Предмет, цель и задачи дисциплины «История»
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Фонд оценочных материалов Для экзамена по дисциплине «История»
Зав. кафедрой ИСО: Дин, профессор И.А. Гатауллина Составитель: Кин, доцент О.В. Козлова
Казань 2014 Вопросы для экзамена по дисциплине «История»
1. Предмет, цель и задачи дисциплины «История» 2. Многофакторный подход к истории (анализ основных концепций) 3. Понятие синтетической эволюции: сущность, этапы, виды человека 4. Цивилизации древности: причины возникновения, общая характеристика 5. Восточные славяне до образования государства 6. Киевская Русь: становление и эволюция 7. Развитие государства и общества в Киевской Руси 8. Исторический выбор русских земель в XIII в. 9. Монгольское завоевание Руси. Взаимоотношения русских княжеств с Золотой Ордой 10. Принятие христианства и его последствия 11. «Удельный период»: превращение Киевской Руси в федерацию княжеств 12. Основные этапы объединения русских земель. Московское царство 13. Становление и эволюция средневековой цивилизации в Западной Европе 14. Идеи Возрождения и Реформации – идеологическая основа Нового времени 15. Московское государство в XVI в. Политика и реформы Ивана IV Грозного 16. Внешняя политика Ивана IV Грозного: завоевание Поволжья и Сибири, Ливонская война 17. Россия в период Смутного времени 18. Россия в эпоху первых Романовых. Преодоление последствий Смуты 19. Европейское Просвещение: общая характеристика и национальные особенности 20. Реформы Петра I как попытка модернизации России по европейскому образцу 21. Екатерина II и политика «просвещенного абсолютизма» 22. Основные направления внешней политики России в XVIII в. 23. Европа и Россия в XVIII в.: особенности социального и экономического развития
24. Внешняя политика России в начале XIX в. Отечественная война 1812 г. 25. Внешняя политика России в Венской системе международных отношений (1815 – 1918/19 гг.) 26. Реформы Александра II и их значение 27. Общественно-политические движения в России в XIX в. 28. Формирование политический партий в начале ХХ в. 29. Созыв Государственной Думы и зарождение российского парламентаризма 30. Российская империя в начале XX в. Реформы и первая русская революция 31. Россия в годы Первой мировой войны. Кризис самодержавия 32. Россия в 1917 г.: выбор пути развития 33. Образование СССР и формирование советской политической системы (1917-1924 гг.). 34. Страны Европы в 1920 – 1930-е гг.: социально-экономическое развитие 35. Политические процессы в странах Европы: развитие демократических и тоталитарных идеологий в 30-е гг. ХХ в. 36. Сущность политического режима в СССР и репрессивная политика в 30-е гг. ХХ в. 37. Культура и идеология в Советском Союзе в 30-е гг. 38. Международное положение Советского Союза в 20-30-е гг. 39. Политика модернизации экономики в СССР в 1920-е - 1930-е гг. 40. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). 41. Причины, основные этапы и итоги Второй мировой войны 42. Расстановка сил в мире после Второй мировой войны 43. «Холодная война»: понятие, причины, этапы 44. Развитие международных отношений на начальном этапе «Холодной войны» 45. Эпоха «разрядки международной напряженности» и завершающий этап «Холодной войны» 46. Мировая цивилизация в постиндустриальную эпоху 47. НТР и ее последствия на Западе. Становление общества высоких технологий 48. Особенности послевоенного восстановления. Вступление СССР в эпоху научно-технической революции 49. Хрущевская «оттепель» (1953-1964 гг.). Социально-экономическая политика советского правительства во второй половине 50-х – начале 60-х годов 50. Второй этап НТР и ее последствия для СССР. Эпоха «застоя». Кризис советской социалистической системы
51. Духовная жизнь в СССР в 70-80-х гг. Движение диссидентов 52. Попытки реформирования советской социалистической системы в 1985-90-е гг. 53. Формирование суверенного государства Российская Федерация. Декларация о суверенитете и Конституция 1993 г. 54. Политические, социальные и экономические преобразования в России в 90-е гг. XX в. и их итоги 55. Формирование российской внешней политики в 90-е гг. XX в. 56. Происхождение и сущность процессов глобализации. Антиглобалистское движение 57. Реформы В. Путина в 2000 – 2008 гг. 58. Этапы европейской интеграции в ХХ в. 59. Россия и Запад в XXI в.: точки соприкосновения, противоречия и перспективы отношений 60. Ближневосточные революции XXI в. Билеты Билет 1 1. Предмет, цель и задачи дисциплины «История» 2. Российская империя в начале XX в. Реформы и первая русская революция
Билет 2 1. Многофакторный подход к истории (анализ основных концепций) 2. Россия в годы Первой мировой войны. Кризис самодержавия
Билет 3 1. Понятие синтетической эволюции: сущность, этапы, виды человека 2. Реформы Александра II и их значение
Билет 4 1. Цивилизации древности: причины возникновения, общая характеристика 2. Образование СССР и формирование советской политической системы (1917-1924 гг.).
Билет 5 1. Восточные славяне до образования государства 2. Россия в 1917 г.: выбор пути развития
Билет 6 1. Киевская Русь: становление и эволюция 2. Страны Европы в 1920 – 1930-е гг.: социально-экономическое развитие
Билет 7 1. Развитие государства и общества в Киевской Руси 2. Реформы В. Путина в 2000 – 2008 гг.
