Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель участия в принятии решений




Авторами этой ситуативной модели являются В. Врум и Ф. Йетон. Разработана в начале 1970-х гг. Ее суть заключается в том, что отношение руководителя к участию его подчиненных в процессе принятия решений должно изменяться в зависимости от структуры задачи. Эта модель считается т.н. нормативной моделью, поскольку она содержит последовательный и четкий набор правил (норм), которым может следовать руководитель, чтобы определить, в какой форме и в каком объеме должно проявляться его участие и участие его подчиненных в процессе принятия решений в каждой конкретной ситуации. Она представлена в виде дерева решений, объединяющего 7 факторов, определяющих структуру и 5 стилей руководства:

- автократический 1.

Вы решаете проблему или принимаете решение самостоятельно, используя для этого информацию, которая есть в вашем распоряжении в данное время;

- автократический 2.

Вы получаете необходимую информацию от подчиненных, а затем самостоятельно решаете эту проблему. Собирая сведения, вы можете рассказать подчиненным либо скрыть от них, в чем состоит суть проблемы. Роль подчиненных сводится только к предоставлению вам необходимой информации, а не в поиске или оценке вариантов решений;

- консультативный 1.

Вы делитесь проблемой индивидуально с теми подчиненными, которые имеют к ней непосредственное отношение, и выслушивали их идеи и предложения, но не отказываетесь от коллективного обсуждения. Затем вы принимаете решение. Которое может учитывать либо не учитывать мнение ваших подчиненных;

- консультативный 2.

Вы делитесь проблемой со своими подчиненными в группе. Коллективно обсуждая все идеи и предложения. Затем вы принимаете решение, которое учитывает либо не учитывает их мнение;

- групповой 2.

Вы делитесь проблемой с вашими подчиненными в группе. Вместе вы определяете и оцениваете варианты и пытаетесь достичь консенсуса, определяя правильное решение.

За последние гг. проведен целый ряд исследований, подтверждающих истинность данной модели.

 

 

Лидерство, подходы к лидерству. Самоменеджмент

Лидерство – это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Синонимами слов «руководство» и «руководитель» являются слова лидерство и лидер.

Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных в построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных.

Очень важно для любого лидера – формировать в организации атмосферу доверия и веры.

Доверие – это чувство, которое подчиненные испытывают к честному, компетентному и способному вдохновлять окружающих лидеру.

Именно это качество работники, по мнению исследователей, считают основным для хорошего руководителя. Кроме того, по результатам исследования, сделан вывод: чтобы подчиненные доверяли лидеру, он должен быть компетентным и умел вдохновлять. Он обязан эффективно внушать окружающим уверенность в себе и энтузиазм.

Вера – это убежденность подчиненных в честности, высоких личных качествах и незаурядных способностях руководителя.

Понятие веры тесно связано с концепцией доверия, и, по сути, эти термины часто используются как взаимозаменяемые. В ходе исследований определено 5 основных характеристик, включенных в концепции веры:

- прямота - честность и правдивость;

- компетентность – наличие технических знаний и навыков межличностного общения;

- постоянство – надежность, предсказуемость и умение правильно оценивать ситуацию;

- лояльность – готовность защищать подчиненных и стремление сохранять свою репутацию перед ним;

- открытость – готовность делиться идеями и информацией.

Рекомендации, помогающие сформировать у подчиненных веру и доверие к себе.

- практикуйте открытое отношение к людям;

- будьте справедливы;

- не скрывайте своих чувств и эмоций;

- всегда говорите правду;

- проявляйте постоянство;

- всегда выполняйте свои обещания;

- умейте хранить чужие секреты;

- проявляйте компетентность.

Выделяют формальное и неформальное лидерство. Формальное лидерство – процесс влияния на людей с позиций занимаемой в организации должности. Неформальное лидерство – процесс влияния через способности и умения или др. ресурсы, необходимые людям.

Выделяют основные функции лидера, который:

1) формирует, устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения;

2) установив нормы, обычаи. Традиции, мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения.

 

Самоменеджмент

Самоменеджмент – это организация руководителем своей собственной деятельности, процесс самоменеджмента предполагает четкое планирование своего рабочего и свободного времени.

Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так в личной жизни.

Самоменеджмент это целенаправленное и последовательное использование практических методов менеджмента в повседневной деятельности для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. Его часто представляют в виде модели из 7 требований к качествам менеджеров:

- способность формулировать и реализовывать жизненные цели;

- личная организованность;

- самодисциплина;

-знание техники личной работы;

- способность делать себя здоровым;

- эмоционально-волевой потенциал;

- самоконтроль.

Процесс самоменеджмента в аспекте последовательности выполнения конкретных функций охватывает шесть фаз:

1) постановка цели – анализ и формирование личных целей;

2) планирование – разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;

3) принятие решений по конкретным делам;

4) организация и реализация – составление распорядка дня и организация личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;

5) контроль – самоконтроль и контроль итогов;

6) информация и коммуникации – фаза, свойственная в определенной степени всем функциям, т.к. и коммуникации, и обмен информацией необходимы на всех фазах самоменеджмента.

Принципы самоменеджмента.

1. Выполнение работы с наименьшими затратами.

2. Лучшая организация труда.

3. Лучшие результаты труда.

4. Меньше спешки и стресса.

5. Больше удовлетворения от работы.

6. Большая мотивация труда.

7. Рост квалификации.

8. Меньшая загруженность работой.

9. Достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

10. Меньше ошибок при выполнении своих функций.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...