Методы и формы научного познания
Как отмечалось нами выше, научное познание предполагает приме нение методов, т.е. специальных правил и приемов познавательной деятельности. Что же они собой представляют? Какова их роль в науке? Метод — это способ достижения определенных результатов познании и на практике. Что же касается научного метода, то он включает в себя систему правил, приемов и процедур, применяемых для получения достоверного знания. Кратко говоря, метод — это способ познания ("путь к чему-либо"). Отмечая его особое значение, английский философ Ф.Бэкон сравнивал метод со светильником, который освещает дорогу бредущему в темноте путнику. Говоря о роли мете да в науке, русский ученый И.П.Павлов писал следующее: "От методе от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый чело век может сделать много. А при плохом методе гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных". В Древней Греции одним из наиболее распространенных методов познания было наблюдение. Демокрит призывал внимательно наблюдать природу и выявлять ее законы, строить свою жизнь в согласии (_ природой. Сократ активно применял метод научной дискуссии и диалога со своими слушателями. Аристотель разрабатывал логику как науку о формах и способах правильного мышления и поиска истины- Средневековая философия широко практиковала метод логического доказательства как способ аргументации существования Бога в мире. Применялись также методы самонаблюдения и самоанализа как приемы постижения человеком собственного духовного мира. В Новое время Ф.Бэкон разработал индуктивный, а Р.Декарт — де дуктивный методы научного познания. В самой же философии преобладал метафизический метод мышления, полагавший бытие как нечто неизменное, неподвижное. В XIX в. в классической немецкой философии стали активно разрабатываться и применяться генетический и исторический методы научного познания (И.Гердер, Г.Гегель). В философии| нашел широкое применение диалектический метод исследования.
Методы познания принято делить на общие (они применяются во всех формах познавательной деятельности человека) и научные, применяемые сфере научного исследования. Можно говорить также и о все общих методах познания, которые присущи, преимущественно, философскому познанию (например, диалектический метод мышления). Общие методы познания включают в себя такие, как наблюдение (получение первичного эмпирического материала), анализ и синтез (мысленное разложение предмета на части и их соединение), абстрагирование (выявление в предметах важнейших свойств и признаков). Это также и такие методы, как обобщение (выделение общих свойств класса предметов), индукция и дедукция, аналогия (установление сходства между предметами), эксперимент. Названные методы и процедуры сопровождают процесс человеческого мышления, и они доступны каждому мыслящему человеку. К методам же научного познания относят те из них, которые применяются сознательно и целенаправленно, в интересах специального эмпирического и теоретического исследования. Методы эмпирического научного познания включают в себя, прежде всего, наблюдение, описание и аналогию. Они активно применяются во многих науках, и особенно в естествознании — в биологии, физике, химии, астрономии. Методы же теоретического исследования более разнообразны, и каждый из них решает специфические задачи. Так, метод формализации предполагает оперирование символами (знаками), которые как бы заменяют реальный предмет или процесс. Данный метод активно применяется в математике, химии, физике. Аксиоматический метод основан на использовании аксиом, т.е. положений, истинность которых не подлежит сомнению в силу их многократной доказанности на практике и даже очевидности. Генетический метод позволяет исследовать возникновение тех или иных явлений и процессов. Например, изучить появление жизни на Земле, проследить происхождение человека. Исторический метод воспроизводит всю историю предмета, взятую во всех ее подробностях и формах проявления.
