Зависимость от способностей субъекта
Научное и ненаучное познание В отличие от вненаучного знания научное характеризуется … Системностью Доказательностью Решение: В отличие от вненаучного знания научное характеризуется системностью и доказательностью. Научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания. Существенным признаком научного познания является его системность, то есть совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Научному знанию присуши строгая доказательность, достоверность выводов. Знание для науки есть доказательное знание.
Основными концепциями происхождения жизни на Земле являются … Панспермия Абиогенез Решение: Основными концепциями происхождения жизни на Земле являются панспермия и абиогенез. Согласно концепции панспермии, жизнь на Землю занесена из космоса. Классическая концепция панспермии была разработана немецким физиком Г. Гельмгольцем и шведским ученым С. Аррениусом, которые предположили, что жизнь распространяется во Вселенной при помощи комет, которые содержат элементы живой материи (воду, органическое вещество, микроорганизмы). С точки зрения абиогенеза, жизнь возникает спонтанно, из неживой природы. Современная концепция абиогенеза выделяет три этапа предбиологической эволюции: 1) этап синтеза простейших органических соединений; 2) этап полимеризации, на котором возникают предшественники живых клеток; 3) биохимический этап, на котором возникает генетический код и осуществляется переход к биологической эволюции.
Основными подходами к проблеме развития научного знания являются …
Кумулятивистский Антикумулятивистский Решение: Основными подходами к проблеме развития научного знания являются кумулятивистский и антикумулятивистский. Согласно кумулятивистскому взгляду, развитие науки представляется поступательным, последовательным возрастанием твердо установленных, то есть доказанных, эмпирически обоснованных истин. Напротив, антикумулятивизм утверждает принцип несоизмеримости научных теорий и идеализирует моменты cкачкообразности в перехода от старых концепций к новым.
К видам вненаучного знания относятся … Парапсихология Уфология Решение: В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к вненаучному знанию. К видам вненаучного знания, например, относятся парапсихология и уфология. Парапсихология изучает формы чувственности, обеспечивающие способы приема информации, не объяснимые деятельностью известных органов чувств. Эта дисциплина изучает телепатию, ясновидение, предвидение и т.п. Уфология занимается изучением НЛО и анализом внеземного разума.
Согласно В. Дильтею, науки можно разделить на два класса … «науки о природе» «науки о духе» Решение: Согласно В. Дильтею, науки можно разделить на два класса: «науки о природе» и «науки о духе». Первые изучают взаимодействия живых существ, вторые – взаимодействия между личностями и многогранность человеческого мира. В. Дильтей доказывал самостоятельность предмета гуманитарных наук по отношению к естествознанию.
К основным функциям науки относятся … Познавательная Мировоззренческая Решение: К основным функциям науки относятся познавательная и мировоззренческая. Так, главное назначение познавательной функции состоит в познании природы, общества и человека, в рационально-теоретическом постижении мира, открытии его законов и закономерностей. Главной целью мировоззренческой функции является разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания.
Задачами научного познания являются … Объяснение объективных законов действительности Предвидение будущего Решение: Основной задачей науки является обнаружение объективных законов действительности (природы, социума, мышления). Наука исследует существенные свойства предмета. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.
Т. Кун вводит в научный оборот понятия: Парадигма Нормальная наука Решение: Т. Кун – американский историк и философ науки, один из лидеров историко-эволюционного направления в философии науки. Основное философское произведение – «Структура научных революций». Имя Куна вошло в историю философии науки ХХ века в связи с введенными им такими ключевыми понятиями, как «парадигма», «нормальная наука». Парадигма – это система норм, базовых теоретических взглядов, методов, которые признаются всеми членами научного сообщества. Нормальная наука – это период, в котором ученые работают в соответствии с парадигмой.
Знание, сознательно искажающее представление о действительности, называется … Антинаучным Решение: Научное познание направлено на объективное изучение мира, основных закономерностей его эволюции. Антинаучное знание утопично и сознательно искажает представления о действительности. Приставка «анти-» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком». С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкого доступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды социальной нестабильности.
Система существенных, с точки зрения конкретного научного исследования, свойств и признаков объекта, называется …
Предметом исследования Решение: Система существенных, с точки зрения конкретного научного исследования, свойств и признаков объекта, называется предметом познания, исследования. Объект науки есть то, что именно изучает данная наука, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении. По мере развития знаний об объекте открываются его новые стороны и связи, которые и становятся предметом познания. Разные науки об одном и том же объекте имеют различные предметы познания. Предмет познания может быть как материальным, так и идеальным (например, изучение познавательного процесса).
Точность и однозначность являются характерной особенностью _____ знания. Научного
К особенностям личностного познания относится … зависимость от способностей субъекта Решение: Особую разновидность знания, являющегося достоянием отдельной личности, является личностное знание, которое зависит от способностей и особенностей интеллектуальной деятельности конкретного субъекта. Личностное знание позволяет представить познавательный процесс в его культурно-исторической и социальной обусловленности. По мнению британского ученого и философа Майкла Полани (1891– 1976), науку делают люди, обладающие мастерством; искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, ибо оно передается в непосредственном общении с мастером; люди, делающие науку, не могут быть заменены другими, отделенными от произведенного ими знания. В работе «Личностное знание» он подчеркивает, что всякая попытка исключить человеческую перспективу из картины мира ведет к бессмыслице.
Главным отличием веры от знания является …
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|