Исторические типы государства. Понятие формы государства.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Государство возникло на таком историческом этапе, когда для поддержания общественного порядка потребовалось обособление групп, способных управлять обществом и обладающих для этого определенной властью. «Государство есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство» (М. Вебер). Государство появилось в период разложения родоплеменного строя. Факторами, способствовавшими его возникновению, явились: — углубление общественного разделения труда, способствовавшее обособлению управленческой деятельности; — возникновение частной собственности, разделение общества на классы; — демографические факторы — рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, упорядочение брачных отношений; — другие факторы (антропологические, психологические, рациональные и т.д.). Попытки объяснить возникновение государства какой-либо одной «главной» причиной малопродуктивны. Основные теории происхождения государства. 1. Натуралистическая (концепция естественного, неисторического происхождения государства) — «государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку» (Аристотель). 2. Теологическая — государство есть порождение божественной воли (Августин, Ф. Аквинский); 3. Патриархальная — государство является результатом исторического развития семьи, а власть монарха служит продолжением власти отца в семье (Р. Филмер); 4. Договорная — государство возникло в результате соглашения между людьми (Г.Троций, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк); 5, Органическая - государство есть возникший естественным путем в ходе борьбы людей за выживание единый организм, в котором правительство выполняет функции мозга (Г. Спенсер);
6, Психологическая - государствопредставляется результатом врожденной психической потребности людей властвовать и подчиняться (Ф. Вюрдо); 7, Концепция покорения -государство признается формой господства победителей над побежденными (Ж. Воден, Л. Гум-плович). 8, Историко-материалистическая (марксистская) - государство рассматривается как орудие классового господства, возникшее в результате углубления общественного разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы (К, Маркс, Ф. Энгельс), Понятие, признаки, функции и формы государства Основным институтом политической системы общества является государство - организация, образуемая социальной общностью на определенной территории, и располагающая монопольным правом на применение легитимного принуждения. Как универсальная организация общества государство обладает тремя минимальными признаками (основными элементами): территорией, населением, властью. Территория- это материальная основа государства* В нее входят земля, недра, воздушное пространство, территориальные воды. Население ~ это люди, человеческое сообщество, живущие на территории государства. Власть является определяющим признаком государства. Особенность государственной власти заключается в том, что она суверенно, т.е. независима, неделима и распространяется на все население и общественные структуры на его территории. Государственный суверенитет является формой выражения и обеспечения национального (народного) суверенитета, Власть государства обеспечивает выполнение им своих монопольных прав и функций. Монопольные права государства: - легитимное применение физического принуждения; - создание, содержание и регламентация деятельности вооруженных и военизированных формирований;
— издание законов; — денежная эмиссия; — установление и взимание налогов и сборов; — представительство общества (народа) в целом; — осуществление внешней политики. Функции государства подразделяются также на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся: 1) защита конституционного строя и общественного порядка; 2) обеспечение развития национальной экономики (защита существующего способа производства); 3) регулирование социальных отношений; 4) защита окружающей природной среды; 5) воспитание граждан и др. Внешние функции государства — это: 1) обеспечение суверенитета, территориальной целостности и безопасности страны; 2) защита интересов государства на международной арене; 3) развитие сотрудничества с другими государствами; 4) участие в решении глобальных проблем человечества и др. Функции государства реализуются посредством его органов, которые составляют аппарат государства. Органы государственной власти и управления (аппарат государства) — это совокупность институтов и учреждений, наделенных государственно-властными полномочиями. Государства различны как по наборам их функций, так и в соответствии с принципами их внутренней организации, которые в совокупности составляют форму государства. Форма государства состоит из трех элементов: 1) формы правления; 2) формы государственного устройства; 3) политического режима. Форма правления характеризует структуру, порядок формирования и полномочия высших органов государственной власти. Традиционно сложились две основные формы правления - монархия и республика. Форма государственного устройства - это территориально-организационная структура страны, характеризующая соотношение полномочий центральных и местных органов власти. Различают унитарные государства, федерации и конфедерации. Политический режим — это совокупность средств и методов реализации политической власти в государстве.
16. Основные черты политическойтрансформации. Соотношение политической трансформации и политической модернизации. Политическая модернизация -это процесс изменения политической системы при переходе от традиционного аграрного общества к современному индустриальному. Понятия «традиционное общество» и «современное общество» отражают особенности организации обществ, находящихся на разных стадиях развития. Теория модернизации строится на допущении о социальном прогрессе как общем направлении развития человечества.
С процессами модернизации преобразуются все сферы жизни общества. В экономике углубляется общественное разделение труда, утверждаются рыночные отношения и индустриальные технологии. В социальной сфере устраняются сословные перегородки, растет социальная мобильность, социальный статус личности начинает зависеть от ее профессиональных качеств и компетентности, происходит разделение частной и общественной сфер жизни человека. В политической сфере образуются современные государства, утверждается всеобщее избирательное право, происходит становление правового государства и гражданского общества, развитие политического плюрализма, формирование соревновательных партийных систем. В духовной сфере закрепляется свобода совести, развиваются системы образования и науки, массы приобщаются к достижениям мировой культуры, науки и техники, обеспечивается свобода мнений и идейный плюрализм, развиваются независимые СМИ. С исторической точки зрения можно выделить два типа модернизации: /. Оригинальная модернизация происходила в США и странах Западной Европы, осуществивших переход к рациональному общественному устройству в результате длительного внутреннего развития. 2. Вторичная модернизация происходит в странах, освободившихся от колониальной зависимости, а также в странах Восточной Европы, в Китае и в бывших советских республиках. Страны вторичной модернизации стремятся достичь тех же экономических результатов, что и страны первой группы, но в более сжатые сроки. На сегодняшний день в странах второй группы наработаны две основные стратегии политической модернизации: Либеральная стратегия модернизации (Р. Даль, Г. Алмонд, Л. Пай) опирается на демократизацию политических институтов и норм, формирование конкурирующих элит и расширение вовлеченности граждан в систему представительной демократии.
Консервативная стратегия модернизации (С. Хантингтон, Дж. Нельсон, X. Линц) основана на использовании авторитарных методов управления ради сохранения национального единства, стабильности и порядка в обществе. Повышение экономической эффективности в ней осуществляется без смены элит и без расширения участия населения в принятии политических решений. Варианты незавершенной модернизации характеризуются такими понятиями, как «догоняющая», «частичная» и «тупиковая» модернизация. 17. Типы политического развития. Политическая модификация и политическая модернизация. Социальный процесс, в ходе которого осуществляется изменение политической системы, может носить как прогрессивную (от лат. progressus - движение вперед, успех), так и регрессивную направленность. В случае достижения прогресса имеет место политическое развитие -возрастание способности политической системы эффективно использовать ресурсы и адаптироваться к изменениям условий внешней или внутренней среды. Согласно концепции Л. Пая, существует 3 критерия политического развития. /. Структурная дифференциация. Отражает процесс усложнения социальных отношений вследствие деятельности людей и появления новых групп интересов. Политическая система должна быстро реагировать на появление новых требований. Осуществить это возможно с помощью структурной дифференциации и высокой специализации функций институтов политической системы.' Каждая политическая структура должна выполнять четко определенную функцию и при этом быть целостной и интегрированной в систему. В традиционных обществах все властные и управленческие функции обычно сосредоточены в руках узкого круга лиц и институтов. 2. Возрастание способности системы к инновациям, мобилизации и выживанию - повышение адаптационных возможностей системы, ее жизнеспособности. Для этого политическая система должна быть способна направлять материальные и человеческие ресурсы для выполнения общезначимых целей. Сложные политические системы обладают значительным потенциалом к выживанию благодаря тому, что они располагают разнообразными каналами коммуникации и социализации (школа, вуз, церковь, армия и т. д.). Через эти каналы политическая система культивирует определенные ценности и образцы политического поведения, внушает гражданам доверие к власти, убежденность в ее законности и справедливости.
3. Тенденция к равноправию. Проявляется в снятии всех ограничений (социальных, политических, национальных) на участие народа в политической деятельности, предоставление всем гражданам доступа к государственным должностям. Средствами изменения социальных систем являются реформы и контрреформы, а также революции и контрреволюции. Реформа означает частичные изменения отдельных сторон жизни общества при сохранении ее основ. Зачастую реформа является результатом компромисса между конфликтующими сторонами. В широком смысле слова реформа означает любое нововведение, независимо от его содержания. В узком смысле слова это определенное усовершенствование в общественной системе. Контрреформа - это частичный или полный отказ от нововведений, осуществленных в ходе реформы. " Революция (лат. revolutio — поворот, переворот) - это быстрое, фундаментальное изменение политических институтов, социальной структуры и ценностей общества, осуществляемое в результате захвата власти политическими силами, имеющими широкую поддержку в обществе. Революции -явление Нового времени, связанное с вовлечением масс в политику и утверждением в общественном сознании идеи народного суверенитета. Революции проходят ряд этапов: вызревание, открытый политический конфликт (взрыв), победу новых сил, консолидацию новых сил и институционализацию новой власти. Вызревание революции — это процесс накапливания противоречий в обществе, приводящий к революционной ситуации. Открытый политический конфликт как стадия революционного процесса представляет собой открытое столкновение между правящей элитой и контрэлитой, в которое втягиваются народные массы. Победа новых сил является переломным этапом в революционном процессе. Консолидация революционных сил, следующая за победой, ставит перед новым руководством страны задачи, связанные с выполнением своих обещаний и решением тех проблем, с которыми не справилось прежнее руководство. Институционализация новой власти является завершающей стадией революции. Новая власть закрепляется в государственных институтах и приобретает устойчивый авторитет. В противном случае в стране усиливается угроза контрреволюции — политического движения отстраненных от власти социально-политических сил, стремящегося к свержению общественно-политического строя, утвержденного в результате революции. 12. Мажоритарная избирательная система: ее основные характеристики, преимущества и недостатки. Избирательная система РБ. В основе этого типа избирательной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования (фр. majorite — большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства и относительного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 процентов плюс один голос. В связи с тем, что не всегда удается кому-либо из кандидатов собрать более половины голосов в первом туре, то приходится проводить второй тур выборов. Такая практика сложилась, например, во Франции, где ко второму туру допускаются все кандидаты из первого тура, за исключением лиц, собравших менее 12,5 процентов голосов. Избранным во втором туре считается тот, кто набрал больше голосов, чем кто-либо из соперников. Как правило, выборы по мажоритарной системе абсолютного большинства способствуют формированию относительно стабильных партийных блоков, исключая влияние малочисленных, раздробленных партий. В результате образуется система крупных и, что весьма важно, взаимозависимых политических партий. К примеру, во Франции, где эта система применяется с небольшим перерывом более 30 лет, насчитывается более восьми партий, реально претендующих на голоса избирателей. В первом туре близкие по идеологии партии идут раздельно, второй тур заставляет их объединяться и противостоять общему сопернику. Одним из вариантов мажоритарной системы абсолютного большинства является проведение выборов с преференциальным (предпочтительным) голосованием. Избиратель получает бюллетень со списком кандидатов, в котором он распределяет места по своему усмотрению. Если никто из кандидатов не наберет абсолютного большинства, то голоса, отданные за кандидата, оказавшегося на последнем месте, передаются более удачливым, а сам он исключается из избирательного списка. И так продолжается до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберет необходимого большинства голосов. Такая система хороша тем, что не требуется второй тур выборов. Мажоритарная система относительного большинства. На выборах по мажоритарной системе относительного большинства (плюральной избирательной системе) кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Избирательные округа, как и при системе абсолютного большинства, являются, как правило, одномандатными, то есть от каждого округа избирается только один депутат. При этом, если бы какой-то гражданин сумел добиться только своего выдвижения в качестве кандидата, то он бы автоматически стал депутатом без проведения голосования. При этой системе победителю достаточно одного голоса, который он может подать за себя сам. Мажоритарная система относительного большинства используется в настоящее время в Великобритании и странах, некогда находившихся под ее влиянием, в том числе и в США. Так, территория США разделена на 435 округов по избранию депутатов Конгресса. В каждом округе граждане избирают одного депутата в нижнюю палату (Палату представителей), который должен получить простое большинство голосов. Голоса, поданные за проигравших кандидатов, не учитываются и не влияют на распределение мест в Конгрессе. Политическим следствием применения мажоритарной системы относительного большинства является двухпартийность, то есть наличие в стране двух крупнейших, постоянно чередующихся у власти политический партий. Это не так уж плохо для страны и стабильности ее политической системы. Двухпартийность заставляет партии более ответственно подходить к решению государственных проблем, ибо победившей партии предоставлено полное управление, а проигравшая автоматически становится оппозицией, критикующей правительство. Понятно, что именно правящая партия несет и полную ответственность за проводимую политику. Достоинства и недостатки. Главным достоинством мажоритарного представительства является учет мнения большинства избирателей определенного округа при формировании органов государственной власти. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильные правительства, что способствует стабильности политической системы общества в целом. Из достоинств мажоритарной системы вытекают ее недостатки, являясь их продолжением. Основным недостатком этой системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населения. Может теряться, не учитываться практически 49 процентов голосов избирателей, если нет, разумеется, подавляющего перевеса победившей партии. Тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права, поскольку голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают. Избиратели, голосовавшие за них, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы. Так, элементарный расчет показывает, что в Беларуси для избрания кандидату достаточно получить лишь 26 процентов голосов избирателей, ибо если на избирательные участки придут немногим более 50 процентов избирателей и немногим более половины из них проголосуют за кандидата, то в результате он получит голоса всего лишь четверти избирателей. Интересы остальных 74 процентов в выборном органе представлены не будут. Мажоритарная система не дает адекватного соотношения между поддержкой, которую получает партия в стране, и числом ее представителей в парламенте. Небольшая партия, имеющая большинство в нескольких избирательных округах, получит несколько мест, а крупная партия, рассредоточенная по всей стране, не получит ни одного места, хотя за нее проголосовало больше избирателей. Вполне типична ситуация, когда партии набирают примерно равное число голосов избирателей, но получают различное количество депутатских мандатов. Иными словами, мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно политический состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям населения. Это прерогатива пропорциональной избирательной системы. Избирательная система Республики Беларусь является мажоритарной. Выборы Президента и депутатов парламента проводятся по системе абсолютного большинства, а выборы депутатов местных Советов — по системе относительного большинства. Согласно поправкам, внесенным в Кодекс о выборах в 2006 г., второй тур голосования на выборах в местные Советы отменен, а избранным считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов избирателей, участвовавших в голосовании. В ст. 64—68 Конституции Республики Беларусь закреплены следующие принципы выборов: всеобщность, свобода, равенство, прямые выборы, тайное голосование. Всеобщность выборов означает, что голосовать имеют право все граждане, достигшие ко дню выборов 18-летнего возраста. В выборах не участвуют следующие лица: а) признанные судом недееспособными; б) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда; в) лица, в отношении которых избрана мера пресечения — содержание под стражей. Свобода Избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. В некоторых странах (Австралия, Греция, Турция, Бельгия, Италия и др.) участие избирателей в голосовании является обязательным, а за уклонение от него установлены штрафные санкции и иные виды юридической ответственности. В Беларуси санкций за неучастие в выборах не предусмотрено. Равенство при организации выборов в Республике Беларусь обеспечивается: - примерно одинаковым количеством избирателей в избирательных округах; - тем, что кандидаты должны участвовать в выборах на равных основаниях; — наличием у каждого избирателя только одного голоса. Прямые выборы обеспечиваются конституционным положением о том, что депутаты избираются гражданами непосредственно. Наряду с этим, согласно ст. 8 Избирательного кодекса, выборы членов Совета Республики являются косвенными. Это значит, что избиратели не участвуют непосредственно в выборах депутата верхней палаты, а избирают представителей для дальнейшего голосования на выборах, в депутаты местных Советов. Тайное голосование закреплено в ст. 68 Конституции и ст. 9 Избирательного кодекса. Тайна голосования в Беларуси обеспечивается запретом контроля за волеизъявлением избирателей, а также рядом требований, относящихся к процедуре голосования. 31. Партийные системы: их характеристики. Партийная система — это совокупность устойчивых связей и отношений между партиями, участвующими в осуществлении политической власти. Типы партийных систем выделяются по различным основаниям. По характеру политического режима (демократические, авторитарные и тоталитарные); по степени устойчивости самих партий и отношений между ними (стабильные и переходные), по характеру межпартийных отношений (соревновательные и неконкурентные). Наиболее популярной является типология по количеству партий, участвующих во власти. На этом основании партийные системы делятся на беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные. Беспартийные системы сегодня существуют примерно в 20 странах (таких как Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Оман). Причинами отсутствия партий могут быть: — отсутствие социальных предпосылок для возникновения партий (Бутан); — теократия в стране, отсутствие светской политики (Ватикан); - запрещение партий (Тана, Гвинея, Иордания). Двухпартийные системы (Великобритания, США, Барбадос, Белиз) характеризуются наличием в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному осуществлению власти. В случае победы одной из них на выборах вторая становится оппозиционной, но имеет все шансы сменить ее в качестве правящей партии в результате очередных выборов. На периферии политической жизни в такой партийной системе могут существовать и другие маловлиятельные партии, но шансы их прихода к власти незначительны. В многопартийных системах ни одна из партий, как правило, не завоевывает поддержки абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства в них чаще всего бывают коалиционными. Многопартийные системы являются наиболее распространенными в мире (Украина, Болгария, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Сербия, Черногория и др.). В условиях многопартийности правительство, как правило, является коалиционным. Это делает возможной ситуацию, когда потерпевшая поражение на выборах партия остается в правительстве лишь потому, что является удобным партнером по коалиции. В зависимости от распределения влияния между партиями выделяются различные подвиды многопартийных систем. 1. Неполяризованная система (система многопартийной раздробленности) требует от партий создания коалиций или объединения партий, имеющих близкие платформы. Классическими образцами такой системы стали страны Северной Европы (Дания, Бельгия, Нидерланды, Финляндия). Как временное явление такая система нередко возникает в условиях демократического перехода (постфранкистская Испания). 2. Поляризованная (двухблоковая система) - объединение партий в блоки требуется для получения шансов на победу в выборах (Италия, Франция, ФРГ), 3. Система доминирующей партии (уклад доминации) схожа с однопартийной системой, но отличается тем, что в ней: а) сохраняется возможность оппозиции критиковать правящую партию; б) в отношениях между правящей партией и оппозицией сохраняется соревновательность; в) доминирующая партия не сливается с государством (исполнительная власть находится под контролем высшего органа законодательной власти, в котором присутствует оппозиция). Примеры доминирующих партий в многопартийных системах -Либерально-демократическая партия Японии в период с 1955 по 1993 гг., Социал-демократическая рабочая партия Швеции 1932-1976 гг., Однопартийные системы характеризуются тем, что в них только одна партия способна обеспечить выработку и осуществление государственной политики. Такие системы свойственны, в основном, странам с авторитарными (Куба, Китай) и тоталитарными режимами (СССР, нацистская Германия, фашистская Италия). Как правило, они возникают после военных переворотов, революций, когда новая правящая группа отменяет многопартийность и создает структуру для собственной опоры в народе. Такая партия провозглашает себя выразителем интересов всего населения, а на практике обеспечивает лояльность граждан, а иногда и присутствие государства во всех сферах общественной жизни. Сегодня однопартийные системы сохранились в таких странах, как Северная Корея, Вьетнам, Китай, до недавнего времени - Заир, Кения, Кот Д'Ивуар и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|