Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Декларирование товаров и принятие решения о выпуске

 

по принципу одноступенчатого контроля

 

В соответствии с новыми условиями работы на отдельных таможенных постах введен экспериментальный порядок таможенного оформления и таможенного контроля по принципу "одного окна", при котором декларирование товаров значительно упрощается путем совмещения этапов таможенного оформления. Преимуществом данной схемы также является уменьшение субъективного фактора - декларант взаимодействуют только с должностными лицами, принимающими таможенную декларацию и проводящими таможенный досмотр.

В РТУ проводились мероприятия по внедрению такой формы таможенного оформления как предварительное декларирование. В Центральном таможенном управлении (далее ЦТУ) накоплен немалый опыт предварительного декларирования, которое давно применяется при работе с крупными плательщиками. Товары оформляются в сроки, установленные новым ТК РФ, а для добросовестных участников ВЭД процедура сократилась до двух-трех часов.

В целях совершенствования форм и методов таможенного оформления и таможенного контроля разработана и утверждена новая нормативная правовая база, позволяющая обеспечить:

смещение центра тяжести таможенного контроля за товарами и транспортными средствами с этапа таможенного оформления на этап таможенного контроля после выпуска;

эффективный контроль за целевым использованием товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей.

В целях совершенствования практики таможенного администрирования создан и развивается институт таможенного аудита, который позволил таможенным органам обеспечить надежный уровень информированности об участниках ВЭД, объектах околотаможенной сферы.

В практику работы таможенных органов внедрены новые методы аудита при проведении таможенного контроля (в том числе проверок финансово - хозяйственной деятельности участников ВЭД), предназначенных для выявления признаков нарушений законодательства РФ о таможенном деле и типовой порядок действий должностных лиц таможенных органов осуществляющих таможенный контроль с использованием методов аудита, включающий в себя основные методы, приемы и способы осуществления таких проверок. При этом основной акцент аудита переносится на проведение таможенного контроля после выпуска товаров и носит превентивный характер, то есть, направлен на предупреждение возможных таможенных правонарушений в отношении участников ВЭД. Это стало возможным благодаря тому, что уделяется внимание планированию и организации проверочных мероприятий, в особенности при выборе объекта проверок. Тем самым, на практике происходит реализация СУР, хотя эта система делает свои первые шаги в области проведения проверочных мероприятий.

В 2004 - 2005 годах структурными подразделениями таможенных органов РФ проведено 1436 проверок по вопросу целевого использования гуманитарной помощи, доначислено таможенных платежей, пени и наложено штрафных санкций на сумму 223,7 млн. рублей.

Одной из важнейших задач за минувший период являлось выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений, на основе анализа рисков, возникающих в процессе таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также проведение документального и электронного мониторинга за достоверностью сведений о них.

Для решения задач по выявлению таможенных правонарушений, разработана технология оперативного контроля за товарами группы "риска" и "прикрытия", включающая в себя:

организацию и осуществление сбора, обобщения, всестороннего анализа сведений о направленных товарах и транспортных средствах с момента пересечения таможенной границы и до момента выпуска в свободное обращение;

отбор наиболее "рисковых" поставок, установление и исполнение адекватных мер оперативного реагирования в отношении отобранных товарных партий.

Работа в части контроля за осуществлением таможенного оформления характеризовалась дальнейшим усилением таможенного администрирования.

С начала 2004 года проводился комплекс мероприятий, направленных на исключение методов "сплошного охвата", характеризующихся применением согласования решений о выпуске большинства товаров, произошел переход от сплошного контроля исходя из рисков, возникающих при осуществлении внешнеэкономической деятельности, либо при таможенном оформлении отдельных категорий товаров и транспортных средств, к дифференцированному. Со второй половины 2004 года работа по анализу рисков и применению на его основе усиленных мер таможенного контроля развернута непосредственно на таможенных постах. Кроме того, для осуществления оперативного контроля наиболее "рисковых" поставок в деятельность ФТС России внедрен комплекс программных средств "Анализ рисков". С целью организации таможенного контроля на основе СУР ФТС России разработан План-график первоочередных мероприятий по разработке и внедрению Системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля в 2005 году [Приложение 7], утвержденный приказом ФТС России от 10.03.2005 №180.

В 2005 году в части контроля за таможенным оформлением система оперативного контроля получила дальнейшее развитие. Организован и осуществляется сбор, обобщение, всесторонний анализ сведений о направленных товарах и транспортных средствах, отбор наиболее "рисковых" поставок, установление и исполнение адекватных мер оперативного реагирования в отношении отобранных товарных партий, а также взаимодействие подразделений, задействованных в процессе оперативного контроля. Основной отличительной чертой практики оперативного контроля в 2005 году стало проведение контроля и после фактического выпуска товарных партий, на которые были выставлены ориентировки. Реализация указанных мероприятий, основанных на анализе угроз нарушения таможенного законодательства и ориентировании таможен в этом вопросе, управлении рисками и применении мер таможенного администрирования позволила значительно повысить достоверность декларирования.

Одним из направлений деятельности ФТС России является международное таможенное сотрудничество в области защиты прав интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. Сформирован и успешно реализовывался на практике механизм защиты прав правообладателей, направленный на предотвращение и пресечение незаконного перемещения через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, который в целом соответствует международным стандартам защиты интеллектуальной собственности. Создана правовая база взаимодействия таможенных органов с иными правоохранительными и контролирующими органами, налажено взаимодействие с Российским агентством по патентам и товарным знакам, выполняющим функции федерального органа исполнительной власти в области интеллектуальной собственности.

Показательными в плане проведения таможенного контроля в соответствии с положениями нового ТК РФ являются результаты работы ЦТУ 2004 - 2005 годах. Так, в день подачи ГТД выпуск товаров в соответствии с заявленным режимом был осуществлен в 2004 году - 94,32% от общего числа ГТД, в 2005 году - 97,7%.


Заключение

 

На основе анализа нормативной правовой базы определяющей формы таможенного контроля и практических результатов деятельности таможенных органов РФ в 2004 - 2005 годах можно сделать вывод о том, что таможенные органы с поставленной задачей по переходу на работу в условиях нового таможенного законодательства, в целом справились, обеспечив применение положений нового ТК РФ как закона прямого действия. Практически по всем направлениям деятельности достигнуты результаты, превышающие аналогичные показатели предыдущих лет. На должном уровне обеспечена управляемость подчиненными таможенными органами, сделан значительный задел для дальнейшего совершенствования работы и создания благоприятных условий для эффективного развития внешней торговли. Формы таможенного контроля определенные ТК РФ и применяемые на основе СУР обеспечили достаточный уровень контроля за перемещением товаров через таможенную границу РФ в процессе внешнеэкономической деятельности.

Обеспечена стабильность выполнения одной из основных задач таможенных органов - взимание и перечисление в доходную часть федерального бюджета таможенных платежей. Например, по результатам работы ЦТУ и подчиненных таможен за 2005 год в федеральный бюджет перечислено 430 млрд. 300 млн. рублей, что составило 101,7% от установленных ЦТУ контрольных показателей.

Одним из серьезных резервов сокращения времени таможенного оформления и таможенного контроля является переход всех таможенных органов на проведение документального контроля одним должностным лицом. Проделанная в этом направлении работа позволила уже к концу 2004 года таможенным постам центрального региона получить допуск к проведению документального контроля по принципу "одного окна". В 2005 году процент ГТД, по которым документальный контроль осуществлялся одним должностным лицом, по отношению к общему объему выпущенных ГТД составлял 68%.

Важнейшим показателем эффективности реализации требований нового ТК РФ являются данные по соблюдению установленных сроков выпуска товаров. В 2005 году более 97% от всех оформленных ГТД оформлялось в течение первых суток с момента их регистрации. С превышением установленных сроков было оформлено менее 1% ГТД, из которых 53% приходится на предварительное декларирование.

На основании анализа форм таможенного контроля в РФ и практики их применения можно сделать вывод о том, что формы таможенного контроля, введенные в действие новым ТК РФ, обеспечивают необходимый уровень контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу РФ, с учетом того, что таможенными органами РФ продолжается работа по внедрению СУР на основе развития информационных технологий и более тесного сотрудничества с таможенными органами других государств, в первую очередь, непосредственно граничащих с РФ.

Основными задачами, которые подлежат скорейшему решению, в сфере применения форм таможенного контроля являются:

Сокращение применения визуальных форм таможенного контроля (таможенное наблюдение, таможенный осмотр (досмотр)) на основе СУР, при этом необходимо разработать критерии, которые будут определять степень риска и необходимость применения конкретной формы таможенного контроля.

Создание единой базы данных, на основе ЕАИС ГТК России, которая включала бы в себя информацию иных государственных органов, международных организаций для определения "рисковых" поставок товаров, в том числе информацию о совокупных признаках фальсифицированных документов.

Активизация работы по переводу таможенных органов на производство документального таможенного оформления всей номенклатуры товаров одним должностным лицом. Для выполнения этой задачи необходимо скорейшее внедрение в работу всех таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль комплексных автоматизированных систем ("АИСТ - РТ21", "АИСТ - М").

Минимизация таможенных формальностей на пограничных таможенных постах и концентрация основного таможенного оформления во внутренних таможенных органах, что, в свою очередь, позволит избежать "пробок" на таможенных переходах.

Перенос основной нагрузки по осуществлению таможенного контроля с этапа основного таможенного оформления на последующие (после выпуска) этапы обращения товаров, осуществление таможенного контроля путем проведения таможенных ревизий.

Использование в больших объемах предварительной информации, получаемой из различных источников, до прибытия товаров. Для решения этой задачи необходимо более полно использовать возможности предоставляемые таможенным органам и участникам внешнеэкономической деятельности в соответствии со статьями 68, 135 - 138 ТК РФ. Для практической реализации указанных статей необходимо более четкое методическое руководство со стороны ФТС России и РТУ.

В качестве вывода на основе практики применения нового ТК РФ необходимо отметить, что опасными представляются предложения отдельных министерств и ведомств уже сейчас вносить какие-либо изменения в новый ТК РФ. Закон нужно менять в тех случаях, когда без таких изменений невозможно двигаться вперед. Необходимо хотя бы в течение первого времени оценить ситуацию с применением ТК РФ, провести мониторинг результатов и тогда уже готовить предложения по корректировке кодекса, если это будет признано необходимым. В настоящее время более актуальным является вопрос внесения изменений и дополнений в смежные с таможенной отраслью законодательства.

В частности, пока еще не приведен в соответствие с новым ТК РФ и требованиями ВТО Закон "О таможенном тарифе". Не внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс, касающиеся возмещения налога на добавленную стоимость, в частности, в отношении продуктов переработки, вывозимых с таможенной территории РФ. Не внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые требуются в силу изменившегося объема обязанностей участников таможенных правоотношений, а также понятийного аппарата, использованного в ТК РФ.

До сих пор ФТС России и иные таможенные органы не наделены статусом соответственно органа и агентов валютного контроля.

Решать эти проблемы необходимо настойчиво и последовательно в ходе дальнейшей работы над законодательной и правовой базой деятельности таможенных органов.

Самое же главное и важное в настоящее время - это добиться единообразия в применении действующего законодательства на всем таможенном пространстве России.


Библиографический список

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // РГ. - 1993 - № 237. - 25 дек.

2. Киотская Конвенция в редакции 1999 года // ДГУП "Ростаможинформ". - М. - 2001.

3. Таможенный Кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ // ДГУП "Ростаможинформ". - М. - 2003.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // ООО "Витрэм". - М. - 2002.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации: Ч.2. // "Ось-89". - М. - 2001.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч.2. // "Инфра-М". - М. - 1999.

7. Закон "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 № 5003-1 (в редакции 2006 года) // Парламентская газета. - 2006. - № 126-127.

8. Приказ ГТК России № 1520 от 23.12.2003 "Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля" // РГ. - 2004. - №13-д (3390).

9. Приказ ГТК России № 1323 от 24.11.2003 "Об утверждении формы документа" // РГ. - 2003. - № 260 (3374).

10. Приказ ГТК России № 1356 от 28.11.2003 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров" (в редакции 2006 года) // Не опубликован.

11. Приказ ГТК России № 1284 от 29.11.2002 "Об утверждении Правил приема грузовых таможенных деклараций" // РГ. - 2003. - № 25 (3139).

12. Приказ ГТК России № 1022 от 16.09.2003 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" // РГ. - 2003. - № 207 (3321).

13. Приказ ГТК России № 958 от 03.09.2003 "Об утверждении Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров" // РГ. - 2003. - № 215 (3329).

14. Приказ ГТК России № 1166 от 20.10.2003 "О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств" // РГ. - 2003. - № 237 (3351).

15. Приказ ГТК России № 1165 от 20.10.2003 "Об утверждении формы Акта проведения личного досмотра" // РГ. - 2003. - № 237 (3351).

16. Приказ ГТК России № 1023 от 16.09.2003 "Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий, и инструкции по их заполнению" // РГ. - 2003. - №208 (3322).

17. Приказ ГТК России № 48 от 19.01.2004 "Об утверждении перечня должностей должностных лиц таможенных органов Российской федерации, имеющих доступ в помещения и на территории для проведения осмотра" // РГ. - 2004. - № 20 (3397).

18. Приказ ГТК России № 1188 от 23.10.2003 "Об утверждении порядка проведения осмотра помещений и территорий" // Таможенные ведомости. - 2004. - № 2.

19. Приказ ГТК России № 663 от 11.06.2004 "Об утверждении порядка организации и проведения таможенной ревизии" // Таможенный вестник. - 2004. - № 19.

20. Приказ ГТК России № 395 от 30.03.2004 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме" // РГ. - 2004. - №88.

21. Приказ ГТК России №1467 от 18.12.2003 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом" //

22. Приказ ГТК России №1175 от 06.11.2002 "О местах таможенного оформления товаров" // РГ. - 2002. - №230 (3098).

23. Письмо ФТС России № 01-06/16252 от 19.05.2005 "О применении форм таможенного контроля" // Не опубликовано.

Научная литература

24. Баландина Г. Первые шаги по новым правилам // Таможня. -2004. - № 1 - 2.

25. Проект Целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 2004 - 2008 гг. // Таможня. - 2004. - № 4.

26. Попов А. Новые принципы контроля // Таможня. - 2004. - № 24.

27. Попов А. Нормы требуют разъяснений // Таможня. - 2004. - № 24.

28. Азаров Ю.Ф. Быстрее, проще, прозрачнее. ФТС выстраивает стратегию на завтра // Таможня. - 2005. - № 5.

29. Сафаров Э. Тотальный контроль уходит в прошлое // Таможня. - 2005. - № 20.

30. Азаров Ю.Ф. ТК РФ: практические вопросы // Таможня. - 2005. - № 22.

Материалы юридической практики

31. Протокол № 3 Консультативного Совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при Центральном таможенном управлении, состоявшегося 05 октября 2005 года. - М.: 2005.

32. Решение коллегии ГТК России от 27 февраля 2004 года Об итогах работы III Всероссийского совещания руководителей таможенных органов и организация выполнения Целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 2004 - 2008 годы. - М.: 2004.

33. Справка об итогах работы Центрального таможенного управления в 2005 году. - М.: 2005.

34. Справка о ходе реализации требований нового Таможенного кодекса Российской Федерации в таможенных органах Управления к заседанию коллегии Управления 28.04.2006. - М.: 2005.

35. Судебная практика по таможенным спорам. Сборник документов // Кодекс. - М. - 2005.

Автор ВКР _______________ А.С. Бродовский


Список сокращений

 

РФ - Российская Федерация

ТК РФ - Таможенный кодекс Российской Федерации

ФЗ - Федеральный Закон

ВТО - Всемирная таможенная организация

ГТК России - Государственный таможенный комитет Российской Федерации

ФТС России - Федеральная таможенная служба Российской Федерации

ГУОТК - Главное управление организации таможенного контроля

РТУ - Региональное таможенное управление

ЦТУ - Центральное таможенное управление

ЕАИС ГТК России - Единая автоматизированная информационная система Государственного таможенного комитета России

СУР - Система управления рисками

ВЭД - Внешнеэкономическая деятельность

ГТД - Грузовая таможенная декларация

Млн. - Миллион

Млрд. - Миллиард

Шт. - Штуки


[1] Киотская конвенция в редакции 1999 года // ДГУП «Ростаможинформ». – М. – 2001.

[2] Баландина Г. Первые шаги по новым правилам // Таможня. – 2004. – №1-2.

Попов А. Новые принципы контроля. Нормы требуют разъяснений. // Таможня. – 2004. – №24.

Азаров Ю.Ф. Быстрее, проще, прозрачнее. ФТС выстраивает стратегию на завтра // Таможня. – 2005. – №5. Сафаров Э. Тотальный контроль уходит в прошлое // Таможня. – 2005. – №20.

Азаров Ю.Ф. ТК РФ: практические вопросы // Таможня. – 2005. – №22.

[3] Таможенный Кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ // ДГУП «Ростаможинформ». – М. – 2003. – С.15.

[4]Таможенный Кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ // ДГУП «Ростаможинформ». – М. – 2003. – С. 240.

[5] Приказ ГТК России № 1520 от 23.12.2003 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля», зарегистрирован в Минюсте РФ 21.01.2004 Рег. № 5439. // Российская газета – 2004. – №13-д (3390).

 

[6] Приказ ГТК России № 1323 от 24.11.2003 «Об утверждении формы документа», зарегистрирован в Минюсте РФ 18.12.2003 Рег. № 5345. // Российская газета. – 2003. – № 260 (3374).

[7] Приказ ГТК России № 1356 от 28.11.2003 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» (в редакции 2006 года). // Не опубликован.

Приказ ГТК России № 1284 от 29.11.2002 «Об утверждении Правил приема грузовых таможенных деклараций», зарегистрирован в Минюсте РФ 03.02.2003 Рег. № 4167. // Российская газета. – 2003. – № 25 (3139).

Приказ ГТК России № 1022 от 16.09.2003 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом», зарегистрировано в Минюсте РФ 13.10.2003 Рег. № 5171. // Российская газета. – 2003. – № 207 (3321).

[8] Приказ ГТК России № 1356 от 28.11.2003 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» (в редакции 2006 года). // Не опубликован.

[9] Приказ ГТК России № 958 от 03.09.2003 «Об утверждении Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров», зарегистрирован в Минюсте РФ 17.10.2003 г. Рег. № 5183. // Российская газета. – 2003. – № 215 (3329).

[10] Приказ ГТК России № 1356 от 28.11.2003 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» (в редакции 2006 года). // Не опубликован.

[11] Письмо ФТС России № 01-06/16252 от 19.05.2005 «О применении форм таможенного контроля». // Не опубликовано.

[12] Приказ ГТК России № 1166 от 20.10.2003 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств», зарегистрирован в Минюсте РФ 13.11.2003 Рег. № 5236 // Российская газета. – 2003. – № 237 (3351).

[13] Приказ ГТК России № 1023 от 16.09.2003 «Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий, и инструкции по их заполнению», зарегистрирован в Минюсте РФ 13.10.2003 Рег. № 5170. // Российская газета. – 2003. – № 208 (3322).

[14] Приказ ГТК России № 48 от 19.01.2004 «Об утверждении перечня должностей должностных лиц таможенных органов Российской федерации, имеющих доступ в помещения и на территории для проведения осмотра», зарегистрирован в Минюсте РФ 02.02.2004 Рег. № 5516. // Российская газета. – 2004. – № 20 (3397).

[15] Приказ ГТК России № 1188 от 23.10.2003 «Об утверждении порядка проведения осмотра помещений и территорий». // Таможенные ведомости. – 2004. – № 2.

[16] Приказ ГТК России № 1023 от 16.09.2003 «Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий, и инструкции по их заполнению». // Российская газета. – 2003. – № 208 (3322).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...