Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие сведения о терморегуляции организма человека

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

ПО

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Учебно-методическое пособие по выполнению лабораторной работы

“Исследование микроклимата производственных помещений”

для студентов всех форм обучения всех специальностей

 

 

Краснодар

2006 г.

 

Составители: кандидат технических наук, доцент Ригер Т.В., ст. преподаватель Тимофеева Т.Е., кандидат технических наук Овчинникова Е.И.

 

 

УДК 658.386.012: 628.9

 

 

Лабораторный практикум по безопасности жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие по выполнению лабораторной работы “Исследование микроклимата производственных помещений” для студентов всех форм обучения, всех специальностей /Сост. Т.В. Ригер, Т.Е. Тимофеева, Е.И. Овчинникова. Кубан. гос. технол. ун-т. каф. безопасности жизнедеятельности. - Краснодар: Изд. ГОУ ВПО КубГТУ, 2006.- 14с.

 

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для получения практических навыков по исследованию параметров микроклимата производственных помещений

 

Библиограф. 6 назв.

 

 

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Кубанского государственного технологического университета.

 

 

Рецензенты: канд. техн. наук, проф. Б.М. Богданов

(кафедра «БЖ» КубГТУ)

 

Цель работы

1.1 Изучить принципы нормирования микроклимата.

1.2 Экспериментально определить параметры микроклимата

1.3 Получить практические навыки по санитарно-гигиенической оценке микроклимата в производственных помещениях.

Содержание работы

2.1 Изучить теоретические основы нормирования микроклимата.

2.2 Выполнить измерения параметров микроклимата.

2.3 Сделать вывод о соответствии измеренных величин нормативным параметрам микроклимата для категории работ 1а.

 

Перечень необходимых материалов, реактивов, оборудования, приборов

Для выполнения лабораторной работы необходимы:

3.1 Вентилятор для создания направленного потока воздуха.

3.2 Анемометр крыльчатый АСО-3.

3.3 Барометр-анероид БАММ-1.

3.4 Аспирационный психрометр Ассмана.

 

Правила охраны труда

4.1 При выполнении данной лабораторной работы студенты должны соблюдать положения “Инструкции по охране труда в учебных лабораториях кафедры “Безопасность жизнедеятельности” и первичного инструктажа на рабочем месте, проведенного преподавателем на первом занятии лабораторного практикума.

4.2 Перед включением электроприборов (вентилятора) убедиться в исправности розетки, штепсельной вилки и соединительного электропровода.

4.3 Во избежание травмирования рук, замер скорости движения воздуха производить на расстоянии не менее 1,5 м от вентилятора.

4.4 После проведения измерений вентилятор необходимо отключить.

4.5 осторожно обращаться со стеклянными приборами (особенно термометрами) во избежание их поломки, порезов рук, проливания ртути.

 

 

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЫТА

Общие сведения о терморегуляции организма человека

Между телом человека и окружающей средой постоянно происходит теплообмен.

В организме человека вырабатывается значительное количество теп­ла. Величину производимой человеческим организмом энергии физиологи определяют по количеству потребляемого кислорода. В состоянии покоя взрослый человек расходует в среднем 15 л/ч (0,42×10-5 м3/с) кислорода. Если принять количество теплоты, освобождаемое при сгорании кислоро­да, равным примерно 21×103 Дж/м3, тогда количество получаемой челове­ком энергии составит 88 Вт. Во время физической деятельности человек потребляет кислорода во много раз больше, чем в состоянии покоя (в 12 раз и более).

Чтобы уравновесить теплопродукцию и теплоотдачу, организм человека должен иметь соответствующий механизм терморегуляции. Рассмотрим физические процессы, связанные с теплоотдачей тела человека.

 

 

 
 
Температура тела человека

 

 
 

 


Излучение

42-44%

Конвекция Испарение Нагревание Испарение

32-35% 11-16% 7% 7%

 

 

Рисунок 1 - Схема теплообмена с окружающей средой

 

Основными составляющими механизма теплоотдачи человеческого тела явля­ются: конвекция, излучение (радиация), теплопроводность и испарение. При нормальных метеоусловиях конвективная теплоотдача составляет примерно 32-35% всей теплоотдачи; количество тепла, отдаваемое путем излучения, - 42-44%; на долю испаре­ния приходится около 10-15%. Тепло, отдаваемое путем теплопроводности, очень незначительно и, как правило, не учитывается. Некоторая часть теп­лоотдачи происходит при выдыхании воздуха (нагревание и испарение воздуха) и при контакте тел с поверхностями, например пола, стола и др.

Интенсивность радиации, как основной составляющей теплоотдачи с поверхности кожи человека, главным образом связана с температурой ок­ружающих поверхностей.

Конвективная теплоотдача от тела воздуху происходит в результате перемещения воздуха в пространстве и зависит от температуры и скорости движения воздуха. Теплоотдача путем испарения связана с параметрами воздушной среды: влажностью, температурой и скоростью движения воз­духа.

Организм человека испаряет примерно 800-1000 мл влаги в сутки (на испарение 1 г воды затрачивается 2400 Дж). При температурах воздуха выше температуры кожи человека количество испаряемой влаги возрастает. По­тоотделение начинается при температуре окружающего воздуха 28...29°С и при температуре выше 34° является единственным способом теплоотдачи организма.

Для расчетов различных способов теплоотдачи целесообразно ис­пользовать общее уравнение теплового баланса человека:

 

± DQ = Qов + Qр ± Qк ± Qизл - Qисп

 

где DQ - избыток или недостаток тепла в организме человека;

Qов – теплопродукция за счет обмена веществ;

Qисп - теплоотдача путем испарения влаги;

Qр – теплопродукция за счет окислительных процессов в мышцах;

Qизл – интенсивность теплообмена излучением (радиацией);

Qк – интенсивность теплообмена конвекцией.

В зависимости от внешних условий тепловой баланс может быть положи­тельным, нулевым или отрицательным.

Положительный баланс соответствует нагревающей среде, которая может вызвать перегрев организма.

Отрицательный баланс характеризует охлаждающую среду, которая может привести к переохлаждению организма.

Нулевой баланс указывает на наличие оптимальных метеоусловий для работающих, т.е. на соответствии величины тепловыделений и охлаждающей способности окружающей среды. При этих условиях у человека не возникает бес­покоящих его тепловых ощущений, чувства холода или перегрева.

Параметры микроклимата воздушной среды, которые обуславливают оптимальный обмен веществ в организме и при которых нет неприятных ощущений и напряженности системы терморегуляции, называются комфортными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...