Существующее государственное устройство Украины
Украина Индекс глобализации –61,83 Президент-Виктор Янукович Пр. министр-Николай Азаров Председатель Верховной Рады –Владимир Литвин Географич. Положение. Территория — 603 628 км². На юге омывается Чёрным и Азовским морями. Граничит: на востоке и северо-востоке — сРоссией, на севере — с Белоруссией, на западе — с Польшей, Словакией и Венгрией, на юго-западе — с Румынией,Молдавией[8] и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой. По мнению большинства источников Украина является крупнейшим по территории государством, целиком расположенным в Европе Население По состоянию на 1 октября 2010 года численность населения Украины составила 45 822 214 человек, из них 31 444 122 — городское население и 14 378 092 — сельское. Постоянное население Украины на 1 октября 2010 года насчитывало 45 641 859 человек. За январь-сентябрь 2010 года естественная убыль населения составила 152 272 человек. В 2009 годукоэффициент рождаемости составил 11,1 на 1000 человек, коэффициент смертности — 15,3, а естественная убыль — 4,2 Национальный состав населения (2001 год)[43]: § украинцы — 77,8 % (составляют большинство во всех регионах, кроме АР Крым) § русские — 17,3 % (составляют значительную часть населения в восточных и южных областях, особенно в АР Крым, а также в крупных городах) § белорусы — 0,6 % § молдаване — 0,5 % § крымские татары — 0,5 % История На момент распада СССР — Украина была одной из наиболее развитых республик СССР — в плане образования, сети научных и промышленных предприятий, на Украине было одно из наиболее развитых в СССР сельское хозяйство; а также весьма мощный военно-промышленный комплекс (включающий ведущие в СССР предприятия по выпуску «ракетного вооружения», «большегрузных транспортных самолётов», танков). Украина имела достаточное количество научных, инженерных и управленческих кадров.
В частности, к началу 1992 года на территории Украины располагалось 1 240 ядерных боеголовок, 133 стратегических ракет РС-18, 46 стратегических ракет РС-22, 564 крылатых ракет для бомбардировщиков и около 3 000 единиц тактического ядерного оружия[65]. После решения не сохранять в СНГ единые вооружённые силы, они были демонтированы (частично при финансовой поддержке США[66]) и вывезены в Россию. Однако, имелся ряд «слабых мест украинской экономики»: § На время обретения независимости Украина не имела собственной денежной системы, золотовалютных запасов. Все республики СССР — не имели необходимого опыта работы на внешних рынках и многого другого, что является нормой для любой страны с рыночной экономикой. § Независимость Украина получила вместе с кризисом, которому подверглись все республики бывшего СССР, и охватившим все сферы экономики, культуры, науки и так далее. Этот кризис существенно осложнил решение важнейших задач: построения Украиной собственной государственности и перевода экономики на рыночные рельсы. Сворачивание крупномасштабной советской оборонной программы, в реализации которой в 1980-е годы было задействовано большинство ведущих украинских предприятий и научно-исследовательских центров привело многие из них к закрытию. Было закрыто большинство проектных институтов и конструкторских бюро, в том числе гражданского профиля. § Часть выпускаемых в СССР (и в частности, на Украине) товаров была мало конкурентной на внешних рынках.
