Модель участия в принятии решений
Авторами этой ситуативной модели являются В. Врум и Ф. Йетон. Разработана в начале 1970-х гг. Ее суть заключается в том, что отношение руководителя к участию его подчиненных в процессе принятия решений должно изменяться в зависимости от структуры задачи. Эта модель считается т.н. нормативной моделью, поскольку она содержит последовательный и четкий набор правил (норм), которым может следовать руководитель, чтобы определить, в какой форме и в каком объеме должно проявляться его участие и участие его подчиненных в процессе принятия решений в каждой конкретной ситуации. Она представлена в виде дерева решений, объединяющего 7 факторов, определяющих структуру и 5 стилей руководства: - автократический 1. Вы решаете проблему или принимаете решение самостоятельно, используя для этого информацию, которая есть в вашем распоряжении в данное время; - автократический 2. Вы получаете необходимую информацию от подчиненных, а затем самостоятельно решаете эту проблему. Собирая сведения, вы можете рассказать подчиненным либо скрыть от них, в чем состоит суть проблемы. Роль подчиненных сводится только к предоставлению вам необходимой информации, а не в поиске или оценке вариантов решений; - консультативный 1. Вы делитесь проблемой индивидуально с теми подчиненными, которые имеют к ней непосредственное отношение, и выслушивали их идеи и предложения, но не отказываетесь от коллективного обсуждения. Затем вы принимаете решение. Которое может учитывать либо не учитывать мнение ваших подчиненных; - консультативный 2. Вы делитесь проблемой со своими подчиненными в группе. Коллективно обсуждая все идеи и предложения. Затем вы принимаете решение, которое учитывает либо не учитывает их мнение;
- групповой 2. Вы делитесь проблемой с вашими подчиненными в группе. Вместе вы определяете и оцениваете варианты и пытаетесь достичь консенсуса, определяя правильное решение. За последние гг. проведен целый ряд исследований, подтверждающих истинность данной модели.
Лидерство, подходы к лидерству. Самоменеджмент Лидерство – это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Синонимами слов «руководство» и «руководитель» являются слова лидерство и лидер. Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных в построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Очень важно для любого лидера – формировать в организации атмосферу доверия и веры. Доверие – это чувство, которое подчиненные испытывают к честному, компетентному и способному вдохновлять окружающих лидеру. Именно это качество работники, по мнению исследователей, считают основным для хорошего руководителя. Кроме того, по результатам исследования, сделан вывод: чтобы подчиненные доверяли лидеру, он должен быть компетентным и умел вдохновлять. Он обязан эффективно внушать окружающим уверенность в себе и энтузиазм. Вера – это убежденность подчиненных в честности, высоких личных качествах и незаурядных способностях руководителя.
Понятие веры тесно связано с концепцией доверия, и, по сути, эти термины часто используются как взаимозаменяемые. В ходе исследований определено 5 основных характеристик, включенных в концепции веры: - прямота - честность и правдивость; - компетентность – наличие технических знаний и навыков межличностного общения; - постоянство – надежность, предсказуемость и умение правильно оценивать ситуацию; - лояльность – готовность защищать подчиненных и стремление сохранять свою репутацию перед ним; - открытость – готовность делиться идеями и информацией. Рекомендации, помогающие сформировать у подчиненных веру и доверие к себе. - практикуйте открытое отношение к людям; - будьте справедливы; - не скрывайте своих чувств и эмоций; - всегда говорите правду; - проявляйте постоянство; - всегда выполняйте свои обещания; - умейте хранить чужие секреты; - проявляйте компетентность. Выделяют формальное и неформальное лидерство. Формальное лидерство – процесс влияния на людей с позиций занимаемой в организации должности. Неформальное лидерство – процесс влияния через способности и умения или др. ресурсы, необходимые людям. Выделяют основные функции лидера, который: 1) формирует, устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения; 2) установив нормы, обычаи. Традиции, мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения.
Самоменеджмент Самоменеджмент – это организация руководителем своей собственной деятельности, процесс самоменеджмента предполагает четкое планирование своего рабочего и свободного времени. Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так в личной жизни. Самоменеджмент это целенаправленное и последовательное использование практических методов менеджмента в повседневной деятельности для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. Его часто представляют в виде модели из 7 требований к качествам менеджеров:
- способность формулировать и реализовывать жизненные цели; - личная организованность; - самодисциплина; -знание техники личной работы; - способность делать себя здоровым; - эмоционально-волевой потенциал; - самоконтроль. Процесс самоменеджмента в аспекте последовательности выполнения конкретных функций охватывает шесть фаз: 1) постановка цели – анализ и формирование личных целей; 2) планирование – разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности; 3) принятие решений по конкретным делам; 4) организация и реализация – составление распорядка дня и организация личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач; 5) контроль – самоконтроль и контроль итогов; 6) информация и коммуникации – фаза, свойственная в определенной степени всем функциям, т.к. и коммуникации, и обмен информацией необходимы на всех фазах самоменеджмента. Принципы самоменеджмента. 1. Выполнение работы с наименьшими затратами. 2. Лучшая организация труда. 3. Лучшие результаты труда. 4. Меньше спешки и стресса. 5. Больше удовлетворения от работы. 6. Большая мотивация труда. 7. Рост квалификации. 8. Меньшая загруженность работой. 9. Достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем. 10. Меньше ошибок при выполнении своих функций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|