Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научная теория как высшая форма систематизации знания. Общая характеристика и типология научных теорий.

Научная теория – наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях изучаемой области действительности. Примеры теорий: геометрия Евклида, классическая механика Ньютона, корпускулярно-волновая теория света, теория биологической эволюции Ч. Дарвина, электромагнитная теория Максвелла, специальная теория относительности, хромосомная теория наследования и т.д.

Научная теория должна удовлетворять следующим критериям (по Эйнштейну):

· не противоречить данным опыта, фактам;

· быть проверяемой на имеющемся опытном материале;

· отличаться «естественностью», т.е. «логической простотой» предпосылок;

· содержать наиболее определенные утверждения: это означает, что из двух теорий с одинаково «простыми» основными положениями следует предпочесть ту, которая сильнее ограничивает возможные априорные качества систем;

· не являться логически произвольно выбранной среди приблизительно равноценных и аналогично построенных теорий;

· отличаться изяществом и красотой, гармоничностью;

· характеризоваться многообразием предметов, которые она связывает в целостную систему абстракций;

· иметь широкую область своего применения с учетом того, что в рамках применимости ее основных понятий она никогда не будет опровергнута;

· указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она сама остается предельным случаем.

В современной методологии науки выделяют следующие основные компоненты, элементы теории:

  1. Исходные основания ‒ фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.
  2. Идеализированные объекты ‒ абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т.п.).
  3. Логика теории ‒ совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.
  4. Философские установки и ценностные факторы.
  5. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основных положений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

  1. Синтетическая функция ‒ объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.
  2. Объяснительная функция ‒ выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.
  3. Методологическая функция ‒ на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.
  4. Предсказательная ‒ функция предвидения. На основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д.
  5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории ‒ быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности.

Если коснуться истории, следует отметить, что К. Поппер считал, что теория должна быть фальсифицирована. Эйнштейн ввел критерий эстетичности для теории. Фейерабенд придерживался мнения, что теория должна быть любой, разной. Представители «Венского кружка» считали, что теория должна быть верифицированной.

Исследуя вопрос о сущности и происхождении научных теорий, необходимо обратить внимание на их классификацию.

1. Все научные теории, как и науки в целом, могут классифицироваться прежде всего по предмету исследования, т.е. той области действительного мира, которую они изучают. По этому основанию мы различаем, с одной стороны, теории, отображающие объективные свойства и закономерности окружающего нас мира, такие, как физические, биологические, социальные и т.п. теории. С другой стороны, существует немало теорий и наук, которые ставят своей целью изучение субъективной реальности, т.е. мира нашего сознания, эмоций, мыслей, идей. К ним относятся психология, логика, риторика, педагогика, этика и другие.

2. По глубине проникновения в сущность изучаемых явлений выделяют феноменологические и нефеноменологические теории.

Первоначально, как правило, создаются описательные (феноменологические) теории, дающие лишь систематическое описание и классификацию исследуемых объектов. Они не вникают глубоко во внутренние механизмы. Такие теории не анализируют природу исследуемых явлений и поэтому не используют сколько-нибудь сложные абстрактные объекты. Феноменологические теории решают прежде всего задачу упорядочивания и первичного обобщения относящихся к ним фактов. Они формулируются в обычных естественных языках с привлечением специальной терминологии соответствующей области знания и имеют по преимуществу качественный характер. С феноменологическими теориями исследователи сталкиваются, как правило, на первых ступенях развития какой-нибудь науки, когда происходит накопление, систематизация и обобщение фактологического эмпирического материала. Эти теории характерны для ранней стадии развития опытных наук (эпоха Возрождения, Новое время). На современном уровне научных знаний это теории (главным образом гуманитарных наук), использующие преимущественно эмпирические методы и средства естественного языка.

С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают место нефеноменологическим (объяснительным). Они не только отображают существенные связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т.е. их законы. Но это уже не эмпирические, а теоретические законы, которые формулируются не непосредственно на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с абстрактными, идеализированными объектами. Именно в наличие подобной теории видят существенный признак зрелости науки: дисциплина может считаться подлинно научной только тогда, когда в ней появляются объяснительные теории. Объяснительные теории имеет гипотетико-дедуктивную структуру. Основанием научной теории служит набор исходных понятий (величин) и фундаментальных принципов (постулатов, законов), включающих в себя только исходные понятия. Примеры: основы классической механики – понятие материальной точки, силы, скорости и 3 закона динамики; специальная теория относительности опирается на уравнение Эйнштейна.

3. По степени точности предсказаний научные теории, как и законы, можно разделить на детерминистические и стохастические. Детерминистические теории хотя и дают точные и достоверные предсказания, но в силу сложности многих явлений и процессов, наличия в мире значительной доли неопределенности и случайностей, применяются значительно реже. Стохастические теории дают вероятные предсказания, основанные на изучении законов случая. Такие теории применяются не только в физике и биологии, но и в социально-экономических и гуманитарных науках, когда делаются предсказания или прогнозы о процессах, в которых значительную роль играет неопределенность, связанная с взаимодействием случайных событий массового характера.

Можно отметить, что в учебнике Лешкевич Т.Г. «Философия науки» выделяются следующие типы теорий:

  • гипотетико-дедуктивные, т.е. опирающиеся на вывод из имеющейся гипотезы;
  • описательные, не требующие иерархической подчиненности элементов, но предполагающие согласие с эмпирическим опытом;
  • индуктивно-дедуктивные, обращенные к факту и обобщению;
  • формализованные, использующие сложный математический аппарат.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...