§ Были разорваны сложившиеся десятилетиями деловые связи с «бывшими советскими республиками СССР»; а гиперинфляция свела к нулю собственные оборотные средства (капитал) предприятий. § Проблемы Чернобыльской зоны всё ещё отвлекали большие материальные ресурсы. § Большая часть «уникальных производственных мощностей Украины» (как и СССР в целом) были разворованы в ходе стихийной «приватизации 1990-х годов» и перестали функционировать.[67] § Весьма важным «тормозом развития независимой Украины» являлось то, что значительная часть «правящей элиты Украины 1990-х» (в государственных органах; в средствах массовой информации; на крупнейших предприятиях) не стремилась к строительству Украины как государства. Вследствии «управленческого кризиса в верхах» в 1992—1996 годах — падение ВВП, инфляция на Украине значительно превосходили аналогичные проблемы в России и Белоруссии; например, к августу 1996 года «украинский карбованец» девальвировал в сто тысяч раз по сравнению с августом 1991 года (когда была провозглашена независимость Украины), что во много раз превосходило инфляцию в России и Белоруссии. Вследствие этого — спад производства на Украине в 1990-х годах оказался гораздо большим, чем в России, Беларуси, в прибалтийских республиках. Всё это делало старт украинской государственности — сложным, а выход из кризиса (который происходил в УССР, как и во всём СССР в конце 1980-х, и в 1990-х) — затяжным. Некоторые позитивные изменения начали происходить после того, как 28.5.1996 пост премьер-министра занял энергичный П. Лазаренко: Лишь в 2000 году (при правительстве Ющенко-Тимошенко) украинская экономика впервые (за период 1990—2000) дала прирост ВВП — 106 % по сравнению с предыдущим 1999-м годом. С 2000 года в стране начался экономический рост — в среднем около 7 % ежегодно.[68]
Однако до 2005 года — этот рост ВВП не приводил к заметному улучшению жизни народа (например, средний размер пенсии в 2004 году составил лишь 182.2 грн. (34 доллара США)). Но после «Оранжевой революции-2004» (президент Ющенко, премьер-министр Тимошенко в 2005, 2007—2010) начался рост благосостояния населения (средняя зарплата за I полугодие 2004 года — 542 грн.[69]; 2008 год — 1806 грн.; 2009 год — 1906 грн.).
16 мая 2008 Украина стала членом «Всемирной торговой организации». В 2005—2007 годах Украина перешла на «„мировые цены“ на нефть и газ, поставляемые из России».[70] В январе 2009 «Кабмин Тимошенко» подписал с Россией «формулу расчёта цены за природный газ», что означало прекращение ежегодных споров между Россией и Украиной о цене на газ (см. «Газовый конфликт между Россией и Украиной 2008—2009 года»); таким образом, при покупке «российского газа» Украина окончательно перешла на мировые цены, и мировые принципы ценообразования. Экономика Украины 39-я экономика мира по размеру ВВП по ППС (2009).[71][72] ВВП на душу населения 6400 долларов США (2009).[72] Падение ВВП в 2009 году составило 14,1 %.[73] Долг Украины в марте 2010 года достиг 93,5 % от ВВП, рост ВВП на 1 июля 2010 года составил 3,7 %.[74](совокупный долг государства и бизнеса). Украина считалась при СССР индустриально-аграрной республикой. В экономике СССР была второй по значимости после РСФСР, со значительным отрывом от остальных республик — валовый внутренний продукт (ВВП) УССР был примерно в четыре раза больше следующей по значимости республики. УССР производила четверть сельскохозяйственной продукции СССР. Начиная с 1992 года имела место прогрессивная деиндустриализация, принявшая в области высокотехнологичных производств и машиностроения тотальный характер. К 1999 году ВВП составил менее 40 % от уровня 1991 года. В несколько лучшем положении оказались металлургические, химические и другие энергоемкие производства с низкой прибавочной стоимостью, сохранившие конкурентоспособность на мировом рынке благодаря льготным российским ценам на энергоносители. Отраслями промышленности, которые пока ещё в той или иной степени работают, являются металлургия, энергетика (имеются атомные электростанции и целый каскад гидроэлектростанций на реке Днепр), а также химическая и горнодобывающая промышленность (добыча угля, руды). Наиболее развитые в экономическом отношении регионы — Донбасс (Донецкая область и Луганская область),Приднепровье (Днепропетровская область и Запорожская область), а также города Киев, Харьков, Одесса и Львов.
Существующее государственное устройство Украины На формирование модели государственного устройства независимой Украины в основном повлияла идея института Президента США, страны, считающейся образцом республиканской формы правления. Также, большое влияние на формирование облика политической системы нового украинского государства оказал опыт государственного строительства России и Польши – крупнейших стран-соседей, традиционно используемых Украиной в качестве образца для подражания.