В отличие от исторического, логический метод отслеживает лишь общую логику (направленность) развития предмета, важнейшие противоречия и тенденции этого процесса. Этот метод тоже воспроизводит историю предмета, но он как бы "очищает" ее от случайного и несущественного, от мелких деталей и выделяет в ней законы и закономерности развития. Моделирование, как метод, означает создание идеальных (мысленных) моделей, своего рода "заменителей" предметов. Это дает возможность воспроизвести в мышлении изучаемые процессы и проанализировать их. Можно, например, создать теоретическую модель перехода общества к рыночным отношениям и проследить возможные проявления этого противоречивого процесса. Особое место в научном познании занимает метод восхождения от абстрактного к конкретному. С его помощью осуществляется переход от неполного (абстрактного) знания к относительно полному (конкретному) знанию. Хорошим примером применения этого метода может быть, например, работа К.Маркса "Капитал". В ней ее автор начал исследование современного ему буржуазного общества с его простейшей "клеточки" —товара, и закончил выводом о необходимости революционного преобразования этого общества, как социально несправедливого. Вообще, процесс познания общества как очень сложного организма, непременно должен происходить в соответствии со схемой "от абстрактного — к конкретному". Это же относится и к исследованию природы человека как явления многомерного, предельно сложного, и поэтому требующего многоступенчатости познания. Названный нами метод можно представить графически в виде образа опрокинутой пирамиды. Ее вершина, оказавшаяся внизу, и являет собой абстрактное знание как исходная "клеточка" познавательного процесса. Основание же пирамиды в нашей схеме окажется вверху, и символизирует оно конкретное знание как "венец" и завершение познания на данный момент времени. Вместе с тем, это основание пирамиды является также и началом дальнейшего восхождения знания. Метод восхождения от абстрактного к конкретному есть, таким образом, путь и закономерность развития всех без исключения наук, всей истории познавательной деятельности человека.
Научное познание — это динамичный и противоречивый процесс, который находит свое выражение в различных формах знания. Назовем и кратко охарактеризуем важнейшие из них. Во-первых, это научный факт, который представляет собой зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление как объективно существующее или же существовавшее. Известно, например, что А.С.Пушкин погиб на дуэли, а другой русский поэт, — С.А.Есенин, — ушел из жизни добровольно. Фактом является постепенное становление в современной России многопартийной системы. Факты есть, говоря словами И.П.Павлова, "воздух науки", ее эмпирический источник и основа. Во-вторых, — гипотеза как научное обоснованное предположение или же система предположений о причинах конкретных процессов и явлений. Существуют, например, гипотезы о возникновении жизни на Земле, о природе тунгусского метеорита и другие предположения. Гипотезы подталкивают поиск истины, но они, по выражению И.Гете, "еще не факт". Это как вероятностное знание, которое требует обоснования своей истинности. В случае же аргументированного доказательства гипотеза становится достоверным знанием. В-третьих, знание может существовать в форме идеи, которая объясняет сущность (суть) предметов, процессов и явлений. Это, например, диалектическая идея развития всего сущего, идея классовой борьбы, которую развивал классический марксизм и т.д.
В-четвертых, научное знание может воплотиться и в форме закона, который фиксирует объективные и необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи между предметами и процессами материального мира. В-пятых, существует также и теория — система обобщенного, достоверного и упорядоченного знания об объекте. Она описывает, объясняет и предсказывает его функционирование и развитие. Существует, например, теория человека, теория атомного ядра, теория естественного отбора и т.д. Особое место в науке занимает научная картина мира, — целостный теоретический образ того, как мир устроен, движется и развивается. Она является сложным синтезом знаний, который достигается с участием многих наук. Существуют также понятия философской, религиозной, мифологической картины мира. Научная картина мира— это не только система знания, но и тот идеал, к которому стремится в своем движении познавательная деятельность человека. ВНЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ, ЕГО МЕСТО В ДУХОВНО- [| ПРАКТИЧЕСКОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕКА Наряду с научным, в духовном опыте человека существуют также и различные формы вненаучного познания. Они не укладываются в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы. В принципе, вне-научное познание доступно всякому мыслящему индивиду. Оно обладает специфическими признаками и функциями в жизни человека и общества. Многообразие форм и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив. Благодаря различным формам познания, окружающий мир можно воспринимать по-разному: не только глазами и умом ученого, но и сердцем верующего человека, чувствами и ухом музыканта. Его можно постигать взором художника и скульптора, да и просто — с позиций обыкновенного человека, так называемого "обывателя". Только так и постигается истина — при рассмотрении предмета в разных ракурсах, с помощью разных способов его истолкования. В духовно-практической деятельности человека видное место занимает обыденное познание. Иногда его называют "повседневным", или "житейским" мышлением, "обыденным разумом". В нем отражаются ближайшие, непосредственные условия существования людей — природная среда, быт, экономические и иные процессы, в которые каждый человек включен каждодневно. Ядром обыденного познания является так называемый здравый смысл, который включает элементарные верные сведения о мире. Человек получает их в ходе своей повседневной жизни, и служат они целям ориентации в мире и его практического освоения. Известно, например, что человеку важно знать о том, что вода при нагревании до 100 градусов закипает, что до оголенного электропроводника дотрагиваться опасно.
