Трудовая теория стоимости ,этапы ее разработки .
Трудовая теория стоимости (ТТС) — экономическая теория, в соответствии с которой стоимость товара зависит от труда, необходимого для его производства.
Различные варианты трудовой теории стоимости выдвигались основателями классической политической экономии, такими как Адам Смит и Дэвид Рикардо. Наибольшее развитие получила в трудах Карла Маркса и исторически ассоциируется с марксизмом.
Трудовая теория стоимости вошла в противоречие с прикладными исследованиями, практическими реалиями. Например, нередко цены не только отклоняются от стоимости, но и формируются вокруг «контролирующего стержня», который отличается от нее. Не всегда согласуется с практикой и положения о едином стоимостной-создавая фактор.
12.Марксистская теория стоимости.Двойственный характер труда,воплощенный в товаре.
Теория прибавочной стоимости
Стоимость, по Марксу, равна сумме следующих составляющих:
W=C+V+M, где
С – постоянный капитал;
V – переменный капитал;
М – прибавочная стоимость.
Прибавочная стоимость – это стоимость, создаваемая сверх стоимости рабочей силы.
С – старая стоимость, воплощенная в затратах капитала на машины и оборудование, участвующие в производственном процессе.
(V+М) – вновь созданная трудом рабочего стоимость.
V – капитал, затраченный на покупку рабочей силы.
Подразделяя капитал на постоянный и переменный, Карл Маркс имел в виду специфику участия их в процессе создания прибавочной стоимости: прибавочную стоимость создает только переменный капитал.
Норма эксплуатации определяется как отношение между прибавочной стоимостью и переменным капиталом.
13.Маржинализм и теория предельной полезности
По мнению маржиналистов, цена есть субъективная оценка покупателем полезности данного товара. Для определения цены – оценка покупателя более значима, чем затраты производителя.
Закон убывающей предельной полезности товара. Согласно данному подходу цена на рынках складывается исходя из субъективной оценки продавцов и покупателя своего товара.При этом для продавца предельная цена соответствует минимальной оценки полезности. Для потребителя наоборот.Многие промышленные и сельскохозяйственные предприятия сократили объем товарной продукции. Появились безработные трудоспособные люди, интерес которых к культурно-развлекательным мероприятиям естественно снизился. В тоже время, возникла необходимость в занятости индивидуальным садоводством, огородничеством, люди переезжали их город-село, село-город и т.п. Полезность товара в виде транспортного средства возросла. Цена на автомобили повышена во много раз.
«Компромиссный подход», предложенный западным ученым А. Маршаллом.
Суть его: цена определяется двумя факторами – полезностью и издержками производства. Цена, которую согласен уплатить потребитель, определяется степенью полезности товара, цена же, которую назначает производитель, не может быть, по крайней мере, ниже издержек производства.Между продавцами и покупателями достигается компромисс, в результате которого цена устанавливается на равновесном уровне. Равновесная цена по А. Маршаллу – это та максимальная цена, которую потребитель признает исходя из субъективной оценки полезности товара, и одновременно та минимальная цена, по которой производитель согласен продать товар, исходя из издержек на его производство.
Развитие товарного обмена,возникновение и сущность денег.
Товарно-денежные отношения прошли длительный путь развития. Это развитие наиболее отчетливо проявилось в отношениях товарного обмена и формах стоимости.
История свидетельствует, что первой формой стоимости была единичная, простая, или случайная, форма. Она возникла тогда, когда товарный обмен и рыночные отношения еще только зарождались. Обмен был еще не товарным, но случайно какое-то благо могло обмениваться на другое на эквивалентной основе. Особенность такого товара заключается в том, что его полезность проявляется не только в способности удовлетворять какую-то потребность, но и в том, что с его помощью определяется стоимость другого товара. Второй формой стоимости была полная, или развернутая, форма. Она характеризовалась тем, что товар мог обмениваться на множество других товаров, что означало наличие у него множества эквивалентов.
Следовательно, и стоимость товара а определяется более точно, чем при первой форме стоимости. Но поскольку существует множество товаров-эквивалентов, сохраняются трудности при обмене, так как не всегда свой товар можно обменять на другой нужный товар.
Эти трудности разрешались с возникновением следующей - всеобщей формы стоимости. Для нее характерно выделение из товарной массы одного товара, ставшего всеобщим эквивалентом. Деньги представляют собой товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента. В отличие от товара-эквивалента, существующего при всеобщей форме стоимости, деньги имеют лишь одно функциональное назначение - быть товарным эквивалентом. В этом заключена потребительная стоимость денег как специфического товара.
Появление денег в результате развития товарного обмена, в свою очередь, явилось мощным фактором ускорения дальнейшего развития этого обмена и всей системы рыночных отношений, принявших характер товарно-денежных.
Функции денег.
1. Выступая мерой стоимости, деньги тем самым измеряют стоимость всех остальных товаров как всеобщий эквивалент. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется его ценой. На рынке цены могут отклоняться вверх или вниз от стоимости (в зависимости от соотношения спроса и предложения).
2. В качестве средства обращения (обмена) деньги обслуживают товарный оборот, то есть выступают посредником в актах купли-продажи товаров. Участие денег в обмене составляет лишь момент обращения (оно мимолетно). Поэтому данную функцию могут выполнять неполноценные бумажные и кредитные деньги.
3. Функция денег как средства платежа появилась в связи с развитием кредитных отношений, то есть с возможностью отсрочки платежа. Налицо разрыв между продажей (покупкой) товара и его денежной оплатой.
4. Как средство накопления и сбережения деньги, будучи всеобщим эквивалентом, становятся воплощением общественного накопления. Для этой функция деньги должны сохранять свою стоимость хотя бы в течение определенного периода. Накопление и сбережение денежных средств как капитала стало условием расширенного воспроизводства и экономического роста. Накопленную сумму можно употребить на инвестиции (то есть ее капитализировать). Предприниматель любой эпохи заинтересован в использовании накопленных средств в качестве капитала, приносящего прибыль. Это же относится и к личным сбережениям. Чтобы деньги не обесценивались, широко практикуется их накопление в виде золота, иностранной валюты, недвижимости, ценных бумаг.
5. В функции мировых денег (то есть в качестве международных платежных средств) они выступают при расчетах по платежным балансам. Как покупательное средство деньги используются при покупке товаров с их оплатой наличными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: