специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по программе базовой подготовки профильного уровня
ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ по дисциплине Экономика для студентов 1курса по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по программе базовой подготовки
Преподаватель ____Н.М.Гуцал
Красноярск 2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К комплекту билетов по дисциплине Экономика специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по программе базовой подготовки профильного уровня Комплекты билетов подготовлены с учетом обязательных минимумов содержания среднего полного общего образования, а также федеральных государственных образовательных стандартов среднего полного общего образования. Экзамен проводится в устной форме. Количество билетов 30. Объем проверяемых знаний и умений соразмерен с их объемом в существующих учебно-методических комплексах. Первые два вопроса направлены на проверку знаний, что одновременно предполагает проверку умений их логично излагать, перестраивать, аргументировать и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки выпускников. Третий вопрос направлен на выявление творческого потенциала учащихся, умения применять полученные знания для решения познавательных и практических задач. Общая экзаменационная оценка складывается из трех оценок за выполнение каждого из заданий билета и является их средним арифметическим. Рекомендации по оцениванию ответов на первый и второй вопросы. Отметка «5» за каждый из первых двух вопросов ставится при условии, что экзаменуемый: • логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;
• правильно использовал научную терминологию в контексте ответа; • верно, в соответствии с вопросом характеризовал на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития (на профильном уровне также раскрыл их место и значение в жизни общества как целостной системы); • объяснил причинно-следственные и функциональные связи назван ных социальных объектов; • обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук; • проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности (на профильном уровне проявил также умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук); • показал умение формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; • проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенны ми чертами и признаками социальных явлений и экономическими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; • проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания. Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в процессе беседы экзаменатора с экзаменуемым последний самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения. Отметка «4» ставится, если экзаменуемый допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.
Отметка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или экзаменуемый не смог показать необходимые умения. Оценка ответа на третий вопрос связана прежде всего с характером задания, требующего от экзаменуемого демонстрации определенных умений. В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы умения: • анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и соответствующими понятиями курса; • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица и т.п.); • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; • различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы; • применять знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения; • предвидеть последствия определенных социальных действий; • осуществлять вычисления на условных примерах; • применять для экономического анализа графические изображения экономических явлений и процессов. Рекомендации по оцениванию ответа на третий вопрос. Отметка «5» по третьему вопросу ставится при получении требуемого ответа на основе применения соответствующих умений и теоретических знаний. Отметка «4» ставится, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки. Отметка «3» ставится, если экзаменуемый справляется с заданием лишь после наводящих вопросов экзаменатора. Предложенные выше рекомендации по оцениванию ответов на отдельные вопросы не носят исчерпывающего характера и не описывают все возможные случаи, а могут быть лишь общим ориентиром. Билет № 1 1. Предмет и метод экономической науки. 2. Фирма и ее цели. 3. В настоящее время для развитых стран является характерным темп экономического роста на уровне 2-3%, а некоторые развивающиеся страны имеют темпы роста 5-7%. Можно ли утверждать, что развивающиеся страны способны обогнать развитые по уровню ВВП? Объясните, что необходимо учитывать для того, чтобы ВВП служил объективным показателем экономического роста.
Билет № 2 1. Глобальные экономические проблемы. 2. Факторы производства и факторные доходы. 3. Прочитайте приведенный ниже текст. «В России в 2000 г. ВНП составил около 248 млрд. долл. Это соответствует примерно 21-22-му месту в мировой табели о рангах, где место страны определяется абсолютной величиной ее годового ВНП. Но при этом наша страна пока сползает в этом списке вниз, а не поднимается вверх. В таблице ООН по ранжированию стран по величине ВНП на душу населения мы находимся на 120-м месте. Данную ситуацию нельзя признать благоприятной. На наш взгляд, перспективы экономического роста в России в XXI в. могут оказаться более успешными при достижении политического согласия нации относительно курса экономических преобразований и стабильного руководства в стране». Определите, какие положения текста носят: А) Фактический характер. Б) Характер оценочных суждений.
Билет № 3 1. Валовой внутренний продукт. Номинальный и реальный ВВП. 2. Монополистическая конкуренция. 3. Общая выручка фирмы А. от продажи произведенной продукции составила 600 тыс. р., а сумма явных и неявных издержек - 470 тыс. р. Общая выручка фирмы Б. составила 350 тыс. р., сумма явных и неявных издержек - 320 тыс. р. Рассчитайте экономическую прибыль каждой фирмы и сравните эти показатели.
Билет № 4 1. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость. 2. Рынки факторов производства. 3. Сравните различные экономические системы и заполните соответствующие графы таблицы.
Опираясь на полученные данные таблицы, охарактеризуйте различные системы хозяйствования.
Билет № 5 1. Выгоды обмена. Абсолютные и сравнительные преимущества. 2. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. 3. Легковые автомобили производятся в России пятью предприятиями, 82% шин для сельскохозяйственных машин выпускают четыре предприятия, 92% кальцинированной соды - три, все производство магнитной ленты сосредоточено на двух предприятиях, автогрейдеров - на трех. К какой рыночной структуре относятся отрасли промышленности? Охарактеризуйте особенности этой рыночной структуры.
Билет № 6 1. Спрос. Факторы спроса. 2. Показатели выпуска фирмы. Закон убывающей отдачи. 3. Реальный ВВП страны N за данный год составил 420 млрд долл. В предыдущем году этот показатель был равен 400 млрд долл. Рассчитайте темп роста ВВП (экономический рост) за данный год.
Билет № 7 1. Предложение. Факторы предложения. 2. Реальные и номинальные доходы семьи. 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущены слова. «Экономика - это наука о том, как общество использует для производства благ и распределения их среди людей. Их недостаточно, чтобы удовлетворить полностью даже минимальные____всех людей. Поэтому общество должно постоянно делать выбор, что производить, для кого про изводить и. Эти задачи можно решить, по-разному организуя экономическую жизнь общества. Один тип экономики характеризуется тем, что основная часть решений о производстве и потреблении принимается от дельными лицами и фирмами с учетом цен, складывающихся на_____. Они же являются собственниками факторов производства. Государству отводится в экономике второстепенная роль. Такая экономика называется____. К другому типу экономики относится централизованно управляемая экономика, или_____. Государство в этом случае играет первостепенную роль». Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить. Слова в списке даны в именительном падеже. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать: А) Традиционная экономика. Б) Ограниченные ресурсы. В) Рынок. Г) Возможности. Д) Техника. Е) Потребности. Ж) Командная экономика. З) Как производить. И) Рыночная экономика.
Билет № 8 1. Функционирование рынка. 2. Организационно-правовые формы предприятий по российскому законодательству. 3. Установите соответствие между регуляторами рыночной экономики и их функциями.
Назовите негативные последствия для рыночной экономики, вызываемые чрезмерным усилением влияния одного из регуляторов и соответственно снижением роли другого.
Подтвердите свое мнение необходимыми аргументами и соответствующими примерами.
Билет № 9 1. Рынок совершенной конкуренции. 2. Постоянные и переменные издержки фирмы. 3. Сравните данные двух диаграмм, свидетельствующие о соотношении доходов самых богатых семей и доходов самых бедных семей в России в период с 1990 по 1995 г. Как изменился уровень жизни россиян? Объясните причины этих изменений.
Билет № 10 1. Роль государства в рыночной экономике. 2. Монополия, виды монополий. 3. Вопрос более активного включения России в процесс глобализации мировой экономики - предмет многочисленных дискуссий. Согласно оценкам Всемирного банка общий размер финансовой выгоды России от вступления во Всемирную торговую организацию может составить в среднесрочной перспективе 19 млрд., а в долгосрочной - 64 млрд. долл. в год. Какие выгоды и потери ждут Россию в результате вступления в ВТО? Выскажите аргументы «за» и «против» участия России в экономической глобализации. Билет № 11 1. Государственный бюджет и государственный долг. 2. Рынок труда. Минимальная оплата труда. 3. Потребитель взял ссуду в банке на оплату лечения. Срок погашения 12 месяцев. Сумма возвращалась по условиям договора в рассрочку в виде ежемесячных платежей. Банковская процентная ставка была установлена в соответствии с ожидаемой инфляцией 2% в месяц. Фактическая нор ма инфляции оказалась 4% в месяц. Кто остался в выигрыше от этой сделки - кредитор или заемщик? Билет № 12 1. Общественные блага и внешние эффекты. 2. Обменный курс валюты. 3. Опираясь на данные таблицы, сравните и охарактеризуйте типы рыночных структур.
Билет № 13 1. Налоги и налоговая политика государства. 2. Предпринимательство. Мотивы предпринимательства. 3. Прочитайте приведенный ниже текст. «Европейский союз включает пятнадцать государств, взаимосвязь экономик которых доказывает то, что взаимная торговля составляет более 60% внешнеторгового оборота этих стран. Страны ЕС с января 2002 г. ввели в обращение единую валюту (евро). Данная ситуация может позволить капиталу еще более свободно перемещаться по единой Европе в поисках выгодного приложения. Несмотря на часто возникающие разногласия по отдельным проблемам экономической политики, можно предположить, что экономическая интеграция в рамках ЕС будет углубляться». Определите, какие положения текста носят: А) Фактический характер. Б) Характер оценочных суждений. Билет № 14 1. Фискальная политика государства. 2. Основные источники финансирования бизнеса. 3. «Систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать свои собственные проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут действовать без присмотра» (В. Леонтьев). Охарактеризуйте экономические проблемы, которые рыночная система способна решать самостоятельно, и экономические проблемы, которые требуют вмешательства государства. Справедливо ли утверждение ученого-экономиста в условиях современной экономики? Аргументируйте свой ответ. Билет № 15 1. Банки и банковская система. 2. Рыночное равновесие и равновесная цена. 3. Экономически активное население страны N составляет 75 млн человек. Норма безработицы в стране равна 7%. Рассчитайте число занятых и безработных. Дайте оценку уровням занятости и безработицы в стране. Билет № 16 1. Инфляция. Виды инфляции. 2. Безработица. 3. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте примерами выполнение государством следующих экономических функций: перераспределение доходов общества, производство общественных благ, обеспечение занятости населения, правовое регулирование экономических отношений. Билет № 17 1. Экономический рост и развитие. 2. Причины и последствия инфляции. 3. Стремление к экономическому росту - характерная черта всех правительств. Однако в обществе в последнее время возникли два вида возражений. Сторонники одного их них ставят вопрос о самой возможности дальнейшего движения по пути усиленного экономического роста ввиду предполагаемого исчерпания природных ресурсов. Сторонники другого считают, что концепция экономического роста, учитывая связанные с ним загрязнение окружающей среды и ухудшение условий жизни, не совместима более с идеей прогресса. Сформулируйте свое отношение к этой проблеме. Аргументируйте поддержку или опровержение взглядов сторонников различных возражений. Билет № 18 1. Экономические циклы. Причины циклического развития экономики. 2. Государственная политика в области занятости. 3. «Налоги взимаются с части общества в интересах целого». Приведите объяснения, подтверждающие это положение, и проиллюстрируйте их примерами. Билет № 19 1. Распределение доходов общества. 2. Нормальные блага, товары первой необходимости и товары роскоши. 3. Коммерческий банк «Империал» принял вклады на общую сумму 300 млн. р. Центральному банку было передано в качестве обязательных резервов 20 млн. р. Вычислите норму обязательного банковского резерва, установленную Центральным банком, и объясните ее необходимость. Билет № 20 1. Закон предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. 2. Виды предпринимательства. 3. В таблице представлены данные Всероссийского центра уровня жизни, отражающие различия в структуре потребления семей. Структура потребительских расходов (в %)
Под бедными подразумевается 10%-ный слой наименее обеспеченных граждан России, богатые - 10%-ный слой наиболее обеспеченных граждан. Проанализируйте данные таблицы и охарактеризуйте следующие зависимости: между структурой расходов и размерами доходов; между размерами доходов и платежеспособным спросом на продовольственные и непродовольственные товары. Объясните связь выявленных зависимостей с положениями закона Энгеля. Билет №21 1. Международная торговля. 2. Дискриминация на рынке труда. 3. Государство N переживает период экономического спада. Правительству необходимо предпринять меры по изменению экономической политики для выхода из кризисной ситуации в экономике. Представьте, что вы руководитель Центрального банка страны. Какие инструменты денежно-кредитной политики и как вы использовали бы для улучшения экономической ситуации? Сделайте выбор и обоснуйте его. Билет № 22 1. Внешнеэкономическая деятельность государства. 2. Рынок ценных бумаг. 3. «Почти все налоги на производство в конечном счете ложатся на потребителя» (Д. Рикардо). Приведите необходимые аргументы, подтверждающие справедливость данного вывода ученого-экономиста. Билет № 23 1. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. 2. Международное разделение труда. 3. Предприниматель К., организовав производство, получил бухгалтер скую прибыль 30 тыс. р. Если бы он вложил деньги в покупку ценных бумаг, то получил бы 40 тыс. р. в виде дивидендов. Как соотносятся бухгалтерская и экономическая прибыль предпринимателя? Можно ли считать применение предпринимателем имеющихся ресурсов эффективным? Билет № 24 1. Рыночные структуры и конкуренция. 2. Деньги. Виды и функции денег. 3. Среди экономистов нет единого мнения о том, нужно ли государству и в какой мере вмешиваться в рыночную экономику. Одни считают, что ни одна экономическая система, даже свободная рыночная экономика, не может эффективно функционировать без вмешательства государства. Роль государства в регулировании экономических и социальных процессов должна возрастать. Другие уверенно доказывают, что рыночный механизм свободного ценообразования работает с большей эффективностью в экономике, чем государство. Необходимы максимальное вытеснение государства из сферы регулирования экономических отношений и либерализация рынка и цен. Какую позицию поддержали бы вы? Аргументируйте свой ответ. Билет № 25 1. Экономические функции государства. 2. Олигополия и рыночная конкуренция. 3. Предложите основное содержание (замысел, основные проблемы) и этапы разработки ученической практической работы (проекта) по теме «Рынок труда и молодежь».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|