Теория мозговых волн
Ицхак Бентов, талантливый изобретатель биомедицинского оборудования, который произвел много исследований нервной системы человека и сам работал с энергией Кундалини, в результате работы с применением баллистокардиографии с целью изучения физиологических изменений в организме медитирующих обнаружил так называемый физио-кундалинический синдром. Этот синдром позже был описан в статье врача Ли Санеллы, и его использовали в качестве модели для разъяснения психотерапевтам процесса пробуждения Кундалини. Бентов заметил, что определенные механические вибрации, электромагнитные волны или звуки, воспроизведенные в лабораторных условиях, порождают в мозге людей, не занимающихся медитацией, волны, подобные тем, которые возникают во время медитации. Он соорудил систему биологической обратной связи, создав вокруг головы пациента пульсирующее магнитное поле, и таким образом стимулировал возникновение этих волн. Пытаясь объяснить феномен спонтанного пробуждения Кундалини, он предположил, что у людей с особенно чувствительной нервной системой это может быть спонтанная реакция на подобные частоты, воздействию которых они подвергались на протяжении длительного времени, например, при езде на машине, система рессор и устройство сиденья которой производят колебания такой частоты, или сидя на работе около кондиционера воздуха. Бентов объяснял мягкость или остроту симптомов количеством стрессов, накопленных в теле, и подчеркивал, что только когда Кундалини достигает стрессовых участков, симптомы начинают вызывать беспокойство. Он опирался на работы исследователя стрессов Ганса Селье, чтобы подтвердить тот факт, что нервная система может быть настолько загружена стрессами, что ее возможности по достижению высших состояний сознания становятся весьма ограниченными. Он считал, что именно поэтому все школы медитации подчеркивают важность успокоения тела. Эти стрессы в действительности являются энергетическими блоками, которые можно преобразовать и устранить, что происходит обычно непроизвольно посредством движений тела, неожиданных эмоциональных вспышек или необъяснимых болей в разных частях тела. Бентов рекомендовал сопровождать занятия медитацией легкими тонизирующими упражнениями, такими, как некоторые позы хатха-йоги и дыхательные упражнения средней интенсивности, как самым эффективным, недорогим и быстрым способом удаления стрессов из тела. Бентов определял физио-кундалинический синдром следующим образом:
Серия физиологических симптомов обычно начинается с левой стопы или большого пальца левой ноги либо как слабое покалывание, либо как судорога. Покалывание поднимается по левой ноге до бедра. В крайних случаях происходит паралич стопы или всей ноги. Может произойти потеря чувствительности на больших участках кожи левой ноги. От бедра симптом движется по позвоночнику к голове. Тут могут развиваться сильные головные боли (с ощущением давления). В случае длительного и сильного давления в голове может начаться дистрофия зрительного нерва с последующими нарушением зрения, потерей памяти и общей дезориентацией. [ 19 ] Бентов отождествлял этот прогрессирующий сенсомоторный корковый синдром с физиологией Кундалини, но подчеркивал, что дело тут не только в физиологии, ибо в игру вступают также планетарные и духовные силы. В его физиологической модели медитирующие производят непрерывные звуковые волны в желудочках головного мозга, что порождает звуковые колебания в сердце, которые вызывают вибрацию стенок желудочков (наполненных жидкостью полостей мозга). Эти вибрации раздражают и в конечном итоге " поляризуют" кору головного мозга так, что он направляет сигнал по телу по замкнутой петле, начиная с больших пальцев ног, то есть в направлении, противоположном обычному ходу сигналов. Бентов пытался показать, что расположение точек такого воздействия почти точно соответствует пути Кундалини в теле как он описан в эзотерической литературе. Он полагал, что состояния блаженства у тех, у кого происходила циркуляция энергии по упомянутой замкнутой петле, являются результатом самостимуляции центров удовольствия в мозге, вызванной течением " потока" по чувствительной зоне коры головного мозга.
