Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции государства в экономике




Истории известны два основных рода производства: натуральное и товарное.

Натуральное производство – такой его род, при котором люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей.

Главными чертами натурального хозяйства являются неразвитость общественного разделения труда, изолированность от внешнего мира; самообеспеченность средствами производства и рабочей силой, возможность удовлетворения всех или почти всех потребностей за счет собственных ресурсов.

В рабовладельческом обществе и при феодализме натуральное хозяйство оставалось господствующим, несмотря на развитие обмена и товарно-денежных отношений. Натуральное хозяйство до настоящего времени сохранилось в экономически отсталых районах земного шара (Азия, Африка, Латинская Америка), где до колонизации их европейцами господствовали родоплеменные или феодальные отношения.

Товарное (рыночное) производство – тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке.

Важнейшим у с л о в и е м возникновения рынка является общественное разделение труда. Разделение труда – совокупность всех существующих в данный момент видов трудовой деятельности. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Условием возникновения рынка является и специализация труда. Специализация – это форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри отрасли, и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

В настоящее время специализация достигла такой степени, что необходимые людям блага уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.

Одной из важных п р и ч и н возникновения рынка является ограниченность ресурсов, которая преодолевается людьми посредством обмена одного продукта труда на другой. Не будь возможности такого обмена, каждому человеку пришлось бы для удовлетворения своих потребностей выполнять множество работ. В таком случае замедлились бы экономический прогресс и развитие цивилизации.

Второй причиной формирования рынка является экономическая обособленность товаропроизводителей, их возможность свободно распоряжаться результатами своего труда. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию.

Третья причина становления рынка – это самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Свобода хозяйственной деятельности означает право любого хозяйствующего субъекта выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме.

В современной экономической литературе встречается множество определений рынка, например, рынок – это сфера обращения товаров и денег; рынок – механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов; рынок – сфера обмена внутри страны и между странами и т. д.

Содержание понятия рынка в широком смысле неоправданно сводится только к обмену. В его орбиту оказываются «втянутыми» все фазы воспроизводства – непосредственное производство, распределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Классификация рынков:

· по объектам обмена – товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный, информации, интеллектуального продукта;

· в пространственном разрезе – местный, региональный, национальный, мировой;

· по механизму функционирования – свободный (регулирует конкуренция), монополизированный (производство и обращение определяет группа монополий), регулируемый (регулирует государство);

· по законодательству – легальный (официальный), нелегальный (теневой);

· по степени насыщенности – равновесный (спрос и предложение равны), дефицитный (спрос превышает предложение), избыточный (спрос меньше предложения);

· по уровню конкуренции в отрасли – чистая (совершенная) монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция.

Одним из элементов рыночного механизма является конкуренция. Термин «конкуренция» имеет несколько значений.

Изначально конкуренция (от лат. concurrentia, concurrere – сталкиваться, сбегаться) толковалась как соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Отсюда подход к конкуренции как состязательной борьбе, соперничеству: между экономическими агентами – за наиболее выгодные условия купли-продажи товаров; между производителями – за наиболее выгодные рынки сбыта, условия производства и источники сырья; между потребителями – за лучшие условия покупки благ; между собственниками ресурсов – за лучшие варианты продажи ресурсов.

Однако есть и другое значение термина «конкуренция», применяемое в экономической науке для определения способа организации рынка, – «свободная (совершенная) конкуренция» или «несовершенная конкуренция», в зависимости от особенностей рынка или типа рыночной структуры.

Если вдоль одной прямой последовательно расположить типы рыночных структур слева направо, выстраивая их по возрастанию степени конкуренции, то крайней слева окажется чистая (совершенная) монополия, крайней справа – совершенная конкуренция, а между ними разместятся олигополия и монополистическая конкуренция.

