситуация помогает вам уснуть. Но в движении вы не можете уснуть естественно, вы функционируете более бдительным образом. Единственная проблема в том, что движение может стать механическим. Учитесь сплавлять воедино тело, разум и душу. Отыщите пути, когда вы можете функционировать как единство. Такое часто случается с бегунами. Может быть вы не думали о беге, как о медитации, но бегуны иногда чувствуют удивительный опыт медитации. И они бывают удивлены, так как они этого не искали — кому придет в голову, что бегун ощутит Бога? Но такое случается. И теперь, больше и больше, бег становится новым видом медитации. Она может произойти во время бега.

Если вы когда-нибудь были бегуном, если вы наслаждались бегом рано утром, когда воздух свеж и юн, и весь мир возвращается от сна, просыпается — вы бежали и ваше тело функционировало великолепно, свежий воздух, новый мир, рожденный вновь из тьмы ночи, все вокруг поет, вы чувству себя настолько живо… приходит миг, когда бегун исчезает и есть только бег. Тело, разум и душа начинают работ совместно: вдруг высвобождается внутренний оргазм. Бегуны должны иногда случайно приходить к опыту четвертого состояния — турийя, хотя они его и утратят потом — они будут думать, что оно возникло из-за бега, что они наслаждались моментом, и что было просто некое настроение. Они его не заметят — но, если его все-таки заметят… Мое личное наблюдение состоит в том, что бегун может подойти вплотную к медитации с большей легкостью, чем кто-либо другой. Ходьба может так же помочь, плавание может так же помочь. Все эти действия должны быть преобразованы в медитацию. Отбросьте старые представления о медитации, то, что простое сидение под деревом в йогической позе является медитацией. Это только один из способов, и он удобен лишь для некоторых людей, но не является удобным для всех. Для маленького ребенка это не медитация, а пытка.

Для молодого человека, который полон жизни и трепета это — подавление, а не медитация. Начинайте бегать по утрам — по дороге. Начинайте с полумили, потом одна миля — и так до трех миль. Во время бега используйте все свое тело. Не бегайте так, как ее бы вы были в смирительной рубашке. Бегайте как маленький ребенок. Используйте все тело: и руки, и ноги — и бегите. Дышите глубоко и от живота. Потом сядьте под деревом, отдохните, отдышитесь и пусть вас обдувает прохладный ветерок, чувствуйте себя умиротворенным. Это очень поможет. Иногда просто постойте на земле без обуви, и чувствуйте прохладу, мягкость, теплоту. Все, что земля готова дать вам в этот миг — чувствуйте, и пусть это протекает через вас. И позвольте вашей энергии стекать в землю. Будьте связаны с землей. Если вы связаны с землей, вы связаны с жизнью. Если вы связаны с землей, вы связаны со своим телом. Если вы связаны с землей, вы станете очень чувствительны и центрировании, а это то, что нужно, Никогда не становитесь специалистом по бегу. оставайтесь любителем, чтобы поддерживать бдительность. Если вы временами чувствуете, что бег стал автоматическим, оставьте его, попытайтесь плавать. Если и это становится автоматичным, тогда танцуйте. Всегда помните, что движение — это лишь ситуация, создающая сознательность. Пока оно создает сознательность, оно хорошо. Если оно перестало творить сознательность, тогда оно бесполезно, измените его в другое движение, в котором вы вновь будете оставаться бдительным, никогда не позволяйте активности стать автоматической.

 

«Я создал способы»

Ум — очень серьезен, а медитация — совершенно несерьезна. Когда я это говорю, вы можете возмутиться, так как люди продолжают говорить о медитации с большой серьезностью. Но медитация — несерьезна. Она — не нечто, подобное работе; она больше похожа на игру. Игра — не вид активности. Даже если она активна, она не является активностью. Игра — это просто удовольствие. Эта активность не ведет куда-либо, она не мотивирована. Наоборот, она — просто чистая, текущая энергия. Но это — трудно, так как мы слишком включены в активность. Мы стали настолько активны, что активность стала глубоко укоренившейся одержимостью. Даже во сне мы активны. Даже расслабление мы превращаем в активность, мы делаем усилие, чтобы расслабиться. Это абсурдно! Но так происходит из-за роботоподобных привычек ума. Так что же делать?

Только не-активность приводит вас к вашему внутреннему центру, но ум не может решить, как быть не-активным. Так что же делать? Я создал способы. Способы, состоящие в том, чтобы быть настолько активными, что активность просто иссякает, быть настолько активными, что разум, помешанный на активности, выбрасывается из вашей сущности. Только тогда, после глубокого катарсиса, вы можете впасть в не-активность, и в вас возникнет проблеск мира, который не является миром усилия. Если вы знаете этот мир, вы можете входить в него безо всякого усилия. Раз у вас есть чувство этого — как быть просто здесь и сейчас, без делания чего-либо — вы можете входить в него в любой миг, вы можете оставаться в нем, где бы вы ни были. Вы можете быть активным внешне, а внутри — глубоко неактивны.