Эта форма познания включает в себя не только простейшие знания о внешнем мире, но также убеждения и идеалы человека, элементы народного фольклора как кристаллизацию познавательной деятельности. Обыденное познание "схватывает" простейшие, лежащие на поверхности связи бытия: если птицы стали летать низко над землей, значит — быть дождю; если в лесу очень много красной рябины — то это к холодной зиме. В рамках повседневного познания люди в состоянии приходить к глубоким обобщениям и выводам, которые касаются их отношения к другим социальным группам, к политическому строю в обществе, к государству. Обыденное познание, особенно современного человека, включает и элементы научных знаний и представлений. В целом же оно развивается стихийно, и поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, но и всякого рода предрассудки, верования, мистику. Мифологическое познание появилось в древнейшие времена, когда еще не было свободной личности с развитым интеллектом. То была как бы "заря" человеческого сознания, когда его трезвый день еще не наступил. Миф —это, в основе своей, эмоционально-образное восприятие мира, преломившее себя в сказаниях, легендах и преданиях, разного рода вымыслах. В древних мифах существовало очеловечивание сил окружающей природы, которые были непонятны человеку и над которыми он еще не имел власти. Первобытный миф был пронизан верой в богов как якобы всемогущих и бессмертных, хотя и земных, вполне естественных существ. Мир в мифологическом сознании — это арена деятельности и соперничества богов, а человек является, в основном, зрителем их поединков и пиршеств. Из древней мифологии дошли до нас наивные представления о том, как мир возникал из темного Хаоса, как рождались Земля и Небо, Ночь, как появились первые живые существа — Боги и люди. Сохранились сказания о всемогущем Зевсе и титане Океане, о хранителе подземного царства Тартаре, о златокудром Аполлоне и могучей Афине, о других божествах. От древности сохранилось и предание о герое Прометее, который якобы похитил у богов огонь и подарил его людям, но был в наказание за это прикован к скале и обречен на тяжкие муки. Древние мифы оставили после себя не только сам образный стиль мышления и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали очень богатую пищу для искусства, для развития других форм общественного сознания и культуры общества. Мифологический способ мышления и познания оказался очень живуч и проявил себя в многочисленных социальных мифах разных времен и народов. Примерами этого может быть и миф о коммунизме, выразивший давнюю мечту человечества о "золотом веке" как обществе всеобщего равенства, справедливости и братства. Элементы мифотворчества существуют и в сознании современного российского общества. Это обусловлено острыми социально-экономическими проблемами и естественным стремлением людей найти быстрые и менее болезненные пути и способы решения этих проблем. В системе форм познавательной деятельности человека специфическое место занимает религиозное познание. Оно представляет собой мышление догмами и включает в себя сложный комплекс иллюзорных представлений о мире. Сущностью религии является вера в сверхъестественное — в Бога как творца мира, в его великие созидательные деяния в этом мире. В этом смысле, религиозное познание — это бого-познание. (Г.Гегель называл религиозное мышление "теплыми клубами тумана, музыкальным мышлением, не доходящим до понятия"). Религиозное мышление основано на обладающих якобы безусловной истинностью догмах. Так, в христианстве основной догмой является положение о сотворенности всего сущего Богом и присутствии божественного начала во всем земном, включая и самого человека. В рамках богопознания сформировалась религиозная картина мира, которая наложила огромный отпечаток на мировоззрение людей и духовную культуру человечества. Конечно, с позиций науки религия есть, по выражению А. Уайтхеда, "полет за недостижимым", за призрачным. Однако было бы совершенно несправедливым рассматривать религию всего лишь как воплощение некоей глупости и невежества. Религия — это одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в