Согласно общепринятой классификации, государственное устройство Украины, представленное в Конституции 1996г., является характерной разновидностью президентской республики. Конституция устанавливает общий порядок взаимоотношений между различными ветвями власти и определяет некоторые процедурные аспекты, связанные с назначением должностных лиц и порядком принятия законов. Отдельные нюансы прописаны в Конституции достаточно подробно (например, состав и порядок формирования Конституционного суда). В то же время многие важнейшие вопросы остались «за кадром». Так, например, указывается, что главы государственных администраций назначаются и освобождаются Президентом. Но при этом Конституция не содержит никаких контр-мер (за исключением заведомо маловероятного выражения недоверия двумя третями местного Совета), призванных исключить произвол Президента в таком ответственном деле как формирование территориальной структуры исполнительной власти. Или, к примеру, механизм формирования правительства не обозначен до той степени точности, которая позволяла бы однозначно ответить на вопрос – законно или нет решение Президента Л.Д.Кучмы ввести институт государственных секретарей при министрах.
События в политической жизни Украины последних лет наглядно демонстрируют несколько важных и взаимосвязанных тенденций: во-первых, постепенная и неуклонная концентрация реальной власти в руках Президента при одновременной неспособности этой властью распорядится, во-вторых, неослабевающее противостояние между Верховной Радой и Президентом, временами принимающее обостренную форму прямого конфликта и приводящее к колоссальному нецелевому расходованию всех видов политических ресурсов, и в-третьих, растущая роль премьер-министра как компромиссной фигуры с точки зрения парламентариев и одновременно как мальчика для битья (без реальных эффективных средств поддержки своего статуса) с точки зрения Президента (премьеры сменяются в удивительно однообразной периодичностью – в среднем раз в 1.5 года. См. Приложение 2).
Таким образом, государственный строй, представленный в Конституции, не является законченной сбалансированной системой с реальными правами и обязанностями всех ветвей власти как на высшем уровне, так и на уровне области/города/района. Из-за очевидных пробелов и неясностей в описании схемы власти возникает реальная угроза того, что благие намерения, выраженные в Конституции, на практике обернуться целенаправленным перетягиванием полномочий одной из сторон. Как отмечает директор Института политики Николай Томенко:
Фактически Украина сегодня живет в стране с политическим режимом, который не определен в нынешней Конституции. И правительство является главным заложником несоответствия реальной и конституционной систем управления. Сейчас важно возвратить правительству его конституционный статус. Кабмин должен иметь больше полномочий в кадровой политике. Сегодня премьер является только формальным советником в кадровых назначениях. Окончательное решение по этим вопросам принимает администрация президента и сам президент. И если на назначение членов правительства премьер хоть как-то влияет, то к назначению глав областных администраций он практически непричастен. Хотя, согласно Конституции, это единая с правительством система исполнительной власти. Верховная Рада трижды принимала закон "О Кабинете министров", который регулирует эти вопросы, но президент так его и не подписал.
Думается, что данные тенденции есть формы проявления системного кризиса, органически присущего политической системе четвертой украинской республики. Наряду с некоторыми положительными моментами (на практике стали применяться многие формальные демократические процедуры, такие как установленный порядок принятия законов или утверждение премьер-министра Верховной Радой), один факт, такой как принятие института госсоветников при правительстве, свидетельствует о несовершенности формы политической системы, о склонности ее к скатыванию к суперпрезидентской республике.
В данной работе анализируется формальный аспект украинской политической системы и рассматривается практический план реализации в Украине корпоративной модели согласительной демократии. Целью статьи является концепция сбалансированной системы государственного устройства со встроенными механизмами обратной связи с обществом, повышения ответственности и способностью к самонастройке. Политическое устройство Украина является демократической республикой и имеет многопартийную политическую систему. Исполнительная власть представлена Кабинетом Министров и Президентом. Законодательный орган — Парламент — называется «Верховная Рада Украины». Судебная власть представлена системой общих и специальных судов разной инстанции. Президент Украины Конституция Украины определяет Президента как главу государства, который выступает от его имени. Президент является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности, выполнения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент избирается гражданами страны на основе общего, равного и прямого избирательного права, путём тайного голосования сроком на 5 лет. Президентом может быть избрангражданин Украины старше 35 лет, который проживал на Украине не менее 10 лет до выборов, имеет право голоса, обладает избирательным правом и владеет государственным языком. Президент может занимать эту должность не более двух сроков подряд Верховная Рада Украины Единым органом законодательной власти на Украине является парламент — Верховная Рада. Всего избирается 450 депутатов. Полномочия народных депутатов определяются Конституцией и Законами Украины. Народные депутаты избираются гражданами Украины на 5 лет на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования по пропорциональной системе; они избираются по спискам кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных блоков партий в многомандатном общегосударственном избирательном округе (это норма Конституции-2004 по ней избирался парламент в 2006 и 2007 годах[34]; Конституция-1996 не указывает порядок избрания Верховной Рады). Кабинет Министров Кабинет Министров (Правительство) является высшим органом исполнительной власти. Правовой базой его деятельности является Конституция, законы Украины и акты, изданные Президентом Украины. Правительство ответственно перед Президентом и подконтрольно Верховной Раде Украины. На практике эта зависимость состоит в том, что Президент назначает по согласованию с Верховной Радой Премьер-министра, прекращает его полномочия и принимает решения о его отставке. Президент согласно представлению Премьер-министра назначает членов Кабинета Министров и руководителей других центральных органов исполнительной власти. Подконтрольность и подотчетность Правительства Верховной Раде заключается в том, что парламент утверждает поданный Правительством бюджет, принимает решения по выполнению бюджета, утверждает или отклоняет Программу деятельности Правительства, контролирует его работу.[33] Судебная система Правосудие на Украине выполняется исключительно судами. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, которые возникают в государстве. Система судов общей юрисдикции на Украине строится на принципах территориальности и специализации. В судах общей юрисдикции действуют коллегии по гражданским и уголовным делам. Наивысшим судебным органом в системе «судов общей юрисдикции» является Верховный Суд Украины. Специальные суды: § Хозяйственные (областные, Апелляционный, Высший) § Административные (окружные, апелляционные, Высший) Конституционный Суд Украины является отдельным, независимым от судов общей юрисдикции. Он не может быть кассационной, апелляционной или наблюдательной инстанцией для судов общей юрисдикции. Политические партии Всего на Украине (по состоянию на август 2011 г.) зарегистрировано 189 политических партий, крупнейшие из них: § Партия регионов (лидер — В.Янукович) § «Блок Юлии Тимошенко» на базе партии «Батькивщина» (блок и партию возглавляет Ю.Тимошенко) § Наша Украина (лидер — В.Ющенко) § Народная самооборона (лидер — Ю. Луценко, с декабря 2010 арестован, находится в СИЗО) § Коммунистическая партия Украины (лидер — П.Симоненко) § Народная партия (лидер — председатель Верховной Рады В.Литвин) 2) Не имеют фракций в парламенте Украины, но имеют в парламенте «депутатские группы»: § Народный рух Украины (лидер Б.Тарасюк) § Партия реформы и порядок (лидер В.Пинзеник) § Украинская народная партия (лидер — Ю.Костенко) § За Украину (лидер — В. Кириленко) § «Фронт перемен» (лидер — А.Яценюк) 3) Не имеют в парламенте своих депутатов: § Всеукраинское объединение «Свобода» (лидер — О.Тягнибок) § Социалистическая партия Украины (лидер — А.Мороз) § «Сильная Украина» (лидер С.Тигипко). В августе 2011 принято решение о вхождении «Сильной Украины» в состав Партии регионов.
Административно территориальное устройство Конституция Украины 1996 года закрепляет следующее деление Украины на 24 области, 2 города республиканского значения и Автономную Республику Крым На Украине насчитывается 490 районов, 446 городов, 907 поселков городского типа и 10196 сёл и прочих населённых пунктов. Территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти, сбалансированности социально-экономического развития регионов с учетом их исторических, экономических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций.
