Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ результатов исследования представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни

 

Данные, полученные с помощью методик, подвергались следующей статистической обработке: каждому индивидуальному значению по показателям “Городские/сельские старшеклассники" и “Представления о семейной жизни" присваивались ранговые значения. Наивысшему индивидуальному результату по показателю присваивался ранг 1. По показателю “представления школьников о семейной жизни" ранг 1 присваивался наименьшему индивидуальному результату, т.е. тому значению коэффициента, определяемому методикой, который указывает на отсутствие или низкий уровень сформированности представления о семейной жизни.

Для того, чтобы установить взаимосвязь между сельскими/городскими старшеклассниками и представлениями о семейной жизни, определялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена по формуле

 

Rs=1- ((6*S NDi2) / (N* (N2-1)))

 

где Rs - коэффициент ранговой корреляции Спирмена;

Di - разность рангов сравниваемых объектов;

N - число сравниваемых объектов.

Значение коэффициента Спирмена, согласно формуле, может быть получено в пределах от -1 до +1.

Результаты исследования показали, что у городских старшеклассников корреляция выражена в 0,48, вместе с тем, так как она меньше 0,6 - она не может быть признана достоверной.

В целом, по группе испытуемых коэффициент корреляции между показателями шкалы представления о семейной жизни составляет 0,78, это позволяет констатировать, что между этими показателями есть корреляция.

Рассмотрим зависимость между представлением о семейной жизни и проживанием старшеклассников. Исходные данные представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Исходные данные

Старшеклассники

Ранги

Место жительства, Представления о семейной жизни,
Городские 1 9
Городские 2 10
Городские 3 8
Городские 4 5
Городские 5 4
Городские 6 7
Городские 7 6
Городские 8 1
Городские 9 2
Городские 10 3
Сельские 1 9
Сельские 2 10
Сельские 3 8
Сельские 4 5
Сельские 5 4
Сельские 6 7
Сельские 7 6
Сельские 8 1
Сельские 9 2
Сельские 10 3

 

Ранжируем исходные данные

 

Таблица 2. Расчёты

Старшеклассники

Ранги

 

 

Место жительства, Представление о семейной жизни,
Городские 1 9 -8 64
Городские 2 10 -8 64
Городские 3 8 -5 25
Городские 4 5 -1 1
Городские 5 4 1 1
Городские 6 7 -1 1
Городские 7 6 1 1
Городские 8 1 7 49
Городские 9 2 7 49
Городские 10 3 7 49
Сельские 1 9 -8 64
Сельские 2 10 -8 64
Сельские 3 8 -5 25
Сельские 4 5 -1 1
Сельские 5 4 1 1
Сельские 6 7 -1 1
Сельские 7 6 1 1
Сельские 8 1 7 49
Сельские 9 2 7 49
Сельские 10 3 7 49
Итого: 55 55   304

 

Вычисляем коэффициент корреляции рангов Спирмэна по формуле:

 

 

В нашем случае имеем . Тогда,

 

.

 

Таким образом, между представлением о семейной жизни и местом жительства старшеклассников имеется обратная, весьма существенная, связь.

Табличные значения коэффициента корреляции рангов Спирмэна при уровне значимости , числе наблюдений  и числе степеней свободы , есть:

 

,

 

при уровне значимости  и числе наблюдений  и числе степеней свободы , есть: ,

Так как, расчётное значение коэффициента корреляции рангов Спирмэна равно  и, следовательно,

 

,

 

то можно заключить, что сделанный нами вывод о существовании обратной и весьма существенной связи между представлением о семейной жизни и местом жительства старшеклассников гарантирован с доверительной вероятностью больше 0,98 , но меньшей 0,99 . То есть, получили статистически значимый результат.

Можно утверждать, что сельские старшеклассники имеют более качественные представления о семейной жизни.

Исследование показало, что ценность семейной жизни наиболее высока у сельских школьников, тогда как городские старшеклассники не считают семейное счастье главной жизненной ценностью. Также стремление создать крепкую семью более характерно для сельских старшеклассников, чем для городских школьников. Счастливая семейная жизнь представляется как городским, так и сельским старшеклассникам условием его личностного развития, самореализации и душевного благополучия.

