Рассмотрено и рекомендовано
на заседании кафедры Управление персоналом и социологии
«_____»_________________2011 г.
Протокол №__
Зав. кафедрой_________ Денисов М. Ю.
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета д.э.н., профессор
_________ Денисов М. Ю.
«_____»_________________2011 г.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины «Социология»
цикла Б1 Гуманитарный, социальный и экономический
направления 080100 «Экономика»
Профиль 08010007 «Финансы и кредит», 08010001«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 08010005 «Налоги и налогооблажение», 08010006 «Статистика», 08010004 «Мировая экономика», 08010010 «Региональная экономика», 08010003«Планирование и прогнозирование»
Составитель
д.с.н., профессор _____________ Г. О. Перов
Ростов-на-Дону
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Утверждаю
Проректор по учебно-методической работе
Маслова Н.П. _______
«___» _______ 2011г.
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Социология
(указывается наименование дисциплины (модуля))
Направление подготовки
080100 «Экономика»
(указывается код и наименование направления подготовки)
Профиль подготовки
08010007 «Финансы и кредит», 08010001«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 08010005 «Налоги и налогооблажение», 08010006 «Статистика»,
08010004 «Мировая экономика», 08010010 «Региональная экономика», 08010003«Планирование и прогнозирование»
(указывается код и наименование профиля подготовки)
Квалификация (степень)
Бакалавр
Ростов-на-Дону
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
Б.1 Б.5 «Социология»
(индекс дисциплины по учебному плану) (наименование дисциплины)
НАПРАВЛЕНИЕ
080100 Экономика
(код) (наименование)
ПРОФИЛЬ
08010007 Финансы и кредит, 08010001Бухгалтерский учет, анализ 08010005 Налоги и налогооблажение, 08010006 Статистика, 08010004 Мировая экономика, 08010010 Региональная экономика, 08010003 Планирование и прогнозирование
(код) (наименование)
ФАКУЛЬТЕТ
Информатизация и Управление
КАФЕДРА
Управление персоналом и социологии
(код) (наименование)
ОБЩИЙ ОБЪЕМ*
работы студента в час.
ФГОС
уч. план
Очная форма
Заочная форма
4г 00м
5г 00м
3г 06м
2г 06м
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:
- лекций,
по семестрам
1 сем.
1 курс
1 курс
1 курс
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам
-
-
-
-
-
-
-
-
- практические занятия,
по семестрам
1 сем
1 курс
1 курс
1 курс
В интерактивной форме, час
-
-
-
Всего самостоятельной работы, час,
в том числе:
- контрольные работы по семестрам
-
-
-
-
- курсовые работы по семестрам
-
-
-
-
- курсовые проекты по семестрам
-
-
-
-
- др. виды работы по семестрам
-
-
-
Зачеты, по семестрам
1 сем
1 курс
1 курс
1 курс
Экзамены, по семестрам
-
-
-
-
Всего ЗЕТ по учебному плану
* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.
ОСНОВАНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) бакалавр) профиль 08010007 «Финансы и кредит», 08010001«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 08010005 «Налоги и налогооблажение», 08010006 «Статистика», 08010004 «Мировая экономика», 08010010 «Региональная экономика» 08010003 «Планирование и прогнозирование» утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от от 21 декабря 2009 г. N 747. Рабочий учебный план подготовки бакалавра по профессионально-образовательной программе направление 080100 «Экономика» одобрен Ученым советом вуза 28.02.2011 г. протокол №6 _
(Нормативные документы и реквизиты (ФГОС, ПрООП, Учебный план, и др.)
АВТОР Профессор, д.с.н.
Перов Г.О.
01.07.2011
(ученая степень, звание, должность)
(подпись)
(Ф.И.О.)
(дата)
ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА
Кафедрой
М.Ю.Денисов
01.07.2011
(наименование)
(подпись)
(Ф.И.О.)
(дата)
Методическим советом направления
Н.Т. Лабынцев
01.07.2011
(наименование)
(подпись)
(Ф.И.О.).
(дата)
Учебно-методическим управлением
Иванова Е.А.
31.08.2011
(наименование)
(подпись)
(Ф.И.О.).
