Манипуляторы (mouse, trackball)
Устройство ввода мышь (Mouse) передает в систему информацию о своем перемещении по плоскости и нажатии кнопок (двух или трех). Обычная конструкция имеет свободно вращающийся массивный обрезиненный шарик в днище корпуса, передающий вращение на два координатных диска с фотоэлектрическими датчиками. Датчики для каждой координаты представляют собой две открытые оптопары (светодиод — фотодиод), в оптический канал которых входит вращающийся диск с прорезями. Оптопары датчиков могут быть оформлены в виде монолитных конструкций, а могут и быть просто отдельными элементами, установленными на печатной плате. Манипулятор Trackball («шар»), по сути, представляет собой перевернутую мышь, шарик которой вращают пальцами. Иногда он встраивается в клавиатуру (чаще на портативных компьютерах). Преимущество шара в том, что он не требует для работы свободной плоской поверхности, а может закрепляться зажимом на краю стола. Однако вращать шар пальцами нравится не всем, хотя при этом возможно добиться большей точности позиционирования. Оптическая мышь (Optical Mouse) не имеет механических частей. Она ориентируется по лучам, отраженным от специального коврика с сетчатым рисунком. Теоретически это надежнее, но загрязнения или царапины на коврике приводят к неожиданным «прыжкам», наклон оси мыши относительно оси коврика сильно искажает отображение траектории движения. По интерфейсу с компьютером различают три основных вида мышей: Bus Mouse, Serial Mouse и PS/2-Mouse. Ожидается появление и мышей с интерфейсом USB, ноих необходимость пока не очевидна. Bus Mouse (шинная мышь) — вариант, применявшийся в первых мышках. Здесь мышь содержит только датчики и кнопки, а обработка их сигналов производится на специализированной плате адаптера (обычно ISA). Кабель 9-про-водный, разъем специальный (рис. 2.9), хотя на первый взгляд и напоминающий разъем PS/2-Mouse. Главный недостаток такой системы заключается в том, что адаптер занимает слот системной шины, адреса ввода/вывода и линию запроса прерывания. Иногда встречаются мультипортовые карты (СОМ-, LPT- и GAME-порты), на которых установлен и адаптер Bus Mouse. Поскольку фирма Microsoft одна из первых выпустила такую мышь, снабдив ее своим логотипом, с понятием Bus Mouse иногда отождествляют и MS-Mouse, хотя последние могут иметь любой из трех видов интерфейсов.
Serial Mouse — мышь с последовательным интерфейсом, подключаемая через 25- или 9-pin разъем СОМ-порта. Эта мышь имеет встроенный микроконтроллер, который обрабатывает сигналы от координатных датчиков и кнопок. Каждое событие — перемещение мыши или нажатие-отпускание кнопки кодируется двоичной посылкой по интерфейсу RS-232C. Для передачи информации применяется асинхронная передача, а двуполярное питание, требуемое по протоколу RS-232, обеспечивается от управляющих линий интерфейса. Недостатком Serial Mouse является то, что она занимает СОМ-порт и требует монопольного использования его штатной линии прерывания (IRQ4 для СОМ1 и IRQ3 для COM2). Конечно, то, что для использования мыши порт СОМ1 должен использовать именно прерывание IRQ4, является недостатком не самой мыши, а ее программного драйвера, но для пользователя, не увлекающегося написанием мышиных драйверов, важен только факт этого ограничения. Две основные разновидности Serial Mouse — MS-Mouse и PC-Mouse — требуют соответствующих драйверов, многие мыши имеют переключатель MS/PC. Эти два основных типа «мышей» используют различные форматы посылок: при одинаковой скорости 1200 бит/с, одном стоп-бите и отсутствии контроля паритета Microsoft Mouse использует 7 бит данных, a Mouse Systems Mouse — 8 бит. Мышь посылает пакет при каждом изменении состояния — перемещении, нажатии или отпускании кнопки. Пакет, передаваемый Microsoft Mouse, состоит из трех байт, a Mouse Systems Mouse передает 5 байт. Здесь LB (Left Buttom), MB (Middle Buttom) и RB (Right Buttom) означают состояние левой, средней и правой кнопки, Х[7:0] и Y[7:0] — биты относительного перемещения мыши с момента предыдущей посылки по координатам Х и Y. Положительным значениям соответствует перемещение по координате Х вправо, а по координате Y вниз для Microsoft Mouse и вверх для Mouse Systems Mouse. Из рассмотрения данных форматов становятся понятными беспорядочные перемещения курсора на экране при несоответствии драйвера типу мыши.
