Место учебной дисциплины в структуре ОП
Костанайский филиал
Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
УТВЕРЖДЕНО
решением ученого совета филиала
Протокол № _____ от «____» ________ 20__ г.
Председатель ученого совета
_________________ Р.А. Тюлегенова
Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика
Направление подготовки (40.03.01) 030900.62 Юриспруденция ИУП
Направленность гражданско-правовая, уголовно-правовая
Присваиваемая квалификация бакалавр
Форма обучения очная
Группа ИУП-Ю-101
Костанай, 2015 г.
Рабочая программа дисциплины составлена: Ивановой Н.А., кин, доцентом кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Жиляевой В.В., преподавателем кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.
На основании ФГОС ВПО по направлению подготовки (40.03.01) 030900.62 «Юриспруденция», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г.№464
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Протокол № ___ от «____» _________ 2015 г.
Зав. кафедрой __________________ Э.М.Карасева
Рабочая учебная программа рассмотрена Учебно-методическим советом Костанайского филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»
Протокол № ___ от «____» _________ 2015 г.
Председатель УМС __________________ Н.А. Нализко
Общие сведения
1.1 Характеристика дисциплины:
1.1.1 Назначение дисциплины:
«Профессиональная этика» предполагает помочь студентам в овладении основных категорий этики, раскрывает содержание и социальную ценность этики юриста, нравственные аспекты правовых дисциплин и институтов, вопросы культуры правоохранительной деятельности. Значительное внимание уделено истории развития нравственно-правовых идей в России и Казахстане, этическим требованиям, предъявляемым к работникам правоохранительных органов.
Программа дисциплины «Профессиональная этика» предусматривает практическое обучение студентов умениям и навыкам по развитию коммуникативных способностей в беседах, переговорах, совещаниях, при подготовке публичных выступлений, формирует общую культуру и компетенции юриста.
1.1.2 Цели дисциплины:
Данная дисциплина предназначена для подготовки студента к основам организационно-управленческого и правоприменительного видам профессиональной деятельности юриста.
1.1.3 Задачи дисциплины:
обоснование и применение в пределах должностных обязанностей решений, а также совершенствование действий, связанных с реализацией правовых норм;
составление юридических документов в соответствии с этическими требованиями;
обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
предупреждение правонарушений;
участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;
участие в разработке вариантов управленческих решений по этическим вопросам, обосновании их выбора и последствий принимаемых решений;
организация выполнения порученного этапа работы;
оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного проекта.
Место учебной дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Профессиональная этика» относится к базовой (обязательной) части 1 блока (Б.1).
1.2.1 Пререквизиты:
При изучении данной дисциплины студент должен обладать исходными знаниями в области истории национальной культуры и элементарными навыками культуры речи и поведения личности в обществе. Исходные знания заключаются в понимании основ национальной культуры, представлении об этических нормах взаимоотношений в семье, коллективе, обществе. Элементарные навыки должны включать в себя поиск информации, формулирование и обоснование решения ситуаций на основе изученного материала.
Студент должен уметь выделять главное из предложенного материала, формулировать и обосновывать суждения по методическим и практическим вопросам профессионального и делового общения, находить и определять этические нормы в конфликтных ситуациях.
Дисциплина «Профессиональная этика» базируется на положениях следующих дисциплин: «История», «История Казахстана», «Русский язык и культура речи», «История государства и права России», «Теория государства и права».
1.2.2 Постреквизиты:
Курс позволяет овладеть знаниями, которые необходимы для формирования общественной морали, соблюдения нравственных норм в личной и общественной жизни и навыками профессиональной этики. Основы данного курса позволяют обеспечить изучение в дальнейшем таких дисциплин как «Философия», «Юридическая психология».
Знания, полученные в ходе изучения «Профессиональной этики», в дальнейшем будут применяться при изучении правовых дисциплин, содержащих нравственные основы и принципы (уголовное и гражданское право и процесс, прокурорский надзор, адвокатура, исполнительское производство, в срезе формирования нравственных начал и правовой культуры).