Билет 8 1. Исторический выбор русских земель в XIII в. 2. Политические, социальные и экономические преобразования в России в 90-е гг. XX в. и их итоги
Билет 9 1. Монгольское завоевание Руси. Взаимоотношения русских княжеств с Золотой Ордой 2. Причины, основные этапы и итоги Второй мировой войны
Билет 10 1. Принятие христианства и его последствия 2. «Холодная война»: понятие, причины, этапы Билет 11 1. «Удельный период»: превращение Киевской Руси в федерацию княжеств 2. Развитие международных отношений на начальном этапе «Холодной войны»
Билет 12
1. Основные этапы объединения русских земель. Московское царство 2. Мировая цивилизация в постиндустриальную эпоху
Билет 13 1. Становление и эволюция средневековой цивилизации в Западной Европе 2. Сущность политического режима в СССР и репрессивная политика в 30-е гг. ХХ в.
Билет 14 1. Идеи Возрождения и Реформации – идеологическая основа Нового времени 2. Международное положение Советского Союза в 20-30-е гг.
Билет 15 1. Московское государство в XVI в. Политика и реформы Ивана IV Грозного 2. НТР и ее последствия на Западе. Становление общества высоких технологий
Билет 16 1. Внешняя политика Ивана IV Грозного: завоевание Поволжья и Сибири, Ливонская война 2. Происхождение и сущность процессов глобализации. Антиглобалистское движение
Билет 17 1. Россия в период Смутного времени 2. Этапы европейской интеграции в ХХ в.
Билет 18 1. Россия в эпоху первых Романовых. Преодоление последствий Смуты 2. Ближневосточные революции XXI в.
Билет 19 1. Европейское Просвещение: общая характеристика и национальные особенности 2. Политика модернизации экономики в СССР в 1920-е - 1930-е гг. Билет 20 1. Реформы Петра I как попытка модернизации России по европейскому образцу 2. Эпоха «разрядки международной напряженности» и завершающий этап «Холодной войны»
Билет 21 1. Екатерина II и политика «просвещенного абсолютизма» 2. Расстановка сил в мире после Второй мировой войны
Билет 22 1. Основные направления внешней политики России в XVIII в. 2. Культура и идеология в Советском Союзе в 30-е гг.
Билет 23 1. Европа и Россия в XVIII в.: особенности социального и экономического развития 2. Особенности послевоенного восстановления. Вступление СССР в эпоху научно-технической революции
Билет 24 1. Внешняя политика России в начале XIX в. Отечественная война 1812 г. 2. Хрущевская «оттепель» (1953-1964 гг.). Социально-экономическая политика советского правительства во второй половине 50-х – начале 60-х гг.
Билет 25 1. Внешняя политика России в Венской системе международных отношений (1815 – 1918/19 гг.)
2. Второй этап НТР и ее последствия для СССР. Эпоха «застоя». Кризис советской социалистической системы
Билет 26 1. Общественно-политические движения в России в XIX в. 2. Попытки реформирования советской социалистической системы в 1985-90-е гг.
Билет 27 1. Формирование политический партий в начале ХХ в. 2. Духовная жизнь в СССР в 70-80-х гг. Движение диссидентов
Билет 28 1. Созыв Государственной Думы и зарождение российского парламентаризма 2. Формирование российской внешней политики в 90-е гг. XX в.
Билет 29 1. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). 2. Формирование суверенного государства Российская Федерация. Декларация о суверенитете и Конституция 1993 г.
Билет 30 1. Политические процессы в странах Европы: развитие демократических и тоталитарных идеологий в 30-е гг. ХХ в. 2. Россия и Запад в XXI в.: точки соприкосновения, противоречия и перспективы отношений
Критерии оценки ответов
Ответы Предмет, цель и задачи дисциплины «История»
История – это наука о прошлом и настоящем человеческого общества, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. В современной исторической науке нет единого представления о предмете истории. В многочисленных школах и направлениях на разных этапах становления и формирования исторического знания складывались различные подходы. Так, одна из школ в итальянской гуманистической историографии изучала историю государства и его политики. Предметом исследования историков эпохи Просвещения стала духовная жизнь. В середине XIX в. европейские ученые серьезно анализировали экономическую историю. В российской историографии, начиная с XVIII века, главным предметом изучения стало государство. В этом нет противоречия: разные предметы изучения истории составляют части целого (объекта), которое есть реальность, ушедшая в прошлое или существующая в настоящем. Важно иметь в виду, что части объекта никогда не совпадают с целым, а изучение исторической реальности происходит через исторический источник. Согласно В.О. Ключевскому, слово история употребляется в двояком смысле: как движение во времени, процесс, и как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю.
Современная историческая наука - это сложноструктурное явление. История делится: По хронологическому признаку (история первобытности, история Древнего мира, история Средневековья и т.д.). По природно-географическому признаку (история отдельных стран и народов). По задачам исследования (например, история отдельной отрасли). Особо выделяются специальные и вспомогательные исторические дисциплины (например, палеография, геральдика, дипломатика и т.д.) Историки создают картину прошлого и предлагают ее обществу в качестве значимого опыта. Знание истории необходимо для принятия адекватных политических решений. История - мощный инструмент воздействия на общественное сознание. Реальное значение истории определяется ее функциями. Познавательная функция заключается в познании прошлого своего народа и человечества в целом. Практическая функция состоит в изучении и усвоении уроков истории. Мировоззренческая функция выступает результатом познавательной и практической деятельности человека и общества. Воспитательная функция: история воспитывает патриотизм и уважительное отношение к общечеловеческим ценностям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|