которой воплощены искания людей более человечного мира, нежели этот несовершенный (а иногда даже и вовсе бесчеловечный) земной мир. Религия и мифология, как формы духовного освоения мира, очень близки, хотя и существенно отличаются друг от друга. Они появились на почве социальной и иной слабости человека, и поэтому содержат в себе вымысел, фантазию. Так, религия мысленно создает мир сверхъестественного, и с этой позиции объясняет бытие природы, человека и общества. Хотя в религии и присутствует рациональное мышление, но оно имеет ограниченное применение, — исключительно лишь для обоснования бытия Бога. Что же касается мифологии, то она, в отличие от религии, представляет собой бессознательно-художественную переработку людьми явлений окружающего мира и не создает, в отличие от религии, мир сверхъестественного. Одним из проявлений вненаучного постижения человеком окружающего мира является художественное познание. Оно представляет собой "мышление образами" (В.Г.Белинский), воплощенное в различных формах искусства и фольклора (устное народное творчество). Художественный образ является в данном случае основным средством познания мира, чувственно-наглядным воплощением идеи. Познание мира в искусстве осуществляется с помощью таких понятий, как прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное, низменное. Часто важнейшим видом искусства считают художественную литературу. По убеждению писателя Л. М.Леонова, она есть "опережающая совесть общества", тончайший инструмент для постижения духовного мира человека. Неудивительно, что глубокое проникновение в этот мир и было осуществлено именно в художественной литературе —в произведениях О.Бальзака, Ф.М.Достоевского и других писателей. Литература способна постигать и макромир, социальную среду. Вспомним, в связи с этим, роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин" —это ведь "энциклопедия русской жизни", по определению Белинского. Вообще, каждый вид искусства имеет на своем вооружении собственные средства познания: звук в музыке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, рисунок в графике и т.д. Благодаря искусству человек открывает совершенство, гармонию и красоту окружающей действительности, научается творить новый мир по законам красоты*.(* Искусство несет в себе красоту, и поэтому оно не утилитарно, не имеет практического значения, в отличие от материальных вещей.) Ведя речь об универсализме познавательной деятельности человека, следует выделить и философское познание как органичное единство мироощущения, миропредставления и миропонимания. По природе своей ему присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для философского познания (а в наше время оно является также и профессией) характерен специфический язык, глубоко личностное отношение мыслителя к исследуемому объекту, и многие другие черты. Философия словно бы оживляет все проявления человеческого духа, сообщает им "человеческое" содержание. Она стремится привести все сведения о мире в стройную систему, понять все сущее как единое и многообразное, Универсум. Философия — это органическое единство научного знания и жизненной мудрости человека. Вот почему философствовать — означает не только размышлять о мире, но и вопрошать о самом себе в этом мире, о смысле и целях своей собственной жизни. Философия всегда пребывает в режиме диалога с иными формами познания — обыденным и научным, мифологическим и религиозным, художественным. Ее удел и призвание — постигать всеобщее в бытии (начала, законы, связи и принципы, свойства), находить ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы. В этом деле и формируется философский интеллект — великий дар и обретение духовной культуры человечества. Итак, формы и способы познавательной деятельности человека разнообразны и совершенны. Они характеризуют человека как универсальное существо с богатейшим духовным миром. Чувственность, рассудок и разум дали ему знания и власть над миром, безгранично расширили диапазон его возможностей и свободы. открыли тайны и красоту этого мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|