Изучив брачно-семейные представления у школьников старших классов, мы считаем необходимым рекомендовать для внеклассной деятельности реализацию специальных коррекционно-познавательных программ для школьников. Такие программы должны оказывать помощь в социальной адаптации и готовности к браку. Реализация программы должна создать условия для получения психологических знаний и навыков, которые необходимы для организации оптимального межличностного общения и взаимодействия.

Одной из форм реализации программы является проведение "Дня семьи", который в той или иной степени затрагивает все стороны семейных отношений. Формы проведения возможно видоизменять в соответствии с социальными запросами молодежной среды, но некоторые вопросы должны обсуждаться обязательно. К ним относятся: способность планировать бюджет семьи; решение конфликтных ситуаций; практические навыки в домашних делах; знание особенностей мужской и женской психологии; отношение к вещам и одежде; способность вербально выражать эмоции (объяснение в любви).

Программа подготовки должна быть многосторонней и предусматривать приобретение знаний и навыков на теоретическом, практическом и эмоциональном уровне.


Заключение

 

Ценностное отношение к семье у старших школьников представляет собой систему представлений о том, что:

семья создает возможности для личностного и профессионального роста; для проявления широкого диапазона социальных ролей и функций;

семья - это личностное пространство, в котором возможна персонализация личности, а также ее психологическая защищенность;

в семье реально проявляется многообразие видов и форм личных и межличностных отношений;

в семье могут быть созданы условия для различных проявлений эмоциональной сферы человека;

в семье реализуется потребность в продолжении рода и эстафировании семейных традиций и норм;

семья - это наиболее оптимальное место для удовлетворения личных потребностей и интересов.

В результате нашего исследования нами было рассмотрено понятие "семья" в психолого-педагогической литературе, определены особенности представления о семейной жизни у старшеклассников, выявлены различия о представлении городских и сельских старшеклассников о семейной жизни.

Для изучения различий представления о семейной жизни среди двух групп старшеклассников нами было проведено экспериментальное исследование, на первом этапе которого мы продиагностировали представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни. Результаты диагностики показали, что сельские старшеклассники имеют более правильные представления о семейной жизни, чем городские старшеклассники, у которых представления о будущей семейной жизни могут иметь как рациональное происхождение, связанное с аналитико-синтетическим осмыслением своего будущего, так и эмоционально - образное, когда молодые люди не в достаточной мере сознательно идентифицируют себя как субъекта будущих семейных отношений.

По результатам исследования выявлено, что различия представлений городских и сельских старшеклассников о семейной жизни обусловлены мотивацией целеполагания. В то время как городские старшеклассники более направлены на себя и предпочитают добрачное партнерство, сельские старшеклассники ориентированы на оценку и поиск реального партнера по браку и на создание собственной семьи.

Таким образом, задачи, поставленные нами в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.


Библиография

 

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299с.

2. Азаров, Ю.Н. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы [Текст] / Ю.Н. Азаров. - М.: Аргументы и факты, 1993. - 608 с.

3. Актуальные вопросы семьи и воспитания. - Вильнюс, 1983. - 245 с.

4. Антонов, А.И. Микросоциология семьи [Текст] / А.И. Антонов. - М.: Издат. Инфра-М, 2005. - 368с.

5. Антонов, А.И. Социология семьи. Учебное пособие [Текст] /А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 237 с.

6. Антонов, А.И. Судьба семьи в России XXI века [Текст] /Л.И. Антонов, С.А. Сорокин. - М.: Просвещение, 2005. - 167 с.

7. Антонова, Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших школьников о семье [Текст] /Л.И. Антонова, Н.А. Цветкова // Современные гуманитарные исследования. - № 1. - 2006.

8. Антонова, Л.И., Цветкова Н.А. О роли понимания старшими школьниками феномена толерантности для формирования представлений о семье [Текст] / Л.И. Антонова, Н.А. Цветкова // Объединенный научный журнал. - 2006. - № 3. - С.23-28.

9. Антонова, Л.И. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших школьников о семье [Текст] /Л.И. Антонова, Н.А. Цветкова // Современные гуманитарные исследования. - 2006. - №1. - С.276-278.

10. Антонова, Л.И. Семья в системе жизненных ценностей 16-17 летних подростков, проживающих в мегаполисе [Текст] /Л.И. Антонова, Н.А. Цветкова // Педагогические науки. - 2006. - №1. - С.128-134.