(дата)
1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)
Целью курса является формирование у студентов знаний теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, дающих возможность объективно разбираться в процессах развития общества как целостной социокультурной реальности, умений анализировать социальное поведение людей, массового сознания, общественного мнения, ценностных ориентаций, знаний о механизмах стратификационных процессах и социальной мобильности в современном российском обществе, дающих возможность студентам выстраивать траекторию собственной жизни. Основными задачами изучения дисциплины являются: изучение механизмов развития общества как социальной общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы; формирование представлений о социальных институтах как о социоструктурных образованиях, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений; изучение основных этапов культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений; выработка навыков межличностных отношений в группах; особенностей формальных и неформальных отношений; природы лидерства и функциональной ответственности; а также о механизмах возникновения и разрешения социальных конфликтов.
1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать основные социологические категории и их характеристики; содержание и характеристику основных этапов становления социологии в XIX веке, характеристику основных школ и направлений социологической мысли в XX веке; механизмы, обуславливающие динамику общественного развития (трансформацию социальных институтов); суть и содержание основных социологических теорий среднего уровня (частных социологических теории); этапы и сути процесса социализации личности; специфику двух основных форм социального контроля; виды девиантного поведения основные причины девиантного поведения; подходы к определению понятия и структуры культуры; сущность и типы социального неравенства и стратификации; механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов.
Студент должен уметь
Студент должен иметь представление о определять свой социальный статус, объяснять его динамику; определять свое место в социальной стратификации современного российского общества; ориентироваться в сложной структуре современной культуры, аргументировано объяснять свое отношение к различным ее видам, формам и субкультурам; определять фазы социального конфликта на том или ином уровне, а также находить пути оптимального разрешения конфликта на межличностном и групповом уровнях; составлять опросный лист провести прикладное социологическое исследование в группе, определив его цель, методы и этапы.
Студент должен иметь представление о динамических процессах в обществе, о специфике трансформации социальных институтов в современной России, об особенностях стратифицирования (расслоения) современного российского общества, о динамической структуре современной социологии, о содержании основных теорий среднего уровня в современной социологии, о главенствующей роли культуры в социализации личности, о структуре современной культуры, о причинах возникновения в 20в. и содержании массовой культуры, о природе социальных конфликтов, о противоречивых процессах глобализации, о становлении информационного общества.
У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) бакалавра
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
Перечень последующих дисциплин, видов работ
Экономическая теория
История, Политология, Культурология, Право, философия, Экономика и социология труда
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
М
Показательный (изложение материала с приемами показа)
П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения
Неделя
Кол. час
в том числе в интерактивной форме, час.
Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
Методы
Реализуемые компетенции
Лекции
1-4
Модуль 1 Объект изучения социологии и его особенности
М, ПБ
ОК-1
1-2
-
Тема 1.Объект изучения социологии и его особенности
Лекция. «Объект и предмет социологии, ее структура»: место социологии в системе общественных наук, взаимодействие теоретического и эмпирического в социологии, основные социологические категории. Социологическое исследование как инструмент познания социальной реальности: основные виды и сферы. социологических исследований. Функции социологии.
М, ПБ
ОК-1
3-4
Тема 2 Основные направления развития мировой социологии в XIX – XX веках.
Лекция. Социально-политические и исторические условия возникновения социологии, ее теоретические предпосылки. Классический этап развития социологии: социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии в начале XIX века, классический период в развитии мировой социологии (середина XIX – начало XX вв.) учение о социальной статике и социальной динамике О. Конта, развитие идей О. Конта в социологических теориях Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, социально-философская теория марксизма. «Понимающая» социология М. Вебера, интегральная социология Питирима Сорокина. Современная западная социология: структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон), символический интеракционализм, интегративная социологическая теория (Ю. Хабермас), теории социального конфликта (Р. Дарендорф). Развитие социологии в России: первый этап (конец XIXв.-нач. XXв.) М.М. Ковалевский, Н.Я. Данилевский, Н.К, Михайловский, Н.И. Кареев, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.А. Сорокин; С.Г. Струмилин, А.В. Чаянов и др.; второй этап: (30-е – 80-е годы XXв.) – запреты и идеологический диктат. Современный этап возрождения российской социологии (Т.И, Заславская, Б.А. Грушин, М.К. Горшков, Ю.А. Левада, В.А. Ядов, Н.М. Римашевская, Р.В. Рывкина, И.В. Бестужев-Лада, Ж.Т. Тощенко, Л. Гудков, Б.Дубин, С. Кирдина, О. Крыштановская).
М
ОК-1
5-8
Модуль 2 Общество как целостная социокультурная система.
М,Д, ПБ
ОК-2
5-8
Тема 1 Общество как социальная система
Лекция. Понятие и содержание общества как целостной системы: общие положения системного подхода, определение понятия системы, понятия общества и социальной системы, социальные связи, социальные взаимодействия и социальные отношения, социальные общности как источник самодвижения, социальных изменений, специфика особых интересов общности, природа социальных групп, их классификация, виртуальные сетевые сообщества; социальная организация и самоорганизация, социальный контроль, социальная регуляция; социальные институты, их роль в воспроизводстве социальных взаимодействий, структур и отношений (семья, экономика, государство, образование, религия и др.); институционализация как процесс, виды и функции социальных институтов, механизмы институционализации; социально-политическая организация общества и ее функции; информационное общество и электронное правительство; революция и социальная эволюция; модернизация; глобальная система; теория мировой системы; место России в мировом сообществе.
М,Д,ПБ
ОК-2
9-10
-
Модуль 3 Социология культуры
М, Д, ПБ
ОК-3
9-10
-
Тема 1 Социология культуры Лекция. Культура как фактор социализации: понятие социологии культуры; специфика социологического подхода в изучении явлений культуры; основные категории культуры; культура как система норм: определение культуры как социальной системы; динамика соотношений экономической, социальной, культурной сфер жизни общества; основные элементы культуры: понятия, ценности, идеи, символы, знания, верования норм; формы культуры: классическая, народная, массовая; массовая культура в условиях нынешней российской транзиции в период становления рыночных отношений; массовая культура и СМИ (проблемы манипуляции сознанием); массовая культура и ценностные ориентации социомаргиналов: теория антропологической катастрофы в России XX века Л.Гудкова, Б. Дубина, Ю.Вишневского; проблемы толерантности культуры, культурные универсалии; культура социального субъекта как субкультура, механизм коммуникации в культуре, этнокультура; социодинамика культуры: социокультурные суперсистемы, Запад и Восток как две мировые традиции и две основные социокультурные тенденции; противостояние христианской и мусульманской цивилизаций на рубеже XX и XXI веков.
ОК-3
11-12
-
Модуль 4 Личность в социологии
М, Д, ПБ
ОК-4
11-12
Тема 1 Личность в социологии Лекция. Личность как социальная система: понятие «человек», «индивид», «личность»; типология и структура личности в социологии; социологический подход к личности как к социально – типическому в данной культуре, ролевая концепция личности; социализация - процесс интеграции индивида в социальную систему; содержание процесса социализации, его главные факторы и механизмы, этапы социализации: социальная адаптация и интериоризация, первичные социолизирующие коллективы и их роль в развитии личности; непрерывность процесса социализации личности: основные агенты социализации взрослого человека, ресоциализация; соотношение и взаимодействие макро - и микросреды в процессе социализации личности; концепция личности З. Фрейда; социальный статус и социальная роль, социально – ролевой конфликт, социальная адаптация, социальный контроль, девиантное и делинквентное поведение, причины девиации по Э.Дюркгейму, социальные нормы и ценности, социальные санкции.
ОК-4
13-16
Модуль 5 «Социальная структура общества и социальная стратификация»
М, Д, ПБ
ОК-6
13-16
Тема 1 Социальная структура общества и социальная стратификация. Лекция. Теория социальной стратификации; социальная структура общества как устоявшиеся социальные отношения, основные виды социальной структуры: социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная, теории социальной стратификации: исторические типы стратификации, понятие стратификации, проблемы неравенства и расслоения, выявление дифференцирующих признаков стратификации социальных слоев, групп; совокупный социально-экономический статус; современные модели социального структурирования и их различная социальная эффективность, информационная стратификация; социальная мобильность, ее виды (вертикальная, горизонтальная, групповая, индивидуальная); каналы социальной мобильности, закономерности ее протекания в разные периоды развития общества; основные изменения в социальной стратификации российского общества в XX в.; социальная структура современного российского общества как система групп и слоев (по Т.И. Заславской); средний класс и дискуссии о нем; маргинальность, ее виды и причины, процессы в социально-политической социокультурной сферах, обусловленные явлениями маргинальности.
М, Д, ПБ
ОК-6
17-18
-
Модуль 6 «Методология и методика социологических исследований»
М
ОК-7
17-18
-
Тема. Методология и методика социологических исследований Лекция. Методика организации и проведения социологического исследования: понятие методологии и методики социологического исследования, программа социологического исследования и ее структура; проектирование выборки, виды выборки, понятие измерения в социологии, методы сбора социологической информации: метод анкетного опроса, интервью, наблюдения, контент-анализ, эксперимент, методы социального прогнозирования (метод экспертных оценок, моделирования, экстраполирования рядов динамики, нормативный) и др.
ОК-7
Практические занятия Семинары
1-4
-
Модуль 1 «Объект изучения социологии и его особенности»
Д, ПБ, Э
ОК-31
1-4
-
Семинарское занятие. Предмет и метод социологии: 1. Объект изучения и специфика предмета социологии; 2. Структура социологии, макросоциология и микросоциология, теоретическое и эмпирическое в исследовании социальных явлений; 3.Методы социологии, функции социологии.
Д, ПБ, Э
ОК-1
5-8
Модуль 2 Общество как целостная социокультурная система
Д, ПБ, Э
ОК-2
5-8
Семинарское занятие. Общество как целостная социокультурная система: 1.Системный подход к общественной жизни, понятие и структура общества, его основные функции; 2. Социальные подсистемы, понятия «социальные общности», «социальный институт», «социальные организации»; 3. Социальное действие и взаимодействие, понятия «социальные связи», «социальные отношения».
Д, ПБ, Э
ОК-2
9-10
-
Модуль 3 Социология культуры
Д, ПБ, Э
ОК-5
9-10
-
Семинарское занятие. Культура в общественной системе: 1. определение понятия «культура», культура как система норм, структура и функции культуры;2. динамика социокультурных изменений, многообразие культур; 3. механизмы освоения и производства культуры личностью
Д, ПБ, Э
ОК-5
11-12
-
Модуль 4 «Личность в социологии»
Д, ПБ, Э
ОК-4
11-12
-
Семинарское занятие. Личность как субъект и объект общественных отношений: 1. понятие личности, взаимоотношение личности и общества; 2. структура личности; 3. формирование личности в процессе социализации; 4. социальный статус и социальная роль; 5. девиантное поведение личности и социальный контроль.
Д, ПБ, Э
ОК-4
13-16
Модуль 5 Социальная структура и социальная стратификация общества
Д, ПБ, Э
ОК-6
13-16
Семинарское занятие. Социальная структура и социальная стратификация общества: 1.понятие социальной структуры и социальной стратификации общества; 2. причины и нормы социальной стратификации, ее исторические типы, совокупный социально-экономический статус; 3. социальная мобильность, ее виды и пути (каналы), маргинализация индивидов и социальных групп; 4. социальная стратификация и социальная мобильность в СССР и современном российском обществе.
Д, ПБ, Э
ОК-6
17-18
-
Модуль 6 «Методология и методика социологических исследований»
Д, ПБ, Э
ОК-7
-
Семинарское занятие. Социология семьи: 1.семья как социальный институт и малая социально-психологическая группа, ее структура и функции; 2.историческое развитие и типология семьи, жизненный цикл семьи; 3. социальные проблемы семьи и семейной политики.
Д, ПБ, Э
ОК-7
-
Семинарское занятие. Социальные конфликты: генезис и механизмы разрешения: 1.причины, функции и субъекты социальных конфликтов, их типология; 2. динамика социальных конфликтов; 3. виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России, пути их разрешения.
Д, ПБ, Э
ОК-7
2.1.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения 5г 00мес
Неделя
Кол. час
в том числе в интерактивной форме, час.
Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
Методы
Реализуемые компетенции
Тема 1.Объект изучения социологии и его особенности
Лекция. «Объект и предмет социологии, ее структура»: место социологии в системе общественных наук, взаимодействие теоретического и эмпирического в социологии, основные социологические категории. Социологическое исследование как инструмент познания социальной реальности: основные виды и сферы. социологических исследований. Функции социологии.
Д, ПБ, Э
ОК-1
Тема 1 Социальная структура общества и социальная стратификация. Лекция. Теория социальной стратификации; социальная структура общества как устоявшиеся социальные отношения, основные виды социальной структуры: социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная, теории социальной стратификации: исторические типы стратификации, понятие стратификации, проблемы неравенства и расслоения, выявление дифференцирующих признаков стратификации социальных слоев, групп; совокупный социально-экономический статус; современные модели социального структурирования и их различная социальная эффективность, информационная стратификация; социальная мобильность, ее виды (вертикальная, горизонтальная, групповая, индивидуальная); каналы социальной мобильности, закономерности ее протекания в разные периоды развития общества; основные изменения в социальной стратификации российского общества в XX в.; социальная структура современного российского общества как система групп и слоев (по Т.И. Заславской); средний класс и дискуссии о нем; маргинальность, ее виды и причины, процессы в социально-политической социокультурной сферах, обусловленные явлениями маргинальности.
Д, ПБ, Э
ОК-6
Практические занятия Семинары
Семинарское занятие. Личность как субъект и объект общественных отношений: 1. понятие личности, взаимоотношение личности и общества; 2. структура личности; 3. формирование личности в процессе социализации; 4. социальный статус и социальная роль; 5. девиантное поведение личности и социальный контроль.
Семинарское занятие. Социальные конфликты: генезис и механизмы разрешения: 1.причины, функции и субъекты социальных конфликтов, их типология; 2. динамика социальных конфликтов; 3. виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России, пути их разрешения.
Д, ПБ, Э
Д, ПБ, Э
ОК-1
ОК-6
2.1.2. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения 3г.06м.
Неделя
Кол. час
в том числе в интерактивной форме, час.
Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
Методы
Реализуемые компетенции
Тема 1.Объект изучения социологии и его особенности
Лекция. «Объект и предмет социологии, ее структура»: место социологии в системе общественных наук, взаимодействие теоретического и эмпирического в социологии, основные социологические категории. Социологическое исследование как инструмент познания социальной реальности: основные виды и сферы. социологических исследований. Функции социологии.
Тема 2 Основные направления развития мировой социологии в XIX – XX веках.
Лекция. Социально-политические и исторические условия возникновения социологии, ее теоретические предпосылки. Классический этап развития социологии: социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии в начале XIX века, классический период в развитии мировой социологии (середина XIX – начало XX вв.) учение о социальной статике и социальной динамике О. Конта, развитие идей О. Конта в социологических теориях Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, социально-философская теория марксизма. «Понимающая» социология М. Вебера, интегральная социология Питирима Сорокина. Современная западная социология: структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон), символический интеракционализм, интегративная социологическая теория (Ю. Хабермас), теории социального конфликта (Р. Дарендорф). Развитие социологии в России: первый этап (конец XIXв.-нач. XXв.) М.М. Ковалевский, Н.Я. Данилевский, Н.К, Михайловский, Н.И. Кареев, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.А. Сорокин; С.Г. Струмилин, А.В. Чаянов и др.; второй этап: (30-е – 80-е годы XXв.) – запреты и идеологический диктат. Современный этап возрождения российской социологии (Т.И, Заславская, Б.А. Грушин, М.К. Горшков, Ю.А. Левада, В.А. Ядов, Н.М. Римашевская, Р.В. Рывкина, И.В. Бестужев-Лада, Ж.Т. Тощенко, Л. Гудков, Б.Дубин, С. Кирдина, О. Крыштановская).
Д, ПБ, Э
Д, ПБ, Э
ОК-1
ОК-1
Тема 1 Социальная структура общества и социальная стратификация. Лекция. Теория социальной стратификации; социальная структура общества как устоявшиеся социальные отношения, основные виды социальной структуры: социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная, теории социальной стратификации: исторические типы стратификации, понятие стратификации, проблемы неравенства и расслоения, выявление дифференцирующих признаков стратификации социальных слоев, групп; совокупный социально-экономический статус; современные модели социального структурирования и их различная социальная эффективность, информационная стратификация; социальная мобильность, ее виды (вертикальная, горизонтальная, групповая, индивидуальная); каналы социальной мобильности, закономерности ее протекания в разные периоды развития общества; основные изменения в социальной стратификации российского общества в XX в.; социальная структура современного российского общества как система групп и слоев (по Т.И. Заславской); средний класс и дискуссии о нем; маргинальность, ее виды и причины, процессы в социально-политической социокультурной сферах, обусловленные явлениями маргинальности.