Катарсические методы — современное изобретение. Во времена Будды они не были нужны, так как люди не были настолько подавлены. Люди были естественны, люди жили примитивной жизнью — нецивилизованной, спонтанной жизнью. Будда дал людям Випассану, «Випассана» значит «погружение в себя», «инсайт». И учителя, которые учили Випассане, не принадлежали этому столетию, они жили две тысячи лет назад. Да, иногда они могли помочь одному двум людям из ста, но этим многого не достигнуть. Я ввожу катарсические методы, так что сначала можно убрать то что сделала с вами цивилизация, чтобы вы снова стали npимитивными. Из этой примитивности, из первичной невинности легко доступным становится и внутреннее озарение.

Динамическая медитация

Ежедневная утренняя медитация в ашраме, когда сон закончился, вся природа оживает, ночь ушла, темноты больше нет, солнце взошло, и все стало сознательным и бдительным. Это — медитация, в которой вы должны постоянно быть бдительными, сознательными и сознающими, что бы вы ни делали. Оставайтесь свидетелями. Не теряйтесь. Это так легко — потеряться. Когда вы дышите, вы можете об этом забыть. Вы можете стать едиными с дыханием настолько, что можете забыть о свидетеле. Но тогда вы утратите эту точку. Дышите настолько быстро и глубоко, насколько возможно, вложите в это всю энергию, но оставайтесь свидетелем. Наблюдайте все, что происходит, как если бы вы были просто зрителем, как если бы все это происходило с кем-то другим, как если бы все происходило в теле, а сознание — просто центрированно и смотрит. Это свидетельствование должно быть пронесено через три стадии. А когда все останавливается и, на четвертой стадии, вы полностью не-активны и застыли, тогда эта бдительность дойдет до своей вершины. Динамическая медитация продолжается один час и идет в пять стадий. Ее можно делать одному, но энергия будет более высокой, если ее делают в группе. Это — индивидуальный опыт, так что вы не должны обращать внимания на окружающее и держать глаза закрытыми, желательно с повязкой. Лучше всего заниматься этим на пустой желудок и носить свободную, удобную одежду.

Первая стадия — 10 минут

Хаотично дышите через нос, концентрируясь на выдохе. Тело позаботится о вдохе. Делайте это настолько быстро и полно, насколько возможно — а потом еще полнее, пока вы буквально не станете самим дыханием. Используйте естественные движения вашего тела в качестве помощи в подъеме энергии. Чувствуйте как она поднимается, но не давайте ей воли в течении всей первой стадии.

Вторая стадия — 10 минут

Взорвитесь! Пусть все, что нужно выплеснется наружу. Станьте совсем безумным, вопите, кричите, прыгайте, тряситесь, танцуйте, пойте, смейтесь, «выбросите себя наружу». Ничего не держите про запас, двигайте всем телом. Какое-нибудь небольшое действие часто помогает начать. Никогда не позволяйте вмешиваться уму в то, что происходит. Будьте тотальны.

Третья стадия- 10 минут

Прыгайте с поднятыми руками, выкрикивайте мантру «Ху! Ху! Ху!» настолько глубоко, насколько возможно. Каждый раз, когда вы приземляетесь на всю стопу, пусть звук глубоко ударяет в сексуальный центр. Дайте всему, что вы имеете, полностью истощиться.

Четвертая стадия — 15 минут

Остановитесь! Замрите там, где вы находитесь, и в той позиции, в которой оказались в этот момент. Не проявляйтесь в теле никак. Кашель, движение, все, что угодно, будет рассеивать течение энергии, и усилие будет утрачено. Будьте свидетелем всему, что с вами происходит.

Пятая стадия — 15 минут

Празднуйте и радуйтесь, с музыкой и танцем, выражая свою благодарность ко всему. Несите свое счастье через весь день.

Если ваше место для медитации не позволяет вам шуметь, вы можете заниматься ею тихо: вместо того, чтоб издавать звуки, направьте катарсис на второй стадии исключительно на телесные движения. На третьей стадии звуком «Ху» можно ударять, произнося его в уме, и пятая стадия может стать выразительным танцем.

Однажды две собаки следили за людьми, занимающимися Динамической медитацией, и я услышал, как одна из них сказала другой: «Когда я выделываю такое, хозяин дает мне таблетки от глистов».

Кто-то сказал, что медитации, которыми мы здесь занимаемся, похожи на чистое безумие. Они таковы. И он таковы для некоей цели. Это безумие с методом, оно выбрано сознательно. Помните, вы не сможете сойти с ума по своей воле. Безумие должно в вас поселиться. Только тогда вы можете сойти с ума. Если вы сходите с ума по своей воле, это совсем другое дело. В своей основе вы контролируете, а тот кто может контролировать даже свое безумие, никогда не сойдет с ума!

Ошо рассказывает о некоторых реакциях, которые могут произойти в теле как результат глубокого катарсиса при Динамической медитации.

Если вы чувствуете боль, будьте к ней внимательны ничего не делайте. Внимание — это великий меч, он рассекает все. Вы просто внимательны к боли. Например, вы молчаливо сидите в последней стадии медитации, не двигаясь, и чувствуете в теле множество проблем. Вы чувствуете, что нога онемела, что чешется рука чувствуете, что по телу бегают мурашки. Вы много раз смотрели — и там нет никаких мурашек. Что-то неладно внутри, а не снаружи. Что вам делать? Вы чувствуете, что нога онемела — будьте внимательны, уделите этому все свое внимание. Вы чувствуете, что рука чешется? Не чешитесь. Это не поможет. Просто уделите этому внимание. Даже не открывайте г<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...