1.3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Коды компетенции (по ФГОС)
| Результаты освоения ОП
Содержание компетенций согласно ФГОС
| Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
|
Общекультурные компетенции
|
ОК-2
| способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
| Знать:
Основные этические понятия и категории этики, ее основные проблемы и задачи;
содержание и особенности этики
Уметь:
Оценивать факты и явления деятельности людей с этической точки зрения;
Владеть:
навыками оценки поступков с точки зрения этики и морали
|
ОК-3
| владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
| Знать:
основные проблемы и задачи;
содержание и особенности этики
Уметь:
Использовать различные формы общения и приемы убеждения
Владеть:
навыками оценки, анализа и обобщения поступков с точки зрения этики и морали
|
ОК-5
| обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
| Знать:
понятие этикета и его роли в жизни общества, его основные нормы и функции
Уметь:
Применять нравственные нормы, правила поведения в конкретных ситуациях.
Владеть:
навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения этики и морали
|
ОК-9
| способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
| Знать:
возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций;
сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления;
Уметь:
Оценивать факты и явления деятельности людей с этической точки зрения;
Владеть:
навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения этики и морали
|
Профессиональные компетенции
|
ПК-2
| способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания правового мышления и правовой культуры;
| Знать: возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста; сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления;
Уметь: Оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;
Владеть:
навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета.
|
ПК-9
| способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
| Знать:
Основные этические понятия и категории профессиональной этики, ее основные проблемы и задачи;
понятие и особенности этикета юриста, его основные нормы и функции.
Уметь:
Оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;
Владеть:
навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета.
|
ПК-17
| способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне
| Знать: содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности;
Уметь: Применять нравственные нормы, правила поведения в профессиональном коллективе
Владеть: навыками оценки поступков в профессиональном коллективе с точки зрения этики и морали
|
1.4 Образовательные технологии: в ходе изучения дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» на практических занятиях используются следующие образовательные технологии:
· Технология развивающегося обучения (интеллектуальная игра)
· Технология проблемного обучения (решение ситуаций, метод проекта)
· Технологии в форме диалога (дискуссия, метод мозгового штурма модельный метод- метод «Деловой игры»)
· Технология «Дебаты» (обсуждение в форме дебатов, экспресс-дебаты, модифицированные дебаты, мини-дебаты)
· Портфолио – технология накопления и систематизации информации (портфолио достижений, рефлексивное портфолио, проблемно-ориентированное портфолио)
· Технология поиска информации (метод сбора и обработки информации, аналитический метод)
· Технология презентации (устная презентация, письменная презентация (резюме), мультимедийная презентация)
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Объём дисциплины
|
Всего часов
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)
|
|
в том числе, аудиторная работа (всего):
|
|
Лекции
|
|
Семинары, практические занятия
|
|
Практикумы
| -
|
Лабораторные работы
| -
|
Внеаудиторная работа (всего):
|
|
в том числе (необходимо указать конкретный вид учебных занятий)
|
|
Самостоятельная работа обучающихся (всего)
|
|
Вид рубежной аттестации
| Тестирование/тестирование
|
Вид промежуточной аттестации
| зачет
|
Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий
№ п/п
| Наименование темы
| Количество часов
|
ЛЗ
| ПЗ
| ЛР
| СРС
|
-
| Этика: понятие, содержание и социальная ценность
|
|
|
|
|
-
| Важнейшие моральные и этические учения
|
|
|
|
|
-
| Современная этическая теория
|
|
|
|
|
-
| Вербальные и невербальные коммуникации в профессиональной деятельности
|
|
|
|
|
-
| Документационное обеспечение профессионального общения
|
|
|
|
|
-
| Профессиональный и служебный этикет
|
|
|
|
|
-
| Этический кодекс профессионала.
|
|
|
|
|
-
| Проблемы профессиональной этики
|
|
|
|
|
Всего:
|
|
|
|
|
|
Программа дисциплины
Темы лекционных занятий
№ п/п
| Тема ЛЗ
| Содержание ЛЗ
| Кол-во
часов
| Кол-во
баллов
| Методы
|
| Этика: понятие, содержание и социальная ценность
| 1.Понятие и содержание этики
2.Этика в системе гуманитарного знания
3.Основные категории этики
4.Теоретические проблемы этики
|
|
| Дискуссия
|
| Важнейшие моральные и этические учения
| 1. Учителя человечества
2. Философы-моралисты
3.Моралисты нашего времени
|
|
| Аналитический метод
|
| Вербальные и невербальные коммуникации в профессиональной деятельности
| 1.Процесс передачи информации
2.Основы публичного выступления.