Д, ПБ, Э
ОК-7
ОК-7
Практические занятия Семинары
ОК-4
ОК-7
Семинарское занятие. Личность как субъект и объект общественных отношений: 1. понятие личности, взаимоотношение личности и общества; 2. структура личности; 3. формирование личности в процессе социализации; 4. социальный статус и социальная роль; 5. девиантное поведение личности и социальный контроль.
Семинарское занятие. Социальные конфликты: генезис и механизмы разрешения: 1.причины, функции и субъекты социальных конфликтов, их типология; 2. динамика социальных конфликтов; 3. виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России, пути их разрешения.
Д, ПБ, Э
Д, ПБ, Э
ОК-4
ОК-7
2.1.3. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения 2г.06м.
Неделя
Кол. час
в том числе в интерактивной форме, час.
Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
Методы
Реализуемые компетенции
Тема 1.Объект изучения социологии и его особенности
Лекция. «Объект и предмет социологии, ее структура»: место социологии в системе общественных наук, взаимодействие теоретического и эмпирического в социологии, основные социологические категории. Социологическое исследование как инструмент познания социальной реальности: основные виды и сферы. социологических исследований. Функции социологии.
Тема 2 Основные направления развития мировой социологии в XIX – XX веках.
Лекция. Социально-политические и исторические условия возникновения социологии, ее теоретические предпосылки. Классический этап развития социологии: социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии в начале XIX века, классический период в развитии мировой социологии (середина XIX – начало XX вв.) учение о социальной статике и социальной динамике О. Конта, развитие идей О. Конта в социологических теориях Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, социально-философская теория марксизма. «Понимающая» социология М. Вебера, интегральная социология Питирима Сорокина. Современная западная социология: структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон), символический интеракционализм, интегративная социологическая теория (Ю. Хабермас), теории социального конфликта (Р. Дарендорф). Развитие социологии в России: первый этап (конец XIXв.-нач. XXв.) М.М. Ковалевский, Н.Я. Данилевский, Н.К, Михайловский, Н.И. Кареев, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.А. Сорокин; С.Г. Струмилин, А.В. Чаянов и др.; второй этап: (30-е – 80-е годы XXв.) – запреты и идеологический диктат. Современный этап возрождения российской социологии (Т.И, Заславская, Б.А. Грушин, М.К. Горшков, Ю.А. Левада, В.А. Ядов, Н.М. Римашевская, Р.В. Рывкина, И.В. Бестужев-Лада, Ж.Т. Тощенко, Л. Гудков, Б.Дубин, С. Кирдина, О. Крыштановская).
Д, ПБ, Э
ОК-1
Тема 1 Социальная структура общества и социальная стратификация. Лекция. Теория социальной стратификации; социальная структура общества как устоявшиеся социальные отношения, основные виды социальной структуры: социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная, теории социальной стратификации: исторические типы стратификации, понятие стратификации, проблемы неравенства и расслоения, выявление дифференцирующих признаков стратификации социальных слоев, групп; совокупный социально-экономический статус; современные модели социального структурирования и их различная социальная эффективность, информационная стратификация; социальная мобильность, ее виды (вертикальная, горизонтальная, групповая, индивидуальная); каналы социальной мобильности, закономерности ее протекания в разные периоды развития общества; основные изменения в социальной стратификации российского общества в XX в.; социальная структура современного российского общества как система групп и слоев (по Т.И. Заславской); средний класс и дискуссии о нем; маргинальность, ее виды и причины, процессы в социально-политической социокультурной сферах, обусловленные явлениями маргинальности.
Д, ПБ, Э
ОК-6
Практические занятия Семинары
Семинарское занятие. Личность как субъект и объект общественных отношений: 1. понятие личности, взаимоотношение личности и общества; 2. структура личности; 3. формирование личности в процессе социализации; 4. социальный статус и социальная роль; 5. девиантное поведение личности и социальный контроль.
Семинарское занятие. Социальные конфликты: генезис и механизмы разрешения: 1.причины, функции и субъекты социальных конфликтов, их типология; 2. динамика социальных конфликтов; 3. виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России, пути их разрешения.
Д, ПБ, Э
Д, ПБ, Э
ОК-4
ОК-7
2.2. Самостоятельная работа студента - очное отделение
Неделя
Кол. час
Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.