Совершенная конкуренция – это ситуация на рынке, при которой множество продавцов и покупателей торгуют однородными (абсолютно идентичными, недифференцированными) товарами, при этом доля каждого из них в общем объеме продаж или покупок чрезвычайно мала. Новый производитель может беспрепятственно вступать на данный рынок. Для выхода также не существует преград.

На рынке с совершенной конкуренцией никто из субъектов не обладает рыночной властью и воспринимает складывающиеся на рынке цены и условия продаж как заданные, будучи не в силах воздействовать на цену в выгодную для себя сторону.

Модель совершенной конкуренции также предполагает полную информированность субъектов рынка обо всех процессах и изменениях на нем, абсолютную мобильность производственных ресурсов, рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы, и наличие некоторых других признаков.

Несовершенная конкуренция возникает в условиях, когда продавцы и (или) покупатели способны оказать существенное влияние на цену товара.

Монополия подразумевает присутствие на рынке одного продавца, монопсония – одного покупателя, двусторонняя монополия – одного продавца и одного покупателя. Товару, который продает монополист, обычно нет близких заменителей, а вступлению новых субъектов на рынок препятствуют значительные барьеры. При такой структуре рынка один субъект имеет рыночную власть и определяет желательные для себя сочетания цены и объема продаж. Обычно продавец-монополист стремится увеличить цены, покупатель-монопсонист – снизить цены, чтобы получить выгоды для себя за счет своих партнеров.

Монополистическая конкуренция устанавливается на рынке, где функционирует множество продавцов, продающих, однако, дифференцированную продукцию. В отличие от совершенной конкуренции такая ситуация широко распространена в современной экономике (пример – рынки многих товаров широкого потребления). В результате продавцы получают определенный объем рыночной власти, но меньший, чем монополисты.

Олигополия характерна для рынка, на котором действует несколько продавцов (олигопсония – несколько покупателей), производящих однородный либо дифференцированный товар. В силу своей немногочисленности рыночные субъекты являются взаимозависимыми и в своей деятельности учитывают возможные действия других субъектов. У каждого субъекта есть определенная власть над рынком, однако степень конкуренции между фирмами неоднозначна, она зависит от стратегии поведения фирм на рынке. Продавцы могут сговориться между собой, действовать согласованно, и рынок превратится в подобие монополии с высокими ценами и ограниченными объемами продаж. Однако нередко фирмы «воюют» друг с другом, и тогда цены падают до минимально возможного уровня.

Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи.

Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство. В развитых государствах данная триада субъектов хозяйствования всегда дополняется четвертым элементом – иностранным сектором.

Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и т. д. деньги идут на потребление конечных продуктов сферы материального производства и сферы услуг.

Бизнес – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли), предполагающее вложение в дело собственного или заемного капитала и являющееся поставщиком товаров и услуг.

Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики. Кроме того, оно само предоставляет на рынок товары и услуги предприятий, находящиеся в собственности государства.

Иностранный сектор в основном представлен экспортно-импортными операциями с заграницей.

Объекты рынка – материальные и нематериальные блага, факторы и средства производства, вовлеченные в отношения купли-продажи.

Для эффективного функционирования рынка важно наличие развитой рыночной инфраструктуры.

Инфраструктура – система хозяйственных организаций и некоммерческих учреждений, оказывающих услуги фирмам и населению, необходимые для нормальной производственной деятельности.

В инфраструктуре выделяют п я т ь б л о к о в:

1) коммерческий – банки, биржи, страховые общества, торговые дома, консультативные, юридические, аудиторские, рекламно-маркетинговые фирмы и др.;

2) производственный – транспорт, связь и др.;

3) научно-технический – наука, информационные сети, лизинговые, инжиниринговые фирмы, подготовка и переподготовка кадров;

4) социальный – жилищно-коммунальное хозяйство, образование и др.;

5) институциональный – система государственных и муниципальных органов.

Рынок выполняет общественно важныеф у н к ц и и.

Самая важная функция рынка – регулирующая. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок устанавливает необходимые производственные пропорции в экономике. Рыночные отношения обеспечивают динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.

Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества товаров и услуг и расширение их ассортимента.

Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Посредническая функция рынка состоит в том, что экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

Рынок выполняет санирующую функцию, очищающую общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, поощряя развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

Рынок имеет и негативные, отрицательные стороны. При всей своей огромной позитивной роли он не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики и социальных проблем.

Предоставленному самому себе рынку присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования.

Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения.

Рыночная экономика приводит к экономической дифференциации производителей, высвобождению работников из производства и появлению безработицы, не дает социальных гарантий малообеспеченным слоям населения. Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей. В то же время экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) остаются порой обездоленными.

Рынок не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные структурные сдвиги, сориентированные на перспективу.

Конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости населения и стабильного уровня цен.

Поэтому для современной рыночной системы характерно государственное вмешательство в экономическое развитие.

Выделяют пять экономических функций государства: создание правовой базы и благоприятной общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; защита конкуренции; перераспределение дохода и богатства; корректирование распределения расходов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизация экономики.

Корректируя действие рыночного механизма, смягчая его отрицательные стороны, государство не должно подрывать основы рыночного ценообразования и свободную конкуренцию.

Направления регулирования рыночной экономики государством:

· правовое обеспечение функционирования рыночного механизма;

· стабилизация макроэкономических колебаний путем проведения антициклической политики;

· регулирование занятости – поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением на рабочую силу;

· регулирование денежного обращения, борьба с инфляцией, регулирование платежного баланса;

· перераспределение ресурсов;

· борьба с монополизмом.

 

Модели рыночной экономики

За последние столетия развития человеческой цивилизации в рамках мировой рыночной системы в различных странах, прежде всего в высокоразвитых, построены эффективные модели рыночной экономики.

По степени рыночной «либеральности» и «социальности» можно условно выделить две группы данных моделей: «англо-американскую» и «германо-японскую».

Для типовой модели либеральной, или частнокорпоративной, экономики характерны следующие черты:

· абсолютное преобладание частной собственности;

· законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;

· ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;

· относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса государственных инвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов;

· либерализм в социальной политике, т.е. оценка проблемы бедности и неравенства с позиций индивидуального выбора (неравенство рассматривается как стимул к поддержанию конкуренции, а бедность – не как сфера забот государства, а как проблема частной благотворительности).

В наиболее чистом виде данная модель представлена экономикой США до Великой депрессии, но и в настоящее время экономическая система этой страны является эталоном либеральной модели.

Типовая модель социально ориентированной экономики отличается следующими параметрами:

· достаточно весомая доля государственной собственности (при развитом институте частной собственности);

· осуществление макроэкономического регулирования на уровне не только денежно-кредитной и налогово-бюджетной систем, но и других сфер экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости);

· поддержание конкурентных отношений в экономике, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;

· высокая доля государственного бюджета в ВВП;

· развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета;

· высокий уровень социальной защиты (налоговая система обеспечивает выравнивание доходов, приоритет отдается коллективистскому началу, признается обязанность общества заботиться о бедных слоях населения).

Наиболее полно совокупность этих качеств представлена в модели социального рыночного хозяйствования Германии и моделях экономического развития Швеции, Швейцарии, Японии.

Выбор модели социально ориентированной рыночной экономики в качестве перспективной был осуществлен в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 годы.

Характерными чертами белорусской модели экономики являются:

· сильная и эффективная государственная власть;

· равноправное функционирование частного и государственного сектора экономики;

· приватизация в Республике Беларусь рассматривается не как самоцель, а как средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника. Приватизация должна осуществляться в соответствии с интересами всего государства, отрасли, предприятия, работающего человека;

· развитие интеграционных процессов с Россией и другими странами СНГ;

· сильная социальная политика. Социальная политика Республики Беларусь направлена на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала.