11. Антонова, Л.И. Психологические механизмы формирования готовности старших школьников к созданию семьи [Текст] /Л.И. Антонова, П.А. Цветкова // Современные гуманитарные исследования. - 2006. - №1. - С.273-275,149.

12. Вайтхед, Б.Д. Изменения отношений подростков к браку, совместному проживанию и детям [Текст] / Б.Д. Вайтхед, Д. Попно. - М.: Просвещение, 1995. - 435 с.

13. Голод, С.И. XXI век и тенденции сексуальных отношений в России [Текст] /С.И. Голод. - СПб.: Питер, 2006. - 239 с.

14. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ [Текст] / С.И. Голод. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с.

15. Диалоги о воспитании. Педагогика семейных отношений. / Под ред.В.Н. Столетовой. - М.: Педагогика, 1979. - 320с.

16. Дмитриева, М.А. Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников [Текст] /М.А. Дмитриева. - Ростов-на-Дону, 1999. - 203с.

17. Дубровина, И.В. О некоторых психологических аспектах подготовки молодежи к семейной жизни [Текст] / И.В. Дубровина // Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни. - 1980. - С.3-23.

18. Запесоцкий, А.С. Молодежь в современном мире [Текст] /А.С. Запесоцкий. - СПб.: Питер, 2009. - 120 с.

19. Каган, В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков [Текст] / В.Е. Каган // Вопросы философии. - 1987. - №2. - С.71-76.

20. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейное консультирование [Текст] / О.А. Карабанова. - М.: Просвещение, 2005. - 320с.

21. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни [Текст] / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1991. - 442 с.

22. Пахолков, А.В. Источники формирования стереотипов семейной жизни [Текст] / А.В. Пахолков // Современное состояние теоретических и PDF прикладных психологических исследований в социальной и педагогической психологии. - Иваново: ИвГУ, 2007. -С.394-398.

23. Пахолков, А.В. Представления о родителе противоположного пола как фактор выбора партнера по браку [Текст] / А.В. Пахолков // Психология XXI столетия. - Ярославль: МАПН, 2007. - Т.2. -С.168-170.

24. Пахолков, А.В. Проблемы изучения выбора партнера по браку [Текст] / А.В. Пахолков // Социально - психологические проблемы современной семьи. - Ч.2. -Армавир: РИЦ АГПУ, 2007. -С.123-129.

25. Пахолков, А.В. Семейные ценности молодых людей в провинции [Текст] / А.В. Пахолков // Психологическое сопровождение национальных проектов: ментальные барьеры и инновационные технологии развития общества в условиях социальной неопределенности. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. -С.338-340.

26. Пахолков, А.В. Факторы, влияющие на брачные намерения молодежи [Текст] / А.В. Пахолков // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики. -Казань: "Новое знание", 2007. - С.165.

27. Пахолков, А.В., Минников, В.К. Эмпирическое изучение представлений о партнере по браку (региональный аспект) [Текст] /А.В. Пахолков, В.К. Минников // Социально - психологические проблемы современной семьи. Ч.2. - Армавир: РИЦ АГПУ, 2007. -С.51-56.

28. Петровский, В.А. Личность в психологии [Текст] /В.А. Петровский. - Ростов-на - Дону: "Феникс", 1996. - 509с.

29. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов. // Тезисы докладов к конференции "Психология и практика" - Саранск, октябрь 2001. - 3 с.

30. Представления современной молодежи о семье. // Магистр. Международный психолого-педагогический журнал. - № 4. - 2001. - 12 с.

31. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред.Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 192 с.

32. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.

33. Современная семья глазами психологов. (Интервью с экспертами). // Семейная психология и семейная терапия. Ежеквартальный научно-практический журнал. - № 4. - 1999. - 19 с.

34. Современные модели семейно-брачных отношений // Общество накануне XXI века. - Курск: Курский государственный педагогический институт, 1992. - С.224.

35. Станева, Н.Б. Подготовка молодежи к семейной жизни в условиях улучшенной социальной среды [Текст] / Н.Б. Станева. - Курск: Курский государственный педагогический университет, 2008. - 122 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...