Мы очень любим петь. Да, это тоже правда. Мы любим петь везде, в душе, за столом, на работе, поем, иногда вызывая этим искреннее удивление окружающих. Для того, чтобы любить петь украинцу абсолютно не обязательно уметь это делать,скорее даже любовь к пению обратно пропорциональна вокальным способностям украинца, как в моем случае, но если украинцу попробовать намекнуть на отсутствие слуха или голоса, обида будет затаена надолго. Да, и как нам не любить петь? Ведь наши народные песни такие красивые, такие мелодичные, такие чувственные (недавно где-то вычитал, что в сокровищнице нашего фольклера около, вдумайтесь в цифру, 300 000 народных песен), и, даже если украинец не знает украинского, и поет какие-то другие песни, любовь к самому процессу заложена у него на генетическом уровне и, скорее всего, бабушкой, которая пела колыбельные.
Мы очень любим вкусно и обильно поесть. Сомневаетесь? А поселитесь-ка на отдыхе по системе "все включено" с украинскими туристами. Лучшего способа сбросить вес не существует. Украинцы - страшные националисты. Тихо, тихо, только никому, тсссссссс, вообще-то, да. Причем, наше отчаянное отрицание этого национализма сродни теории о гомофобии Фрейда (перепрошую, ФрОйда:)). Однако наш национализм не такой, каким его малюют украинофобы. Долгое время у нас не было собственного государства, поэтому здоровый патриотизм, присущий любому народу, имеющему государственность, у нас заменяла любовь к своему народу. Ну неужели у Вас не было такого, что узнавая, что фамилия нового знакомого Коваленко, Шевчук или, скажем, Прокопец, В Вас не просыпалось теплое чувство национальной солидарности? Скажу по большому секрету, что, как аспирант, принимя экзамены по праву у студентов не ставил оценки ниже 4 баллов даже самым отъявленным незнайкам - землякам. Украинцы очень патриотичная нация. Скорее да, чем нет, но патриотизм у нас разительно отличается от патриотизма, например, российского. Украинец может искренне любить Родину, но при этом не представлять себе как красиво он отдаст за нее жизнь, поэтому такие крайности, в отсутствии необходимости в оных зачастую удивляют украинцев, разговаривающих с русскими патриотами. Мы любим не только Украину в целом, наш патриотизм предельно конкретизирован в любви к малой Родине, "червоним мальвам, коло хати", бабушкиному рушнику, Хрещатику, львовскому трамваю, тихой украинской ночи и всему очень родному, до боли знакомому и близкому - русскому патриоту такие сентименты и детали зачастую кажутся сопливыми. Наш патриотизм чрезвычайно символичен, и этот символизм запечатлен, как на подсознательном уровне, так и в материальной и в нематериальной культуре. Я думаю, что такое обилие символов (Вышиванка, изображения трезуба, Т. Шевченко, червона калина и т.д.) обусловленно опять же долгими столетиями Великой украинской мечты о Соборной Державе, и необходимостью как-то материализовать в символах эту коллективную мечту. Мы очень недружный народ. Вот это наше качество меня бесит больше всего. Нас, блин, салом не корми - дай другого украинца потравить. А поводы найти несложно - было бы желание, ведь у нас такая богатая история, а Украина такая многогранная. И что в итоге Восток сварится с Западом, комуняки с националистами, болельщики Карпат с фанатами Шахтера, Сторонники премьера со сторонниками президента и все вместе, но по отдельности с регионалами. Сюда еще с удовольствем подключаются разные диаспоры и все это превращается в такой балаган, как мы и любим. Мне иногда кажется, что мы специально ставим все новые и новые цели в своем желаниии гнобить своих же. Кто от этого выигрывает? Всяко не мы. Украинцы (хохлы) недалекий народ. Доводилось ведь слышать такое? Чистейшая правда. Как и в посте, где я соглашаюсь с материальной бедностью и жалкостью нашего народа, тут я вынужден согласиться и с бедностью интеллектуальной - тут уж не поспоришь - в семье славянских народов украинский самый тупой и нам ни как не обойтись без мудрости Старшего Брата.:)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|