PS/2-Mouse — мышь, появившаяся с компьютерами PS/2. Ее интерфейс и разъем 6-pin mini-DIN аналогичен клавиатурному. Адаптер и разъем PS/2-Mouse устанавливаются на многих современных системных платах солидных производителей. Контроллер такой мыши может входить в контроллер клавиатуры, а может и занимать дополнительные адреса в пространстве ввода/вывода. Для PS/2-Mouse используется прерывание IRQ12. С интерфейсами Serial Mouse и PS/2-Mouse иногда возникают недоразумения. Хотя оба они последовательные, но имеют существенные принципиальные различия в уровнях сигналов, способе синхронизации, частоте и формате посылок:
Даже не рассматривая частоты и форматы посылок, становится ясно, что прямой совместимости между этими интерфейсами быть не может. Тем не менее выпускаются и продаются переходники (пассивные!), позволяющие выбирать способ подключения мыши. Эти переходники предназначены только для универсальных мышей, у которых встроенный контроллер по напряжению питания способен распознать, к какому интерфейсу его подключили, и установить соответствующий тип своего выходного интерфейса. Универсальные мыши не особо распространены, поэтому часто приходится слышать о неудачных попытках применения таких переходников к обычным Serial Mouse или PS/2-Mouse.
Дополнительную путаницу вносят мыши для компьютера Macintosh, которые имеют разъем, с виду напоминающий разъем PS/2. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что разъемы эти разные, да и интерфейс совершенно иной. Существуют варианты беспроводных мышей (Cordless Mouse): мышь с аккумуляторным питанием передает интерфейсному блоку инфракрасные или радиосигналы. Правда, от блока все равно идет провод к интерфейсу PC, но этот провод неподвижен. Это красивое решение довольно дорого стоит. Чаще всего неисправности мыши связаны с внутренним переломом проводов около корпуса, что легко исправить, вырезав износившийся кусочек провода. Также часто мышь плохо работает из-за загрязнения шарика или валиков датчиков. Если резиновый шарик или валики датчиков загрязняются, мышь перестает распознавать движение. Для сохранения чистоты желательно пользоваться ковриком для мыши. Кроме того, шарик и валики периодически следует чистить — лучше всего протирать тампоном, смоченным спиртом. Для чистки механики у мыши обычно имеется съемное «брюшко», снять которое можно его поворотом или сдвигом, согласно указующей стрелке. Надежность распознавания движения мыши зависит и от взаимного положения датчиков. Кроме того, некачественные оптопары чувствительны и к внешнему освещению: бывает, что разобранная мышь работает нормально, а с установленной крышкой — нет. Нестабильно работающей мышью пользоваться тяжело, поскольку при отсутствии видимой обратной связи через перемещение курсора на экране возникает ощущение парализованной руки.
СИСТЕМНАЯ ПЛАТА
Системная, или материнская, плата персонального компьютера (System board или Mother board) является основой системного блока, определяющей архитектуру и производительность компьютера. На ней устанавливаются следующие обязательные компоненты:
· Процессор(ы) и сопроцессор. · Память: постоянная (ROM или Flash BIOS), оперативная (DRAM), кэш (SRAM). · Обязательные системные средства ввода/вывода. · Интерфейсные схемы и разъемы шин расширения. · Кварцевый генератор синхронизации со схемой формирования сброса системы по сигналу PowerGood от блока питания или кнопки reset. · Дополнительные стабилизаторы напряжения питания для низковольтных процессоров VRM (Voltage Regulation Module). Кроме этих сугубо обязательных средств, на большинстве системных плат устанавливают и контроллеры интерфейсов для подключения гибких и жестких дисков (IDE, SCSI), графический адаптер, аудиоканал, а также адаптеры СОМ-, LPT- и USB-портов, «мыши» и другие. Контроллеры, требующие интенсивного обмена данными (IDE, SCSI, графический адаптер), используют преимущества локального подключения к шине процессора. Цель размещения других контроллеров на системной плате — сокращение общего числа плат компьютера. Системные платы первых PC, выполненных на процессорах 8088/86, кроме процессора содержали несколько периферийных БИС (контроллеры прерываний, прямого доступа к памяти, контроллер шины) и связующую логику на микросхемах малой и средней степени интеграции. Современные платы исполняются на основе чипсетов (Chipset) — наборов из нескольких БИС, реализующих все необходимые функции связи основных компонентов — процессора, памяти и шин расширения. Чипсет определяет возможности применения различных типов процессоров, основной и кэш-памяти и ряд других характеристик системы, определяющих возможности ее модернизации. Его тип существенно влияет и на производительность — при одинаковых установленных компонентах (процессор, память, графический адаптер и жесткий диск) производительность компьютеров, собранных на разных системных платах — читай, чипсетах, — может отличаться на 30%.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|