Белорусская национальная модель экономики должна обеспечивать:

· общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы;

· построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства;

· формирование развитого гражданского общества и самоуправления;

· приоритетное развитие человеческого потенциала;

· выбор в качестве стратегического императива социальной ориентации рыночной экономики;

· переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;

· повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности;

· интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества;

· следование экологическому императиву.

Базовые принципы белорусской модели экономики свидетельствуют о том, что наша страна отвергает крайности и либерализма, и командно-административной экономики, выбирает собственный путь построения будущей экономической системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией.

Вопросы для повторения и самоконтроля

1 Назовите уровни и элементы экономической системы.

2 Какие типы экономических систем были выделены К. Марксом с позиций приоритета форм собственности?

3 Какие виды экономических систем были выделены У. Ростоу по уровню технологического развития?

4 Какие признаки были положены в основу типологизации экономических систем Б. Гильдебрандом и К. Бюхером?

5 Какие основные способы координации хозяйственной жизни выделяет современная экономическая теория?

6 Как определяется собственность в экономической теории?

7 Назовите основные типы и виды собственности. Какие типы и формы собственности существуют в Республике Беларусь?

8 Каковы основные направления разгосударствления?

9 Назовите основные цели приватизации. Каковы особенности приватизации в Республике Беларусь?

10 Назовите основные условия и причины возникновения рынка.

11 Охарактеризуйте существующие типы рыночных структур. В чем состоят их основные черты?

12 На какие основные группы принято подразделять субъекты рыночного хозяйства?

13 Назовите общественно важные функции рынка.

14 Укажите негативные стороны рынка и выделите основные экономические функции государства в рыночной экономике.

15 Назовите основные черты либеральной и социально ориентированной модели экономики. Какая модель рыночной экономики была выбрана в качестве перспективной в Республике Беларусь?


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Базылев, Н. И. Экономическая теория: учеб. пособие для неэкономических специальностей вузов / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. – Минск: Современная школа, 2010. – 640 с.

2 Вэльш, Т. Анализ экономических систем. Основные понятия теории хозяйственного порядка и политической экономики / Т. Вэльш, Х. Крюссельберг, В. Майер. – М.: Экономика, 2006. – 352 c.

3 Герасимов, Н. В. Экономическая система: генезис, структура, развитие / Н. В. Герасимов. – Минск: Высшая школа, 1991. – 344 с.

4 Добрынин, А. И. Экономическая теория: учеб. / А. И. Добрынин, Л. С. Тарасевич. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.

5 Кажуро, Н. Я. Основы экономический теории: учеб. пособие для студентов неэкономических специальностей / Н. Я. Кажуро. – Минск: Белорусский дом печати, 2010. – 672 с.

6 Лемешевский, И. М. Экономическая теория / И. М. Лемешевский. – Минск: ООО «ФУАинформ», 2002. – 632 с.

7 Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2 т. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 982 с.

8 Плотницкий, М. И. Курс экономической теории: учеб. / М. И. Плотницкий, Э. И. Лобкович, М. Г. Муталимов. – Минск: Мисанта, 2003. – 496 с.

9 Сажина, М. А. Экономическая теория: учеб. для вузов / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. – М.: НОРМА, 2001. – 456 с.

10 Холопов, А. В. История экономических учений: учеб. пособие / А. В. Холопов. – М.: Эксмо, 2009. – 464 с.

11 Шимов, В. И. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы / В. Н. Шимов. – Минск: БГЭУ, 2003. – 299 с.

12 Экономическая теория: учеб. пособие: в 2 ч. / И. В. Новикова [и др.]; под ред. И. В. Новиковой и Ю. М. Ясинского. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – Ч. 1. – 261 с.; Ч. 2. – 230 с.

13 Экономическая теория: учеб. / В. И. Видяпин [и др.]; под ред. В. И. Видяпина и Г. П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 714 с.

14 Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учеб. для вузов / Я. С. Ядгаров. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 480 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...