Бентов указывал, что большинство симптомов происходит в левой стороне тела и поэтому считал, что развитие происходит главным образом в правом полушарии головного мозга. Это, по его словам, вполне логично, так как наше рассудочное, рациональное, логическое левое полушарие мы используем все время, а медитация стимулирует главным образом невербальное, чувствующее, интуитивное правое полушарие. Доктор Санелла, психиатр и офтальмолог, опирался на теорию Бентова в своей краткой, но глубокой работе на тему изучения процесса пробуждения Кундалини " Кундалини – психоз или трансцендирование" (позже расширенной и изданной под названием " Переживание Кундалини" ) Он также обращался к схожести некоторых психотических симптомов с симптомами, сопровождающими пробуждение Кундалини, и говорил, что иногда пациентам ставят ошибочные диагнозы и назначают неправильное лечение из-за того, что медицинские работники не могут точно определить, является ли происходящее с человеком духовным пробуждением или болезнью. Он описал 11 пациентов с физическими и эмоциональными симптомами, возникновение которых связано с движением Кундалини, и выделил признаки, которые дают возможность отличить психоз от процесса пробуждения духовной энергии. Он писал, что люди с симптомами движения Кундалини часто слышат голоса, видят образы и выполняют движения, которые непосвященному кажутся иррациональными, так что иногда подвергаются медикаментозному лечению и изоляции в лечебных учреждениях. Но они отличаются от больных психозом тем, что редко склонны проявлять неприязнь или злобу, более объективно судят о себе и заинтересованы в том, чтобы поделиться тем, что происходите ними; они также чаще испытывают жар, вибрации, покалывание и зуд, которые перемещаются по телу по определенному маршруту. Они могут видеть яркие внутренние огни, испытывать боли в голове, демонстрировать необычные виды дыхания или спонтанные движения и слышать писк и свист. Слышны и голоса, но они поступают изнутри и не принимаются за другую реальность. Санелла заявлял, что результат пробуждения Кундалини, если с ним обращаться правильно, в общем положителен и созидателен; пациенты сообщали о снятии стрессов, повышении удовлетворенности и внутреннем покое. [ 20 ]
Санелла также говорил, что в некоторых случаях возможно проявление симптомов, сходных с шизофренией, если человек получает негативную реакцию других или чувствует сопротивление истолкованию происходящего с ним как пробуждение Кундалини. Он предполагал, что у людей, которые были медиумами, наиболее вероятно пробуждение Кундалини и то, что для них этот процесс будет сложным и мощным, так как они обладают особо чувствительной нервной системой. Многие из его пациентов имели некоторый опыт проявления паранормальных психических способностей до пробуждения. Санелла предположил, что на духовные практики возможны три категории реакций: видения, появление паранормальных психических способностей и пробуждение Кундалини. Комментарии доктора Санеллы, данные им в беседе в университетском медицинском колледже Сан-Франциско весной 1981 года, распространили в Калифорнийской больнице, чтобы проинформировать врачей о симптомах Кундалини. В этих заметках процесс пробуждения Кундалини описывается как необычный неврологический комплекс или синдром, возникающий у некоторых медитирующих. В нем описаны следующие признаки: Его моторные признаки – покачивание, дрожь, подпрыгивание, подергивание, принятие определенных поз, гримас, выкрики и необычные виды дыхания Сенсорные проявления – это видение или ощущение внутренних огней и слышание внутренних звуков, очень горячие или холодные участки на поверхности или внутри тела, покалывание, онемение, боль, частичный паралич, экстаз, страх и транс. Количество используемой при этом энергии кажется необъяснимым в обычных метаболических терминах Когда процесс завершается естественным образом, нарушения постепенно исчезают и личность человека может быть необратимо изменена... Наблюдаемые симптомы дают возможность предположить, что тут имеет место внутренняя стимуляция или повышенная чувствительность сенсомоторной зоны коры головного мозга, а также более глубоких и прилегающих структур мозга. Для объяснения этого феномена Ицхаком Бентовым была создана нейрофизиологическая модель, в основе которой лежит идея резонанса, генерируемого людьми, занимающимися медитацией. Она была частично подтверждена путем измерения слышимых звуков и изменений в микродвижениях тела во время медитации. [ 21 ]
Авторитет доктора Санеллы в медицинских кругах позволяет ему значительно помочь уменьшению количества случаев неправильного диагностирования, так как он опирается на нейрофизиологическую модель Бентова, выраженную в медицинских терминах, так что она становится вполне понятной медикам. Большинство врачей, имеющих какое-то представление о Кундалини и ее воздействии на организм, получили это знание, вероятнее всего, благодаря знакомству с теориями Бентова и Санеллы. Впрочем, насколько работа Бентова имеет отношение к Кундалини и праническим энергиям, остается под вопросом. Поскольку он пишет о стимулировании всех состояний в лабораторных условиях, ясно, что состояния самадхи или ему подобные там отсутствовали и результатом освобождения от стресс-факторов было прежде всего расслабление; вероятно, при этом пациенты не испытывали настоящего пробуждения Кундалини. Мери Скотт, которая провела много лет в Индии, исследуя природу энергии Кундалини, писала, что работа Бентова и Санеллы оригинальна, хорошо обоснованна и приводит неопровержимые доказательства действия некоего определенного физиологического механизма. Она же добавила: " Имеет ли этот механизм или цикл какую-то непосредственное отношение к Кундалини, описываемой в тантре, остается далеко не ясным... ". И она предполагает, что комплекс, который обнаружил Бентов, может быть скорее связан с замкнутыми мозговыми волнами, возникновение которых обусловлено состоянием глубокого расслабления, достигаемого в медитации; со стрессами, возникающими в результате конфликтов, порожденных вмешательствами в естественное функционирование психики; или с разрывами между поверхностными и подсознательными уровнями " я".
Скотт указывала на разрушительную сторону изменения жизненной ориентации, характерного для многих людей, занимающихся медитативными методиками, и давление, оказываемое при этом на эго, когда выходящая из подсознания система начинает оттеснять его с центрального места в психике, в результате чего и импульсы начинают поступать из двух центров – из эго и Я. Она выдвигает предположение, что движение и распределение энергии в двух тонких телах создает огромнейший стресс у основания сушумны, откуда поднимаются все нади, что, в свою очередь, может вызвать физио-кундалинический синдром. [ 22 ] Мне кажется, что факт физио-кундалинического синдрома сам по себе не подтверждает и не отрицает пробуждения Кундалини, но свидетельствует о присутствии пранических симптомов, которые могут демонстрировать медитирующие. Такой симптом может быть признаком наличия внутреннего конфликта между эго и Я, как полагала Скотт, или знаком, указывающим на определенные блоки в тонком теле, на которые человек наталкивается в измененных состояниях сознания, а также реакцией, обусловленной стимуляцией мозга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|