3.Искусство убеждения.
4. Деловое общение.
5. Формы делового общения
|
|
| Деловая игра
|
| Профессиональный и служебный этикет
| 1.Происхождение, сущность и ценность этикета.
2.Нормы, принципы, виды профессионального и служебного этикета
3.Культура повседневности
|
|
| Разбор ситуаций
|
| Этический кодекс профессионала.
| 1.Принципы, виды, структура и содержание этических кодексов.
2.Кодексы профессиональной этики в РК, РФ и зарубежных странах.
|
|
| Аналитический метод, метод проекта
|
Итого
|
|
|
|
Темы практических занятий
№ п/п
| Тема ПЗ
| Содержание ПЗ
| Кол-во
часов
| Кол-во баллов
| Методы
|
| Этика: понятие, содержание и социальная ценность
| Научные основы этики.
Предмет этики
Высшие моральные ценности
Сущность, функции и структура морали
|
| 3,5
| Дискуссия, метод «Деловой игры» метод мозгового штурма
|
| Этические категории и понятия. Нравственное и безнравственное
|
| 3,5
| Мультимедийные презентации, интеллектуальная игра
|
| Важнейшие моральные и этические учения
| История становления и развития основных этико-нравственных категорий с древних времен и до наших дней.
Античная этика.
Средневековая этика.
Этика эпохи Возрождения
|
| 3,5
| Мультимедийные презентации, метод проекта
|
| Этика Нового времени
Этика современной философии
Основные исторические вехи развития нравственных идей в России и Казахстане
|
| 3,5
| Мультимедийные презентации, метод проекта
|
| Современная этическая теория
| Понятие прикладной этики
Профессиональная этика
Корпоративная этика
Юридическая этика.
|
| 3,5
| Метод мозгового штурма, дискуссия
|
| Вербальные и невербальные коммуникации в профессиональной деятельности
| Вербальные и невербальные средства служебного взаимодействия
Виды убеждающих воздействий.
Основы ораторского мастерства.
Техники ораторского искусства
Способы управления собеседником
|
| 3,5
| Деловая игра, мини-дебаты, дискуссия
|
| Формы делового общения.
Беседа
Переговоры
Совещание
Спор
|
| 3,5
| Деловая игра, мини-дебаты, дискуссия
|
| Документационное обеспечение профессионального общения
| Виды юридических документов.
Культура оформления документов
Нравственно-правовое значение судебной символики
|
| 3,5
| Письменная презентация
|
| Профессиональный и служебный этикет
| Имидж делового человека
Нормы, принципы, такт и манеры поведения.
Этикет служебного общения.
Международный этикет
|
| 3,5
| Метод мозгового штурма, деловая игра, решение ситуаций
|
| Этический кодекс профессионала.
| Структура этического кодекса.
Профессиональные и корпоративные кодексы
|
| 3,5
| Аналитический метод
|
| Кодексы профессиональной этики в РК, РФ и зарубежных странах.
Сравнительный анализ кодексов
|
| 3,5
| Аналитический метод, метод проекта
|
| Проблемы профессиональной этики
| Проблемы профессиональной и корпоративной этики
Конфликт в деловом общении
Механизм и способы решения конфликтов
|
| 3,5
| Модифицированные дебаты
|
| Проблемы этики
Биоэтика
Проблемы юридической этики Экологические проблемы и нравственность
|
| 3,5
| Проблемно-ориентированное портфолио, мини-дебаты
|
Итого
|
| 45,5
|
|
4.3 Темы лабораторных работ – не предусмотрены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: