Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура: Украина или Россия




МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 


ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ

 

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

Кафедра теории государства и права

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу «Политология»

УКРАИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

В ОТНОШЕНИИ КРЫМА

 

 

Студент 2-го курса группы № 11: ДЬЯКОНОВ Д.Г.
Преподаватель: Профессор ПАВЛОВ А.С.

 

 

г. Москва 2006


Оглавление

 

 

Введение................................................................................................................ 3

1 Крым: Россия и Украина.................................................................................. 4

2 Культура: Украина или Россия....................................................................... 7

3 Крым и русский язык..................................................................................... 11

4 Севастопольская Военно-Морская база Краснознамённого Черноморского флота 16

Заключение......................................................................................................... 21

Используемая литература.................................................................................. 23


Введение

 

Некоторые части бывшего СССР имеют символическое значение. Вообще в истории народа символы играют определяющую роль. Нации создаются не по разнарядке, а как итог определенного исторического пути на основе мощного эмоционального мифа. Крым для России – символ, как флаг, как гимн. В настоящее время Украина, в составе которой находится Автономная республика Крым, проводит в отношении населения Крыма политику, направленную на подавление всякого чувства принадлежности к великой российской истории.

В нашей работе мы рассмотрим политическую ситуацию, сложившуюся в отношениях между Украиной и Россией вокруг проблемы русскоязычного Крыма. Данная тема не нова. К ней часто обращаются политики, политологи и просто граждане - патриоты России, кому не безразлична судьба русских, оторванных от Родины. Конечно же, прослеживается связь этой работы с активной позицией Института стран СНГ и его директора, депутата Государственной Думы Константина Фёдоровича Затулина.

Актуальность данной темы заключается в том, что Украина, взявшая курс на вступление в НАТО, строит себя на идее полного отрицания какой-либо общности с Россией, несмотря даже на общие славянские корни, общую культуру и историю. При этом нынешнее украинское государство идёт на ущемление конституционных прав своих граждан, а в отношениях с Россией просматривается злобность и ненависть.

Я выбрал эту тему, во-первых, потому что она близка и интересна мне как русскому человеку, который вырос в Крыму и у которого там остались родные и близкие, а во-вторых, потому что я считаю политику Российской Федерации в отношении Крыма непоследовательной и предающей национальные интересы.

Работа преследует своей целью на основе анализа отношения украинских властей к русским в Крыму, к Черноморскому флоту России в Севастополе и к автономии в целом попытаться осмыслить проблему дестабилизации ситуации в Крыму.

Для достижения цели работы нам необходимо будет решить ряд задач:

рассмотреть значение Крыма для России, а также суть юридической проблемы передачи Крыма и города русских моряков Севастополя Украине. Эта задача решена в первом разделе моей работы.

на основе анализа украинской политики подавления чувства принадлежности к великой русской культуре и истории дать оценку деятельности украинских властей. Задача решается во втором и в третьем разделах контрольной работы.

и, наконец, на примере проблемы пребывания Черноморского флота России в Севастополе дать оценку сложившейся ситуации на Украине – четвёртый раздел работы.

Уровень разработки темы контрольной работы предполагает рассмотреть лишь незначительный круг вопросов, связанный с изучением проблемы Крыма. Многие вопросы остались за рамками работы, т.к. тема предполагает применение системного подхода в изучении проблемы. Автор просит снисхождения за превышение установленного объёма контрольной работы.

Особенность данной работы заключается в том, что при решении поставленных задач использовалась глобальная информационная сеть общего пользования Internet: официальный сайт К.Ф. Затулина, официальные сайты информагенстств и даже сайт чеченских сепаратистов, а также материалы стенограммы телепередачи «Материк» на российском телевизионном канале ТВЦ.

При оформлении работы соблюдались требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 7.32-2001.

Крым: Россия и Украина

Значение Крыма для России огромно. С точки зрения православия, именно в Крыму, в древнем городе Херсонес произошло крещение князя Владимира. Сегодня здесь находится множество православных храмов и монастырей, по-прежнему состоящих в патриархии Русской Православной Церкви.

Исторически Крым является территорией, на которой произошла значительная часть всех военных действий России за весь период ее существования - сопротивление русских князей набегам крымского ханства, азовские походы Петра I, Крымская война, русско-турецкие войны 18-го и 19-го столетий Великая Отечественная война. Территория Крыма изобилует памятными местами и надгробиями русских воинов, которые погибли, защищая ее.

Крымский полуостров имеет важнейшее стратегическое значение, обеспечивая доступ России к южным морям, - сегодня здесь находится база русского военно-морского флота.

Что касается вопроса о правовых аспектах передачи в 1954 г. Крыма из состава РСФСР в состав УССР. Была ли вообще ясно и в конституционной форме выражена воля Российской Федерации, ее многонационального народа на передачу Крыма? Очевидцы свидетельствуют, что решение готовилось и принималось под сильным давлением увлекшегося этой идеей Н.С. Хрущёва.

Поскольку пункт "д" ст. 14 Конституции Союза ССР относил к ведению СССР утверждение изменений границ между союзными республиками, а республиканская конституция РСФСР не наделяла никакие органы государства правом решать этот вопрос, то впору говорить о конституционном пробеле, но остается единственный способ получения согласия РСФСР на изменение ее территории - референдум граждан. И пункт "г" ст. 33 Конституции Российской Федерации наделял Президиум Верховного Совета правом производить всенародный опрос (референдум). В 1954 году это сделано не было.

Такая ситуация оказалась возможной только в атмосфере правового нигилизма, когда прихоть партийных чиновников, а тем более вождей КПСС, была выше законов, выше Конституции. С распадом в 1991 г. Советского Союза проблема Крыма приобрела новое, уже трагическое звучание. Перед лицом антироссийской украинизации 80% жителей Крыма заявили, что считают себя гражданами России, а Крым - частью ее территории[1]. Все структуры власти Крыма придерживались в тот период пророссийской ориентации и были готовы незамедлительно вывесить российские флаги. В январе 1992 г. последовало заявление Президента Украины Л. Кравчука о взятии ею под свою юрисдикцию Краснознаменного Черноморского флота.

Отклоняя январский 1992 г. призыв Верховного Совета Российской Федерации одновременно с Россией рассмотреть вопрос о конституционности решений 1954 г., Верховный Совет Украины расценил это обращение как дестабилизирующее общественно-политическую ситуацию на Украине и в России (аргументы украинской стороны не выдерживают критики)[2].

Несколько слов о Севастополе. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР №761/2 от 29 октября 1948 г. город Севастополь был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнесен к категории городов республиканского подчинения. Этот указ в последующем не был ни отменен, ни изменен.

Следующий документ, принятый в отношении Севастополя на уровне высших органов государственной власти России, это Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О статусе города Севастополя" №5359-1 от 9 июля 1993 г., подтвердившее российский федеральный статус города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 г. Больше никаких решений по Севастополю Россия не принимала.

В отличие от ситуации с Крымом, в неконституционном порядке переданном Украине, в вопросе о Севастополе речь не идет о предъявлении территориальных претензий со стороны России к Украине, поскольку в случае с Севастополем речь идет о правах России на территорию, находившуюся формально в пределах административно-территориальных границ РСФСР в период существования СССР. Можно вновь говорить о правовом нигилизме авторов передачи Крыма из РСФСР в состав Украины в 1954 г., не позаботившихся о формальном распространении этого решения на Севастополь. Но факт остается фактом: сделано это не было.

Признание Украины после 1991г. в качестве нового, суверенного, независимого государства вовсе не означает признания ее прав на оспариваемые территории.

Документы о передаче Крыма Украине есть. Хоть передача была сделана сразу после смерти Сталина, когда никто не смел поднять голос против. А вот аналогичных документов о передаче Севастополя, города общесоюзного подчинения (до 1996 года закрытого для свободного посещения), нет. Значит, Севастополь принадлежит России, как правоприемнице СССР.

Таким образом, во взаимоотношениях России и Украины существуют проблемы территориального характера. И если эти проблемы до сих пор удавалось держать под контролем, а именно, руководители с обеих сторон откладывали решение этих проблем на последующие поколения, то уже в ближайшем будущем, эти проблемы могут проявить всю свою агрессивную сущность.

Культура: Украина или Россия

Российская диаспора, возникшая в результате распада СССР, представляет собой сложное динамичное образование, испытывающее на себе трагические последствия разрушения единого государства. В одночасье русские стали крупнейшим разделенным народом в мире. Не менее 20 миллионов русских людей проживают за рубежами России в новых государствах. Они составляют основную часть того массива, который является зарубежной российской диаспорой.

В развитии русской диаспоры на постсоветском пространстве власти начинают видеть фактор влияния. Именно поэтому политика незалежной Украины с самого начала была направлена на вытеснение русских из органов государственного управления, стратегических отраслей экономики. В них стали видеть “пятую колонну” - людей, которые живут “на два лагеря” и в любой момент могут предать национальные интересы и перебраться в Россию. Дошло до маразма: на Украине закрывают русские школы и запрещают транслировать русские песни.[3]

На примере Крыма хорошо видна еще одна специфическая особенность любых революций. Это маниакальное стремление переписать историю, стереть из народной памяти правду. Новые постреволюционные учебники для украинских школьников гласят, что "включение Крымского полуострова в состав Украины было попыткой России переложить на ее плечи моральную ответственность за выселение татарского населения". А еще, оказывается, отдав Крым, Россия хотела "вынудить Украину взять на себя ответственность за восстановление хозяйственной и культурной жизни полуострова"[4].

В августе 2005 года в Севастополе состоялась презентация книги «Флотоводцы Украины», автором которой является глава телерадиокомпании «Бриз» Военно-Морских Сил Украины капитан I ранга Мирослав Мамчак, который приобрел известность после того, как в 1992 году подразделение под его командованием первым на Черноморском флоте приняло вторую присягу и перешло в подчинение Киева.

Новое издание можно назвать поистине сенсационным: по утверждению Мамчака, украинский флот является прародителем флота российского. Автор пояснил, что считает датой рождения украинского флота 610 год, когда киевский князь Олег пошел в поход на Константинополь.

Государственная власть уже отметила автора данного «шедевра» премией Министерства обороны Украины. Все 500 экземпляров книги переданы в воинские части для изучения своей богатой истории офицерами ВМСУ.[5]

С попустительства властей, а иногда и при их активном участии, украинские националисты ведут работу по признанию Украинской повстанческой армии воюющей стороной во Второй мировой войне, а ее ветеранов – борцами за свободу и независимость Украины.

Не менее критической является на Украине ситуация со свободой совести. Этнокультурное противостояние ярко проявляется в гонениях на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата – доминирующую конфессию Украины, которая объединяет более 35 миллионов человек. С помощью боевиков экстремистских националистических организаций аннексировано около тысячи храмов. Была даже попытка захвата Владимирского собора в Херсонесе, возведённого в память о крещении в 988 г. в Херсонесе святого равноапостольного князя Владимира и в ознаменование начала крещения Руси. Захваты сопровождались массовым физическим насилием, избиты и покалечены тысячи людей. По этим фактам не возбуждено ни одного уголовного дела, никто не наказан.

Одновременно главная кафедра униатской Греко-католической церкви переносится из Львова в Киев. То, что Ватикан пользуется в своих интересах заискивающей перед Западом позицией "оранжевых" властей, понятно. Но чего ради новые власти Украины, прикрываясь словами о свободе вероисповедания, грубо попирают интересы и чувства православных, бездушно пренебрегают традициями и культурой своей собственной страны? Уже объявлена и политическая цель - создание на Украине независимой от РПЦ "единой поместной православной церкви", что станет "одним из самых важных факторов самоопределения нации"[6].

После объявления 2003 года Годом России на Украине обнаружилось полнейшее отлынивание украинских властей от каких-то содержательных мероприятий в его рамках. Нет совместного плана, лишь бумажка в полторы страницы – протокол, подписанный министрами культуры о проведении каких-то концертов мастеров художественной самодеятельности.

Вот и дата 220-летия присоединения Крыма к России принесена в жертву Году России на Украине: вроде неловко ее праздновать. Могут ли украинские политические деятели отмечать эту дату? Не могут. Во-первых, присоединение было к России – значит, это "не наш праздник". Во-вторых, у кого Крым был отвоеван? У несчастного репрессированного татарского народа, выступавшего в союзе с Турцией, ныне членом НАТО – значит, нельзя это праздновать.

На самом деле украинцы не чувствуют себя хозяевами этой земли. Они не переживают события, связанные с ее историей, напротив, они считают, что историю можно начать с чистого листа.

Власти Украины в своей борьбе с русскоязычным населением пытаются опереться на татар, обещая им, в противовес русским, всяческие привилегии. Но если русские, ради сохранения своей этнической самобытности, решат вернуться на свою историческую родину, то это существенно повысит шансы татар на создание здесь татарского государства, которое неизбежно окажется в зависимости от Турции.

Русские на Украине не соглашаются с наступлением на свои права и находят поддержку среди основной массы украинского населения в восточных, центральных и южных областях. Противодействие политике насильственной украинизации оказывается лишь на уровне местного самоуправления. Севастопольский и Запорожский горсоветы приняли постановления о функционировании русского языка как языка делового и юридического общения. Показательно, что Верховный суд Украины объявил незаконным решение Харьковского городского совета о праве на употребление русского языка в городе. Харьковский горсовет вынужден был в мае 2001 года обратиться с жалобой в ПАСЕ.

После скандальной передачи пропрезидентского телевизионного «5 канала», в которой российский флот назван оккупационным и обвиняется в захвате украинской собственности, жители Севастополя провели широкомасштабную акцию протеста.[7]

Действия украинских властей находятся в явном несоответствии с международными правовыми нормами. Может быть, именно поэтому в Украине, в отличие от России и других стран Европы, закреплен примат ее внутреннего законодательства над международными обязательствами. Украина не спешит ратифицировать международные пакты, защищающие права человека, в частности, Конвенцию “Об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам”. Только в конце 1999 года Верховная рада – парламент Украины – ратифицировала Европейскую хартию региональных языков. А уже в июле 2001 года, Конституционный суд Украины признал закон о ратификации этой хартии не соответствующим Конституции Украины.[8]

Таким образом, на примере Крыма мы увидели, что русскоязычному и русскокультурному населению (что составляет процентное большинство), находясь на исторически русской территории, теперь пришлось свыкаться с ощущением гостей, пребывающих на чужой земле, где есть коренные хозяева, “титульная нация”. Многие не смогли с этим смириться, стали уезжать. Многие стали бороться за свои права в рамках правового поля. Однако такая недальновидная политика Украины может повлечь за собой дальнейшее нарастание недовольства и, в конечном счете, сепаратизма и экстремизма.

Крым и русский язык

Если культура есть совокупность достижений людей в различных сферах их жизнедеятельности, то язык - основной носитель этой культуры. Всего в настоящее время насчитывается свыше 2500 языков, принадлежащих различным нациям, народностям и племенам. Мировыми из них ООН признает: английский, испанский, немецкий, русский и французский.[9]

После развала СССР особенно интенсивно ведутся дискуссии вокруг языковой политики на современной Украине. Именно на Украине продолжается целенаправленная государственная политика вытеснения русского языка, закрываются русские школы (общее число русских школ сократилось почти в десять раз). Под угрозой закрытия находятся украинские радиостанции, ретранслирующие российские каналы, а также украинские версии ряда российских газет. Госкомитет Украины по информации, телевидению и радиовещанию выступил с требованием ко всем теле- и радиоканалам в 2001 году вести передачи исключительно на украинском языке.[10]

Наблюдается парадоксальная картина: при росте числа и тиража ориентированных на потребительский рынок русскоязычных изданий, выпускаемых в основном негосударственными издательствами, государством законодательно ограничивается и сокращается сфера применения русского языка в образовании, делопроизводстве и т.д.

С сентября 2005 года все судопроизводство на Украине полностью переведено на украинский язык, что, в результате, привело к увеличению времени ведения процесса, увеличению судебных издержек и вообще негативно отразилось на качестве правосудия. Не понятно, при этом, откуда на Украине и в Крыму, в частности, взять такое количество переводчиков. Совершенно очевидно, что нарушаются принципы обеспечения верховенства права, непосредственного участия и свободной оценки всех участвующих сторон в судебном процессе.

Языковые нововведения в первую очередь ударили по гражданам с невысоким достатком, поскольку услуги переводчика в гражданском процессе должен оплачивать сам его участник.

Как отметила пресс-служба лидера крымской организации КПУ, народного депутата парламента Украины Леонида Грача[11], с вступлением в силу нормы об обязательном использовании украинского языка в судопроизводстве, появилась правовая коллизия в отношении Автономной Республики Крым. В частности статья 12 Конституции Крыма устанавливает, что в качестве языка судопроизводства, нотариального производства, производства по делам об административных правонарушениях, юридической помощи используется украинский язык или по ходатайству участника соответствующего производства – русский язык, как язык большинства населения Автономной Республики Крым.

Кроме того, норма об обязательном использовании украинского языка грубо попирает права граждан – в частности, статью 10 Конституции Украины, согласно которой на Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского и других языков национальных меньшинств.

Принятие данной нормы уже сейчас парализовало всю систему правосудия Крыма, поскольку и судьи и судебные секретари тоже не готовы к полному переводу процесса на госязык, так как многие из них сами не знают своего государственного языка.

Власть выжимает русский язык из информационного поля Украины. Так, Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания Украины осуществляет мониторинг радиостанций, основным критерием которого стал именно языковой вопрос. При проверке учитывается число музыкальных композиций на украинском языке, доля этого языка в эфире и рекламных блоках[12].

С мая 2005 года пресс-служба Совета министров Крыма прекратила рассылку своих сообщений на русском языке. Одновременно с этим по-украински «заговорил» и сайт правительства автономии. Как рассказывают крымские чиновники[13], с приходом нового крымского премьера Анатолия Матвиенко (ставленника «оранжевого» президента Ющенко) в Совмин, практически все правительственные документы, рассылаемые в местные министерства и ведомства стали издаваться исключительно на украинском языке.

Однако, в ст. 10 Конституции АРК записано, что «в Автономной Республике Крым русский язык как язык большинства населения и приемлемый для межнационального общения используется во всех сферах общественной жизни».

Действия Нацсовета, как и отказ правительства Крыма от рассылки официальной информации на русском языке − это прямой пример дискриминации тех, кто считает русский своим родным языком и противоречит европейской Хартии о европейских языках. Хартия высказывается в пользу того, что в местах компактного проживания, например, русскоязычного населения, наряду с государственным языком может использовать и русский язык[14]. Поэтому это прямое нарушение. Жители Крыма имеют все основания обратиться в европейские институты в защиту своих прав.

В августе 2005 года представители карликовых националистических организаций Крыма выступили с жестким требованием к властям Украины о немедленном переводе всего образования на полуострове на украинский язык. В противном случае, они угрожают обратиться в Международный суд по правам человека с жалобой на дискриминацию украинцев. Украинские националисты Крыма считают дискриминацией «титульной нации» совместное обучение в одной школе детей из украинских и русских классов. Кроме того, по мнению главы полуостровного отделения общества националистического толка «Просвита» Сергея Савченко, родители не должны писать заявления для того, чтобы их дети обучались в школе на государственном языке. Напротив, это должны делать «представители языковых меньшинств», к которым он отнес в Крыму русских и татар. И это при том, что во время последней переписи населения Украины только 10% крымчан признали украинский язык своим родным[15].

Кроме того, националисты требуют реорганизовать Министерство образования автономии в Главное управление образования Минобраза Украины, чтобы полностью и напрямую подчинить его Киеву[16].

Руководитель фракции «Родина» в Госдуме России и председатель одноименной партии Дмитрий Рогозин, известный своими патриотическими взглядами, часто бывает в Крыму и внимательно отслеживает происходящие там события. Он считает, что на полуострове для русских школ создаются условия хуже, чем в Латвии: «если в Латвии на русском языке в школах остается 40% предметов для преподавания по обычной программе, то в крымской ситуации остается 30% такого рода предметов»[17].

По данным социологического мониторинга, проведенного в Крыму, в течение последних десяти лет около 100% родителей русской, около 95% украинской и более 60% крымско-татарской национальностей ежегодно предпочитали отдавать своих детей в школы с русским языком обучения. При этом против изучения в школе украинского языка, собственно, подавляющее количество респондентов не возражали[18], хотя, за исключением Крыма, выпускники русских школ на Украине не имеют права сдавать вступительные экзамены в высшие учебные заведения на родном языке.[19] Показательно при этом, что исключительно русскоязычных школ на полуострове нет – во всех изучается украинский язык и литература[20].

Невежественные и безответственные деятели на Украине и в Крыму осуществляют гонения на русский язык и культуру, отказываясь признать русский язык вторым государственным языком и принимая меры к насильственной украинизации населения. При этом никто не обращает внимания на то, что в Крыму, где свыше миллиона русских (58%), 27% украинцев и 11% крымских татар, где все общаются на русском языке, русский язык, русская культура являются родными для граждан Украины[21].

А это, в свою очередь, означает (с учетом тотальной украинизации государственного образования и настойчивых разговоров о «необходимости» дискриминационного налогообложения рускоязычной прессы и книготорговли), что уже на протяжении ближайшего поколения(5 лет) право пользования русским языком обретет на Украине имущественный ценз. Это будут семьи, способные покупать пакеты спутниковых программ, русские книги и журналы, создавать и обучать своих детей в частных школах с русским языком преподавания и отправлять их учиться в вузы за пределами страны. К сожалению, дети небогатых и ненастырных соязычников будут этого лишены

Причины упорного нежелания руководящей политической элиты Украины обеспечить равноправие русского и украинского языков коренятся в примитивно понимаемых задачах вытеснения русского языка и культуры как условия консолидации украинской нации и строительства независимой Украины.

Резюмируя можно утверждать, что Украина нарушает права человека. Русский язык – родной для населения Крыма - безжалостно уничтожается с помощью административных методов. Населению Автономной республики Крым необходимо бороться за свои  права, используя все возможные методы и способы защиты, включая международно-правововые механизмы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...